Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование, поддержание и изменение корпоративной культуры.




Организационная культура относится к факторам внутренней среды. Но, естественно, на ее формирование большое влияние оказывает внешняя среда, в том числе макроокружение (общество) и непосредственное окружение (рынок). Процесс формирования организационной культуры связан с установлением определенного типа отношений между членами организации. Это процесс нахождения способов современной работы и сосуществования. На этом этапе происходит формирование ценностей, традиций, устанавливаются нормы и правила поведения, ритуалы, системы коммуникаций, язык общения, системы мотивации и пр., т.е. формируется конкурентное поведение работников внутри организации (рис. 4). Причем главная роль в процессе формирования культуры отводится руководителю.

 

формируется
из них выводятся
проявляется через
РЫНОК
ОБЩЕСТВО
Организационная культура
Представление о ценностях
Нормы и правила поведения
Конкретное поведение работников внутри и вне организации

 

 


Рис. 4 - Модель формирования корпоративной культуры

 

Поддержание корпоративной культуры означает процесс ее сохранения и укрепления. Обычно рекомендуется проведение ряда мероприятий, облегчающих восприятие культуры новыми членами организации и направленных на поддержание и укрепление установившихся ценностей путем обучения, тренировки, напоминания, повторения, укрепления традиций, фольклора и т.п. Причем, особо следует помнить, что корпоративные культуры, особенно в крупных организациях, не однородны. Может существовать доминирующая культура и ряд субкультур. Субкультура представляет собой свод ценностей, которые разделяет меньшинство (часть) членов организации. Субкультура могут ослабить организацию или даже нанести ей ущерб, если она находится в конфликте с доминирующей культурой. Это обстоятельство обязательно надо учитывать при формировании, поддержке и изменении корпоративной культуры.

Для поддержания корпоративной культуры часто используется так называемое «Кредо организации», в котором зафиксированы ценности, нормы, ответственность всех членов организации. В качестве примера приводим кредо корпорации «Джонсон и Джонсон».

 

Мы отвечаем перед врачами, медсестрами, пациентами, матерями и всеми другими, использующими нашу продукцию и услуги. Мы должны постоянно стремиться снижать затраты для поддержания разумных цен. Заказы покупателей должны быть выполнены немедленно и точно. Наши поставщики и потребители должны иметь возможность получить достаточную прибыль. Мы отвечаем перед своими работниками, мужчинами и женщинами, работающими с нами по всему миру. Каждый должен рассматриваться как личность. Мы должны уважать их достоинство, чувство безопасности и уверенности в своей работе. Компенсация должна быть достаточная и адекватная, а рабочее место – чистым и безопасным. Работники должны чувствовать себя свободными при высказывании замечаний и предложений. Работники должны иметь возможность для применения и повышения своей квалификации. Мы должны обеспечивать компетентное управление и наши действия должны быть справедливыми и разумными. Мы отвечаем перед обществом, в котором живем и перед миром в целом. Мы должны быть хорошими гражданами – поддерживать хорошую работу и платить залоги. Мы должны помогать улучшению системы образования и здравоохранения. Мы должны поддерживать в хорошем состоянии нашу собственность, обеспечивая сохранность окружающей среды и природных ресурсов. Мы отвечаем перед нашими акционерами. Бизнес должен приносить ощутимую прибыль. Мы должны экспериментировать с новыми идеями. Исследования должны выполняться, научные программы развиваться, ошибки – оплачены. Новое оборудование должно быть куплено, новые возможности реализованы, новые продукты – выпущены. Если мы будем работать в соответствии с этими принципами, держатели наших акций будут иметь хорошие дивиденды.

 

Сущность корпоративной культуры такова, что она скорее подвергается эволюционным изменениям, чем волевым решениям. Управление изменением культуры затрагивает отношения, сформировавшиеся за длительный период. Этот процесс поэтому и является сложным и болезненным для организации. Изменения культуры потребуют сформировать новые критерии для найма работников, изменений в системе поощрений, создать новые критерии продвижения по служебной лестнице и даже пересмотреть основные ценности. При изменениях в корпоративной культуре возникают сложности, связанные с сопротивлением этим изменениям. Управление изменением культуры трудно унифицировать, однако представляется возможным выделить некоторые принципы. В американских источниках рекомендуется семь «ключей» (основных правил) для изменения корпоративной культуры (рис. 5).

 

Семь ключей для изменения корпоративной культуры
Понимай свою старую культуру, ибо невозможно изменить курс, не зная, где ты находишься
Поддерживай тех работников, которые имеют идеи относительно новой культуры
Живи сам той культурой, которую хочешь создать в организации
Ищи лучшую субкультуру в организации и распространяй ее
Не атакуй культуру «в лоб». Помогай работникам найти их собственные пути для выполне-ния задач, и лучшая культура придет
При изменениях рассчитывай на перспективу в 5-10 лет
  Не рассчитывай в работе на чудо

 


Рис. 5 - Модель изменения корпоративной культуры

 

При изменениях корпоративной культуры руководители всегда должны позаботиться об обеспечении информированности сотрудников о том, что важно для организации, почему это важно и о мероприятиях, моделирующих определенное поведение.

Предлагается следующие четыре механизма.

Механизм участия: необходимо привлекать людей к решению важных для организации вопросов, опираться на их возможности.

Механизм символьного управления: используется для поддержки того, что для организации важнее всего. Это должно быть продемонстрировано наглядными действиями (например, разрушением президентом на глазах своих заместителей и сотрудников старых образцов продукции) или путем резкого изменения внутрифирменной политики.

Механизм взаимопонимания: постоянно информируйте людей, объясняйте им, что от них требуется и почему необходимы перемены. Люди хотят понимать сущность воздействующих на них явлений и событий. Взаимопонимание усиливает гордость и взаимную ответственность.

Система поощрений, связанная с концепцией принадлежности работника к организации. Следует быть предельно осторожным, поскольку при несоответствии между объявленными и фактически оцениваемыми качествами негативные явления неизбежны.

Таким образом, корпоративная культура – это не только условие эффективного проведения организационных преобразований, но и самостоятельный объект управления, т.е. культуру можно формировать, поддерживать и изменять.

Особо следует подчеркнуть взаимосвязь между лидерами и корпоративной культурой. Как считают американские специалисты в области организационного поведения, одной из важнейших сторон деятельности лидеров является управление корпоративной культурой, и что уникальный талант лидера во многом состоит в умении с ней взаимодействовать. «Ключом к эффективному лидерству в организации является умение читать информацию, содержащуюся в культуре, и соответственно на нее реагировать».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...