Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правительство Российской Федерации.




Статус Правительства в главных чертах определяется Конституци­ей РФ, ее гл. 6 «Правительство Российской Федерации» (ст. 110— 117) и рядом норм других глав. Специальным актом является ФКЗ от 17 декабря 1997 г. «О Правитель­стве Российской Федерации» (в ред. 2005 г.).

В ч. 1 ст. 110 Конституции РФ говорится, что исполнительную власть РФ осуществляет Пра­вительство РФ.

В ФКЗ «О Правительстве» сказано, что Правительство — высший исполнительный орган государствен­ной власти РФ, хотя согласно ст. 110 Конституции РФ оно не является высшим органом исполнительной власти, что порождает противоречия. Следовательно, в иерархии ор­ганов исполнительной власти РФ Правительство занимает первое место. Правительство является коллегиальным ор­ганом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. А это означает: когда по вопросам ведения РФ и совместного ведения Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы испол­нительной власти субъектов включаются в единую систему, главным ее звеном также является Правительство.

По официальной конституционно-правовой позиции Правитель­ство — орган, организующий исполнение Конституции, законов РФ, международных договоров и указов Президента, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.

В реальности Правительство, конечно же, участвует в руковод­стве государством и осуществлении всей государственной политики. По нормам Конститу­ции и Закона о Правительстве оно занимается всеми проблемами внутренней и внешней политики, обороноспособности и безопасно­сти государства. Но так сложилось на практике, что в первую очередь Правительство ведает вопросами народного хозяйства страны, соци­ально-культурного строительства. Однако в большей мере соответст­вующие вопросы находятся в центре внимания Президента, а усилия Правительства концентрируются Президентом на экономической, социальной, культурно-просветительской сферах.

Выполняя свои функции, Правительство заинтересовано в нали­чии хорошей нормативной правовой базы. В этом плане задачей Пра­вительства можно считать подготовку и обеспечение прохождения в парламенте необходимых законов РФ, подготовку нормативных ак­тов Президента, а также принятие в целях регулирования обществен­ных отношений собственных нормативных актов в развитие Консти­туции РФ, федеральных законов и актов Президента.

Главные задачи, которые реализует Правительство:

- участие в руководстве государственным, хозяйственным и соци­ально-культурным строительством в стране;

- организация и контроль исполнения Конституции РФ, законов РФ, международных договоров РФ и указов Президента органами исполнительной власти;

- руководство и организация деятельности органов исполнитель­ной власти в РФ;

- участие в правотворческом процессе посредством подготовки проектов нормативных актов, передаваемых парламенту и Президен­ту РФ или принимаемых самим Правительством РФ.

Определяя место Правительства в системе органов государствен­ной власти государства, следует иметь в виду такие моменты. Прежде всего Правительство является и по Конституции, и в ре­альности Правительством Президента РФ. В Конституции 1993 г. слов о ру­ководстве нет. Но и юридически, и фактически у Президента есть все возможности для руководства Правительством.

Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства и Прези­диума Правительства. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, а Правительство участвует в ее реализации. Перед каждым новым Президентом прежнее Прави­тельство слагает полномочия, а Президент фактически начинает свою деятельность с подбора кандидатуры Председателя и формиро­вания состава Правительства. Он может в любое время отправить Правительство в отставку. Акты Правительства должны соответство­вать, помимо Конституции и законов, также и указам Президента, при обнаружении соответствующего противоречия Президент вправе отменить акт Правительства.

Правительство в соответствии с Конституцией РФ, федеральны­ми конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти. Таким обра­зом, несмотря на прямой «выход» на Президента, эти органы не ста­новятся независимыми от Правительства, на них распространяется координирующая роль Правительства.

В соответствии с ч. 3 ст. 115 Конституции постановления и распо­ряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ и указам Президента могут быть отменены Президентом.

Конституция РФ (ч. 3 ст. 92) гласит, что во всех случаях, когда Пре­зидент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно ис­полняет Председатель Правительства. Срок такого исполнения мо­жет быть определен самим Президентом или реальными обстоятель­ствами, если предполагается последующее возвращение Президента к исполнению своих функций. Если же исполнение полномочий Президента прекращается окончательно, то не позднее трех месяцев должны состояться выборы нового Президента, и это предопределяет срок осуществления полномочий Президента со стороны Председа­теля Правительства.

Взаимоотношения Правительства с иными системами федераль­ных органов строятся в соответствии с принципом разделения вла­стей, т.е. каждая ветвь власти действует самостоятельно и имеет пре­дусмотренные законодательством средства воздействия на иные ор­ганы.

Например, Государственная Дума вправе давать согласие на канди­датуру Председателя Правительства. Однако если она трижды отка­жет Президенту в даче такого согласия, он вправе сам назначить Председателя Правительства, а Думу распустить и назначить новые выборы.

Состав Правительства формируется Президентом самостоя­тельно, Государственная Дума и Совет Федерации могут сообщить Президенту свое мнение о кандидатах в состав Правительства и жела­тельных фигурах. Это мнение ни к чему не обязывает Президента.

У палат парламента есть определенные средства контроля за дея­тельностью Правительства и его членов — парламентские запросы, т.е. запросы палаты, обращенные к Правительству в целом или отдельно­му его члену и требующие его пояснений по проблеме, волнующей парламентариев. Это могут быть и запросы отдельных депутатов Думы и членов Совета Федерации. Кроме того, у палат есть право на так называемый правительственный час, когда кто-то из членов Пра­вительства или руководителей иных федеральных органов исполни­тельной власти приглашается на заседание палаты и должен сделать сообщение по вопросу, интересующему членов соответствующей палаты.

К средству контроля в отношении Правительства относится также право Государственной Думы на выражение недоверия (доверия) Пра­вительству РФ. Эта процедура, как показано ранее, может кончиться отставкой Правительства, однако может иметь и другой финал — рос­пуск Государственной Думы Президентом, пожелавшим сохранить «свое» Правительство и «пожертвовавшим» Думой.

Правительство входит в число субъектов права законода­тельной инициативы, т.е. вправе вносить проекты законов в Государст­венную Думу. Оно дает письменные заключения на, образно говоря, финансовоемкие законопроекты. Правительство может направлять в Думу поправки к любым законопроектам, а также официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах.

Члены Правительства вправе присутствовать и выступать на засе­даниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в со­ответствии с регламентами палат. У Правительства есть полномочный представитель в парламенте. Кроме того, для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством РФ законопроекта может быть назначен официальный представитель (официальные представители) Прави­тельства. Для защиты позиций Правительства по заключениям, по­правкам и официальным отзывам поручением Председателя Прави­тельства или одного из его заместителей может быть направлен спе­циальный представитель, полномочия которого определяются в по­ручении. Представители Правительства присутствуют на заседаниях палат Федерального Собрания при рассмотрении федеральных зако­нов и законопроектов, где им предоставляется слово в соответствии с регламентами палат.

Правительство представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении за прошедший финансовый год од­новременно с проектом бюджета на следующий финансовый год.

Правительство взаимодействует с судебной властью. Законодательство позволяет оспаривать нормативные акты Правительства на предмет их соответ­ствия Конституции РФ в Конституционном Суде РФ. В отношении оспаривания законности нормативных, а также ненормативных ак­тов Правительства возможно обращение и в Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд. В свою очередь, Правительство тоже может обра­щаться в судебные органы для защиты интересов государства, своих позиций, оспаривать акты иных государственных органов.

Правительство в пределах своих полномочий: производит финан­сирование судов только из федерального бюджета и обеспечивает воз­можность полного и независимого осуществления правосудия в соот­ветствии с федеральным законом; обеспечивает исполнение судеб­ных решений.

Правительство в пределах своих полномочий в целях обеспечения сочетания интересов РФ и субъектов РФ по пред­метам совместного ведения РФ и субъектов РФ в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятель­ность органов исполнительной власти субъектов РФ.

Правительство в срок не более одного месяца рассматривает внесенные в установленном порядке в Правительство предложения зако­нодательных (представительных) или исполнительных органов госу­дарственной власти субъектов РФ по предметам ведения и по предме­там совместного ведения РФ и ее субъектов и со­общает указанным органам о результатах рассмотрения внесенных предложений.

Оно направляет в законодательные и исполнительные органы субъектов РФ проекты своих решений по предметам совместного ве­дения РФ и субъектов. Предложения указанных органов субъектов РФ по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве.

Правительство в пределах своих полномочий осуществляет кон­троль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению и полномочиям РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ. Оно обеспечивает соблюдение федеральными органа­ми исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ, способствует взаимодействию указанных органов. В пределах своих полномочий Правительство разрешает споры и уст­раняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Для разре­шения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

При необходимости Правительство вносит предложения Прези­денту о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, меж­дународным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции РФ федеральные орга­ны исполнительной власти и органы исполнительной власти субъек­тов РФ по соглашению могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий.

Состав Правительства:

Члены Правительства — Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры (их 16). Количество Заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров определяется Президентом т. к. он своими указами определяет структуру и систему федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время есть два первых заместителя Председателя Правительства, другие два просто заместители Председателя Правительства.

Как отмечалось ранее, деятельность каждого вновь избранного Президента начинается с принятия отставки прежнего Правительст­ва и формирования нового Правительства. В период срока своих пол­номочий Президент может неоднократно отправлять в отставку либо принимать отставку Правительства, а следовательно, и формировать новый кабинет.

Организация деятельности и акты Правительства РФ.

Основные направления деятельности и полномочия Правительст­ва определяет ст. 114 Конституции РФ. Согласно ч. 1 ст. 114 Прави­тельство РФ:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федераль­ный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государст­венной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой фи­нансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой го­сударственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государ­ственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Консти­туцией РФ, федеральными законами, указами Президента.

В Законе о Правительстве есть обширная гл. 3 о полномочиях Правительства.

В ней выделены сначала общие вопросы руководства Правительст­ва федеральными министерствами и иными федеральными органами ис­полнительной власти (ст. 12). Правительство руководит работой ука­занных органов и контролирует их деятельность. Федеральные мини­стерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчи­няются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство распределяет функции между федеральными орга­нами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной вла­сти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.

Для осуществления своих полномочий Правительство может соз­давать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно также устанавливает порядок создания и дея­тельности территориальных органов федеральных органов исполни­тельной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюд­жете.

Правительство назначает на должность и освобождает от должно­сти заместителей федеральных министров, руководителей федераль­ных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правитель­ства, и их заместителей, руководителей федеральных органов испол­нительной власти, находящихся в, ведении федеральных мини­стерств, по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве.

Правительство вправе отменять акты федеральных органов ис­полнительной власти или приостанавливать их действие.

Правительство вправе учреждать организации, образовывать ко­ординационные, совещательные органы, а также органы при Прави­тельстве.

Далее Закон о Правительстве определяет так называемые общие полномочия Правительства. В соответствии со ст. 13 Правительство в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулиро­вание в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направ­ляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство по соглашению с органами исполнительной вла­сти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ, Федераль­ному конституционному закону о Правительстве и федеральным за­конам. В свою очередь Правительство осуществляет полномочия, пе­реданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на ос­новании соответствующих соглашений.

Федеральный конституционный закон о Правительстве 1997 г. подробно перечисляет полномочия Правительства по отдельным на­правлениям его деятельности в сферах экономики, бюджетной, фи­нансовой, кредитной и денежной политики, социальной, науки, культуры, образования, обеспечения законности, внешней политики и др.

Актами Правительства являются его постановления и распоряже­ния. Как гласит Закон, акты, имеющие нормативный характер, изда­ются в форме постановлений Правительства. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, изда­ются в форме распоряжений Правительства. Постановления и распо­ряжения Правительства обязательны к исполнению в РФ.

Постановления и распоряжения Правительства подписываются Председателем Правительства.

Датой официального опубликования постановления или распоря­жения Правительства считается дата первой публикации текста в од­ном из официальных изданий Российской Федерации.

Постановления Правительства, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необхо­димости немедленного широкого обнародования доводятся до всеоб­щего сведения через средства массовой информации безотлага­тельно.

Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства вступают в силу со дня подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства вступают в силу со дня подписания.

Правительство вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Правительство возглавляет и его деятельность организует Предсе­датель Правительства. Юридически не записано в законодательстве, но из Конституции РФ и фактически очевидно, что Председатель Правительства является вторым должностным лицом в стране — по­сле Президента. К тому же по Конституции РФ (ст. 92) именно он ис­полняет обязанности Президента во всех случаях, когда Президент не в состоянии исполнять свои обязанности.

Председатель Правительства определяет в соответствии с Консти­туцией РФ, федеральными конституционными законами, федераль­ными законами и указами Президента основные направления дея­тельности Правительства и организует его работу.

Заместители Председателя Правительства: участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, в выработке и реали­зации его политики; участвуют в подготовке постановлений и распо­ряжений Правительства, обеспечивают их исполнение; координиру­ют в соответствии с распределением обязанностей работу федераль­ных органов исполнительной власти, дают им поручения; предвари­тельно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство; осуществляют иные пол­номочия, предусмотренные федеральными конституционными зако­нами, федеральными законами, указами Президента и постановле­ниями Правительства.

Федеральные министры: участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства; принимают участие в подготовке его по­становлений и распоряжений; обеспечивают их исполнение; прини­мают участие в выработке и реализации политики Правительства; об­ладают установленными законодательством Российской Федерации Полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти; координируют и контролируют деятель­ность федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств; назначают на должность и осво­бождают от должности заместителей руководителей федеральных ор­ганов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению руководителей этих органов.

Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя и федеральные министры участвуют в за­седаниях лично. В случае невозможности участия в заседании замес­тители Председателя и федеральные министры информируют об этом Председателя Правительства.

Федеральные органы исполнительной власти (министерства и др.): основы правового статуса.

В Конституции РФ не обозначена система федеральных органов исполнительной власти. Ее гл. 6 называется «Правительство Россий­ской Федерации» и посвящена именно этому органу. Причем ч. 1 ст. 110 Конституции РФ гласит: «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации». На самом деле федеральная исполнительная власть не сводится толь­ко к Правительству РФ. В эту систему включаются и иные федераль­ные органы исполнительной власти. Это положение корректируется в Федеральном конституционном законе 1997 г. «О Правительстве Рос­сийской Федерации», которое определяет Правительство как колле­гиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 3 ст. 1).

Более четко система федеральных органов исполнительной вла­сти регулируется актами Президента РФ об этой системе (структуре). Практически каждый раз, когда прежнее Правительство РФ уходит в отставку и формируется новое, система (структу­ра) федеральных органов исполнительной власти претерпевает изме­нения. Однако возможны и специальные реформы исполнительной власти.

В настоящее время действует Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями на 15 февраля 2007 года.).

Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент, определяются указом Президента, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство, - постановлением Правительства.

Указ 2004 г. в структуре федеральных органов исполнительной власти не указывает Правительства РФ. Проводя административную реформу, Президент включил в структуру федеральных ор­ганов исполнительной власти:

федеральные министерства;

федеральные службы;

федеральные агентства.

Существовавшие прежде федеральные органы исполнительной власти были самостоятельными и друг от друга формально независи­мыми.

Теперь же введен иной принцип организации функций исполни­тельной власти. Число федеральных министерств сокращено, и боль­шинство из них стали комплексными органами по руководству не­сколькими отраслями народного хозяйства, объединенными в блок под эгидой данного министерства. Внутри сферы соответствующего министерства органами контроля и надзора стали федеральные служ­бы, а органами непосредственного управления подотраслями и мате­риальными объектами — агентства.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента и Правительства сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр РФ (федеральный министр).

Ф едеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти.

Руководители, а также Положения федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом. Порядок взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, а также порядок их взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти устанавливаются Президентом.

Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств.

Заместители руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующим федеральным министром по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств.

Порядок назначения на должность руководителей и членов коллегиальных органов управления федеральных служб и федеральных агентств, имеющих статус коллегиального органа, определяется Правительством, если иное не установлено законом.

В президентском Указе при определении структуры федеральных органов исполнительной власти они поделены на три группы.

Первая группа: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуще­ствляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам данной группы (МВД, МЧС, МИД и т.д.).

Вторая группа: федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам (Министерство сельского хозяйства, Министерство транспорта и т.д.).

Третья группа: федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ (Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральное космическое агентство и т.д.).

Нормативные акты могут принимать министерства, а федеральные службы и агентства занимаются индивидуальным правоприменением (распоряжения).

Контрольные вопросы и задания для СРС:

1. Каков порядок формирования Правительства РФ?

2. Какими полномочиями обладает Правительство РФ по отношению к органам исполнительной власти субъектов РФ?

3. Охарактеризуйте правовые акты Правительства РФ?

4. Какова структура аппарата Правительства РФ?

5. Каковы возможные последствия выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ?

6. Проанализируйте полномочия Правительства РФ, закрепленные в Конституции РФ, приведите пример конкретного правового акта Правительства, принимаемый им (за последние годы) в процессе реализации своих полномочий. Работа выполняется в письменном виде.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...