Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Министерство образования и науки Российской Федерации




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО “Ярославский государственный

педагогический университет им. К. Д. Ушинского”

ПРАКТИКУМ ПО ИСТОРИИ РОССИИ

с древнейших времен до начала XVII века

(Часть I)

Ярославль 2009

 

 

ПЕЧАТАЕТСЯ ПО РЕШЕНИЮ РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА УНИВЕРСИТЕТА

В практикум включены источники по истории России эпохи феодализма (до начала XVII столетия). Пособие призвано помочь студентам в освоении учебной программы курса, направлено на дальнейшее закрепление и развитие умений и навыков, необходимых для научного познания, поиска, обработки и использования информации, интерпретации исторических событий и адаптации их к современной действительности.

Практикум предназначен для студентов исторического факультета, бакалавров истории и социально-экономического образования.

 

Составитель: Талашов М. В., кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры отечественной истории ЯГПУ им. К. Д. Ушинского        

Рецензент: Бородкин А. В., кандидат исторических наук, профессор кафедры экономики и управления, заместитель директора по научно-методической работе АОУ ВПО Ярославского филиала Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина           


Введение.

 

Данный практикум представляет собой учебно-методическое пособие для практических занятий студентов очного и заочного отделений исторического факультета и содержит материалы по социальной и политической истории России с древнейших времен до начала XVII века. Собранные в практикуме документы освещают ранний этап развития славянского общества (VI - IX вв. ), эпоху становления и расцвета Киевского государства (X – XI вв. ), а также целый комплекс нарративных памятников XVI – XVII столетий, связанных с временем правления Ивана Грозного и Смутой.   

Основная задача составителя при разработке данного пособия заключалась в том, чтобы при помощи документального материала способствовать формированию у студентов основных навыков анализа текста источников, умения обобщать и оценивать полученные путем анализа исторические факты, логично, последовательно и доказательно высказывать свою точку зрения по различным аспектам в рамках изучаемого курса.

Материалы в практикуме систематизированы по тематическом принципу и тесно увязаны с практическими занятиями. По завершении документа либо группы документов представлен блок вопросов и заданий, предлагаемых преподавателем для выполнения или обсуждения на семинаре. Следует помнить, что анализ источника не должен ограничиваться только ответами на указанные вопросы. Он может касаться и других сторон изучаемой темы, в зависимости от характера ее постановки.

Необходимо иметь в виду, что любой исторический источник является своеобразным отражением исторической действительности. Вместе с тем, в источнике проявляется и субъективный элемент - человек, его создавший. Отражая объективную действительность, создатель источника преобразует ее в свои ощущения, чувства, понятия, суждения, то есть формирует свою собственную действительность. Таким образом, исторический источник создается человеком на основе субъективных характеристик объективного мира и потому является надежным средством познания исторических реалий. В силу этих обстоятельств крайне важным представляется выявление той социо-культурной среды, в рамках которой происходило формирование и развитие личности автора (-ов) документа[1].   

При работе с источниками необходимо отделять первоисточники от источников вторичных. Если первоисточник представляет собой непосредственное и прямое отражение реальности, то вторичный источник основан на данных других источников и отражает объективный мир опосредованно. Вторичные источники и первоисточники тесно связаны друг с другом, поскольку их создатель зачастую не только использует имеющиеся источники, но и непосредственно наблюдает и отображает окружающую действительность. “Очень часто первоисточник отражает единичный факт, конкретное событие или явление, а вторичные источники на основе первоисточников дают более обобщенную картину, в которой проработана сумма фактов” [2].

Работая с историческими документами, необходимо учитывать: 1. ) исторические условия возникновения источника; 2. ) социальное происхождение и политические взгляды автора; 3. ) обстоятельства создания документа; 4. ) историю написания текста и его публикации. Одним из важнейших этапов источниковедческого анализа является интерпретация источника, выявление степени достоверности, полноты и объективности заложенной в нем информации.

Материалы практикума предназначены как для аудиторной, так и для самостоятельной работы студентов. При этом предполагается, что работе с пособием предшествует прослушивание соответствующих разделов лекционного курса и изучение отдельных глав или параграфов учебника. Документы практикума должны помочь студентам в выполнении контрольных, курсовых и дипломных работ.   

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...