Дутия сукха сутта: Счастье (II)
АН 10.66 Однажды Достопочтенный Сарипутта пребывал в стране Магадхов возле Налакагамаки. И тогда странник Самандакани подошёл к Достопочтенному Сарипутте и обменялся с ним вежливыми приветствиями. После обмена вежливыми приветствиями он сел рядом и сказал Достопочтенному Сарипутте: Друг Сарипутта, что является счастьем в этой Дхамме и Винае, а что является страданием? Отсутствие удовлетворённости [ведением святой жизни], друг, является страданием в этой Дхамме и Винае. Довольствование [ведением святой жизни] является счастьем. Когда имеет место отсутствие удовлетворённости, то можно ожидать следующего страдания:
* (1) Во время ходьбы человек не знает ни счастья, ни утешения. * (2) Во время стояния. * (3) Во время сидения. * (4) Во время лежания. * (5) Будучи в деревне. * (6) Будучи в лесу. * (7) Находясь у подножья дерева. * (8) Находясь в пустом жилище. * (9) Находясь под открытым небом. * (10) Находясь в компании монахов он не знает ни счастья, ни утешения.
Когда имеет место отсутствие удовлетворённости, то можно ожидать этого страдания. Когда есть довольствование, то можно ожидать следующего счастья: Во время ходьбы он счастлив и спокоен, во время стояния, находясь в компании монахов, он счастлив и спокоен. Когда есть довольствование, то можно ожидать этого счастья1.
См. также СН 38.16
Патхама налакапана сутта: Налакапана (I) АН 10.67 Однажды Благословенный странствовал по стране Косал вместе с большой Сангхой монахов и достиг косальского города под названием Налакапана. Там, возле Налакапаны, Благословенный пребывал в Церсисовой Роще. И тогда, в день Упосатхи, Благословенный сидел в окружении Сангхи монахов. Наставив, воодушевив, вдохновив и порадовав Сангху монахов беседой о Дхамме, [которую он произносил в течение] большей части ночи, Благословенный, обозрев абсолютно молчаливую Сангху монахов, обратился к Достопочтенному Сарипутте: Сангха монахов лишена лени и апатии, Сарипутта. Поведай беседу о Дхамме монахам. Моя спина болит, я её расслаблю.
Да, Учитель! - ответил Достопочтенный Сарипутта. И затем Благословенный, расстелив четырежды сложенное внешнее одеяние, лёг на правый бок, приняв позу льва, положив одну ступню на другую, осознанный и бдительный, отметив для себя, когда следует вставать. Тогда Достопочтенный Сарипутта обратился к монахам так: Друзья монахи! Да, Друг! - ответили те монахи. Достопочтенный Сарипутта сказал: Друзья, в том, кто не имеет веры в [развитие] благих качеств, не имеет чувства стыда [для развития] благих качеств, не боится совершения проступка [по отношению к развитию] благих качеств, не имеет усилия [для развития] благих качеств, не имеет мудрости [для развития] благих качеств, то, будь то день или ночь, в отношении него можно ожидать лишь ухудшения, а не возрастания в благих качествах. Подобно тому, как в течение периода убывающей луны, будь то день или ночь, луна пребывает в упадке своего цвета, округлости, сияния как в диаметре, так и в окружности, точно также, в том, кто не имеет веры, а не возрастания в благих качествах.
* (1) Человек не имеет веры, друзья: это - случай упадка. * (2) Человек не имеет чувства стыда: это - случай упадка. * (3) Человек не имеет боязни совершить проступок: это - случай упадка. * (4) Человек ленивый: это - случай упадка. * (5) Человек немудрый: это - случай упадка. * (6) Человек злобный: это - случай упадка. * (7) Человек мстительный: это - случай упадка. * (8) Человек с порочными желаниями: это - случай упадка. * (9) Человек с плохими друзьями: это - случай упадка. * (10) Человек с неправильными воззрениями: это - случай упадка.
Друзья, в том, кто имеет веру, имеет чувство стыда, боится совершения проступка, имеет усилие, имеет мудрость [для развития] благих качеств, то, будь то день или ночь, в отношении него можно ожидать лишь возрастания, а не упадка в благих качествах. Подобно тому, как в течение периода возрастающей луны, будь то день или ночь, луна пребывает в росте своего цвета, округлости, сияния как в диаметре, так и в окружности, точно также, в том, кто имеет веру, а не упадка в благих качествах.
* Человек имеет веру, друзья: это - случай не-упадка. * Человек имеет чувство стыда: это - случай не-упадка. * Человек имеет боязнь совершить проступок: это - случай не-упадка. * Человек усердный: это - случай не-упадка. * Человек мудрый: это - случай не-упадка. * Человек не злобный: это - случай не-упадка. * Человек не мстительный: это - случай не-упадка. * Человек без порочных желаний: это - случай не-упадка. * Человек с хорошими друзьями: это - случай не-упадка. * Человек с правильными воззрениями: это - случай не-упадка.
И тогда Благословенный поднялся и обратился к Достопочтенному Сарипутте: Хорошо, хорошо, Сарипутта! Сарипутта, в том, кто не имеет веры? 1 Человек с правильными воззрениями: это - случай не-упадка.
Здесь Будда повторяет всё, что сказал Дост. Сарипутта целиком.
Дутия налакапана сутта: Налакапана (II) АН 10.68 (сутта идентична предыдущей АН 10.67, но пункты №6-10 другие): * (6) Человек, не склоняющий ухо [к слушанию Дхаммы]: это - случай упадка. * (7) Человек, не удерживающий Дхамму в уме: это - случай упадка. * (8) Человек, не изучающий значение [Дхаммы]: это - случай упадка. * (9) Человек, не практикующий в соответствии с Дхаммой: это - случай упадка. * (10) Человек, не прилежный [в развитии] благих качеств: это - случай упадка. и, соответственно, далее перечисляются следующие противоположности: * Человек, склоняющий ухо: это - случай не-упадка. * Человек, удерживающий Дхамму в уме: это - случай не-упадка. * Человек, изучающий значение: это - случай не-упадка. * Человек, практикующий в соответствии с Дхаммой: это - случай не-упадка. * Человек, прилежный [в развитии] благих качеств: это - случай не-упадка.
Патхама катхаваттху сутта: Темы для обсуждений (I) АН 10.69 Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи в Роще Джеты в монастыре Анатхапиндики. И тогда, после приёма пищи, возвратившись с хождения за подаяниями, группа монахов собралась в зале для собраний. Они сидели там, пускаясь в различные бесцельные разговоры, то есть, беседы
* о царях, о ворах, о царских министрах; * об армиях, об опасностях, о войнах; * о еде, о напитках, об украшениях и постелях; * о гирляндах и благовониях; * о родне, транспорте, деревнях, селениях, городах и странах; * о женщинах, о героях; * о слухах с улицы и слухах у колодцев; * о тех, кто скончался; * о бесчисленных сплетнях; * о мире и о морях; * о том, чтобы стать тем или этим.
И тогда, вечером, Благословенный вышел из затворничества и отправился в зал для собраний, где сел на подготовленное сиденье. Затем Благословенный обратился к монахам: Монахи, в какое обсуждение вы были вовлечены только что, по мере того, как сидели здесь? О чём шла беседа? Учитель, после приёма пищи, возвратившись с хождения за подаяниями, мы собрались в зале для собраний. И, по мере того как мы сидели здесь, мы пустились в различные бесцельные разговоры, то есть, беседы о царях о том, чтобы стать тем или этим. Монахи, не подобает вам, ушедшим благодаря вере из домохозяйской жизни в жизнь бездомную, пускаться в различные бесцельные разговоры, то есть, беседы о царях о том, чтобы стать тем или этим. Монахи, есть десять тем для обсуждений. Какие десять? [Это] беседы
* (1) о малом количестве желаний, * (2) о довольствовании [тем, что есть], * (3) об уединении, * (4) об отсутствии связанности с другими, * (5) о зарождении усердия, * (6) о нравственном поведении, * (7) о сосредоточении, * (8) о мудрости, * (9) об освобождении, * (10) о знании и видении освобождения.
Таковы десять тем для обсуждений. Если, монахи, вы будете пускаться в обсуждение любой из этих десяти тем, то ваше сияние превзойдёт даже сияние солнца и луны, таких мощных и могущественных [светил], что уж говорить о [сиянии] странников-приверженцев иных учений!.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|