Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Восточные славяне по данным арабо-персидских источников IX – X вв.




ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1. Какие группы славянских племен Прокопий Кесарийский подразумевает под славянами и антами?

2. Каково отношение авторов к славянам? Отразилось ли оно в тексте источников?

3. Какую информацию о развитии социально-экономических и политических отношений у славян сообщают историки? Дайте свою оценку данным, приведенным в сочинениях византийских историков.

4. Какой из предложенных для прочтения документов является более поздним? Аргументируйте свою точку зрения фрагментами текста источников.   

II. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ ПО ДАННЫМ АРАБО-ПЕРСИДСКИХ ИСТОЧНИКОВ IX – X ВВ.

К началу IX столетия восточные славяне стояли на пороге становления собственной государственности. Трансформация родовой общины в соседскую, сопровождавшаяся выделением малой семьи как самостоятельной общественной единицы, ускорил процесс социального расслоения. Формирование политической элиты происходило на фоне дальнейшего прогресса в экономической сфере: развития ремесла, внешней торговли, роста городских поселений, появления крупных торговых факторий. Укрепление социально-экономических контактов приводило к политической интеграции и зарождению крупных межплеменных образований.

Основные тенденции эпохи нашли отражение в трудах арабо-персидских историков, интересовавшихся восточнославянским обществом в силу усиливающейся торговой активности русских купцов в странах мусульманского Востока. Студентам предлагается проанализировать извлечения из работ наиболее авторитетных и достоверных авторов того времени: Ибн Хордадбеха, возглавлявшего почтовое отделение при халифе Багдада на рубеже IX–X вв., его компилятора и продолжателя Ибн Русте, а также отрывок из знаменитой “Рисале” Ахмеда Ибн Фадлана (X в. ), единственного арабского историка, побывавшего в Восточной Европе и непосредственно изучившего быт и нравы народов, обитавших на территории данного региона.

3. Ибн Хордадбех. О русских купцах

Что же касается купцов русских, — они же суть племя из славян, — то они вывозят меха выдры, меха черных лисиц и мечи из дальнейших концов Славонии к Румскому морю[9], и царь Рума[10] берет с них десятину. А если желают, то ходят на кораблях по реке Славонии[11] проходят по заливу хазарской столицы, где вла­детель ее берет с них десятину. Затем они ходят к морю Джурджана[12] и выходят на любой им берег; диаметр же этого моря 500 фарсангов[13]. Иногда же они привозят свои товары на вер­блюдах в Багдад.

Источник: Ибн-Хордадбе. О русских купцах [Текст] // Хрестоматия по истории СССР. Том I. C древнейших времен до конца XVII века / под ред. В. И. Лебедева, М. Н. Тихомирова, В. Е. Сыроечковского. - М., 1951. - С. 40-41.

 

4. Ибн Русте. Об обычаях и образе жизни славян

В самом начале границы страны славян находится город по имени Куяб[14]. Путь в их страну идет по степям, по землям бездорожным, через ручьи и дремучие леса. Страна славян — страна ровная и лесистая; в лесах они и живут. Они не имеют ни ви­ноградников, ни пашен. Из дерева выделывают они род кувши­нов, в которых находятся у них и ульи для пчел, и мед пчели­ный сберегается. Это называется у них сидж, и один кувшин заключает в себе около 10 кружек его. Они пасут свиней напо­добие овец. Когда умирает кто-либо из них, они сжигают труп его. Женщины их, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На следующий день по сжигании по­койника они являются на место, где оно происходило, собирают пепел и кладут в урну, которую ставят затем на холм. Через год по смерти покойника берут кувшинов двадцать меду, иногда несколько больше, иногда несколько меньше и несут их на тот холм, где собирается семейство покойного, едят, пьют и затем расходятся. Если у покойного было три жены и одна из них утверждает, что она [особенно] любила его, то приносит она к трупу его два столба, и вбивают их стоймя в землю, потом кла­дут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекла­дины веревку, она становится на скамью и конец этой веревки завязывает вокруг своей шеи. Когда она так сделала, скамья принимается из-под нее, и она остается повисшею, пока не за­дохнется и не умрет, а по смерти ее бросают в огонь, где она и сгорает. Все они идолопоклонники. Более всего сеют они просо. Во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: “Господи, ты, который снабжал нас пищей [до сих пор], снабди и теперь нас ею в изобилии”.

Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиною в два локтя, лютня же их осьмиструнная. Хмельной напиток приготовляют из меду. При сжигании покойников предаются шумному веселью, выражая тем радость свою милости, оказанной ему [покойнику] богом. Рабочего скота у них мало, а верховых лошадей имеет только один упомянутый человек[15]. Вооружение их состоит из дротиков, щитов и копий; другого оружия не имеют...

Холод в их стране бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывает деревянную остроконечную крышу, наподобие [крыши] христиан­ской церкви, и на крышу накладывает земли. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв несколько дров и кам­ней, зажигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же раскалятся камни до высшей степени, наливают их водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают уже одежду. В таком жилье остаются до весны. Царь их объезжает их ежегодно. Если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из ее платьев в год; если есть сын, то царь берет себе также по одному из его платьев в год. У кого нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из платьев жены или служанки в год. Поймает царь в государстве своем разбойника, велит или задушить его, или же отдает его под надзор кого-либо из правителей на отдаленных окраинах своих владений.

Источник: Ибн-Русте. Об обычаях и образе жизни славян[Текст] // Хрестоматия по истории СССР. Том I. C древнейших времен до конца XVII века / под ред. В. И. Лебедева, М. Н. Тихомирова, В. Е. Сыроечковского. - М., 1951. - С. 41-42.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...