Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система органов государственной власти в Российской Федерации. 8 глава




г) утраты парламентарием российского гражданства либо приоб­ретения гражданства иностранного государства (двойное гражданст­во не допускается);

д) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы;

е) вступления в законную силу решения суда об ограничении дее­способности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы либо о признании их недееспособными;

ж) признания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;

з) смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

По представлению Председателя Совета Федерации полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта РФ.

Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются до­срочно в связи с роспуском Государственной Думы, а также в случаях, предусмотренных ст. 111 (трижды отказ палаты дать согласие на кан­дидатуру Председателя Правительства, предлагаемую Президентом) и ст. 117 (дважды выражение недоверия Правительству и отказ в Доверии Правительству РФ) Конституции РФ. В 2005 г. установлено, Что полномочия депутата, подавшего заявление о выходе из фракции, также прекращаются досрочно.

При досрочном роспуске Думы Президентом полномочия депутатов по принятию Думой законов, а также по осуществлению иных ее кон­ституционных полномочий, реализуемых путем принятия решений на заседаниях палаты, прекращаются со дня назначения новых выбо­ров Думы.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы имеют удостоверения, являющиеся их основными документами, подтверж­дающими их личность и полномочия, и нагрудные знаки. Удостовере­ние дает право беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно по­сещать воинские части, организации независимо от форм собствен­ности, полностью или частично финансируемые за счет средств феде­рального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, либо имеющие льготы по уплате налогов и обязательных платежей, либо имеющие в качестве учредителей органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы пользу­ются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой, а также комитетом, комиссией палаты, со­гласительной и специальной комиссией, членами которых они явля­ются. Парламентарий вправе присутствовать на любом заседании каждой из палат Федерального Собрания РФ.

У парламентариев каждой палаты есть право инициировать парла­ментский запрос своей палаты, а также право и на свой запрос.

Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий в здании соответствующей па­латы предоставляется отдельное служебное помещение. В связи с осу­ществлением ими своих полномочий имеют право бесплатно пользо­ваться правительственной и другими видами связи, внеочередного получения услуг связи. Все виды почтовых и телеграфных отправле­ний члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в свя­зи с осуществлением ими своих полномочий пересылаются (переда­ются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных.

В соответствии со ст. 16 Закона о статусе, по вопросам своей дея­тельности член Совета Федерации, депутат Государственной Думы пользуются правом на прием в первоочередном порядке руководите­лями и другими должностными лицами федеральных органов госу­дарственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

При обращении члена Совета Федерации, депутата Государствен­ной Думы по вопросам, связанным с их деятельностью, в органы го­сударственной власти, органы местного самоуправления, обществен­ные объединения и организации должностные лица указанных орга­нов, объединений и организаций безотлагательно (а при необходимо­сти получения дополнительных материалов — не позднее 30 дней со дня получения обращения) дают ответ на это обращение и предостав­ляют запрашиваемые документы или сведения.

Закон о статусе содержит и определенные ограничения для члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Их вмешатель­ство в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятель­ность органов дознания, следователей и судебную деятельность не до­пускается.

Закон о статусе закрепляет парламентский имму­нитет, т.е. неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Го­сударственной Думы. Они обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Согласно ст. 19 Закона о статусе член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соот­ветствующей палаты не могут быть: а) привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задер­жания на месте преступления) или допросу; в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено феде­ральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государ­ственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и слу­жебные помещения, личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их пе­реписку.

В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном поряд­ке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Госу­дарственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору РФ.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственно­сти за высказывание мнения или выражение позиции при голосова­нии в соответствующей палате Федерального Собрания и другие дей­ствия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе отказаться отдачи свидетельских показаний по гражданскому или по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают социальными гарантиями. К социальным гарантиям относятся:

а) ежемесячное денежное вознаграждение и иные выплаты, преду­смотренные данным Федеральным законом;

б) ежегодный оплачиваемый отпуск;

в) зачисление времени осуществления полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в стаж федеральной го­сударственной службы;

г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание члена Сове­та Федерации, депутата Государственной Думы и членов их семей;

д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы;

е) обязательное государственное страхование члена Совета Феде­рации, депутата Государственной Думы на случай причинения вреда их здоровью и имуществу;

ж) обязательное государственное социальное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай заболе­вания или потери трудоспособности в период исполнения членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полно­мочий;

з) жилищно-бытовое обеспечение члена Совета Федерации, депу­тата Государственной Думы, не имеющих жилой площади в г. Москве;

и) иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.

Также член Совета Федерации, депутат Государственной Думы подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму годово­го денежного вознаграждения депутата Государственной Думы в случае: гибели (смерти) вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью; б) причинения увечья или иного повреждения здоровья.

У члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы есть широкие гарантии трудовых прав. Они состоят в сле­дующем: срок полномочий парламентария засчитывается в стаж фе­деральной государственной службы, а также в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии их посту­пления на работу или на службу в течение шести месяцев после пре­кращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государст­венной Думы. Если до начала полномочий они работали по трудово­му договору, после прекращения полномочий им предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации. Пришедшим с военной службы или со службы в правоохранительных органах предоставляется прежняя должность или с их согласия другая должность по прежнему либо иному месту службы.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе иметь до пяти помощников, работающих по трудовому договору (контракту), и до 40 помощников, работающих на общественных на­чалах, по работе в Совете Федерации, Государственной Думе, а также по работе в субъекте РФ, на территории, определенной депутату Госу­дарственной Думы. Помощником может быть только российский гражданин.

Число помощников по трудовому договору (контракту), по работе в Совете Федерации, Государственной Думе не может быть более двух. Характер работы определяется при заключении трудового договора (контракта) и отражается в нем. Помощники могут выполнять пору­чения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, свя­занные с политической деятельностью.

Помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы: ведет запись на прием к парламентарию и проводит предвари­тельный прием; готовит аналитические, информационные, справоч­ные и другие материалы, необходимые парламентарию для осуществ­ления им своих полномочий; получает по его поручению в органах государственной власти, избирательных комиссиях и комиссиях ре­ферендума, органах местного самоуправления, организациях, обще­ственных объединениях документы, в том числе проездные, а также информационные и справочные материалы, необходимые парламен­тарию для осуществления ими своих полномочий; организует встречи с избирателями; ведет делопроизводство; выполняет другие поруче­ния члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, пре­дусмотренные трудовым договором (контрактом).

Контрольные вопросы и задания для СРС:

1. Кто вправе распускать Совет Федерации в случае парламентского кризиса?

2. Для чего формируются комитеты и комиссии палат Федерального Собрания?

3. В чем выражается неприкосновенность депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации?

4. Каковы основные стадии законотворческого процесса?

5. Как соотносятся понятия «обнародование законов» и «опубликование законов»?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...