Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. СЛАВЯНЕ В V – VI ВВ. 1. Прокопий Кесарийский. О славянах и антах. Славяне и анты.. Нападение славян и антов.




I. СЛАВЯНЕ В V – VI ВВ.

В конце V столетия после распада державы гуннов в Восточной Европе складывается племенной союз антов. Несмотря на всю его полиэтничность (и в частности, особую роль ираноязычных аланов), славянский этнический компонент занял в нем лидирующую позицию в силу своей многочисленности. Уже на рубеже V – VI вв. стремительное развитие сельского хозяйства и торговли привело к мощному демографическому взрыву и ускорению процесса социальной дифференциации. В антской среде формируется институт княжеской власти, впервые зафиксированный византийскими хронистами в VI в. Именно в этот период анты становятся главным противником Византии в Европе и остаются таковым вплоть до прихода аваров. Постоянные вторжения славян на территорию империи заставляли ромеев не только предпринимать активные меры к обороне собственных границ, но и собирать необходимую для разгрома врага информацию о его общественном укладе, экономике и военном искусстве.

Вниманию студентов предлагаются отрывки из сочинений византийских историков VI в. – “О войне с готами” Прокопия Кесарийского и своеобразного учебника военной мысли “Стратегикон”, приписывающегося императору Маврикию Стратегу, но, скорее всего, созданного иным автором. Оба источника содержат ценные сведения о развитии общества антов в преддверии аварского нашествия.

 

1. Прокопий Кесарийский. О славянах и антах

Славяне и анты.

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают: иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый… Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, безо всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они неплохие люди и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами (“рассеянными”), думаю потому, что они жили, занимая страну “спораден”, “рассеянно”, отдельными поселками. Поэтому-то им и земли надо занимать много. Они живут, занимая большую часть берега Истра[3], по ту сторону реки.

 

Нападение славян и антов.

Эти славяне, победители Асбада[4], опустошив подряд всю страну вплоть до моря, взяли также приступом и приморский город по имени Топер, хотя в нем стоял военный гарнизон. Этот город был первым на фракийском побережье[5] и от Византии отстоял на двенадцать дней пути. Взяли же они его следующим образом. Большая часть врагов спряталась перед укреплением в труднопроходимых местах, а немногие, появившись у ворот, которые обращены на восток, беспокоили римлян[6], бывших на стене. Римские воины, находившиеся в гарнизоне, вообразив, что врагов не больше, чем сколько они видят, взявшись за оружие, тотчас же вышили против них все. Варвары стали отступать, делая вид, что, испуганные их нападением, они обратились в бегство; римляне же, увлеченные преследованием, оказались далеко впереди укреплений. Тогда поднялись находившиеся в засаде и, оказавшись в тылу у преследующих, отрезали им возможность возвратиться назад в город. Да и те, которые делали вид, что отступают, повернувшись лицом к римлянам, поставили их между двух огней. Варвары всех их уничтожили и тогда бросились к стенам. Городские жители, лишенные поддержки воинов, были в полной беспомощности, но все же стали отражать, насколько они могли в данный момент нападающих. Прежде всего, они лили на штурмующих кипящее масло и смолу и всем народом кидали в них камни; но они, правда, не очень долго отражали грозящую им опасность. Варвары, пустив в них тучу стрел, принудили их покинуть стены и, приставив к укреплениям лестницы, силою взяли город. До пятнадцати тысяч мужчин они тотчас же убили и ценности разграбили, детей же и женщин они обратили в рабство. Вначале они не щадили ни возраста, ни пола, оба эти отряда с того самого момента, как ворвались в область римлян, убивали всех, не разбирая лет, так, что вся земля Иллирии[7] и Фракии[8] была покрыта непогребенными телами.

Источник: Прокопий Кесарийский. О славянах и антах [Текст] // Хрестоматия по истории СССР. Том I. C древнейших времен до конца XVII века / под ред. В. И. Лебедева, М. Н. Тихомирова, В. Е. Сыроечковского. - М., 1951. - С. 16-17.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...