Адийя сутта: Использование
АН 5.41 Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики. И тогда домохозяин Анатхапиндика отправился к Благословенному, поклонился ему, и сел рядом. Затем Благословенный сказал ему: Домохозяин, существуют эти пять использований богатства. Какие пять? (1) Вот, домохозяин, с помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием, накопил силой своих рук, заработал потом и кровью праведно добытым праведным богатством ученик Благородных делает счастливым себя, доволен, и правильно поддерживает себя в счастье. Он делает счастливыми своих родителей, доволен, и правильно поддерживает себя в счастье. Он делает счастливыми свою жену и детей, своих рабов, рабочих и слуг, доволен, и правильно поддерживает себя в счастье. Таково первое использование богатства. (2) Далее, с помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием делает счастливыми своих друзей и товарищей, доволен, и правильно поддерживает себя в счастье. Таково второе использование богатства. (3) Далее, с помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием ученик Благородных своим богатством делает запасы против утрат, которые могут возникнуть из-за огня или наводнений, царей или бандитов или же нежеланных наследников. Он предохраняет себя от этого. Таково третье использование богатства. (4) Далее, с помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием ученик Благородных совершает пять жертвований: родственникам, гостям, предкам, царям, божествам. Таково четвёртое использование богатства. (5) Далее, с помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием ученик Благородных утверждает ведущее ввысь подаяние небесное подношение, приводящее к счастью, ведущее в небесные миры тем жрецам и отшельникам, которые воздерживаются от упоения и беспечности, которые утверждены в кротости и терпении, которые обуздывают себя, умиротворяют себя, тренируют себя для [достижения] ниббаны. Таково пятое использование богатства.
Таковы, домохозяин, пять использований богатства. Домохозяин, если у ученика Благородных богатство истощилось, [но] он использовал его этими пятью способами, он думает так: Я использовал богатство этими пятью способами, и моё богатство истощилось. И, таким образом, у него нет сожаления. Но, если у ученика Благородных богатство увеличивается, когда он использовал его этими пятью способами, он думает так: Я использовал богатство этими пятью способами, и моё богатство увеличилось. И так тоже у него нет сожаления?1. [И далее он добавил]:
Богатством наслаждался я, И содержал я тех, кто от меня зависит, И бедствия различные преодолел. Дары давал, которые уводят ввысь, Как совершал и жертвований пять. Прислуживал я нравственным монахам, Им, целомудренным, кто обуздал себя.
Добился я тех самых целей, Которых мудрые, что проживают дома, Желали бы достичь, используя богатство. И сделанное мной не вызывает сожаления
И когда смертный памятует так, Он пребывает стойким в благородной Дхамме. Его восхвалят в этой жизни самой, А после смерти счастлив он на небесах.
Прим. переводчика (SV): Очевидно, речь идёт о том, что ученик Благородных использует богатство, не будучи привязанным к нему. См. пункт №10 в АН 10.91.
Саппуриса сутта: Хорошие люди АН 5.42 [Благословенный сказал]: Монахи, когда хороший человек рождается в семье, то это ведёт к благу, процветанию, счастью многих людей. Это ведёт к благу, процветанию, счастью (1) его отца и матери, (2) его жены и детей, (3) его рабов, рабочих, слуг, (4) его друзей и товарищей, (5) отшельников и жрецов. Подобно тому, как дождевое облако, питая все посевы, появляется для блага, процветания, и счастья многих людей, то точно также, когда хороший человек рождается в семье, это ведёт к благу, процветанию, и счастью многих людей. Это ведёт к благу, процветанию, счастью его отца и матери? отшельников и жрецов. [И далее он добавил]:
Дэвы оберегают тех, кто защищаем Дхаммой, Богатство тратит кто на процветание многих. Устойчивого в Дхамме не покидает слава, Того, учёный кто, живёт по предписаниям. Кто может порицать его, Устойчивого в Дхамме, Исполнившего нравственность, И чьи слова суть правда; Того, кто стыд имеет, [Кто чист] подобно злату Его и дэвы хвалят, И хвалит даже Брахма.
Иттха сутта: Желанное АН 5.43 И тогда домохозяин Анатхапиндика отправился к Благословенному, поклонился ему и сел рядом. Затем Благословенный сказал ему: Домохозяин, существуют эти пять вещей желанных, приятных, и редко обретаемых в мире. Какие пять? (1) Долгая жизнь, домохозяин, желанна, приятна, и редко обретаема в мире. (2) Красота, (3) Счастье, (4) Слава, (5) Небесные миры желанны, приятны, и редко обретаемы в мире. Эти пять вещей, домохозяин, желанных, приятных, и редко обретаемых в мире, я говорю тебе, не обрести посредством молитв или хотений. Если бы эти пять вещей, желанных, приятных, и редко обретаемых в мире, можно было бы обрести посредством молитв или хотений, то разве был бы тот, кому чего-нибудь бы не доставало? (1) Домохозяин, ученик Благородных, который желает долгой жизни, не должен молиться ради [получения] долгой жизни или же радоваться этому или же страстно этого хотеть, [ничего не делая]. Ученик Благородных, который желает долгой жизни, должен практиковать путь, ведущий к долгой жизни1. Ведь когда он практикует путь, ведущий к долгой жизни, то это ведёт к обретению долгой жизни, и он обретает долгую жизнь небесную или человеческую. (2) Домохозяин, ученик Благородных, который желает красоты, (3) счастья, (4) славы, не должен молиться ради [получения] славы или же радоваться этому или же страстно этого хотеть, [ничего не делая]. Ученик Благородных, который желает славы, должен практиковать путь, ведущий к славе. Ведь когда он практикует путь, ведущий к славе, то это ведёт к обретению долгой жизни, и он обретает славу небесную или человеческую.
(5) Домохозяин, ученик Благородных, который желает небесных миров, не должен молиться ради [получения] небесных миров или же радоваться этому или же страстно этого хотеть, [ничего не делая]. Ученик Благородных, который желает небесных миров, должен практиковать путь, ведущий к небесным мирам. Ведь когда он практикует путь, ведущий к небесным мирам, то это ведёт к обретению небесных миров, и он достигает небесных миров. [И далее он добавил]:
Тот, кто хотел бы долго жить, хочет признания и славы, [Хотел бы] красоту, небесный мир, и благородное рождение, И высочайших наслаждений [кто хотел бы] непрерывный ряд, То для того мудрец восхвалит прилежание В свершении поступков, что заслуги принесут.
Прилежный мудрый человек Оберегает оба эти вида блага: То благо, видимое в этой жизни самой, А также благо в жизни, что придёт. Кто непреклонен, достигает блага, Тот зваться будет мудрецом.
Прим. переводчика (SV): Комментарий поясняет, что речь идёт о практике нравственности, щедрости и т.д., вероятно, давая пояснение сразу ко всем пяти пунктам. Однако в МН 135 объясняются конкретные пути, ведущие к тому или иному плоду. Например, путём, ведущим к длинной жизни, является милосердие и воздержание от убийства живых существ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|