Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уполномоченный по правам человека в РФ. Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ.




Федеральным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномо­ченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. Фи­нансирование его деятельности осуществляется из средств бюджета субъекта РФ. Конституция РФ предусматривает введение должности Упол­номоченного по правам человека (ч. 1 п. «д» ст. 103). Внесение по­добной статьи в российскую Конституцию означает признание на высшем государственном уровне приоритета человека, его прав и свобод. Поскольку назначение на должность (освобождение от должности) Уполномоченного осуществляется Государственной Думой, то логичнее называть его именно думским Уполномоченным, а не парламентским, как оговорено в Декларации 1991 г.

Уполномоченный по правам человека РФ призван защищать права человека и гражданина, нарушенные органами власти и местного управления. Одновременно информация о нарушениях прав и сво­бод человека и гражданина в России, предоставляемая Уполномо­ченным, служит объективной основой для принятия государством действенных управленческих решений в гуманитарной сфере.

Уполномоченный по правам человека является дополнитель­ным, а не альтернативным средством защиты прав и свобод челове­ка и гражданина в системе иных механизмов правозащитной дея­тельности.

Согласно главы 19 Регламента Государственной Думы Феде­рального Собрания Российской Федерации Уполномоченный по правам человека в России назначается на должность и освобождает­ся от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов тайным голосованием. Предложения о кан­дидатах на должность Уполномоченного по правам человека могут вноситься в Государственную Думу Президентом РФ, Советом Фе­дерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объе­динениями в Государственной Думе в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного по правам человека, а также в случаях досрочного прекращения полномочий (в том числе освобождения от должности) Уполномоченного по правам человека, предусмотренных статьями 11 и 13 Федерального консти­туционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Рос­сийской Федерации». Предложенные кандидатуры должны соответ­ствовать требованиям ст. 6 вышеназванного закона: гражданин Рос­сии, достигший 35-летнего возраста и имеющий познания в области защиты прав и свобод человека.

Каждый кандидат, предложенный на должность Уполномоченно­го по правам человека, выступает на заседании Государственной Ду­мы с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, при­сутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, вы­сказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее. В список для тайного голосования включаются кан­дидатуры, получившие не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Приведение к присяге лица, назначенного на должность Уполномоченного по правам человека, производится председа­тельствующим на заседании Государственной Думы. Текст при­сяги, приведенный в ст. 9 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федера­ции», произносится Уполномоченным по правам человека вслух, стоя, положив руку на текст Конституции РФ. Принесение прися­ги удостоверяется подписью Уполномоченного по правам челове­ка, проставленной под текстом присяги, с указанием даты ее при­несения. Текст присяги хранится в Государственной Думе.

Средства на деятельность Уполномоченного и его аппарата прописываются в федеральном бюджете отдельной строкой, что свидетельствует о значимости и перспективности данного института, а также обеспечивает его независимость.

Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Условия подачи жалобы. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке. Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

1) принять жалобу к рассмотрению;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5) обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Уполномоченный не вправе:

- быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного органа субъекта РФ, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

- заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

- разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.

Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Государственная Дума назначает нового Уполномоченного.

При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

Права Уполномоченного.

- Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

- Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением его обязанностей.

- По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории РФ органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.

- Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение.

- В случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе: 1) выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы; 2) обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии непосредственно либо через своего представителя, а также участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания РФ при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии.

- Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых парламентских слушаниях.

Материальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами РФ для должностных лиц, занимающих государственные должности РФ.

Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях:

1) нарушения требований к нему Федерального конституционного закона;

2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного.

Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственной Думой также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности. Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности.

Аппарат Уполномоченного. Рабочий аппарат Уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного. Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба РФ. Финансирование деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата осуществляется из средств федерального бюджета.

Уполномоченный утверждает структуру рабочего аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях и непосредственно руководит его работой. В пределах сметы расходов Уполномоченный устанавливает численность и штатное расписание своего рабочего аппарата. По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратом, Уполномоченный издает распоряжения.

При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина.

Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае.

Его статус регулируется законом Красноярского края от 21 октября 1997 года N 15-585 «Об Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае».

В Красноярском крае существуетдолжность Уполномоченного по правам человека, которая учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Порядок назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного.

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Законодательное Собрание края Губернатором и депутатами Законодательного Собрания края, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ, избранными от Красноярского края, представительными органами местного самоуправления в крае. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Законодательное Собрание в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного. Список кандидатов на должность Уполномоченного публикуется в печати не позднее чем за 7 дней до дня рассмотрения вопроса о назначении Уполномоченного Законодательным Собранием края. Уполномоченный назначается и освобождается от должности Законодательным Собранием Красноярского края.Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам.Постановление Законодательного Собрания края принимается на его заседании большинством голосов от числа избранных депутатов тайным голосованием. Постановление о назначении Уполномоченного вместе с биографическими сведениями об Уполномоченном подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным, кроме случаев, указанных в ст. 10 закона Красноярского края от 21 октября 1997 года N 15-585. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

На должность Уполномоченного в Красноярском крае назначается гражданин РФ, не моложе 30 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты, срок полномочий составляет пять лет с момента принесения присяги.

Уполномоченный не вправе:

- являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом Законодательного Собрания, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

- быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

Уполномоченный обязан прекратить деятельность, не совместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность.

Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях:

1) если в течение 14 дней со дня вступления в должность не прекратит деятельность, не совместимую с его статусом;

2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного;

3) неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее 4 месяцев подряд) исполнять свои обязанности;

4) подачи заявления о сложении полномочий.

Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится постановлением Законодательного Собрания Красноярского края. В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Законодательным Собранием в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности

Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию федерального законодательства и законодательства Красноярского края о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный рассматривает жалобы физических лиц, чьи права нарушены на территории Красноярского края; рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе, но Уполномоченный не может рассматривать жалобы на решения федеральных государственных органов, должностных лиц и государственных служащих, осуществляющих свою деятельность за пределами Красноярского края, он только может оказать содействие заявителям, чьи права нарушены за пределами Красноярского края, путем обращения к компетентным государственным органам на соответствующей территории. Подача жалобы Уполномоченному в субъекте РФ не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рас­смотрению федеральным Уполномоченным. Вместе с тем анализ процесса становления региональных омбудсменов свидетельству­ет, что только пятая часть субъектов Федерации учредила данный институт. Активизация данного процесса напрашивается сло­жившейся тревожной ситуацией в сфере прав человека. Учреждение должности регионального Уполномоченного должно стать не правом, а обязанностью субъекта. Оптимально, чтобы региональный Уполномоченный был представителем феде­рального российского омбудсмена, который в свою очередь и вносит предложения о кандидатурах на означенную должность. Это явилось бы одним из механизмов обеспечения независимости регионального правозащитника от местных властей и укрепления системы омбудсменовской защиты прав и свобод человека от нарушений в результате решений или действий (бездействия) го­сударственных органов, органов местного самоуправления, долж­ностных лиц, государственных служащих.

Поступившая жалоба рассматривается Уполномоченным в соответствии с федеральным законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать органы государственной власти края, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов;

2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих края, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы.

Должностные лица органов государственной власти края, органов местного самоуправления обязаны бесплатно и беспрепятственно представлять Уполномоченному запрашиваемые материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий. Запрашиваемые материалы и документы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.

В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан принять меры в пределах его компетенции, определенной законом.

Уполномоченный направляет государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, свое заключение, а также может направить рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.

Уполномоченный не вправе разглашать сведения, содержащиеся в жалобе, а также сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.

Государственный орган края, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившее заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

2) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи, прокурора;

3) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты на состоявшиеся решения.

По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина, обобщения итогов рассмотрения жалоб и обращений Уполномоченный вправе:

1) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур;

2) обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и дополнении федерального законодательства и законодательства Красноярского края либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве Красноярского края, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства Красноярского края либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве Красноярского края, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.

В случае грубого или массового нарушения прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе:

· опубликовать принятое им заключение.

· выступить с докладом на очередном заседании Законодательного Собрания.

· по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в РФ направлять в Законодательное Собрание и Губернатору края специальные доклады.

· обратиться в Законодательное Собрание с предложением о создании временной комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина и о проведении публичных слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.

· по вопросам своей деятельности пользоваться правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти края, органов местного самоуправления.

Материальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами РФ и Красноярского края для должностных лиц, занимающих государственные должности.

По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности в Законодательное Собрание, Губернатору Красноярского края, краевой суд и прокурору Красноярского края. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию. Доклад Уполномоченного публикуется в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края".

В Красноярском крае существует должность Уполномоченного по правам ребенка, которая учреждается в целях государственной защиты прав ребенка, их соблюдения органами государственной власти края, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный по правам ребенка является заместителем Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае и назначается им на должность с согласия Законодательного Собрания края сроком на 5 лет.

Уполномоченный по правам ребенка:

- участвует в рассмотрении жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, приведших к нарушению прав детей, и в пределах установленной компетенции принимает по ним соответствующие решения согласно действующему законодательству;

- при проведении проверок по жалобам, а также проверок по обращениям, касающимся нарушения прав и законных интересов детей, вправе беспрепятственно посещать и обследовать условия содержания детей в образовательных учреждениях; специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образования; учреждениях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь детям; социальных приютах для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей; центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел и других специализированных учреждениях, находящихся на территории края;

- вносит предложения по разработке концепции семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства и краевых целевых программ защиты прав детей;

- участвует в разработке дополнительных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей;

- выступает по доверенности в суде в защиту прав и законных интересов детей;

- обращается к субъектам права законодательной инициативы с предложениями о рассмотрении проектов нормативных правовых актов края либо о внесении изменений в действующие акты, затрагивающие права детей;

- ежегодно представляет в Законодательное Собрание Красноярского края специальный доклад по соблюдению прав и законных интересов детей;

- ведет мониторинг печатной, аудио- и видеопродукции с целью установления обстоятельств, пагубно влияющих на нравственное и духовное здоровье детей.

Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат. Он осуществляет юридическое, организационное, научно - аналитическое, информационно - справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного. Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением официальной символики. Финансирование деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата осуществляется из средств краевого бюджета. В краевом бюджете ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата.

Уполномоченный утверждает структуру рабочего аппарата, Положение о нем и непосредственно руководит его работой. В пределах сметы расходов Уполномоченный устанавливает численность и штатное расписание своего рабочего аппарата. По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратом, Уполномоченный издает приказы и распоряжения.

При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина.

Уполномоченный вправе назначать своих представителей в городах и районах края, работающих на общественных началах, для содействия в разъяснении порядка приема жалоб и обращений, компетенции Уполномоченного, выполнения организационно - технических поручений. Кандидатуры таких представителей могут назначаться Уполномоченным с учетом мнения представительных органов местного самоуправления. Положение о представителях утверждается Уполномоченным.

 

Контрольные вопросы и задания для СРС:

1. Входит ли должность Уполномоченного РФ в систему федеральных исполнительных органов государственной власти?

2. Какие требования предъявляет законодательство к кандидату на должность Уполномоченного по Красноярскому краю?

3. В чем выражается неприкосновенность Уполномоченного?

4. Каков порядок прекращения исполнения Уполномоченным РФ своих полномочий?

5. Какими средствами располагает Уполномоченный РФ при решении компетентных ему вопросов?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...