Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Ибн Фадлан. О руссах. Вопросы и задания. . III. Общественно-политические отношения в древнерусском государстве в первой половине X В.




5. Ибн Фадлан. О руссах

Я видел руссов, когда они пришли со своими товарами и расположились по реке Итиль[16], и я не видел более совершенных членами, чем они, как будто они пальмовые деревья; они рыжи, не надевают ни курток, ни кафтанов, но у них мужчина наде­вает кису[17], которою он обвивает один из боков, и одну руку выпускает из-под нее. Каждый из них имеет при себе неразлучно меч, нож и секиру; мечи же их суть широкие, волнообразные, клинки франкской работы. Начиная от конца ногтя каждого из них до его шеи [видны] зеленые деревья, изображения и дру­гие вещи. Каждая же их женщина имеет на груди прикреплен­ную коробочку из железа ли, из меди ли, из серебра либо из золота, смотря по состоянию мужа и по его имуществу; в каж­дой же коробочке есть кольцо, к коему прикреплен нож, также на груди. На шее они имеют золотые и серебряные цепи, ибо, когда муж имеет 10 000 диргемов[18] делает он жене цепь; когда имеет 20 000, делает он ей две цепи; подобным образом каждый раз, когда у него прибавляется 10 000 диргемов, прибавляет он другую цепь своей жене, так что часто одна из них имеет много цепей на шее. Лучшее украшение у них — зеленые бусы из глины, из тех бус, которые бывают на кораблях; они стараются всеми силами достать их, покупают одну бусу за диргем и нани­зывают ими ожерелья своих жен...

Они приходят из своей страны и бросают якорь в Итиль, которая есть большая река, и строят на ее берегу большие деревянные дома; в одном же доме собирается их десять, двадцать, также менее или более. У каждого из них есть скамья, на ко­торой он сидит вместе с красивыми его девушками для торга...

Во время прибытия их судов к якорному месту каждый из них выходит, имея с собою хлеб, мясо, молоко, лук и горячий напиток[19], подходит к высокому вставленному столбу, имеющему лицо, похожее на человеческое, а кругом его малые изображе­ния, позади этих изображений вставлены в землю высокие столбы. Он же подходит к большому изображению, прости­рается перед ним и говорит: “О господине! Я пришел издалека, со мной девушек столько и столько-то голов, соболей — столько-то шкур”, пока не упоминает все, что он привез с собой из своего товара. Затем говорит: “Этот подарок принес я тебе”, и остав­ляет принесенное им перед столбом, говоря: “Желаю, чтоб ты мне доставил купца с динарами[20] и диргемами, который купил бы у меня все, что желаю [продать] и не прекословил бы мне во всем, что я ему ни скажу”; после он удаляется. Если продажа бывает затруднительна и время ее продолжается долго, то он воз­вращается с другим подарком во второй, в третий раз, и если желаемое им все еще промедляется, то он приносит одному из тех малых изображений подарок и просит его о ходатайстве, говоря: “Эти суть жены господина нашего и его дочери”, и он не пропускает ни одного изображения, которого не просил бы и не молил бы о ходатайстве и не кланялся бы ему униженно. Часто же продажа бывает ему легка, и когда он продает, говорит: “Господин мой исполнил мое желание, должно вознаградить его за то”. И берет он известное число рогатого скота и овец, уби­вает их, часть мяса раздает бедным, остальное же приносит и бросает перед большим столбом и малыми, его окружающими, и вешает головы рогатого скота и овец на столбы, вставленные в земле, а когда настает ночь, то приходят собаки и съедают это; тогда тот, который это сделал, говорит: “Мой господин соблаго­волил ко мне и съел мой подарок”.

Источник: Ибн-Фадлан. О руссах [Текст] // Хрестоматия по истории СССР. Том I. C древнейших времен до конца XVII века / под ред. В. И. Лебедева, М. Н. Тихомирова, В. Е. Сыроечковского. - М., 1951. - С. 42-43.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1. Оцените степень объективности и достоверности сообщаемых арабо-персидскими историками данных о славянах.

2. Охарактеризуйте состояние ремесла и торговли у восточных славян по информации, содержащейся в источниках. Сравните уровень развития социально-экономических отношений у славян на основании описаний восточных и византийских авторов.

3. Можно ли на основании сведений, сообщаемых арабо-персидскими историками, судить о формировании у восточных славян устойчивой связи между богатством и знатностью, а следовательно, делать вывод о дальнейшем углублении социальной дифференциации в восточнославянском обществе IX – X вв.?

4. Используя текст источников, дайте характеристику уровню развития политических институтов у восточных славян.

5. На основании текста документов попытайтесь установить, сложились ли у восточных славян предпосылки к формированию централизованного национального государства?

III. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ X В.

К концу IX столетия на территории Восточно-европейской равнины складывается Киевское государство, до середины следующего века сохраняющее потестарный характер, сочетая в себе пережитки родового строя на стадии военной демократии и черты, свойственные классическому государству. Уже в начале X века, благодаря успешной внутренней политике князя Олега, Русь добивается дипломатического признания со стороны своего наиболее сильного и богатого соседа– Византийской империи. Выход на большую международную арену сопровождался дальнейшим усилением великокняжеской власти. Дружина, приобретя черты политического (полиэтничного по своему составу) института, стала ядром быстро эволюционирующих феодальных отношений. Вместе с тем, набирающей обороты политической и экономической интеграции препятствовали устаревшая практика полюдья и сепаратизм местных племенных князей. Эти и другие факторы подвели Киевское государство к политическому кризису середины X века, разрешившемуся лишь благодаря административным и налоговым преобразованиям княгини Ольги.

Вниманию студентов предлагаются отрывки из “Повести временных лет”, сохранившей описание походов киевских князей на Константинополь и тексты заключенных с басилевсами договоров, позволяющих сделать ряд важных выводов о социальном развитии и международном статусе Руси. Отрывок летописи, повествующий о гибели Игоря, отражает глубину кризиса, постигшего потестарное государство восточных славян в середине X столетия.  

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...