Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система органов государственной власти в Российской Федерации. 6 глава




Подготовка законопроекта к рассмотрению в Государственной Думе

Председатель Государственной Думы направляет зарегистриро­ванный законопроект и материалы к нему в комитет Думы в соответ­ствии с вопросами его ведения (профильный комитет), который оп­ределяет (в случае необходимости совместно с Правовым управлени­ем Аппарата Государственной Думы) соответствие законопроекта требованиям ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента Думы и в течение 14 дней вносит предложения по законопроекту на рассмотре­ние Совета Государственной Думы.

Если, по мнению профильного комитета, подготовленный к вне­сению в Думу законопроект соответствует требованиям названных статей Конституции и Регламента, Совет Государственной Думы по предложению профильного комитета принимает следующее реше­ние: назначить один из комитетов Думы ответственным по законо­проекту (ответственный комитет), а если законопроект затрагивает несколько сфер — назначить также комитет-соисполнитель (комите­ты-соисполнители); включить законопроект в примерную программу законопроектной работы Думы на текущую либо на очередную сес­сию; направить законопроект в комитеты, комиссии и депутатские объединения, Президенту, в Совет Федерации, Правительство, а так­же в Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд по вопросам их ведения для подготовки и представления отзы­вов, предложений и замечаний. По предложению профильного коми­тета Совет Государственной Думы устанавливает срок представления в ответственный комитет отзывов, предложений и замечаний, а также срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении.

Если, по мнению профильного комитета, подготовленный к внесе­нию в Государственную Думу законопроект не соответствует требова­ниям указанных статей Конституции и Регламента, Совет Государст­венной Думы по предложению профильного комитета принимает ре­шение о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы для выполнения указанных требований. Такой законо­проект не считается внесенным в Думу. После выполнения указанных требований субъект права законодательной инициативы вправе вновь направить законопроект на имя Председателя Государственной Думы.

Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, Совет Государственной Думы, как правило, не позднее чем за 45 дней до дня их рассмотрения на заседании Думы направляет в законодательные (представительные) органы го­сударственной власти субъектов РФ и высшие исполнительные орга­ны государственной власти субъектов РФ для подготовки и представ­ления в Государственную Думу отзывов на указанные законопроекты. Совет Государственной Думы с учетом предложений ответственного комитета устанавливает срок представления отзывов в ответственный комитет.

Рассмотрение законопроекта Государственной Думой в первом чтении

Внесенный Советом Государственной Думы в Думу законопроект подлежит рассмотрению ею. Из Регламента Государственной Думы не вытекает, что Дума должна вынести специальное решение — о при­нятии законопроекта к рассмотрению. Но поскольку Дума утвержда­ет свою повестку дня, она, следовательно, с самого начала в состоя­нии определить, хочет ли заниматься данным законопроектом или нет.

Рассмотрение законопроектов Думой осуществляется в трех чте­ниях, если иное не предусмотрено законодательством или Регламен­том палаты (ст. 116). В частности, согласно Бюджетному кодексу РФ 1998 г. (ст. 196), рассмотрение проекта федерального закона о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год происходит в четы­рех чтениях.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и материалы к нему по представлению ответственного комитета на­правляются Аппаратом Государственной Думы Президенту, в Совет Федерации, депутатам Государственной Думы, в Правительство и субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопро­ект, не позднее чем за три дня до дня рассмотрения законопроекта на заседании Думы.

Законопроекты, за исключением законопроектов, перечисленных в ч. 3 ст. 104 Конституции РФ, могут быть рассмотрены Государственной Думой без отзывов на них Правительства, отзывов, предложений, замечаний других субъектов права законодательной инициативы, если отзывы, предложения, замечания не были представлены в уста­новленный Советом Государственной Думы срок.

В соответствии со ст. 118 Регламента при рассмотрении Думой за­конопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конститу­ции РФ, его актуальности и практической значимости.

Обсуждение начинается с доклада субъекта права законодатель­ной инициативы, внесшего законопроект, или его представителя и содоклада представителя ответственного комитета.

Обсуждение законопроекта, внесенного Президентом, Советом Федерации, Правительством, законодательными (представительны­ми) органами субъектов, Конституционным Судом, Верховным Су­дом или Высшим Арбитражным Судом РФ, начинается с обоснова­ния представителями указанных субъектов права законодательной инициативы необходимости принятия закона и заканчивается их за­ключительным словом, в котором содержится анализ высказанных в ходе обсуждения законопроекта предложений и замечаний.

При рассмотрении законопроекта по решению палаты, принято­му большинством голосов депутатов, принявших участие в голосова­нии, может быть отведено время для ответов на вопросы депутатов Думы по существу законопроекта, а затем заслушиваются предложе­ния и замечания депутатских объединений, депутатов Государствен­ной Думы, полномочного представителя Президента в Государствен­ной Думе, полномочного представителя Правительства в Государст­венной Думе, представителей законодательных (представитель­ных) органов субъектов РФ, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.

При рассмотрении законопроекта, предусматривающего расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, в обязательном порядке заслушивается заключение Правительства.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Госу­дарственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок, или принять закон, за исключением законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъек­тов, или отклонить законопроект.

После окончания обсуждения законопроекта на голосование ста­вится предложение о принятии его в первом чтении. Если по итогам голосования предложение о принятии законопроекта в первом чте­нии не набрало необходимого числа голосов, то он считается откло­ненным без дополнительного голосования. Это решение оформляет­ся постановлением Государственной Думы. Отклоненный законо­проект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы.

При внесении альтернативных законопроектов Государственная Дума рассматривает их одновременно посредством рейтингового го­лосования. Если по итогам голосования несколько законопроектов набрали достаточное для их принятия число голосов, то принятым в первом чтении считается законопроект, набравший наибольшее чис­ло голосов. Если по итогам рейтингового голосования ни один из за­конопроектов не набрал достаточного для принятия числа голосов, то на окончательное голосование ставится законопроект, получивший наибольшее число голосов. Законопроект считается принятым в пер­вом чтении, если при окончательном голосовании за него проголосо­вало более половины от общего числа депутатов. Результат голосова­ния оформляется постановлением Государственной Думы.

Не принятые Государственной Думой альтернативные законопро­екты считаются отклоненными. Решение оформляется постановле­нием Думы без дополнительного голосования. Копии постановлений Думы вместе с отклоненными законопроектами направляются субъ­ектам права законодательной инициативы.

В случае принятия законопроекта в первом чтении Государствен­ная Дума в постановлении о принятии законопроекта в первом чте­нии устанавливает срок представления поправок к законопроекту. Этот срок, как правило, не может быть менее 15 дней, а для законо­проектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов — менее 30 дней. Если у депутатов имеются предложе­ния об установлении иного, чем в проекте постановления Государственной Думы, срока подачи поправок к законопроекту, последний ус­танавливается решением, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов Думы.

Государственная Дума может принять решение о всенародном об­суждении законопроекта, принятого в первом чтении.

В случае принятия законопроекта в первом чтении, за исключени­ем законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, председательствующий может поставить на голосование предложение ответственного комитета о принятии за­кона, исключая процедуры второго и третьего чтений, при наличии заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы, отражающего результаты правовой и лингвистической экспертиз. Если имеются возражающие против этого предложения, председательст­вующий предоставляет каждому из них до трех минут для обоснования своей позиции. Представитель ответственного комитета вправе выска­зать мнение ответственного комитета по каждому возражению либо снять предложение о принятии закона. По окончании обсуждения, если ответственным комитетом не снято предложение о принятии за­кона, председательствующий ставит на голосование предложение от­ветственного комитета о принятии закона, исключая процедуры вто­рого и третьего чтений. Федеральный закон считается принятым, если за его принятие проголосовало большинство от общего числа депута­тов Думы. Если решение не принято, то работа над законопроектом продолжается в установленном Регламентом порядке.

Подготовка и проведение второго чтения законопроекта в Государственной Думе

В соответствии со ст. 120 Регламента Государственной Думы по­правки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в от­ветственный комитет в виде изменения редакции статей, либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде пред­ложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или ста­тей законопроекта.

Ответственный комитет изучает и обобщает внесенные поправки. Он вправе проводить независимую экспертизу поправок на соответ­ствие Конституции РФ и федеральным конституционным законам. В случае признания ответственным комитетом поправок противоре­чащими Конституции РФ, федеральным конституционным законам указанный комитет сообщает об этом авторам поправок. В случае невнесения субъектом права законодательной инициативы коррек­тив в свое предложение ответственный комитет вправе возвратить по­правку автору без включения ее в таблицы поправок. Автор поправок вправе уточнять их в ходе обсуждения в ответственном комитете.

Если в процессе второго чтения изменяется название законопро­екта, то он вносится на рассмотрение палаты с новым названием, а его первоначальное название приводится ниже в скобках. Законопро­ект, принимаемый в третьем чтении, должен иметь название в послед­ней утвержденной редакции. Такие же требования предъявляются к оформлению проектов постановлений Думы.

Ответственный комитет может согласиться с поправками и вклю­чить их в текст законопроекта, рекомендовать Думе принять таблицу поправок, одобренных комитетом, внести в палату таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению, а также таблицу поправок, по которым не было принято решений. Депутатам Думы, внесшим за­конопроект или поправки к нему, ответственный комитет обеспечи­вает возможность участия в подготовке законопроекта к рассмотре­нию во втором чтении.

Вместе с законопроектом, подготовленным к рассмотрению во втором чтении, и проектом постановления Думы, определяющего по­рядок дальнейшей работы над законопроектом, ответственный коми­тет представляет таблицу поправок, одобренных комитетом и вклю­ченных в текст законопроекта (таблица № 1), таблицу поправок, ре­комендуемых ответственным комитетом к отклонению (таблица № 2), и таблицу поправок, по которым не было принято решений (таблица № 3).

Таблица поправок № 1 должна содержать текст законопроекта, к которому предлагается поправка, данные об ее авторе, содержание поправки, новую редакцию текста законопроекта с учетом предлагае­мой поправки, краткую мотивировку решения комитета.

Таблица по­правок № 2 должна содержать текст законопроекта, к которому пред­лагается поправка, данные об ее авторе, содержание поправки, новую Редакцию текста законопроекта с учетом предлагаемой поправки, краткую мотивировку решения комитета. Таблица поправок № 3 Должна содержать текст законопроекта, к которому предлагается поправка, данные об ее авторе, содержание поправки, новую редакцию текста законопроекта с учетом предлагаемой поправки.

По поручению ответственного комитета Правовое управление Аппарата Государственной Думы осуществляет постатейную право­вую и лингвистическую экспертизу законопроекта и подготавливает заключение.

Ответственный комитет направляет в Совет Государственной Думы для последующего представления на рассмотрение палаты: проект постановления Думы по законопроекту; три названные выше таблицы поправок; текст законопроекта с учетом поправок, рекомен­дуемых к принятию (с выделением изменений текста законопроекта, принятого в первом чтении); заключение Правового управления Ап­парата на законопроект.

Ответственный комитет представляет законопроект на рассмотре­ние Государственной Думы во втором чтении в течение четырех меся­цев со дня принятия законопроекта в первом чтении, если постанов­лением Думы не установлен иной срок. В этот срок не засчитываются периоды между сессиями Думы.

Совет Государственной Думы принимает решения о включении законопроекта, подготовленного к рассмотрению во втором чтении, в календарь рассмотрения вопросов Думой, о направлении законопро­екта Президенту, в Совет Федерации, Правительство, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, депутатам Думы и определяет докладчика по законопроекту — представителя ответственного комитета.

Если, по мнению ответственного комитета, подготовка законо­проекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении нецелесообразна либо законопроект утратил актуальность, ответст­венный комитет вносит на рассмотрение Думы мотивированное предложение об отклонении законопроекта.

Согласно Регламенту Думы (ст. 123) в начале второго чтения зако­нопроекта в Государственной Думы с докладом выступает представи­тель ответственного комитета.

Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в от­ветственном комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Примечательно, что согласно Регламенту затем высту­пает полномочный представитель Президента в Думе и лишь после этого — представитель субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, а за ним — полномочный представитель Правительства в Думе.

Председательствующий выясняет, имеются ли возражения депу­татских объединений, депутатов Государственной Думы или приглашенных на ее заседание представителей иных субъектов права законодательной инициативы против поправок, рекомендуемых от­ветственным комитетом для внесения в текст законопроекта, рас­сматриваемого во втором чтении. Если возражений не имеется, пред­седательствующий ставит на голосование вопрос о принятии в целом поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст данного законопроекта.

Если у депутатов или у приглашенных на заседание представите­лей иных субъектов права законодательной инициативы имеются возражения против внесения в текст законопроекта каких-либо по­правок из числа рекомендуемых ответственным комитетом к приня­тию, то председательствующий сначала ставит на голосование вопрос о принятии поправок, против которых не имеется возражений, а за­тем отдельно каждую поправку из тех, по которым имеются возраже­ния. Автор поправки, представитель ответственного комитета, а так­же депутат Думы или представитель иного субъекта права законода­тельной инициативы, имеющие возражения, могут обосновать свои позиции в выступлениях продолжительностью до трех минут. После этого на голосование ставится вопрос о принятии поправки.

Если при голосовании таблицы поправок, рекомендуемых ответ­ственным комитетом к принятию, Государственная Дума не соглаша­ется с предложением комитета, председательствующий ставит на го­лосование отдельно каждую из поправок. Возражающий против при­нятия поправки субъект права законодательной инициативы, внес­ший законопроект, или его представитель либо депутат Думы, полномочный представитель Президента в Думе, полномочный представитель Правительства в Думе, представитель ответственного комитета могут обосновать свои позиции в выступлениях продолжи­тельностью до трех минут. После этого на голосование ставится пред­ложение о принятии поправки.

Далее Дума переходит к рассмотрению поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению. Председательствующий выясняет, имеются ли у депутатов или у приглашенных на заседание представителей иных субъектов права законодательной инициативы возражения против рекомендаций ответственного комитета.

Если Дума соглашается с мнением ответственного комитета об от­клонении поправок, то далее председательствующий ставит на голо­сование поправки, против отклонения которых у авторов поправок были возражения. Автор поправки и представитель ответственного комитета могут обосновать свои позиции в выступлениях продолжи­тельностью до трех минут. После этого на голосование ставится пред­ложение о принятии поправки.

Если при голосовании таблицы поправок, рекомендуемых ответ­ственным комитетом для отклонения, Дума не соглашается с предло­жением ответственного комитета, председательствующий ставит на голосование отдельно каждую из поправок. Автор поправки и пред­ставитель ответственного комитета могут обосновать свои позиции в выступлениях продолжительностью до трех минут. После этого на го­лосование ставится предложение о принятии поправки.

Далее председательствующий ставит на голосование предложение о принятии каждой поправки, включенной в таблицу поправок, по которым ответственным комитетом не было принято решений. Автор поправки может обосновать свою позицию в выступлении продолжи­тельностью до трех минут.

По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет.

После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта председательствующий ставит на голосование пред­ложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по ито­гам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с даль­нейшего рассмотрения. Это решение направляется субъекту права за­конодательной инициативы, внесшему законопроект.

Решением Думы, принятым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, законопроект может быть возвращен к процедуре первого чтения.

Законопроект, не принятый во втором чтении, не может быть включен в проект календаря рассмотрения вопросов Государствен­ной Думой без решения Совета Думы. В этом случае Дума принимает решение о доработке или об отклонении законопроекта. В случае от­клонения законопроекта, повторно рассмотренного во втором чте­нии, такой законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит. Голосование по вопросу о принятии закона в целом во втором чте­нии может быть проведено по предложению депутатов Думы только при наличии окончательного текста законопроекта, а также правовой и лингвистической экспертизы.

В случае если ответственный комитет вносит на рассмотрение Го­сударственной Думы предложение об отклонении законопроекта, принятого в первом чтении, в Совет Государственной Думы для по­следующего представления на рассмотрение Государственной Думы направляются: а) текст законопроекта, принятого в первом чтении; б) отзыв или заключение Правительства на законопроект (при их на­личии); в) оформленные в виде таблицы поправки к законопроекту; г) заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы на законопроект, принятый в первом чтении; д) заключение от­ветственного комитета с обоснованием необходимости отклонения законопроекта, принятого в первом чтении; е) проект постановления Думы об отклонении законопроекта, принятого в первом чтении.

Рассмотрение предложения ответственного комитета об отклоне­нии законопроекта, принятого в первом чтении, начинается с докла­да представителя комитета. Докладчик сообщает о ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении и мотивах внесения предложения ответственного комитета об отклонении законопроек­та, принятого в первом чтении. Затем могут выступить полномочный представитель Президента в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства в Государственной Думе, представите­ли депутатских объединений, а также субъект права законодательной инициативы (или его представитель). После окончания обсуждения с заключительным словом выступает докладчик.

Затем на голосование ставится проект постановления Думы об от­клонении законопроекта, принятого в первом чтении. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвраща­ется субъекту права законодательной инициативы.

Если палата не приняла постановление Государственной Думы об отклонении законопроекта, принятого в первом чтении, ответствен­ный комитет продолжает работу по его подготовке к рассмотрению во втором чтении. В этом случае Дума может своим поручением устано­вить ответственному комитету срок для подготовки законопроекта ко второму чтению, а также может своим решением, принятым боль­шинством голосов от общего числа депутатов палаты, назначить дру­гой ответственный комитет и установить срок подготовки данного за­конопроекта к рассмотрению во втором чтении. Указанное решение оформляется постановлением Думы без дополнительного голосо­вания.

Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответ­ственный комитет для устранения — с участием Правового управле­ния Аппарата Государственной Думы — возможных внутренних про­тиворечий, установления правильной взаимосвязи статей и для ре­дакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенны­ми в текст при рассмотрении его во втором чтении.

По завершении этой работы законопроект представляется ответ­ственным комитетом в Совет Государственной Думы для включения в проект порядка работы Думы.

Следует также напомнить, что решение о принятии поправок к проекту федерального закона принимается большинством голосов от общего числа депутатов. Решение о принятии поправок к проекту фе­дерального конституционного закона принимается не менее чем дву­мя третями голосов от общего числа депутатов Думы.

Третье чтение законопроекта в Государственной Думе

Согласно ст. 125 Регламента Совет Государственной Думы назна­чает третье чтение законопроекта для голосования в целях его приня­тия в качестве закона. Если в процессе второго чтения в законопроект были внесены изменения, Совет Государственной Думы направляет текст законопроекта и заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Президенту, в Совет Федерации, Правитель­ство, депутатам Государственной Думы.

При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускают­ся внесение в него поправок и возвращение к обсуждению в целом либо отдельных разделов, глав, статей.

Законопроект, не принятый Думой в третьем чтении, считается отклоненным. Решение оформляется постановлением Думы без до­полнительного голосования. В исключительных случаях по требова­нию депутатских объединений, представляющих большинство депу­татов Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения. Федеральный закон принимается Государственной Думой боль­шинством голосов от общего числа депутатов палаты. Проект закона Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федераль­ный конституционный закон считаются одобренными, если за их одобрение проголосовало не менее чем две трети от общего числа де­путатов Государственной Думы.

Одобренные Государственной Думой проекты законов Россий­ской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральные кон­ституционные законы и принятые федеральные законы с соответст­вующими постановлениями Думы, стенограммами заседаний Госу­дарственной Думы, заключениями Правительства и другими необхо­димыми материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом Государственной Думы и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Рассмотрение закона Советом Федерации

«Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рас­смотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального за­кона Советом Федерации палаты могут создать согласительную ко­миссию для преодоления возникших разногласий, после чего феде­ральный закон подлежит повторному рассмотрению Государствен­ной Думой» (ч. 4 ст. 105).

«В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при по­вторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы» (ч. 5 ст. 105).

«Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулиро­вания, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Россий­ской Федерации;

д) статуса и зашиты государственной границы Российской Феде­рации;

е) войны и мира» (ст. 106).

Как уже отмечалось, принятые Думой законы направляются в Со­вет Федерации. Вместе с законом в Совет Федерации направляются стенограмма заседания Государственной Думы и материалы, пред­ставленные при внесении законопроекта в Думу.

В Регламенте Совета Федерации (ч. 4 ст. 103) записано следующее: «Отсутствие в документах и материалах, сопровождающих поступив­шие из Государственной Думы федеральные законы по вопросам вве­дения или отмены налогов, освобождения от уплаты налогов, выпус­ка государственных займов, изменения финансовых обязательств го­сударства, другие федеральные законы, предусматривающие расхо­ды, покрываемые за счет федерального бюджета, заключения Правительства Российской Федерации может служить основанием для отклонения Советом Федерации указанных федеральных зако­нов». Таким образом, прямо не предусмотрено, что при отсутствии за­ключения Правительства палата запрашивает такое заключение.

В Регламенте Совета Федерации есть и такое правило: вместе с Принятым Государственной Думой федеральным законом по предме­там совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в Совет Федерации направляется информация о позиции органов госу­дарственной власти субъектов РФ по этому федеральному закону. Это означает повышенное внимание палаты к мнениям, высказанным субъектами.

Поступивший из Государственной Думы федеральный закон реги­стрируется в Совете Федерации в течение одного часа и в срок, не пре­вышающий 24 часов, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется всем членам Совета Федерации. Допол­нительно поступившие из Государственной Думы документы и мате­риалы, сопровождающие федеральный закон, регистрируются в Со­вете Федерации и рассматриваются на заседании палаты вместе с этим федеральным законом.

Установленный ч. 4 ст. 105 Конституции РФ 14-дневный срок, в течение которого Совет Федерации рассматривает поступивший из Государственной Думы федеральный закон, исчисляется со дня, сле­дующего за днем регистрации этого федерального закона в Совете Федерации.

Началом рассмотрения в Совете Федерации федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции обязательному рассмотрению в Совете Федерации, по ч. 6 ст. 103 Регламента палаты считается включение в повестку дня заседания палаты соответствую­щего вопроса или издание Председателем Совета Федерации соответ­ствующего распоряжения. Но ч. 4 ст. 105 Конституции предусматри­вает 14-дневный срок для рассмотрения закона в Совете Федерации, предполагая начало этого срока с поступления акта в Совет Федера­ции. Регламент Совета Федерации допускает возможность небольшо­го продления срока — или заседание, где он будет включен в повестку дня, состоится попозже, или Председатель палаты «затянет» с изда­нием своего распоряжения.

После поступления и регистрации в Совете Федерации принятого Государственной Думой федерального закона Председатель Совета Федерации или по его поручению первый заместитель либо замести­тель Председателя по согласованию с председателями комитетов, ко­миссий Совета Федерации определяет комитет (комиссию) палаты, ответственный за рассмотрение федерального закона, и в срок, не превышающий 24 часов, направляет федеральный закон в этот коми­тет (комиссию), а также в Правовое управление Аппарата Совета Фе­дерации для подготовки заключений. Можно передать федеральный закон для подготовки заключения нескольким комитетам, комисси­ям Совета Федерации, определив комитет (комиссию), ответствен­ный за рассмотрение закона.

Для подготовки заключений комитету (комиссии) Совета Федера­ции, ответственному за рассмотрение федерального закона, Правово­му управлению Аппарата Совета Федерации устанавливается срок, как правило, не менее 72 часов с момента поступления в Совет Феде­рации принятого Государственной Думой федерального закона.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...