32. Преемственность. 33. Послесловие. Инновационный прорыв
32. Преемственность
Последней задачей, которая стоит перед исследователем той или иной идеологии, является поиск той духовной и интеллектуальной традиции, по отношению к которой исследуемую идеологию можно определить как преемственную. В нашем случае это сделать довольно легко, так как непосредственные предшественники политической философии В. В. Путина, В. Ю. Суркова и, соответственно, партии «Единая Россия» сами выстроили свою предысторию. Петр Струве несколько раз приводил список предшественников того политико-философского направления, которое он определил как либеральный консерватизм. Вот самый известный: «Особое место Б. Н. Чичерина в истории русской культуры и общественности определяется тем, что он представлял в ней самое законченное, самое яркое выражение гармонического сочетания в одном лице идейных мотивов либерализма и консерватизма. Это сочетание не было и до Чичерина новостью в духовно-общественной истории России. На свой особый лад это идейное сочетание выступает перед нами в великой законодательнице XVIII века — Екатерине II. Своеобразное воплощение оно же нашло в величавой фигуре знаменитого деятеля четырех царствований адмирала Н. С. Мордвинова, и его же мы встречаем у двух великих деятелей нашей культуры и общественности, у зрелого Карамзина и созревшего Пушкина, и у того даровитого и блестящего писателя, который, будучи младшим другом-свойственником Карамзина и старшим другом-соратником Пушкина, пережил первого на 52, а второго на 41 год, у князя П. А. Вяземского. Вяземский едва ли не первый для России вычеканил формулу “либеральный консерватизм”, и притом именно в применении не к кому иному, как к самому Пушкину»[237].
В статье, посвященной памяти Н. И. Пирогова, Струве дополнил список: «Фигура знаменитого русского анатома, врача и педагога, как автора этих записей (имеется в виду “Дневник старого врача” Н. Пирогова. — А. К. ), вдвигается в замечательный ряд тех больших русских людей, которые в истории русской политической мысли могут и должны быть объединяемы под наименованием либеральных консерваторов. В этом ряду стоит воспетый Пушкиным гр. Николай Семенович Мордвинов, сам Александр Сергеевич Пушкин и его друг и соратник кн. Петр Андреевич Вяземский, которому принадлежит и самое это обозначение, им приложенное именно к Пушкину, Николай Иванович Пирогов, Николай Христианович Бунге, Иван Сергеевич Тургенев, Александр Дмитриевич Градовский. Этот идейный ряд замыкается монументальной и действенной фигурой П. А. Столыпина»[238]. Я бы добавил к этому ряду М. М. Сперанского, да и не только его одного. И наконец, преемниками этих либеральных консерваторов XVIII–XIX веков стали сам Струве и некоторые его единомышленники. Как я уже говорил, это прежде всего С. Л. Франк и И. А. Ильин, а также П. И. Новгородцев и некоторые другие. Именно заботами этих мыслителей в 20–30-е годы в эмиграции был прописан и обоснован тот образ будущей России, который был актуализирован в 2000-е годы, во время правления В. В. Путина.
33. Послесловие. Инновационный прорыв
В послесловии хочу объяснить, почему в первом варианте я назвал свою лекцию «Идеология Путина и “Единой России” — глобальный инновационный проект». Оснований для определения идеологии и политики Путина и его партии как инновационных у меня как минимум два. Первое. На протяжении многих столетий верховным правителям России не удавалось хотя бы на некоторое время не только добиться мирными средствами стабильности в стране, но и проводить умеренную, срединную политику, не дающую повода для радикалистских взрывов. Так что попытка Путина и «Единой России» выйти из порочного замкнутого круга «революция — контрреволюция (понимаемая как механическая реставрация) — новая революция» может быть оценена именно как инновационная.
Второе — и главное. Впервые едва ли не за тысячу лет верховной ценностью российской политики признан человек, причем каждый конкретный человек. Сильное государство, сильная власть, народное единство и т. д. — все эти категории остаются принципиальными ценностями, но впервые делается попытка утверждения этих ценностей не за счет конкретного человека. Надо сказать, что инновационность такого подхода осознана самими создателями и идеологами партии. Так, например, В. Ю. Сурков писал по этому поводу: «В России есть вековая привычка сорить людьми. Многие наши прошлые периоды развития отличались пренебрежительным отношением к человеческой жизни и к человеческому достоинству. И я считаю, что главное, что мы можем сейчас сделать, это заложить основу такого общества, в котором человеческая жизнь и человеческое достоинство будут стоять на первом плане»[239]. Тут же можно привести слова из манифеста «Путь национального успеха», которые как раз демонстрируют этот баланс и эту меру: «Успех России в XXI веке — это превращение ее в один из мировых центров политического и экономического влияния, культурного и нравственного притяжения. Это прорыв к новым рубежам развития, утверждение нового качества жизни и безопасности. Но одновременно успех России — это успех каждой российской семьи, каждого отдельного российского гражданина. Успех в самом обычном, житейском понимании этого слова: воспитывать детей без страха за их будущее, знать, что человека ждет достойная и обеспеченная старость, иметь возможность реализовать себя в любимом деле, быть уверенным в том, что каждый гражданин страны окружен ее заботой и вниманием».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|