Что исцеляет и кто целитель?
Прежде чем мы перейдем к сущности вопроса о мужскомисцелении, следует выяснить, что означает такого рода исцеление и где сегодняможно найти тех, кто помажет исцелиться. В начале XXвека Франц Кафка написал пророческий рассказ "Сельский доктор".Провинциальный врач, который отправился на вызов к пациенту в отдаленнуюдеревню, оказался в самом центре снежной бури. Когда он наконец прибыл наместо, то увидел, что все население деревни собралось вокруг молодого человекаи просит врача его спасти. Врач осматривает больного и не может найти никакойболезни. Юноша умоляет врача его спасти. В это время врач видит у него направом боку, в области бедра, открытую рану и ладонь величиной. "Отливаявсеми оттенками розового, темнея в глубине и постепенно светлея к краям, смелко-пупырчатой тканью и неравномерными сгустками крови, она зияет, какрудничный карьер. Но это лишь на расстоянии. Вблизи я вижу, что у больногоосложнение... Черви толщиной в мизинец, да еще вымазанные в крови, копошатся вглубине раны, извиваясь на своих многочисленных ножках и поднимая к свету белыеголовки"102. Когда врач заявляет, что не может спасти раненого,сельчане набрасываются на него, срывают с него одежду, тем самым ритуальнолишая его целебной силы, и выгоняют его из деревни, так что тому приходитсясамому искать дорогу домой. Все время доктор размышляет так: "Таковы люди в наших краях. Они требуют от врачаневозможного. Старую веру они утратили, священник заперся у себя в четырехстенах и рвет в клочья церковные облачения; нынче ждут чудес от врача, отслабых рук хирурга. Что ж, как вам угодно, сам я в святые не напрашивался;хотите при нести меня в жертву своей вере - я и на это готов; да и на что ямогу надеяться, я, старый сельский врач, лишившийся своей служанки?"103
Кафка Ф. Избр. соч. В 2 т. Т. 2. М.: Политиздат, 1991. С. 368. Рассказ Кафки несет в себе пророческий и метафорическийсмысл. Церковь утратила свою власть, и ей на смену пришел новый предрассудок иновый священник - в белом халате вместо черной сутаны. Однако новая религия -научная медицина - тоже не приносит спасения. Красно-розовая рана становится видимойтолько в результате тщательного осмотра. Наука, при всей ее поразительной силе,бессильна излечить такую рану. Так врач становится еще одним низвергнутымслужителем дискредитированного божества. Кафка предупреждает, чтобы мы неустремляли свою веру туда, где нашел ей место XXвек,- во внешний материальный мир. Наши раны - этодушевные травмы, и их можно исцелить, только если дойти до души. Врач - служитель Физиса (Природы). Врач не исцеляет,исцеляет сама природа (в переводе с латинского medicus- это "целитель", mederi- "исцелять", a docere- "вести".) Когда у насболит тело, врач может создать условия, способствующие исцелению, но он все жене лечит душевные травмы. Это осознал Д. X. Лоуренс несколько десятков лет тому назад: Я - не механизм и не составная конструкция, Наше общество долго считало мужчин "машинами", "винтиками",необходимыми для получения прибыли и осуществления прогресса. Мужчиныпревозмогали свою боль, не имея представления о наслаждениях души, научившисьдумать о себе как о "механизме". Такое самоотчуждение наносит оченьглубокую рану; оно продолжалось так долго и считается столь обычным, чтоисцеление отдельных мужчин, не говоря уже о мужчинах в целом,- дело весьмасомнительное. Но избиение продолжается, сатурнианская тень жива, мужчины играютв ту же единственную игру, стыдя тех, у кого видят недостатки. Уязвленностьпринимает институциональные формы и получает общественное одобрение, поэтомумужчины невольно соглашаются на собственное распятие и принимают в нем участие.
Все мужчины страдают неврозом. Само это слово предполагаетналичие какого-то "механического" изъяна, но, по существу, неврозпоявился в результате стремления создать модель космоса и человека в эпохуПросвещения. Фактически невроз означает глубокое расщепление междучеловеческой душой и социализацией, между культурой общества и индивидуальнойпсихикой. Если социальные роли не соответствуют особенностям человеческой души,человек развивается однобоко. Именно страдания, вызванные этим дисбалансом, побуждаютмужчину враждовать с самим собой и с другими мужчинами. Роль терапевта заключается в том, чтобы выявить эторасщепление и наблюдать характерные для него образы. Такие образы являютсясимптомами. Немецкое слово Zustandsbild(симптом) означает "картина состояния", апо своему смыслу связано со стремлением психики к самоисцелению за счетустановления символических связей. Симптомы проявляются и в глубинахбессознательного, и в области сознания. Они действуют как метафорические связи.Слово "метафора" образовано путем соединения греческих слов meta ("через") и рherein ("нести"). Слово "психотерапия"близко по смыслу к следующим выражениям: "обязательное проявление души"или "обращать внимание на проявления души". Юнгианский анализявляется не редуктивным, а синтетическим; слово "анализ", производноеот греческого analusis,означает не "осмысливать",а "раскрывать", "высвобождать". Образы, которые раскрываютили высвобождают осознанное самоощущение человека, лежат в основе процессапсихического самоисцеления. Юнг отмечает: "Промежуточный продукт [т. е. образ или символ]... формируетисходный материал вовсе не для процесса растворения, а для процесса построения,в котором играют свою роль и теза, и антитеза. Таким образом создается новоесодержание, определяющее всю установку, прекращая разделение и направляяэнергию противоположностей в общий канал. Состояние стабильностипреодолевается, и жизнь с обновленной энергией может течь к достижению новыхцелей"105.
Исцеление души - процесс, который по своей сути малоотличается от творчества; поэтому он лучше всего соотносится с деятельностьюхудожника. Художник работает с образами, которые как бы плывут прямо в егосознание. Многие художники вспоминали, что начинали с разработки одной идеи, азатем их внимание могло привлечь что-то совсем иное. По их мнению, свои лучшиеработы они создают в тех случаях, когда им удается подчинить свое Эго и свойталант настолько, что они в состоянии выразить свои образы в красках, словах извуках. Таким образом, по мнению Юнга, творческий процесс включает в себя "активизациюархетипических образов и оформление их в виде законченной работы"106. Глубинная психотерапия активизирует рождающиеся в психикеобразы, а затем поддерживает между ними диалог. Юнг называл этот процесстрансцендентной функцией, посредством которой самость стремится преодолетьбарьер между сознанием и бессознательным. Иными словами, психика стремитсяизлечить себя сама. Такой подход к исцелению ближе к гомеопатическому, чем каллопатическому лечению: подобное лечит подобное. Исцеление приходит вследствиерезонанса, со-звучия и со-знания подобных друг другу сущностей. Умужчин наступает исцеление, если соответствующие образы моделируются их отцамиили старейшинами племени или если они сами могут активизировать эти образы.Индивидуальное исцеление, исцеление души происходит через воскрешение в памятисимволических образов или действий, которые резонируют с расщеплением души илиявляются его выражением. При исцелении людей в культурах с соответствующимитрадициями шаманы часто воспроизводят миф о сотворении мира или легенды орождении племени, ибо такие рассказы формируют образы, пробуждающие в психикестрадающего пациента трансцендентную функцию. Если такие образы воспринимаютсяна глубинном уровне и интегрируются сознанием, то исцеление становится возможным.Современные аналитики способствуют этомупроцессу, обращая внимание на эти образы, сохраняя свою приверженностьим и работая с ними. Но всегда, когда совершается исцеление, оно происходитблагодаря трансперсональному таинственному действу, воспринимаемому какблагодать. И тогда, как напоминает нам Рильке, "мы понимаем, что внутринас существует пространство, в котором есть вторая бесконечная жизнь"107.
Семь шагов к исцелению Вэтом последнем разделе я приведу семь ключевых положений, утверждающихвозможность исцеления. Ни одно из них не оригинально, но все они вместе могутспособствовать движению в правильном направлении и отдельных мужчин, и мужскогосообщества в целом. Хочу повторить, что при всем моем уважении к участникамсовременного мужского движения я не жду от него больших успехов. Уже сейчаснекоторые его аспекты кажутся мне несерьезными или устаревшими; наверное, яотношусь участникам мужского движения несправедливо, но, несомненно, внутренниесилы этого движения истощаются. Я уверен, что коллективные изменения начнутсялишь после того, как изменится достаточно большое число конкретных мужчин.Изменение фокуса нашей культуры будет зависеть от того, на какой уровень мыможем вывести процесс самоисцеления. Надежда на это очень слаба, но она более реалистична, чемпростое ожидание внезапных сдвигов в коллективном сознании. Я полагаю, мужчиныбудут по-прежнему ощущать гнет традиционных предписаний Сатурна. Их по-прежнемубудут призывать пожертвовать своей душой и телом ради материальных благ. От нихпо-прежнему будут ждать молчаливого согласия на поддержку и укреплениепатриархальных ценностей, а значит, отчуждения от себя и от других мужчин. Иони по-прежнему будут нести внутри ярость И скорбь вплоть до своей раннейсмерти. Но я, по крайней мере, надеюсь на то, что отдельные мужчины постепеннобудут приходить к осознанию происходящего, спасая себя и помогая спастисьдругим. Может быть, некоторые из них даже станут мудрыми старейшинами, которыетак нужны всем нам. Ниже перечислены семь шагов к самоисцелению, а далее мыболее подробно обсудим каждый из них. 1. Вос-становитев памяти потерюотца. 2. Рассказывайтетайны. 3. Ищитенаставников и учите других. 4. Рискнитеполюбить мужчин. 5. Исцелитесьсами. 6. Вернитесь изсвоего душевного странствия. 7. Участвуйте в "революции"- процессе радикальных изменений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|