Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система органов государственной власти в Российской Федерации. 7 глава




Члены Совета Федерации вправе организовать обсуждение феде­рального закона в субъектах РФ и при наличии замечаний направить их в комитет (комиссию) Совета Федерации, ответственный за его рассмотрение.

Комитет (комиссия) Совета Федерации, ответственный за рас­смотрение федерального закона, предварительно рассматривает при­нятый Государственной Думой федеральный закон и принимает по нему заключение путем открытого голосования большинством голо­сов от общего числа членов комитета, комиссии. Если федеральный закон передан нескольким комитетам, комиссиям для подготовки за­ключения, то каждый из них представляет свое заключение в комитет (комиссию) Совета Федерации, ответственный за его рассмотрение. Кроме того, в этот комитет (комиссию) не позднее чем за 24 часа до начала заседания представляется заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации.

В своем заключении ответственный комитет (комиссия) должен указать, подлежит ли федеральный закон в соответствии со ст. 106 Конституции обязательному рассмотрению в Совете Федерации. При рассмотрении федеральных законов, относящихся к предметам со­вместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в заключе­нии формируется обобщенная позиция органов государственной вла­сти субъектов РФ, принявших соответствующие решения и напра­вивших их в Совет Федерации. Также дается оценка федерального за­кона и рекомендуется Совету Федерации: а) одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой; б) отклонить федеральный закон — с изложением мотивов, по которым комитет, комиссия пала­ты считает необходимым его отклонить.

Кроме того, ответственный комитет (комиссия) может предста­вить проект необходимых, по его мнению, изменений и дополнений к тексту федерального закона.

Рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения док­ладчиком заключения ответственного комитета (комиссии) и проек­та постановления Совета Федерации, внесенного комитетом, комис­сией. С содокладом может выступить председатель или заместитель Председателя либо по поручению комитета (комиссии) член комитета (комиссии) Совета Федерации, подготовившего заключение. Затем слово предоставляется представителю Правительства для оглашения официального отзыва Правительства о рассматриваемом федераль­ном законе (такой отзыв может не оглашаться на заседании Совета Федерации, если его текст был представлен членам Совета Федера­ции в письменной форме). Заключение Правового управления Аппа­рата Совета Федерации также представляется в письменной форме.

После выступления представителя Правительства Совет Федера­ции большинством голосов от общего числа членов Совета Федера­ции принимает решение одобрить или отклонить федеральный закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.

При рассмотрении федерального закона после оглашения заклю­чения ответственного комитета (комиссии) Совета Федерации слово для ответов на вопросы может быть предоставлено официальному представителю Президента или официальному представителю Пра­вительства при рассмотрении палатами Федерального Собрания это­го федерального закона.

По результатам обсуждения федерального закона Совет Федера­ции принимает одно из следующих решений:

а) одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон;

б) отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон.

Федеральный закон считается одобренным, если за его одобрение проголосовало более половины от общего числа членов Совета Феде­рации. Решение об одобрении оформляется постановлением Совета Федерации.

По результатам рассмотрения принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, председательствующий ставит на голосование во­прос об одобрении федерального закона. В случае недостаточной под­готовленности вопроса, в частности отсутствия необходимых материа­лов и документов, палата вправе принять решение о переносе вопроса о рассмотрении федерального закона на следующее заседание. Указан­ное решение принимается большинством голосов от числа членов Со­вета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем 46 голосами. Если решение не принято, председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении федерального закона.

Соответственно в Регламенте палаты теперь записано: в случае принятия решения о переносе на следующее заседание Совета Федера­ции вопроса о рассмотрении принятого Государственной Думой феде­рального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, его рассмотре­ние должно быть завершено на следующем заседании Совета Федера­ции принятием решения об одобрении или отклонении этого феде­рального закона. Решение об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона, переданного на рассмотрение Совета Фе­дерации и не подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции обя­зательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения 14-дневного срока. Другое дело, что это за решение. В ст. 108 Регламента (в ред. 2002 г.) записано, что при переходе к вопро­су повестки дня о рассмотрении принятого Государственной Думой федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, председательствующий вправе внести предложе­ние не рассматривать указанный закон. Если ни один из членов Совета Федерации не настаивает на его рассмотрении на заседании палаты, то по истечении 14-дневного срока закон считается одобренным Советом Федерации без рассмотрения. Иначе говоря, все равно предполагается Реакция Совета Федерации на закон.

Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобре­ние не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Мщение об отклонении оформляется постановлением Совета Феде-Рации. В постановлении об отклонении могут содержаться: а) предло­жение о создании согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой; б) поручение комитету (комиссии) Совета Федерации, ответ­ственному за рассмотрение, и сопредседателю согласительной ко­миссии от Совета Федерации подготовить и направить в Государст­венную Думу поправки к закону, отклоненному Советом Федерации. Обоснование решения об отклонении может быть оформлено в виде пояснительной записки к постановлению Совета Федерации с указа­нием тех положений федерального закона, по которым необходимо преодолеть возникшие разногласия между Советом Федерации и Го­сударственной Думой. Постановление Совета Федерации об откло­нении закона вместе с этим законом в пятидневный срок со дня при­нятия постановления Председателем Совета Федерации направляет­ся в Государственную Думу.

В соответствии со ст. 110 Регламента Совета Федерации принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации феде­ральный закон и постановление Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления Председателем Совета Федера­ции направляются Президенту для подписания и официального опубликования. Постановление Совета Федерации об одобрении фе­дерального закона направляется также в Государственную Думу.

Федеральный закон, одобренный Советом Федерации без рас­смотрения, по истечении 14-дневного срока Председателем Совета Федерации направляется Президенту для подписания и официально­го опубликования, о чем уведомляется Государственная Дума.

Преодоление разногласий, возникших при отклонении федеральных законов Советом Федерации

При отклонении федерального закона Советом Федерации у Госу­дарственной Думы есть несколько возможностей:

принять закон в прежней редакции без каких-либо изменений; для этого требуется не менее двух третей голосов (ч. 5 ст. 105 Консти­туции РФ);

принять закон простым большинством голосов от общего числа депутатов в редакции, отличающейся от ранее рассматривавшейся Советом Федерации и, следовательно, не согласованной с ним; в этом случае Совет Федерации будет рассматривать федеральный закон как вновь принятый по описанной выше процедуре;

принять закон с теми изменениями и дополнениями, которые предлагает Совет Федерации (вплоть до запятых) простым большин­ством голосов. Затем Закон направляется в Совет Федерации для одобрения с последующим направлением его текста Президенту Председателем Совета Федерации.

В случае неодобрения Советом Федерации закона, поступившего из нижней палаты, Совет Думы передает такой закон на заключение ответственного комитета. По итогам рассмотрения закона ответст­венный комитет вносит на рассмотрение Думы проект постановле­ния, в котором может предложить Думе одно из следующих решений: а) снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения в связи с от­клонением его Советом Федерации; б) создать по предложению либо с предварительного согласия Совета Федерации согласительную ко­миссию на паритетных началах для преодоления возникших между палатами разногласий; в) принять федеральный закон в ранее приня­той Государственной Думой редакции (ст. 127 Регламента).

При буквальном прочтении нормы Регламента получается, что первым делом Дума решает вопрос о снятии закона с дальнейшего рас­смотрения, постановление на этот счет принимается большинством голосов от общего числа депутатов Думы; если же палата не соглашает­ся с предложением ответственного комитета о снятии закона с дальнейшего рассмотрения, тогда председательствующий ставит на голосо­вание палаты вопрос о принятии закона в ранее принятой Думой ре­дакции — для этого требуются не менее двух третей голосов депутатов. На деле, конечно, палата пытается найти взаимопонимание с Советом Федерации. Поэтому Регламент Думы определяет: если Совет Федера­ции отклонил федеральный закон и не предложил Государственной Думе создать согласительную комиссию, то ответственный комитет может запросить у Совета Федерации предварительное согласие на создание такой комиссии. Если Совет Федерации предложил Думе создать согласительную комиссию либо дал предварительное согласие на ее создание, ответственный комитет вносит на рассмотрение палаты проект постановления Думы о создании согласительной комиссии. В проекте постановления указывается срок работы в составе согласи­тельной комиссии избранных в нее депутатов Думы. И лишь если Со­вет Федерации не предложил Государственной Думе создать согласи­тельную комиссию и не дал предварительного согласия на ее создание, ответственный комитет предлагает Думе одно из названных решений, т.е. согласиться с верхней палатой и снять закон с рассмотрения или преодолеть ее вето двумя третями голосов.

Большинством голосов от общего числа депутатов Дума принима­ет постановление о создании согласительной комиссии, об избрании в ее состав депутатов Думы и сопредседателя комиссии от Думы. По­становление направляется в Совет Федерации, а также Президенту, в Правительство, если постановление палаты предусматривает пригла­шение их представителей.

Сопредседатель согласительной комиссии и другие ее члены обра­зуют депутацию Государственной Думы в этой комиссии. Она рас­сматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст федерального закона. Согласи­тельная комиссия вправе принимать решение об изменении редак­ции отдельных статей федерального закона, в отношении которых не имелось возражений Совета Федерации, если такое изменение обу­словлено новой редакцией статей федерального закона, выработан­ной на основе предложений Совета Федерации, поддержанных ко­миссией. Решения комиссии принимаются раздельным голосовани­ем депутации Думы и депутации Совета Федерации. Решение счита­ется принятым, если за него проголосовало большинство членов каждой депутации. Решение принимается открытым голосованием, если иной порядок не установлен комиссией.

По итогам каждого заседания и по результатам своей работы согла­сительная комиссия составляет протокол и сопоставительную таблицу статей закона, в которые были внесены изменения. В указанной табли­це содержатся предложения о преодолении разногласий. Мнения пол­номочных представителей Президента, Правительства в Государствен­ной Думе и в Совете Федерации, участвующих в заседании комиссии с правом совещательного голоса, фиксируются в протоколе отдельно по каждому принятому комиссией решению. До подписания заключи­тельных протокола и сопоставительной таблицы федеральный закон в редакции согласительной комиссии направляется сопредседателем ко­миссии от Думы в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для проведения правовой и лингвистической экспертиз. Заклю­чительные протокол и сопоставительная таблица подписываются со­председателями комиссии от Совета Федерации и от Думы.

Федеральный закон в редакции согласительной комиссии, зави­зированный сопредседателями комиссии от Государственной Думы и от Совета Федерации, а также заключительные протокол, сопостави­тельная таблица и заключение Правового управления Аппарата Госу­дарственной Думы вносятся на повторное рассмотрение Думы со­председателем согласительной комиссии от Думы.

Если депутациями не преодолено разногласие хотя бы по одному возражению Совета Федерации, согласительная комиссия принимает решение о прекращении дальнейшей работы, которое подписывается сопредседателями согласительной комиссии от Государственной Думы и от Совета Федерации и направляется в ответственный коми­тет. Последний информирует Думу об итогах работы согласительной комиссии и вносит на рассмотрение палаты проект постановления Думы, в котором предлагает Думе одно из названных решений, т.е. либо снять закон с рассмотрения, либо принять его не менее чем дву­мя третями голосов.

Если установленный срок деятельности согласительной комиссии истек, а работа депутаций по преодолению разногласий не заверше­на, то либо работа согласительной комиссии продлевается, либо па­лата принимает одно из названных выше решений.

При рассмотрении федерального закона в редакции согласитель­ной комиссии с докладом выступает сопредседатель комиссии от Го­сударственной Думы. Федеральный закон в редакции согласительной комиссии считается принятым, если за него проголосовало большин­ство от общего числа депутатов Думы.

В этом случае Совет Федерации своим постановлением одобряет новую редакцию закона.

Если же федеральный закон в редакции согласительной комиссии не набрал необходимого для принятия числа голосов, председатель­ствующий на заседании Государственной Думы ставит на голосова­ние палаты вопрос о принятии его в ранее принятой Думой редакции. То же самое придется делать палате и в случае неодобрения Советом Федерации новой редакции закона, поступившей из Думы. Если предложение о принятии федерального закона, отклоненного Сове­том Федерации, в ранее принятой Государственной Думой редакции при голосовании не набрало необходимого числа голосов, закон счи­тается отклоненным и дальнейшему рассмотрению не подлежит. Ре­зультат голосования оформляется постановлением Думы.

Одобренный Советом Федерации закон на­правляется Председателем палаты Президенту для подписания и официального опубликования. И в том случае, когда Совет Федера­ции не стал рассматривать закон в 14-дневный срок, по его оконча­нии Председатель Совета Федераций направляет федеральный закон Президенту для подписания и обнародования. Если федеральный за­кон принят Государственной Думой не менее чем двумя третями голо­сов в прежней редакции в порядке преодоления позиции Совета Федерации, принятый в таком порядке федеральный закон направляет­ся Президенту РФ Председателем Государственной Думы.

Подписание и обнародование закона Президентом Российской Федерации

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 107) Президент в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

В Регламенте Совета Федерации говорится о направлении закона Президенту для подпи­сания и официального опубликования.

Федеральный закон 1994 г. о порядке опубликования различает несколько дат и сроков.

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции (ч. 1 ст. 2).

Датой принятия федерального конституционного закона считает­ся день его одобрения палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ (ч. 2 ст. 2).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после подписания Президентом. Акты палат Федерального Собрания публи­куются не позднее 10 дней после дня принятия. Международные до­говоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления в силу.

Итак, применительно к закону РФ приходится различать пять дат: принятие Думой, одобрение Советом Федерации, подписание Пре­зидентом, официальное опубликование, вступление в силу. Для про­стого гражданина важнейшей является последняя дата — день вступ­ления закона в силу. На практике датой акта чаще всего считают день его подписания Президентом.

Отклонение федерального закона Президентом

Российской Федерации (вето Президента). Повторное рассмотрение палатами отклоненного закона

Отклонение федерального закона Президентом в литературе на­зывают «президентское вето». В федеральном законодательстве тер­мин «вето» не используется, но на практике весьма распространен. Как известно, различаются абсолютное и относительное (отлагатель­ное) вето. При абсолютном вето отклонение главой государства зако­на означает, что акт не будет принят. При относительном (отлагатель­ном) вето закон повторно рассматривается парламентом (палатами Парламента) и принимается либо с учетом предложенных главой го­сударства поправок, либо в прежней редакции — но в последнем слу­чае не простым, а квалифицированным большинством голосов пар­ламента, его палат.

С учетом ч. 3 ст. 107 Конституции РФ возможны разные варианты последствий президентского вето:

каждая палата настаивает на ранее принятом тексте закона без всяких его изменений, и тогда им необходимы при повторном голосо­вании не менее двух третей голосов в каждой; если хотя бы в одной из палат требуемый результат не достигнут, закон считается не при­нятым;

палаты принимают предложения Президента по изменению тек­ста закона, тогда им достаточно простого большинства голосов в каждой;

палаты готовы к частичному учету предложений Президента (со­гласовывая с ним свои наметки), в результате каждая палата вновь со­ответственно принимает, одобряет федеральный закон простым большинством, а Президент решает — согласиться с исправленным вариантом либо вновь отклонить его;

Государственная Дума преодолевает вето Президента двумя третя­ми голосов (т.е. настаивает на ранее принятой редакции закона), а Со­вет Федерации приемлет предложения Президента по изменению текста закона и не настаивает на прежней редакции, тогда закон не будет принят;

Государственная Дума принимает предложения Президента про­стым большинством голосов, а Совет Федерации с предложениями не согласен и готов по прежней редакции закона преодолеть вето двумя третями голосов;

Президент считает нецелесообразным принятие закона, и одна из палат с ним согласилась, закон считается не принятым;

одна из палат пришла к решению разрабатывать и принимать за­кон в новой редакции — тогда законодательный процесс начинается заново с Думы.

Регламент Государственной Думы (ст. 134) гласит, что федераль­ный закон, отклоненный Президентом, передается Советом палаты в ответственный комитет, который в течение десяти дней рассматрива­ет мотивы решения Президента об отклонении федерального закона. По итогам рассмотрения комитет вносит на рассмотрение Думы про­ект постановления, в котором может предложить палате одно из сле­дующих решений: а) согласиться с решением Президента об отклоне­нии федерального закона и снять его с дальнейшего рассмотрения Го­сударственной Думой; б) принять федеральный закон в редакции Президента; в) создать по предложению либо с предварительного со­гласия Президента специальную комиссию для выработки согласо­ванного текста закона по отклоненному Президентом закону с учетом предложений Президента; г) одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.

Повторное рассмотрение федерального закона, отклоненного Президентом, начинается с выступления полномочного представите­ля Президента в Государственной Думе либо иного официального Представителя Президента. Затем выступает представитель ответст­венного комитета и по предложению ответственного комитета принимается одно из перечисленных выше решений. При этом постанов­ления Государственной Думы о согласии с решением Президента об отклонении федерального закона и снятии его с дальнейшего рас­смотрения принимается большинством голосов от общего числа де­путатов Думы. Решение о принятии федерального закона в редакции Президента принимается также большинством голосов от общего числа депутатов Думы; принятый федеральный закон в редакции Президента в течение пяти дней направляется в Совет Федерации.

Если Государственная Дума по предложению ответственного ко­митета не согласилась с решением Президента об отклонении феде­рального закона и не сняла его с дальнейшего рассмотрения Думой, то председательствующий на заседании Думы на голосование палаты ставит вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой Думой редакции.

В случае когда Президент отклонил федеральный закон и не пред­ложил Государственной Думе создать специальную комиссию, ответ­ственный комитет может запросить у Президента предварительное со­гласие на создание такой комиссии. Если Президент предложил Думе создать специальную комиссию либо дал предварительное согласие на ее создание, ответственный комитет вносит на рассмотрение палаты проект постановления Думы о создании специальной комиссии. Дума принимает большинством голосов от общего числа депутатов поста­новление о создании специальной комиссии, об избрании в ее состав депутатов Думы и сопредседателя специальной комиссии от Думы. Указанное постановление направляется Президенту и в Совет Федера­ции. Сопредседатель специальной комиссии и другие ее члены образу­ют депутацию Думы в специальной комиссии. При принятии решения специальная комиссия действует по принципу «одна сторона — один голос», при этом члены специальной комиссии от Думы принимают решение большинством голосов от их общего числа. Решение специ­альной комиссии считается принятым, если по каждому предложению Президента стороны пришли к единому мнению. По окончании рабо­ты специальной комиссии сопредседатель комиссии от Думы на по­вторное рассмотрение Думы вносит федеральный закон в редакции специальной комиссии. При рассмотрении этого закона с докладом выступает сопредседатель специальной комиссии от Думы. Затем мо­жет выступить полномочный представитель Президента в Думе либо иной официальный представитель Президента.

Федеральный закон в редакции специальной комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Думы.

Таким образом, Государственная Дума использует несколько ва­риантов нахождения взаимопонимания с Президентом. Юридически она может их не использовать, а сразу проголосовать за принятие за­кона в первоначальной редакции (не менее двумя третями голосов от общего числа депутатов Думы) и направить закон в Совет Федерации. Причем если предложение об одобрении федерального закона в ранее принятой Думой редакции не набрало необходимого для его приня­тия числа голосов, то федеральный закон считается отклоненным и дальнейшему рассмотрению не подлежит. Результат голосования оформляется постановлением Думы.

Но на практике не раз имело место прекращение Государственной Думой законодательного процесса по конкретному закону, причем двумя путями: принятие прямого решения о снятии закона с рассмот­рения; бывает и так, что после вето Президента принятие закона от­кладывается в «долгий ящик», и Дума не рассматривает его повторно (хотя в принципе палата все же обязана отреагировать на вето и при­нять какое-либо официальное решение). Практикуется создание спе­циальной трехсторонней (Дума, Совет Федерации, Президент) или даже четырехсторонней комиссии (с добавление представителя Пра­вительства) для выработки согласованного текста законопроекта.

Принятие федеральных конституционных законов

Круг вопросов, по которым принимаются федеральные конститу­ционные законы, обозначен в Конституции РФ. Согласно ст. 108 Конституции Федеральный конституционный закон считается при­нятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голо­сов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый Закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом и обна­родованию.

В Регламенте Государственной Думы нет отдельной главы о по­рядке принятия Федеральных конституционных законов, что можно трактовать лишь так: они принимаются в общем порядке — по про­цедуре обсуждения, включая три чтения, является квалифицирован­ным лишь количество голосов, подаваемых за Федеральный консти­туционный закон (Конституция называет это не принятием, а «одоб­рением», причем по обеим палатам).

В действующем Регламенте Совета Федерации 2002 г. имеется гла­ва 15 «Порядок рассмотрения Советом Федерации федерального кон­ституционного закона». Данный порядок практически мало чем от­личается от порядка рассмотрения обычных федеральных законов. Кроме того, в Регламенте Совета Федерации разными словами обо­значены результаты рассмотрения палатой федерального конституционного закона: Совет Федерации одобряет закон, который был одобрен Думой; но Совет Федерации принимает решение об отклоне­нии (т.е. не используются слова «не одобряет») федерального консти­туционного закона, одобренного Думой. Важно и то, что при отклонении федерального конституционного закона тоже допустимы про­цедуры согласования позиций палат.

Принятый палатами федеральный конституционный закон направляется Председателем Совета Федерации Президенту. Согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ такой закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию. У Президента нет права вето по федеральным конституционным законам.

Правовой статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Статус члена Совета Федерации и депутата Госу­дарственной Думы определяется Конституцией РФ. Многие особен­ности положения парламентариев отражены в Регламентах палат. Специальным актом является Федеральный закон от 8 мая 1994 г. (в ред. 2005 г.) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федера­ции». Этот Федеральный закон определяет права, обязанности и от­ветственность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, их помощников, предусматривает основные правовые и соци­альные гарантии при осуществлении ими своих полномочий.

Членом Совета Федерации явля­йся представитель от субъекта РФ, уполномоченный осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномо­чия, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законом. Депутатом Государственной Думы является избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, преду­смотренные Конституцией РФ и Федеральным законом.

Должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного са­моуправления обязаны обеспечивать члену Совета Федерации, депу­тату Государственной Думы условия для осуществления ими своих полномочий, установленных Конституцией РФ и Федеральным зако­ном об их статусе.

Срок полномочий члена Совета Федерации равен сроку полномочий законодательного органа власти и главы субъекта РФ, которые соот­ветственно избрали или назначили данного члена Совета Федерации. Начинается этот срок с принятием решения Совета Федерации о при­знании полномочий члена Совета Федерации.

Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Думы и прекращается со дня начала рабо­ты Думы нового созыва.

Закон о статусе называет ряд ситуаций, одинаковых для членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, когда их пол­номочия прекращаются досрочно.

Согласно ст. 4 Закона (в ред. 2004 г.) полномочия члена Совета Фе­дерации, депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях:

а) их письменного заявления о сложении своих полномочий;

б) избрания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа госу­дарственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправле­ния, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения чле­на Совета Федерации, депутата Государственной Думы на иную госу­дарственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта РФ, государственную должность государствен­ной службы или муниципальную должность муниципальной службы;

в) поступления члена Совета Федерации, депутата Государствен­ной Думы на государственную или муниципальную службу, вхожде­ния их в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления ими предприниматель­ской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподаватель­ской, научной и иной творческой деятельности;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...