Восемь сокровенных мужских тайн
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание (часть сносок опущена) · Предисловие к русскому изданию · Введение · Восемь сокровенных мужских тайн · Глава 1. Наследие Сатурна: заповеди, роли, ожидания · Глава 2. Дракон ужасен: внутренняя феминность и реальная женщина · Глава 3. Необходимая травма: ритуалы перехода · Глава 4. Жажда отца · Глава 5. Исцеление мужской души: семь шагов к исцелению
Предисловие автора к русскому изданию Я обращаюськ российскому читателю с надеждой на то, что, несмотря на имеющиеся культурныеразличия и периоды трагических взаимных подозрений, мы с вами сможемразговаривать на языке общечеловеческих проблем. Как однажды заметил АльберКамю, можно отвергать коммунизм и вместе с тем преклоняться перед народом,давшим миру Толстого и Достоевского. Эта книга - попытка указать на то, чтожизнь мужчины куда больше определяется его ролевыми ожиданиями, чемгосударством, в котором он живет. Мужчины не очень протестовали против своейякобы независимой социальной позиции. Возможно, эта псевдонезависимость потомутак широко распространена и исторически прочна, что лишь очень немногие могутосознать ее ограничения. Вряд ли рыба осознает, что она плавает в воде. Вряд лимужчины знают о том, что на протяжении целых веков они плыли по течению иподвергали себя опасности. Выступаяперед женской аудиторией, которая часто задает мне вопросы, связанные с мужскойпсихологией, я говорю: представьте себе, что вы утратили контакт с тойвнутренней, инстинктивной силой, которую всегда считали и своим истиннымспутником, и проводником к вашей сущности. Еще представьте, что вы потеряливсех близких Друзей и подруг, с которыми могли поделиться своими тревогами ипроблемами. Отказавшись от этих двух постоянных источников поддержки ивнутреннего целеполагания, вы превратитесь в обычного человека, состоятельностькоторого зависит только от его внешних успехов, живущего в крайнейэмоциональной изоляции и, по существу, чужого и самому себе, и окружающим еголюдям. Более того, если бы мужчина попытался понять свое внутреннее состояние,он ощутил бы, как его переполняют стыд, слабость и неуверенность в себе. Еслираньше женщины считали, что социальное положение мужчин являетсяпривилегированным, ибо в большинстве своем именно они стоят во главе разныхсоциальных институтов, то теперь женщины видят, в каком ужасном смятенииоказались мужчины в силу своей же социальной тирании, и начинают смотреть намужчин с возрастающей симпатией и пониманием.
Изредкаменя просит обратиться к этой теме и мужская аудитория. Недавно мне пришлосьговорить об этом в одной мужской группе, так как мужчины заранее не сказалимне, что они хотели бы услышать. Они слушали меня внимательно и серьезно,иногда снимая напряжение коротким нервным смехом. Вопросов было очень мало.После нашей встречи один мужчина вышел вместе со мной на улицу и сказал: "Осознаетели вы, что всколыхнули все то, что накопилось у них внутри?" - "Ялишь сказал ту правду, которую они и так знают",- ответил я. "Да ведьименно ее они и боялись",- заметил он. Эта книгабыла написана мною более десяти лет тому назад. В те времена кое-где в США ещесуществовали очаги мужского движения, но уже тогда можно было наблюдать, какослабевает его влияние. Хотя я и тогда, и сейчас поддерживаю формированиемужских групп, однако вижу, что большинство этих групп просто распадаются,перерождаясь в типичные для социальных институтов властные структуры. Внастоящее время вряд ли можно вообще говорить о существовании мужскогодвижения, несмотря на то что и здесь, и там есть небольшие группы мужчин,которые, встречаясь друг с другом, обсуждают свою жизнь, убеждаясь в том, чтоони не так одиноки, как им могло показаться.
А потому впоследней главе книги сделан акцент на том, что исцеление души современногомужчины - это прежде всего результат индивидуальных усилий. Все мы знаем, чтонастоящие социальные изменения начинаются с самоосознания и мужества отдельногочеловека, то есть со способности думать о том, о чем остальные боятся думать. Янадеюсь, что эта книга поможет моим русским читателям почувствовать себя менееодинокими и начать процесс своего индивидуального освобождения, который можетсделать всех нас более социально свободными и духовно раскрепощенными. Введение Запомните,вы пришли в этот мир, уже осознав необходимость бороться с собой - и только ссобой. А значит, благодарите любого, кто предоставит вам эту возможность. Гурджиев. Встречи с замечательными людьми Мысльнаписать эту книгу возникла у меня в апреле 1992 года после моего выступления вЦентре К. Г. Юнга в Филадельфии. Это выступление сильно запоздало. Я лично летдесять избегал говорить на тему мужского страдания, вдохновения и исцеления,хотя она все больше и больше интересовала меня как юнгианского аналитика.Двенадцать лет назад отношение анализируемых женщин и мужчин в моей практикесоставляло 9:1. Теперь среди моих пациентов больше мужчин, чем женщин (всоотношении 6:4). Уверен, что подобное изменение в соотношении пациентовмужского и женского пола наблюдается и у других терапевтов; те же причиныповлияли и на подъем мужского движения. Я избегал этой темы, так как оченьмногое казалось мне обыденным. Я считал, что в лучшем случае здесь очень многоработы, связанной с исследованиями и с эмоциональным очищением, а в худшем -это представляет собой широко распространенное явление, которое мне было неочень приятно. Я посвящаюочень много времени индивидуальной терапии и изучению личностных измененийлюдей. Как правило, это настолько напряженная и глубоко индивидуальная работа,что можно забыть о существовании огромного внешнего мира и самых разныхсоциальных проблем, часть которых непосредственно связана с нами исоприкосновение с которыми становится для нас травматическим. Но со временеммне стало ясно, что истории отдельных мужчинпереплелись между собой и превратились в устойчивые лейтмотивы. Постепенно ястал понимать ту истину, которую женщины узнали о себе раньше нас: коллективныйопыт мужчин (так же как и женщин) является неотъемлемой частью любойиндивидуальной судьбы. На формирование каждой отдельной личности влияют как всеперипетии и хитросплетения ее индивидуального развития, так и социальнаямифология.
Конечно,сегодня существует много книг, посвященных разным аспектам внутреннихпротиворечий современного мужчины. В своей работе я иногда буду прямо ссылатьсяна них, делая это обдуманно и с большим удовольствием. Все мы участвуем вборьбе за создание мужского сообщества, и голос каждого из нас звучитпо-разному. Я не ставлю цели внести свой вклад в изучение мужской психологии, алишь хочу остановиться на сложных вопросах, обобщить их и представить в такомвиде, чтобы они стали понятны многим. Для этого я использую материалы изсобственной клинической практики, связанные с мужской психологией. Своимклиентам мужчинам я очень благодарен за разрешение опубликовать эти материалы. Цель книги "Подтенью Сатурна" заключается в том, чтобы предложить читателю краткий обзорэмоциональных травм мужчин и возможностей их исцеления, а также исследоватьситуацию в этой области психологии, сложившуюся в последнем десятилетии XXвека. Более того,могу сказать откровенно: много лет я избегал говорить на эту тему не толькопотому, что мне казалось, будто эти проблемы еще четко не обозначились, но ипотому, что я сам испытывал мучительные страдания, живя под тенью Сатурна. И досих пор мне не всегда ясно мое отношение к собственной маскулинности. По волесудьбы я родился мужчиной. В течение многих лет я просто считал этослучайностью, принимал как должное все последствия и был уверен, что выходиз-под покрова тени скорее вызовет у меня страх, чем даст ощущение свободы. Вкниге я буду использовать цитаты из некоторых автобиографий, так как считаю,что они точно и полно отражают суть проблемы. Как заметил художник ТониБерлант, "чем больше личного и интроспективного содержания включает в себяхудожественное творчество, тем более универсальным оно становится"1.
1 ClothierP. Hammering Out Magic //Art News. P. 113. Концентрируявнимание на проблемах мужчин, я нисколько не собираюсь преуменьшать травмы,переживаемые женщинами. Мы, мужчины, находимся в огромном долгу передженщинами, которые не только говорили во всеуслышание о собственной боли врамках нашей культурной женофобии, но и стремились к тому, чтобы мужчины,насколько это возможно, могли стать самими собой. За это мы, мужчины, им оченьпризнательны. Их cri decoeur* помогмужчинам более осознанно отнестись к собственным травмам, и в итоге все мыдобились лучшего результата. Пример женщин, борющихся за свое освобождение отколлективной тени, придает мужчинам мужества и побуждает их поступать так же.Пока мужчины не смогут выйти из тьмы, мы будем продолжать наносить травмыженщинам и самим себе, а мир не станет безопасным и свободным. А значит, мы должнысделать это не только для себя, но и для тех, кто нас окружает. * Крик души (франц.). В середине XIX века датский теолог Серен Кьеркегор заметил, что нельзя спасти свою эпоху,можно лишь выразить убеждение, что жизнь бренна2. Силыбессознательного, общественные институты и идеологии, направляющие нашу жизнь,настолько инертны, что нельзя надеяться на быстрое изменение общества ихарактерных для него социально-половых ролей. Но первое и обязательное условие- мужчины должны осознать, что несут в себе мучительную травму. Бессознательноеощущение своей уязвленности заставляет их постоянно наносить травмы и себе, иженщинам. Я часто прихожу в недоумение от того, как у женщин помимо их волирастет ненависть к мужчинам, которые их подавляют, и почти так же удивляюсьтому, как у мужчин растет страх и ненависть по отношению друг к другу. 2 KierkegaardS. The Journals of the Kierkegaard. P.165. Такимобразом, в этой книге учитывается опыт многих людей, позволяющий каждомуконкретному мужчине расширить рамки своего сознания, выразить свое отношение кпроисходящему и найти путь к исцелению. Образы, которые сознательно ибессознательно управляют нашей жизнью, можно проработать только в результатемучительных индивидуальных переживаний, но возрастающая способность мужчинпризнавать свою печаль и гнев, принимать участие в начинающемся разговоре другс другом тоже поможет исцелить травмы, связанные с воздействием внешнего мира. Я предлагаючитателю посмотреть на себя с точки зрения описанного здесь странствия.Например, для женщины может быть полезным описание борьбы с материнскимкомплексом, оно позволит ей осознать эту странную амбивалентность, которая,видимо, всю жизнь заставляет мужчин страдать. В мужском странствии существуетмного этапов и много опасностей. Наши страхи и задачи, которые мы перед собойставим, очень много для нас значат. Это неправда, что все, чего мы не знаем, непричинит нам боли; в действительности все, чего мы не знаем, причинит нам оченьсильную боль, и тогда мы, как Самсон, вслепую обрушим храм на свои головы3.
Чтобыподвести каждого из нас к большему осознанию происходящих с мужчиной перемен иего мучительных исканий, мне придется раскрыть мужские тайны. Я написал о нихтак, чтобы они были более понятны женщинам. Некоторые из этих тайн могутоказаться новыми для самих мужчин, и все же я не сомневаюсь: каждый мужчина,читатель этой книги, согласится с тем, что они указывают на травмы, которые онносит в своем одиноком, наполненном страхом сердце. Если мы не в силах ничегосделать с уязвленностью и страхом, то, по крайней мере, можем покончить содиночеством. 3 Имеется в виду библейская притча о Самсоне.Самсон, не знавший о том, что его предала Далила и что от него отступилсяГосподь, по-прежнему считал себя неуязвимым и, обрушив весь дом на своихврагов, сам погиб под его развалинами (Книга Судей, 16:18, 20, 30). Названиеэтой книги напоминает нам о том, что и мужчины, и женщины всегда несут на себетяжкое бремя тени идеологий: одни - сознательно, другие - унаследовав его отсемьи и этнической группы, в качестве какой-то части национальной истории илиее мифологической основы. Эта тень отягощает душу человека. Мужчины чувствуютбремя этой тени, подавляющее и поражающее их силу духа. Ощущение ее тяжестиявляется сатурнианским. Мужчина в нашей культуре - это человек, который долженисполнять различные социальные роли, отвечать определенным ожиданиям,конкурировать и испытывать враждебность. Но именно это обесценивает лучшиекачества и способности мужчин, ведет к тому, что это бремя становитсяневыносимым. Оно ощущалось всегда, но сегодня мужчины, обладающие мужеством,начинают сомневаться в необходимости жить, испытывая бремя этой тени. Сатурн былримским богом, покровителем сельского хозяйства. С одной стороны, как богземледелия, он покровительствовал римской цивилизации; с другой стороны, онассоциировался с целой серией мрачных, кровавых историй. Его древнегреческийпрообраз Крон был порождением мужского начала - Урана и женского начала - Геи. Уранненавидел своих детей, так как боялся за свое будущее; миф говорит о том, чтоон был "первым, совершившим постыдные поступки"4. Его женаГея наточила серп и побудила Крона напасть на отца. Крон подкрался к спящемуУрану и оскопил его с помощью серпа. Схватив левой рукой (с которой с тех порсоотносятся плохие предзнаменования) отрезанные гениталии, он забросил ихвместе с землей в море. Из пролившихся на землю капель крови Урана возникли тристрашные эриннии: Алекто, Тисифона и Мегера, мстящие отцеубийцам иклятвопреступникам. Из семени Урана, попавшего в море, родилась Афродита, имякоторой буквально означает "рожденная из пены"5. 4 Cronwell'sHandbook of Classical Literature. P.109. 5 Там же. Р. 41. Крон-Сатурнсменил своего отца и стал точно таким же тираном и деспотом. Как только у них ссупругой Реей рождались дети, он пожирал их. Единственным ребенком, которомуудалось избежать этой участи, был Зевс. Когда Зевс вырос, он, в свою очередь,пошел на отца войной, которая продолжалась десять лет. С триумфальной победойЗевса появились многие признаки цивилизации, но и он тоже оказался жертвойкомплекса стремления к власти и превратился в деспота6.
6 Преследование им Прометея, да и других, оченьхорошо известно. См., например: Hamilton E. Mythology. P. 75-78. Такимобразом, история о Кроне-Сатурне - это история о власти, ревности и опасности,то есть о насилии над эросом, над способностью к рождению и над самой землей.Как однажды заметил Юнг, там, где есть власть, не может быть любви7.Человек стремится быть всесильным, как боги, но мы видим, как власть, которойон обладает, искажается, превращаясь в комплекс. Сама по себе властьнейтральна, но без любви она управляется страхом и компенсаторными амбициями,которые в конце концов приводят к насилию. Как заметил Шекспир, "нет покояголове в венце"8. 7 "Там, где царит любовь, нет местастремлению к власти, а где стремление власти взяло верх, там нет места любви". См.: Jung С. G. Two Essays onAnalytical Psychology //Jung С G. C. W. Vol. 7. Par. 78.[Полное собрание сочинений Юнга здесь и далее сокращеннообозначается С. W.] 8 Шекспир В. Король Генрих IV.Часть вторая //Весь Шекспир.В 2 т. Т. 1.М..2001.С. 701. Историческисложилось так, что большинство мужчин выросли под тенью Сатурна. Страдая отсвоей несостоятельности и постоянно испытывая страх, они наносили травмы себе идругим. Современные мужчины могут считать, что альтернативы не существует инаследие Сатурна - это все, что у нас есть. Я в это не верю. Я предлагаючитателю книгу "Под тенью Сатурна", чтобы разобраться в некоторых измножества способов, при помощи которых эти темные мифы бередят нашу душу. Янадеюсь, что книга поможет каждому человеку заглянуть в себя, чтобы обрестивнутреннюю свободу. Восемь сокровенных мужских тайн 1. Жизнь мужчины, как и жизнь женщины, во многом определяется ограничениями, заложенными в ролевых ожиданиях. 2. Жизнь мужчины в существенной мере управляется страхом. 3. Феминность в мужской психике обладает огромной властью. 4. Мужчины хранят молчание с целью подавить свои истинные эмоции. 5. Травма является необходимой, так как мужчины должны покинуть мать и психологически выйти за рамки материнского. 6. Жизнь мужчин полна насилия, так как насилию подверглась их душа. 7. Каждый мужчина очень тоскует по отцу и нуждается в общении со старейшинами своего сообщества. 8. Если мужчины хотят исцелиться, им следует мобилизовать все свои внутренние ресурсы, восполнив то, что они в свое время не получили извне. ГЛАВА 1 Наследие Сатурна: "Человекрождается свободным, но повсюду он в оковах". Так начинает Жан-Жак Руссосвой труд "Социальный договор, или Принципы политического права",написанный в 1762 году Мы приходим в этот мир свободными, независимыми издоровыми. Но поскольку мы тесно связаны с родителями и культурной средой, вкоторой растем, то постепенно утрачиваем свою природную сущность. Все мыпроходим через социализацию, позволяющую нам создавать семью, участвовать вжизни разнообразных социальных институтов, которые хотя и обладают определеннойсамостоятельностью, но постоянно требуют, чтобы человек жертвовал ради нихсвоей индивидуальностью. В строениинаших костей, в ткани наших нервов, в коридорах нашей памяти мы сохраняемдрагоценные черты младенца. Кто из нас, подобно юному герою романа ДжеймсаЭджи, не лежал на траве под звездами ночного летнего неба и не размышлял отаинстве этой жизни, с помощью детской интуиции пытаясь разобраться в вопросах,которые она перед нами ставит? "Мы сейчас говорим о летних вечерах вКноксвилле, штат Теннесси, в те времена, когда я там жил, успешно выдавая себяза ребенка"9. 9 AgeeJ. A Death in the Family. P. 11. Как только взрослые выходили из-за обеденногостола, услышав шум струи поливальной машины, и взбирались на скрипучее покатоекрыльцо, мы, дети, сразу уносились своими мечтами туда, где ...дремота,томно улыбаясь, влечет нас к себе и уносит туда, где меня принимают как хорошознакомого и любимого человека, в том другом доме... но при этом не скажут нисейчас, ни потом, никогда не скажут о том, кто я такой10. Подобныеразмышления о прошлом посещают каждого из нас: размышления о нашем пребываниина этой земле, о тумане страха, устилающем путь в будущее, и, несмотря на этотстрах, воспоминания о радости жизни, которая бурлит у нас в крови. Но куда жеушла та радость? Откуда эта тяжесть, боль в теле, душевная усталость, апатиямыслей и ломота в костях? Что случилось с тем ребенком - здоровым, полнымнаивной детской гордости собой? Он по-прежнему спонтанно живет в нас, пребывая "водиноком ощущении скоротечной радости"11, в легкой паутинесновидений, сразу ускользающих от сознания, как только мы включаемся в нашуежедневную работу. Он живет, но запрятан где-то глубоко внутри нас. Он оченьустал под огромной тяжестью тени Сатурна. Позвольтемне привести пример из своего детства. Время от времени мой отец смеялся, илишутил, или даже присвистывал. Но, уже будучи ребенком, я постепенно сталпонимать, что, когда он свистел, дела обстояли очень плохо, причем даже в техслучаях, когда я ощущал в этом свисте какой-то героический порыв. Он "свистелв темноте"12, создавая видимую маску благополучия. Спустякакое-то время я стал понимать, что, начиная свистеть, он не чувствовалрадости, а, наоборот, ему было плохо. Несмотря на все его усилия скрытьнеприятности, я знал, что его дела идут не лучшим образом. Мой отецбыл вынужден завершить свое образование в восьмом классе, так как его отецпотерял работу в компании по изготовлению сельскохозяйственной техники в периодВеликой депрессии, когда многие фермы на Среднем Западе стали разоряться еще донаступления полного краха в 1929 году. Вполне определенное послание моему отцу,на которое он отвечал всю оставшуюся жизнь, заключалось в том, что он долженбыл пожертвовать своими личными интересами и работать для поддержания семьи. 10 Там же.Р. 15. 11 YeatsW. В. An Irish Airman Foresees His Death. Line 11//Collected Poems of W. B. Yeats. 12 "Свистеть в темноте" - устойчивоесловосочетание, означающее "вести себя, словно не чувствуя страха". Будучистаршим ребенком в семье, я помню и то, как он потом целыми днями работал нафабрике "Эллис-Чалмерс" на конвейере, где собирали тракторы и другоесельскохозяйственное оборудование, а ночами и в выходные дни развозил нагрузовике людям уголь и сгружал его лопатой. Позже, по иронии судьбы, егоназначили "аналитиком" на этот сборочный конвейер; он объяснял своимколлегам, инженерам с высшим образованием, как можно справиться с той или инойпроблемой, над которой они ломали голову. За это время он изучил работу всейсистемы конвейера. Отец мог найти и исправить любую возникшую на производственеполадку и наконец занял должность, равную по статусу должности инженера,отвечающего за соблюдение техники безопасности. В течение50 лет каждую пятницу он приносил домой чековую книжку, на которую почти всегдабыла начислена очень приличная зарплата. Мы никогда не голодали, как, например,бывало, голодал мой лучший друг Кент, но даже тогда я знал, что отецбеспокоился, чтобы мы не голодали. И именно от него я получил свое первоесатурнианское послание, ясное и непререкаемое. Оно заключалось в том, что бытьмужчиной - значит работать. Работать всегда, выполнять любую работу, чтобыподдержать тех, за кого несешь ответственность. Это означало, чтоудовлетворение личных потребностей отходит на второй план по сравнению с такойвысокой задачей. Много лет спустя, когда одна женщина спросила меня, какуюнадпись мне бы хотелось иметь на своем надгробном камне, я ответил: "Здесьлежит тот, на кого можно было положиться". Это послание было такимвесомым, что мой отец, а позже и я сам были готовы умереть, чтобы его исполнитьи остаться такими в памяти потомков. Спустямного времени, когда я написал отцу поздравительную открытку, он мне ответилнесмотря на разделявшую нас эмоциональную пропасть: "Простите меня, моимальчики, за то, что не смог вас очень хорошо узнать, потому что должен был всевремя работать". Он ругал себя за то, что наше взросление и развитиепрошли мимо него. И, несмотря на это, я отдаю должное его преданности нам исчитаю, что он сделал для нас все, что мог. Я знал, что он работал на нас,страдал из-за нас, беспокоился о нас, и сначала я не думал, что у него могутбыть какие-то болезненные переживания, связанные с его работой. Вместе с тем японимал: такая жизнь не идет ему на пользу, но, по-видимому, жить именно такдля него значило быть мужчиной. В периоднашего формирования разразилась Вторая Мировая война. Я помню, как люди втревоге собирались вокруг динамиков, чтобы услышать о жестоких сражениях вЕвропе и Юго-Восточной Азии и узнать что-то о своих близких, которые находилисьгде-то там, в местах с такими странными названиями, как Тулаги, островМинданао, или за крупнокалиберным пулеметом в хвосте В-1713. (Онивернулись обратно; но двадцатичетырехлетний парень возвратился с Филиппинсовершенно седым, а стрелок-радист - с осколком зенитного снаряда, оставшимся вего ноге.) 13 В-17 - основной бомбардировщик военно-воздушныхсил США, который наряду с другим бомбардировщиком, В-24, участвовал во ВторойМировой войне, преимущественно в бомбардировках Германии. Буква "В" вназвании самолета В-17 является первой буквой слова "Bomb" - бомба. Черный креподежды, горестные, полные слез расставания на вокзалах, огромная, нескрываемаятревога внесли в мое ощущение жизни нечто очень большое и ужасное, то, чтоостается и сейчас и не может нас отпустить. Я наслушался ужасных историй,например, о семье, получившей от сына открытку из Красного Креста. В ней прямопод маркой я прочитал: "Они отрезали мне язык". Не знаю, была ли вэтих рассказах правда, но окружавшие меня взрослые им верили. Этого мне былодостаточно. Военноевремя дало мне второе неоспоримое послание о том, что значит быть мужчиной. Ябыл твердо уверен: моя судьба заключается не в том, чтобы стать "акулойкапитализма", а в том, чтобы вырасти и стать солдатом, отправиться куда-тодалеко, чтобы там убивать или быть убитым либо же измученным и искалеченнымвернуться домой. Целые ночи напролет я лежал в кровати, не в силах заснуть,представляя все эти ужасы, предназначенные мне судьбой. Люди, пережившиеВеликую депрессию, сохранили на себе ее шрамы и оставшийся в глубине страх.Пережившие военное детство до сих пор содрогаются при воспоминании о царившихтогда ужасах и неопределенности. Будучиребенком, выросшим на Среднем Западе, я находился так далеко от разрушенных иуничтоженных городов, но для нас линия фронта проходила везде, и везде мыиспытывали страх. Тогда я даже не слышал о Дахау, Берген-Бель-зене иМаутхаузене, но, став взрослым, я приехал туда со своими детьми. То, что япочувствовал, нельзя назвать паранойей. Меня охватило страшное беспокойство...Но, поскольку я был мужчиной, от меня ожидали мужской реакции и мужскойответственности... Самое тяжелое наследие Сатурна составляют работа, война итревога! Каждыймужчина может вспомнить похожие переживания. Каждый может оказаться в ситуации,когда он чувствует, что от него требуется нечто большее, чем просто способностьпонять. Ребенок,втянутый в такой водоворот событий, отчаянно ищет хоть какую-то информацию,пример для подражания, модель поведения, совет, указание, помощь; получив ее,он может сразу отказаться и, возможно, даже станет подавлять. Выбрав этот путь,юноша надеется, что "они" (взрослые) отведут его в сторонку и научатвсему, что ему нужно знать. Помню, какя стал свидетелем одного таинства именно тогда, когда мне это было нужно большевсего, чтобы понять, что значит быть мужчиной. У отца в ладони застрялрыболовный крючок. Не меняя выражения лица, отец его вытащил. Я сталподозревать, что взрослые не чувствуют боли так, как чувствуют ее дети, новместе с тем я считал, что его кто-то научил этому загадочному мужеству итерпению, которому я так отчаянно хотел научиться. Хотелось надеяться на то,что однажды "они" отведут меня в сторонку и научат, как бытьмужчиной. Я верил, что это может случиться, когда нужно будет пойти в школу.(Ничего еще не зная о том, что такое пубертат, я видел, что старшеклассникигораздо больше нас по своим габаритам, а потому они казались мне ближе к темлюдям, которых называют взрослыми.) Но, к своему удивлению и разочарованию, сприближением дня, когда я должен был пойти в школу, я почувствовал, что "они"никогда не отведут меня в сторону и не скажут, что значит быть мужчиной и каквести себя по-взрослому. Теперь я,конечно же, знаю, что "они", старейшины нашего времени, тоже незнали, что значит быть мужчиной. Они тоже не прошли инициацию и вряд ли моглипережить таинства и получить освобождающее их знание. Такпостепенно я пришел к осознанию необходимости совершения переходного ритуала,превращающего мальчика в мужчину. Такой ритуал не только обозначает переход отдетской зависимости к самодостаточности взрослого человека, но и обеспечиваетпреемственность таких ценностей, как чувство гражданского долга, а также такихустановок и убеждений, которые связывают человека с его богами, обществом, в которомон живет, и с самим собой. Надо сказать, что такие ритуалы уже давно утратилисвое влияние и исчезли. "Часто приходилось слышать,- заметил МирчаЭлиаде,- что одной из характерных особенностей современного мира сталоисчезновение всех традиционных ритуалов инициации"14. В нашевремя может оказаться непонятным даже само словосочетание "ритуалинициации", или "переходный ритуал". Ритуал - это движение в глубину. Ритуалы не изобретают -их открывают, находят, совершают; они рождаются при достижении архетипическойглубины. Цель символического действа, которое воспроизводится в ритуале,заключается в том, чтобы вовлечь человека в такого рода глубинное переживание.Бессмысленное повторение переходных ритуалов может привести к утрате ихспособности выводить человека за рамки совершающегося действия, вархетипическую глубину. И тогда ритуал становится пустым и бессодержательным. 14 JungС. G. Rites and Symbolsof Initiation.P. IX. Вместе стем у человека по-прежнему есть потребность в погружении в архетипическиеглубины. В своей работе "Символическая жизнь" Юнг пишет о том, какважно индейцам племени пуэбло считать, что их ритуалы помогают восходу солнца. Людиощущают умиротворение, когда чувствуют, что живут жизнью, наполненнойсимволами, и являются актерами в божественной драме. Только такая жизнь придаетсмысл человеческому бытию, все остальное оказывается банальным и незаслуживающим внимания. Деловая карьера, деторождение - все это лишь майя 15и очень удалено от истинного смысла вашей жизни16. Живя вобществе, в котором не осталось ритуалов, придающих жизни смысл, мы встаемперед жестокой реальностью - жизнью на поверхности. Сама идея перехода содержитв себе глубинный смысл, ибо любой переход подразумевает некое завершение, конецчего-то и вместе с тем некое начало, рождение нового. Статична только смерть;основной закон жизни - изменение, и нам предстоит пройти через множествосмертей и возрождений, если мы хотим прожить жизнь, наполненную смыслом17. Инициация подразумевает вступление человека в новый и таинственный мир. В связи стем, что переходные ритуалы практически исчезли из нашей культуры, современномумужчине приходится самостоятельно доходить до понимания важности такого родасобытий. Ибо то, чего теперь нам не дает наша культура, мы вынуждены искать длясебя сами. 15 Майя - метафора иллюзии в юнгианской психологии. 16 JungС. G. The Symbolic Life //Jung С. G. С. W. Vol. 18. Par. 630. 17 См.мою книгу: HollisJ. The Middle Passage:From Misery to Meaning in Midlife. Несмотря намножество культур с присущими им особенностями, архетипические стадии такихпереходных ритуалов в них были поразительно схожими. Кажется, что наши предкиинтуитивно улавливали важность такого обособления и развития личности ичувствовали необходимость таких процессов. Длительность, интенсивность иопределенность этих ритуалов напрямую зависели от трудности расставания сдетством и взросления. В нашей культуре лишь очень немногим людям удаетсяосуществить психологическое отделение от родительской семьи и стать взрослыми,поэтому имеет смысл раскрыть и осмыслить переживания человека на всех стадияхпроцесса инициации. Повторяю: все, что нам не дала наша культура, приходитсявосполнять самостоятельно. Мы не можем уйти от решения данной проблемы,ссылаясь на свое невежество, ибо в таком случае процесс превращения мальчика вмужчину останется незавершенным. Обобщенноможно представить шесть стадий переходного ритуала. Несмотря на то чтосодержание каждой из них различалось в зависимости от местных условий итрадиций, сами стадии вполне вписывались в единые общекультурные формы. Перваястадия переходного ритуала - физическое отделение от родителей,необходимое для начала психологического отделения. Здесь у мальчика никогда небыло выбора. Среди ночи его "похищали" у родителей старшие соплеменники,которые, надевая маски или раскрашивая лица, перевоплощались в богов илидемонов. Маски помогали им совершить переход с уровня родственников и соседей куровню богов и архетипических сил. Внезапность и даже насилие, присущее такомуотделению, олицетворяли собой тот факт, что ни один юноша добровольно нерасстанется с комфортом домашнего очага. Его тепло, защита и забота имеютогромную притягательную силу. Но остаться у домашнего очага, образно илиреально, значит остаться ребенком и тем самым отречься от возможности статьвзрослым. Второйстадией переходного ритуала была смерть. Мальчик должен был бытьсимволически похоронен: он проходил через темный туннель, полностьюпогрузившись в реальный или символический мрак. Хотя это действо несомненно,приводило его в ужас, на самом деле юноша переживал символическую смертьдетской зависимости. Онпо-настоящему страдал от утраты родительского очага. "Ты больше не сможешьвернуться домой". Это была потеря невинности, потеря связи с раем, детскимэдемом. Во время такого "умирания" ребенок, по образному выражениюДилана Томаса, "уносится куда-то, на далекую ферму, навсегда расставшись смиром своего детства"18. 18 ThomasD. Ferm Hill // Thomas D. Collected Poems. P. 180. Но,несмотря на смерть, жизнь должна продолжаться. Поэтому третья стадияпредставляла собой ритуал возрождения. Иногда это возрождениесопровождалось изменением имени, подтверждая появление на свет нового человека.(Христианское крещение, очевидно, символизирует такой мотив смерти -возрождения, когда во время совершения ритуала человек возвращается в роднуюводную среду. Римско-католическая конфирмация19, а также бар и батмитцва20 в иудаизме - примеры дошедших до нас ритуалов.) 19 Таинство миропомазания - помазание частей тела(лба, ладоней, ступней) святым миром - означает введение в званиемирянина, члена церкви. Совершается над детьми 7-12 лет. 20 Бар и бат митцва - традиционные еврейскиепраздники, посвященные официальному совершеннолетию мальчиков и девочекпо достижении ими 13 и 12 лет соответственно. Четвертаястадия инициации обычно включала в себя обучение, то есть приобретениезнаний, которые требовались юноше, чтобы он мог вести себя как взрослыймужчина. Основная задача здесь состояла в приобретении практических навыков,таких, как охота, рыболовство, умение обращаться со скотом, которые позволялиновообращенному мужчине наряду с другими мужчинами поддерживать и защищать своесообщество. Кроме того, ему сообщали о его правах и обязанностях взрослогомужчины и члена сообщества. И наконец, на этой стадии происходило посвящение втаинства, при котором у юноши должно было появиться ощущение твердости духа исопричастности трансцендентному миру. "Кто наши боги?" "Какомуобществу, каким законам, этике, духовным ценностям они покровительствовали?"Помещение юноши в мифический контекст собственной формирующейся идентичности придавалоему ощущение многомерности процесса, в котором он участвовал, и обогащало егодушу. Пятуюстадию можно определить как суровое испытание. По своему содержанию ономогло быть разным, но при этом мальчик должен был подвергаться мучительнымстраданиям из-за ухода от домашнего очага, обеспечивающего ему комфорт изащиту. Подробнее об этом я скажу немного позже, но нас, современных людей,особенно поражает, что неоправданная на первый взгляд жестокость этих испытанийфактически была частью мудрого понимания того, что такие страдания ускорялиосознание. Осознание приходит только через страдания; без страданий, выраженныхв той или иной форме, физической, эмоциональной или духовной, мы легкоудовлетворяемся прежними правилами, удобными привычками и зависимостями. Втораяпричина необходимости страданий связана с желанием помочь мальчику привыкнуть кпревратностям реальной жизни, которые он довольно скоро испытает на себе. Хотяподобная практика кажется нам варварской, ритуальное "обрезание" и "кровопускание"не только знаменует расставание с телесным комфортом и детскими зависимостями,но и накладывает на человека знак избранности, принадлежности к сообществупрошедших через инициацию взрослых. Испытаниеобычно включало определенные формы изоляции, пребывание в сакральномпространстве, отдельно от остального сообщества. Существенная особенностьвзрослой личности состояла не столько в том, что человек больше не могвернуться под защиту взрослых, а в том, что он учился использовать внутренниересурсы. Никто не догадывается о существовании таких ресу
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|