Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вос-становите в памяти потерю отца




Если мы станем изучать свою сущность с точки зрения пола,наше отношение и к родному отцу, и к племенным старейшинам станет болеекритичным. Но еще со времен индустриальной революции и миграции значительнойчасти населения в города, то есть более двухсот лет тому назад, большинствумужчин пришлось оторваться от своих корней: от своего дома, от своего дела и отсобственной души. Повышение уровня экономической свободы потребовало от них адаптироватьсвою энергию к социальным ролям, позволяющим получать прибыль, но в то же времяи наносящим душевные травмы.

Такие травмы вызывали у мужчин печаль и причиняли иммучительные страдания, и они, сами того не осознавая, наносили травмы своимсыновьям. Подобно трагическому заклятию в греческой драме, травмы переходили изпоколения в поколение. Только мужчины, сумевшие осознать такие историческиетравмы, увидеть их в своей родословной и вос-становитъ себя, то естьисцелить внутреннее расщепление, могут преодолеть историческое бремя Сатурна.Немногие из нас могут более драматично выразить свое переживание жизни стравмированным отцом, чем это сделала Шарон Олдс в своем стихотворении "Сатурн"108:

Он лежит на кушетке одну ночь, другую...
Рот открыт, и темнота комнаты
Наполняет его рот, и никто не знал,
Что мой отец пожирал своих детей.

Поэтесса продолжает описывать, как ее отец пожирает одногосвоего ребенка за другим. Она уверена, что

...Каждым нервом своих десен и кишок
Он знал, что делает, и при этом не мог
Остановиться.

Ведь именно этого он хотел:
Взять в рот живое создание
И показать, что может сделать мужчина,-
показать своему сыну, Что значит быть мужчиной.

Сыновья часто видят, как их отцы страдают под бременемСатурна; видел и я, как мой отец, отработав неделю на конвейере, брал ввыходные лопату и разгружал машины с углем, заполняя им бункеры соседей. Многоемы тогда принимали как должное: еду на столе, арендную плату, новые ботинки. Встихотворении "Эти зимние воскресенья" Роберт Хайден вспоминает отом, как тяжело приходилось его отцу в борьбе за выживание, и одновременно' освоей наивности и безразличии к его переживаниям. С болью в сердце онвспоминает:

...Говоря равнодушно с ним,
С тем, кто сделал так, чтобы в доме было тепло,
И к тому же начистил мои чудесные ботинки.
Что же я знал, что я действительно знал
Об аскетической любви и одиночестве в рабочем
кабинете?109

Такими были наши отцы; они были травмированы больше, чем мыможем себе представить. У них не было альтернативы и внутреннего эмоциональногопозволения быть самими собой; несомненно, они были одиноки. Нам не нужностыдиться своей печали, вызванной их нелегкой долей.

Печаль по своей сути честна. Она ценит то, что былоутрачено навсегда или чего уже никогда не будет. Во всяком случае, мужчинынесут свое бремя чаще всего как депрессию, которую они могут даже неосознавать. Депрессия - тупик для жизненной силы; как бы глубоко мы ниподавляли переживания, вызванные потерей отца, психика об этом знает изаставляет нас нести в себе это обременяющее нас чувство. Печаль - открытоевоспоминание, и хотя она в данный момент не вызывает хороших ощущений,благодаря искренности переживаний она очищает и исцеляет. Депрессия можетнасильно погрузить нас в глубину мрака, независимо от степени нашей активностиво внешнем мире. Под ее тяжестью могут поблекнуть даже самые радостные моментыв жизни.

Один мужчина, биржевой брокер, сам загнал себя так, какоднажды загнал себя его отец. Он не умел отдыхать. Все выходные он проводил наработе. У отца была только одна ценность в жизни - его работа, поэтому; чтобызаслужить одобрение своего отца, он работал на пределе своих возможностей. Дажепосле смерти отца его образ сохранял сильный эмоциональный заряд и по-прежнемувовлекал брокера в гонку. Даже когда он достиг более высокого по сравнению сотцом материального положения, он не мог остановиться. Наконец после двух леттерапии брокер решил перестать работать по выходным и впервые за все времяпришел на могилу отца. Там он рыдал, оплакивая ту нежность и то одобрение,которых никогда не получал от отца. Его слезы и печаль позволили ему начатьдвижение вперед в своей жизни - в жизни, которую он вообще едва знал из-затого, что она для него была предопределена тенью Сатурна уязвленного иуязвляющего отца.

Подавленная печаль вызывает депрессию; тем же эффектомобладает не находящий выхода гнев. Гнев - естественная рефлекторная реакцияорганизма на травму. Однажды у меня был пациент, который случайно обмолвился, чтововлек своих сыновей в отношения инцеста. Они даже помогали ему, а он такимобразом утверждал себя. Я чувствовал, как у меня нарастает гнев и одновременносочувствие к мальчикам, искавшим отцовской любви и отцовского прикосновения, анашедшим предателя, который воспользовался их бессилием, наивностью инеосознанным буквальным восприятием происходящего и обманул их, выдав за любовьтолько телесные, сексуальные отношения. Я попросил его рассказать об этомтеперь уже взрослым сыновьям и быть готовым пережить их печаль и гнев, надеясь,что этот рассказ поможет исцелиться даже если не ему самому, то кому-то из егосыновей.

Многие сыновья, стремясь самоутвердиться (а это необходимокаждому ребенку), ощущают, как их терзает гнев, который проявляется в их язвахи мигренях, возникающих из-за их вынужденного послушания. Если мужчины хотятисцелиться, им нужно испытывать гнев по отношению к своим травмам и тем, кто ихнанес. Можно задать вопрос: а что хорошего в таком выражении гнева, котороепроисходит спустя длительное время после травмы? Но, как любая эмоция,насыщенная энергией, гнев не проходит бесследно. Он всегда на кого-топереключается. Уязвленный сын будет, в свою очередь, уязвлять своего сына,если не исцелится сам и не разорвет порочный круг. Если гнев поможет разрядитьатмосферу и возобновить отношения с отцом, продолжающим жить по-прежнему,значит, надо идти на риск. Если гнев еще больше увеличит психологическуюдистанцию с отцом, нужно сознательно решить не вступать в конфликт. Но каждыйсын должен столкнуться лицом к лицу со своим внутренним гневом, иначе онпо-прежнему останется в плену у Сатурна.

Безусловно, мужчины должны более осознанно передавать свойвнутренний опыт. Они явно не могут изменить прошлое, а часто не могут изменитьдаже внешние отношения между отцом и сыном. Тем не менее то, что им неизвестно,скрыто действует у них внутри. Приняв во внимание тонкое замечание Юнга о том,что непрожитая жизнь родителя должна стать величайшей обузой для ребенка,каждый сын, без всяких осуждающих мотивов, должен вспомнить, как на еголичности отразились травмы его отца. Иначе он увидит, что живет, повторяяотцовские поступки либо реагируя на них,- в каждом случае он оказываетсяпленником Сатурна.

Каждый сын должен спросить себя: "Какие травмы были умоего отца? Чем он пожертвовал (если эта жертва имела место) ради меня идругих? На что он надеялся и о чем мечтал? Воплотил ли он в жизнь свои мечты?Был ли он эмоционально свободен, чтобы жить такой жизнью? Жил ли он своейжизнью или по заповедям Сатурна? Как его отец и его культура мешали егостранствию? Что мне хотелось бы узнать от него о его жизни и его истории? Чтомне бы хотелось узнать от него о том, что значит быть мужчиной? Пробовал лиотец отвечать на такие вопросы, но внутри себя, не для посторонних? Приходилосьли ему вообще когда-либо их задавать? В чем заключается непрожитая жизнь моегоотца, и, может быть, я в той или иной мере проживаю ее за него?"

Таковы в основном вопросы одного поколения к другому,которые вслух не проговариваются. Если их сознательно не задают вслух, значит,ответы на них были бессознательно прожиты внутри, зачастую вызывая травму.Когда мы задаем такие вопросы, даже если отец умер, у нас больше шансовизбежать его идеализации или обесценивания. Он превращается в мужчину, большепохожего на нас самих, на брата, который прошел через такие же испытания. Тогдадаже в случае серьезной травмы мы, скорее всего, будем относиться к нему ссочувствием. Если нами овладеет ненависть, мы сохраним связь с источником нашейтравмы. Если мы лучше поймем своих отцов с точки зрения взрослого человека, мыскорее сможем стать отцами для самих себя.

Рассказывайте тайны

Те, кто профессионально занимается исцелением людей, знают:где существует отрицание, там гноится рана. Или же, как известно из программы "Двенадцатьшагов"110, там, где есть сопротивление, проявляйте упорство. Жизньмужчин основана на отрицании и сопротивлении истине. Редко приходится слышатьстоль неприкрытую истину, как в исповеди Пабло Неруды: "Так получилось,что я болею от того, что я мужчина". Заметим, он не говорит: я боленпотому, что являюсь самим собой; больным его делает именно его роль мужчины.Самая глубокая истина, которую несут в себе мужчины, заключается в том, что ихдуша деформируется под воздействием внешних сил. На каждого Торо[112],исчезающего на какое-то время в лесной чаще, чтобы снова обрести свою душу ирадикально пересмотреть свою жизнь, приходится миллион мужчин и женщин, которыеежедневно соскальзывают обратно, в бездушие и коллективную анонимность.Согласно памятной фразе Торо, это ведет к жизни спокойного отчаяния.

Так как психика "знает" больше, чем сознание, этадеформация души остается и проявляется в совокупности реакций. Самая заметнаяреакция - оттенок грусти, преследующий мужчин всю жизнь, даже если они могутхорошо его скрывать. И опять Неруда говорит нам правду, от которой нескроешься:

Есть целые пространства
затонувших фабрик, огромных бревен,
о которых знаю только я один,
потому что я грущу и потому что я путешествую,
и я знаю землю, и я грущу113.

Другой типичной реакцией мужчин, ставшей притчей во языцех,является их ярость: точно не определенная и неизвестно куда направленная,обращенная на себя и на других. А за всем этим "бешенством и кошмаром внаших жилах"114 стоит ужасный страх. Ни один мужчина нечувствует себя настоящим мужчиной. Его поведение в стиле мужчины-мачо маскируетего ужас. В. X. Оден также раскрывает истину:

Патриоты? Маленькие мальчики,
Одержимые Огромностью:
Огромным пенисом,
Огромными деньгами,
Огромным шумом115.

Когда мужчины чувствуют, что их обманули, то есть что ониугодили в ловушку, оказавшись между стремлениями своей души и социальнымитребованиями, им приходится притворяться, чтобы "сохранить лицо".Постепенно отчуждаясь от своей внутренней жизни, от анимы, они ожидают, чтовесь груз эмоций примут на себя женщины. Секс начинает играть особенно важнуюроль, ибо именно через секс мужчины стараются преодолеть отчуждение от своихчувств и своего тела. Они просят Другую до наступления рассвета восстановить ихсилы и придать им уверенности в себе, и тогда они встанут и снова отправятся наборьбу. Это делает их не менее ранимыми и зависимыми, чем раньше. Из-за того,что люди должны ненавидеть тех, от кого они зависят, возрастают напряжение ивраждебность, а эрос заменяется тенью власти.

Таковы основные тайны мужчин: они чувствуют свою мужскуюнеполноценность, то есть неполноценность личности, которая оказалась мужчиной.Они ощущают, что разрываются между страхом и яростью, находятся в эмоциональнойзависимости и при этом отвергают объект, от которого зависят. Повторяю:единственный выход из этого состояния заключается в том, чтобы осознать ипризнать существование этой нестерпимой истины. Можно начать с самого себя, азатем поделиться этой правдой с другими - не с женщиной, а с другим мужчиной.Этот мужчина, тоже оказавшийся во власти опасливой защищенности, можетпрезрительно насмеяться над человеком, который говорит ему правду, причем егопрезрение пропорционально его страху, но он может также сделать шаг навстречу ипризнать своего брата.

В мифологии описывается много героических приключений:покоряются горные вершины, побеждаются великаны, поражаются драконы; но отмужчины требуется гораздо больше мужества, чтобы высказать эмоциональнуюистину. Современное странствие героя происходит не в реальном мире, а вдушевной пустыне. Злодей может воплотиться не в образе варвара, стоящего настраже у входа, а оказаться внутренним мраком, страхом, от которого можетизбавить только отвага. Юнг так описывал эту задачу, стоящую перед героем:

Дух зла - это страх и запретное желание; это враг,противостоящий жизни в ее борьбе за вечность и препятствующий всем великимдеяниям. Этот враг внедряет в наше тело яд слабости и старения посредствомвероломного укуса змеи. Это дух регрессии, угрожающий нам материнскимзаточением и полным растворением и исчезновением в бессознательном. Для героястрах - это вызов и испытание, ибо избавление от страха может принести толькоотвага. И если не пойти на риск, то над смыслом жизни человека каким-то образомсовершится насилие116.

Наш страх - это испытание; потерпев неудачу, мы скатываемсяк хвастливой компенсации мачо или постыдному соучастию. Открыть истину своейдуши - первая задача. Жить в соответствии с этой истиной - задача вторая. Апередавать ее другим - третья. Такая передача истины от одного человека кдругому - высшее испытание в нашей жизни. Возможно, когда-нибудь потом мыперестанем "болеть от того, что являемся мужчинами".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...