Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ищите учителей и учите других




Я уже упоминал о том, что в начале моей терапевтическойпрактики (а это было лет 30 назад) отношение числа женщин, обращавшихся ктерапевту, к числу мужчин, прибегавших к его помощи, составляло 9:1. Внастоящее время без каких бы то ни было попыток с моей стороны как-то изменитьклиентуру это отношение составило 6:4 с преобладанием мужчин. Такой резкийсдвиг обусловлен несколькими факторами: 1) у мужчин в целом существуютсерьезные проблемы; 2) многие об этом знают; 3) психологическая атмосфера вобществе претерпела такие изменения, что посещение терапевта (которое многимимужчинами расценивается как проявление слабости) стало для них гораздо менеерискованным.

Действительно, к терапевту приходят именно те мужчины,которые обладают более сильным эмоциональным потенциалом и более честны ссобой. Остальным слишком страшно. У некоторых из них существуют серьезныепроблемы, например, у того мужчины, которого притащила к терапевту жена икоторый напряг весь свой интеллект, чтобы установить назначение лежащей у меняна столе пачки салфеток, презрительно отзываясь о слезах, которые на нихпопадают. Такие мужчины воюют и с близкими им женщинами, и сами с собой.

Терапия дает мужчинам уникальную возможность рассказатьдругому человеку о своей жизни, быть эмоционально честным и знать, чтовпоследствии им не станет из-за этого стыдно, поделиться с ним тайной, чтозначит быть мужчиной. На какое-то время мужчина становится совершенно изолированнымот окружающих. Для многих мужчин терапия становится переходным ритуалом,отделением от матери и вступлением в мир мужчин. Приходя на терапию, мужчины,как это часто бывает, считают, что проблемы существуют где-то "вовне"и что если они смогут "их понять", то жизнь снова пойдет как помаслу. Наступает время, и они осознают, что до сих пор жили неправильно и чтосовершенный ими бессознательный выбор завел их в лабиринт, блуждание покоторому привело их к еще большему отчуждению от себя. Они могут осознать, чтоу них нарушена связь с феминностью, но крайне редко предполагают, что Онанаходится у них внутри. Они испытывают сильную тоску по отцу, хотя этопереживание по своей сути является бессознательным. И в конце концов они оченьчасто признают, что потеряли своих богов, свою связь с природой и с собственнымтелом.

Часто из-за всей той боли, от которой они страдают, такихмужчин одолевает удивительная немота. И по мере осознания причины этой боли онатолько усиливается. Они осознают, что им необходимо учиться у мудрых старейшин,и стремятся как можно лучше понять смысл своей жизни. Кроме того, они понимают,что должны исцелять себя сами; их жены и подруги не могут это сделать. Затемони плачут, испытывают гнев и ярость, допускают у себя возможности страха.Когда все это происходит, начинается исцеление.

Разумеется, большинство мужчин не приходят кпсихотерапевту. Либо у них нет средств или возможностей, либо они слишкомбоятся той страшной опустошенности, которую могут ощутить у себя внутри. Приэтом они могут обратиться к другим мужчинам и передать им то, чему научилисьили учатся у других. Учит ель - это человек, который видит обратную сторонупроисходящего и может нам рассказать, что она собой представляет. Когда мужчинысобираются вместе, они могут многое рассказать друг другу. Но по отдельностиони испуганно отстраняются от других. Мужские группы, существующие в Америкесплошь и рядом, дают реальную возможность мужчинам поделиться друг с другомсвоей жизнью и чему-то друг у друга поучиться, но большинство мужчин к такимгруппам не подойдут на пушечный выстрел и предпочтут страдать в одиночестве.

 

К сожалению, настоящих учителей можно найти крайне редко.Сколько мужчин прошли инициацию и интегрировали это переживание в свое актуальноеWeltanschauung (мировоззрение (нем.))? Мальчики по-прежнему испытываютпотребность в том, чтобы зрелый, мудрый человек показал им способ познанияокружающего мира. Но кто, спрашивал Ницше, будет учить учителей? Кто будетпосвящать в учителя? Повторяю: истина заключается в том, что в наше время нетколлективных ритуалов перехода, нет основанного на мифах опыта, который помогбы мужчинам совершать их странствие. Поэтому они должны совершать егоиндивидуально. И такие личности, как Бодхисаттва в буддизме, могут оглянуться ипросто из сочувствия открыть им путь вперед.

Рискните полюбить мужчин

Совсем недавно один пациент отметил, как ему нужно и вместес тем трудно рискнуть полюбить мужчин. Будучидогадливым и очень мужественным человеком, он признал, что проблема заключаетсяв его собственной гомофобии, то есть в страхе перед мужчинами. Почему же онбоялся мужчин, которые, в конце концов, относятся к одному с ним полу?

Да, действительно, мы выросли, не доверяя друг другу, ибоизначально попали в конкурентное общество и должны были соревноваться междусобой. Мы крайне осторожны и опасаемся, что какой-нибудь патриарх может поднятьруку с большим пальцем, направленным вниз, как это принято в старых патриархальныхиграх. Но следует иметь в виду, что эта дилемма имеет более глубокие корни,чем социальная травма, и тогда мы можем найти подлинный источник гомофобии.Хотя мужчины свели свои отношения с женщинами до узкого, хрупкого связующегомоста сексуальности, они боятся любить друг друга, чтобы не сексуализироватьсвои отношения. Гомофобами могут быть даже гомосексуалисты, ибо они могутиспытывать даже еще более сильный страх перед мужчинами. Таким образом, сноваопределяющую роль играет молчаливое вмешательство страха.

Внешнее проявление физического мужского партнерствадопустимо на игровом поле. Мужчины могут обниматься, дружески хлопать другдруга по плечу, держать за руки и за плечи, могут даже вместе рыдать послематча в раздевалке. В бою мужчины могут смешивать свою кровь и становитьсякровными братьями. Недавно одна моя пациентка участвовала в сплаве леса вовремя разлива рек в Канаде. Река была опасной, и ее жизнь находилась подугрозой, однако она преодолела страх, научилась управлять своим плотом, и vнее возникла поразительно теснаяэмоциональная связь с мужчиной-сплавщиком. Она сказала, что через несколькодней они стали думать как один человек, понимать все нюансы и быстро приниматьрешения управляя плотом на самой стремнине. Я ответил, что он;; получиланастолько редкий опыт, что, если бы такое переживание испытали два мужчины, онидорожили бы им всю свою жизнь.

Мало что в жизни доставляет больше удовольствия, чем когдаты приземляешь мяч на площадке соперника или резко разворачиваешься, чтобы внужный момент отдать пас, и видишь, как твой товарищ по команде стремительно мчитсяс мячом к линии противника и мяч пересекает заветную черту. Наверное, эторедкое ощущение единения возможно отчасти потому, что внешняя потребностьвызывает трансценденцию индивидуального Эго во имя общей цели, но, может быть,еще и потому, что ситуация позволяет мужчинам ощутить свою мужскую природу, нечувствуя при этом ни угрозы своей маскулинности, ни двусмысленности. В менеедушевной и менее трансцендентной обстановке старые сомнения и неоднозначностьснова дают о себе знать.

Но как грустно, что у мужчин так мало трансцендентногообщения, за исключением спорта и войны. Как редко мужчина встречаетэмоционально близкого ему друга-мужчину! Близость между мужчинами обычноповерхностна в отличие от близости между женщинами. Подавляющее большинствомужчин скорее умрут, чем станут обсуждать свои страхи, свою импотенцию, своихрупкие надежды. Они возлагают на женщин бремя своих эмоций. В первой главе яуже рассказывал, как устранился от обмена своими переживаниями с лидероммужского сообщества в Санта-Фе, хотя, безусловно, у нас с ним было о чемпоговорить. Но у меня есть друзья - один в Индианаполисе, а другой - недалекоот Вены,- с которыми я могу продолжить обсуждение темы, которую мы начали и таки не закончили обсуждать несколько лет назад. Как терапевту мне повезло, что вмоей жизни случались удивительные встречи с мужчинами. Такое общение сталовозможным лишь тогда, когда я стал чувствовать себя свободнее по отношению ксамому себе, меньше бояться и у меня появилось желание лучше узнать себя.

Как и в парадоксальной заповеди Иисуса о том что человекдолжен возлюбить ближнего своего, как самого себя мужчины научатся любитьдругих мужчин, если смогут полюбить самих себя. Наши ярость и ненависть к себепроецировались на других мужчин, которых мы затем избегали. Если мы признаем,что отстранились от своего брата, потому что боимся его,- а боимся его потому,что сами пронизаны страхом,- значит, мы уже сделали первый шаг к любви.Противоположностью любви является не ненависть, а страх. Сложность полюбить другихмужчин - каждого в отдельности или всех вместе - заключается в том, что мыдолжны пойти на огромный риск, полюбив самих себя. Мужчине чрезвычайно труднопринять себя таким, какой он есть, перед лицом неудач и страха. Но заменагомофобии эросом и заботой начинается в семье.

Исцелитесь сами

Здесь мы постоянно будем возвращаться к тому, что в нашейжизни и деятельности отсутствуют старейшины племени. И мы знаем, что исцелениепроисходит от подобного к подобному, то есть возникают со-звучие,пере-осмысление и вос-становление в памяти. Так, уязвленные мужчинытравмируют своих сыновей и других мужчин. Ряд сатурнианских жертв пополняетсяновыми юношами, оказавшимися между теми же жерновами. Если в этой книге и естькакое-то поучение или что-то полезное для читателя, оно состоит в том, чтоисцеление может и должно произойти.

Мы не можем изменить нашу культуру и ее влияние на нас. И,уж конечно, мы не можем изменить свою индивидуальную историю с огромнымвлиянием на нее родителей, живых или мертвых, а также способ, которым мыинтериоризируем свою историю и свой культурный контекст, адаптируя себя ксоциально-культурным нормам, чтобы выжить. Почти все из нас сбились с пути. Мышли, обуреваемые жаждой обрести учителя, причем один слепой вел другого.

В своей предыдущей книге "Перевал в серединепути" я привел много примеров развития в нас так называемой"временной личности" в качестве ответной реакции на детскиепереживания, а также показал, как мы вступаем в жизнь с этим ложным Я исовершаем выбор, который впоследствии уводит нас от самих себя, и как мыстрадаем в среднем возрасте от растущего расщепления между сформировавшейсяличностью и истинным Я. Всем мужчинам на любой стадии жизни необходимопреодолеть этот кризис, перейти через этот перевал и спасти свою жизнь.Разумеется, первый переход заключается в том, чтобы покинуть дом физически, неосознавая того, в какой степени взятый оттуда внутренний багаж, которыйприходится везде нести с собой, повлияет на будущий ложный выбор. Последнийпереход связан со старением и встречей со смертью.

Хорошей иллюстрацией долгов, которые должен платить ненашедший себя мужчина, служит повесть Л. Н. Толстого "Смерть Ивана Ильича".В данном случае мы сталкиваемся с мотивом "обычного" человека, причем"обычно" и само имя и отчество главного героя повести - Иван Ильич.

Иван Ильич жил бессознательно, принимая социальнопредписанные роли. Затем он заболел неизлечимой болезнью, и оказалось, что унего нет своего внутреннего мира, в который он мог бы уйти. Его жена и друзьябыли такими же "пустыми" и ничем не могли ему помочь. В конце концовон пришел к выводу, к которому часто приходит человек, посещающий терапевта: онпонял, что в целом его жизнь была сплошным притворством, он жил жизньюкакого-то другого человека, а вовсе не своей собственной Затем ему пришлосьпережить величайший страх, свойственный всем мужчинам: это не страх смерти, абоязнь того, что он, по сути, прожил не свою жизнь. У него не было кризисасреднего возраста, перехода от временной, связанной с детством, определяемой культурныминормами жизни к аутентичной мужской зрелости, поэтому он не только не такпрожил свою жизнь, но и оказался не готов встретить свою смерть. Главное длямужчины в период кризиса среднего возраста, независимо от его возраста исоциального положения,- извлечь максимум пользы благодаря рефлексивномуповедению и рефлексивным установкам, радикально перестроить свою жизнь ирискнуть пережить вселяющие ужас требования своей души.

Определив роль матери (а значит, и материнского комплексавместе с его архетипическими обертонами) в нашем развитии и установив, к чемуприводит отсутствие отца и племенных старейшин, мы узнаем в самих себе то, вчем мы обязательно должны разобраться самостоятельно.

У каждого мужчины есть своя психологическая история, воснове которой лежит детское стремление получать заботу и защиту. Этотвнутренний ребенок постепенно начинает выглядывать во внешний мир, чтобы тамбороться и в конце концов умереть. Но так как огромная потребность в "тихойгавани" не исчезает, а постоянно возрастает, мужчины обычно взваливают этобремя на женщину. Однако большинство женщин совершенно справедливосопротивляются исполнять для мужчин роль матери, и мужчине приходитсястановиться "тихой гаванью" для самого себя. Роберт Блай такописывает мужские переходные ритуалы австралийских аборигенов для мальчиков.Мужчины садятся в круг, надрезают себе вены и сцеживают кровь в сосуд. Затем,передавая друг другу этот сосуд, они пьют из него, причащаясь этой кровью, всевместе - и старые, и молодые. При этом они говорят: "Молоко материвскормило тебя. Теперь тебя кормит молоко отца"117.

Вполне понятно, что мужчины боятся быть зависимыми, но имне следует бояться своей потребности в заботе и внимании. Все люди хотят, чтобыо них заботились. Мужская гиперкомпенсация зависимости в образе одинокогостепного скитальца, воплощенного на экране Джоном Уэйном или Клинтом Иствудом,отдает патологией: это может подтвердить каждый, кто находился в обществетакого человека. Мужчины должны принять свою потребность в заботе и внимании. Инезависимо от того, в ком они видят источник внимания и заботы - в женщине илидругом мужчине, им следует признать, что прежде всего они сами отвечают за то,чтобы себя прокормить и о себе позаботиться. Тогда у них появитсясоответствующее отношение и к страху перед другими людьми, и к потребности вних.

Если потребность в заботе является архетипической, скрытойза отношением мальчика к матери, то мы можем сказать, что его становление какмужчины тоже является его архетипической потребностью, удовлетворение которойдолжно прийти из мира отца. Сыну нужно видеть, как у отца развивается отношениесо своей внутренней истиной, как он справляется со стыдом и страхом, как онуверенно и достойно сохраняет равновесие со своей внутренней феминностью и какон организует окружающий его внешний мир. Уверенность в себе не следуетсмешивать с комплексом стремления к власти. Игра во власть кастрирует всехмужчин. Смысл уверенности в себе состоит в том, что человек чувствует в себепозитивную энергию, необходимую для решения задач, которые ставит перед нимжизнь. Человек может позволить себе окунуться в эту жизнь и бороться заобретение ее глубинного смысла. Он чувствует в себе возможность вынырнуть изнее, когда к нему вплотную подступают силы тьмы. Повторяю: было бы полезновидеть пример родного отца, чтобы развить такую уверенность в себе, нобольшинство мужчин создают ее каждый на свой лад.

Фактически отцовский и материнский комплексы представляютсобой заряженные кластеры энергии, живущие своей жизнью, неподконтрольнойсознанию. Каждый мужчина должен знать все свои интериоризированные образы иуметь различать, какое их послание свидетельствует о проблеме выживания исамосохранения, а какое - о наличии энергии, необходимой для борьбы за лучшуюжизнь. Как заряжены эти кластеры? Какие внутренние и внешние послания онинесут? Что происходит, если человек делает ложный выбор?

Такие же вопросы, которые он раньше задавал своему отцу,чтобы понять его и испытать его печаль, каждый мужчина должен задать и себе.Каковы его индивидуальные травмы, его устремления, какова его непрожитая жизнь?Каждый мужчина должен снова и снова задавать себе вопросы, ответы на которые онхотел бы услышать от отца. Если раньше он хотел узнать от отца, как статьмужчиной, как справиться со страхом, как обрести мужество, как сделать выбор,который не одобряют окружающие, как уравновесить мужскую и женскую энергию,куда поместить гироскоп души и как в соответствии с ним идти по жизни, тотеперь он должен рискнуть задать эти вопросы себе. И даже если он не знаетответа, по крайней мере он задает правильные вопросы. Рильке однажды написалсвоему юному другу:'

Не волнуйтесь о том, что пока не нашло ответов в вашемсердце и попытайтесь сделать все возможное, чтобы вам нравились сами вопросы...Не ищите на них ответы, потому что вы не можете их получить и не смогли бы имижить. А суть в том, что жить нужно всем. Сейчас живите вопросами. Можетбыть, тогда постепенно, сами того не замечая, в один прекрасный день вы будетежить ответом118.

Так, например, мужчина должен задать себе вопрос: чегоименно я боюсь и почему не двигаюсь вперед? Какие самые сокровенные задачи яточно должен решить? Каково мое призвание в жизни? В какой мере я могусовместить работу с потребностями своей души? Как я могу строить отношения сдругими и при этом развиваться индивидуально? Какую область непрожитой жизниотца я должен прожить и "застолбить"? Затем наступает решающий моментв жизни человека: он идет на риск, проявляет отвагу, чтобы прожить эти вопросы вэкзистенциальном мире. Быть мужчиной - значит знать, чего ты хочешь, а затеммобилизовать свои внутренние ресурсы, чтобы достичь желаемого. Такой взглядможет показаться слишком упрощенным, но это не так. Ибо в самом начале человекукрайне трудно понять, чего он хочет. Как ему отделить внутреннюю истину откакофонии личных комплексов и предписаний культуры? И где человеку взятьмужество, чтобы жить в реальном мире, после того как он обретет свою внутреннююистину?

Именно постановка перед собой таких вопросов, а такжепроявление отваги в процессе странствия во внешнем и внутреннем мире превращаютмальчика в мужчину. Наше прошлое, отягощенное тенью Сатурна, которая заложена внашей культуре, играет очень важную роль, но человеческая психика обладаетбольшими ресурсами, и ее взбунтовавшаяся энергия будет вытеснять прошлое, чтобысоздать иное будущее. Юнг однажды заметил, что мы не решаем свои проблемы, аперерастаем их119. Именно эта способность психики к росту осознанияоткрывает возможность исцеления. Каждому из нас по-прежнему хотелось быпочувствовать материнское тепло и заботу и оказаться за сильной спиной отца,который бы прокладывал нам путь. Но это невозможно. Чтобы удовлетворить своипотребности, каждый мужчина должен избавиться от директив своих родительскихкомплексов и принимать собственные решения. То, что не смогли активизироватьродители или что было активизировано лишь частично, теперь должномобилизоваться самостоятельно.

Мне вспоминается мужчина, который в детстве, во времяВторой Мировой войны, потерял отца. Не один год он скорбел о своей потере,постоянно ощущал себя во враждебном мире и чувствуя свою неустроенность инезащищенность. Часто у него возникала привязанность к сильным и знающиммужчинам, а иногда - увлеченность разными идеологиями, в которых он искал силуи мудрость отсутствующего отца. Как-то, проводя целую педелю отпуска вКейпМэй, он несколько раз вступал во внутренний диалог со своим мертвым отцом,задавая ему такие вопросы, которых у него никогда не было возможности задать,когда отец был жив. Он чувствовал у себя внутри присутствие того, с кем он могговорить и кто фактически отвечал на его вопросы.

Разумеется, по сути, он разговаривал не с реальным отцом, ас образом отца, то есть с той частью своей личности, которую возбудили этивопросы. Образ родного отца появился не для подражания; он оказался необходим,чтобы всем своим обликом и поддержкой активизировать у сына архетипическийобраз отца. Если отец отсутствует или сам слишком травмирован, чтобы выполнятьсвое назначение, у сына появляется или на всю жизнь остается ощущениевнутренней пустоты. Сын в значительной мере или даже полностью может решить этупроблему, обратив свои вопросы, страхи и желания внутрь себя и проявляя должноепочтение к своим внутренним образам. Благодаря сновидениям и активномувоображению сын в конечном счете сможет войти в контакт с образом отца и получитьот него поддержку.

На кровных родителях лежит большая ответственность,связанная с активизацией в их ребенке жизненной силы, существенно превосходящейих умеренную жизнеспособность, которую они передачи бы ему вместе с собственнойтравмой. Но, обладая мужеством и совершая глубокую внутреннюю работу, сын можетобойти ограничения, налагаемые родительскими травмами. Эту работу он делает нетолько для себя, но и для мира, в котором живет. Никос Казанцакис сформулировалэту задачу следующим образом.

Человечество в целом - это ком грязи; и каждый из нас -тоже ком грязи. В чем состоит наш долг? Бороться, чтобы из навоза нашего тела идуши мог вырасти и распуститься маленький цветок120.

Жук-скарабей, известный тем, что катает комья грязи, вдревнем Египте считался священным насекомым, ибо египтяне видели, как из комагрязи обязательно появляется нечто живое. Так и каждый из нас может избавитьсвою израненную душу от хлама индивидуальной истории.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...