Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. “русская правда” как источник по социальной истории Руси XI – XII вв.




ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1. Какие привилегии получала Русь по договору Олега? Какие из этих привилегий удалось сохранить Игорю? Что было утрачено?

2. Какие статьи были добавлены в договор Игоря после подписания мира с греками? Какие сферы руссо-византийских отношений они регулировали и каким образом?

3. Можно ли согласиться с утверждением академика Г. Г. Литаврина, что договор Игоря с Византией выводил греко-русские отношения на более цивилизованный уровень развития?

4. Насколько справедливы утверждения историков о том, что договор Игоря был менее выгоден Руси, чем договор Олега?

5. На основании текстов договоров Руси с греками и отрывка из Повести временных лет, посвященного гибели Игоря, охарактеризуйте уровень социально-политических отношений в Древнерусском государстве первой половины X столетия. Попытайтесь установить одну из главных причин кризиса потестарного государства на Руси в середине X в.  

IV. “РУССКАЯ ПРАВДА” КАК ИСТОЧНИК ПО СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ РУСИ XI – XII ВВ.

“Русская Правда” считается важнейшим источником по истории общественных отношений на Руси в XI – XII столетиях. Представляя собой первый письменный свод законов, созданный на территории Киевского государства, она оказала огромное влияние на содержание и структуру других памятников права в русских землях и за рубежом (судные грамоты Новгорода и Пскова, Литовский статут и т. д. ). Издание “Русской Правды” традиционно приписывается великому князю Ярославу Мудрому. По всей видимости, первые попытки составления свода были предприняты еще в 1016 г., в период усобицы с Ярополком Окаянным, когда на короткий период времени Ярослав занял Киев. Точная дата завершения работ над “Русской Правдой” остается неизвестной, однако ограничивается первой четвертью XI столетия. С этого времени кодекс дополнялся дважды: в 1072 г. – сыновьями Ярослава Изяславом, Святославом и Всеволодом (“Правда Ярославичей”), в 1113 г. - Владимиром Мономахом по завершении народного восстания в Киеве (“Устав Владимира Мономаха”). Источник дошел до нас в нескольких списках и трех редакциях: Краткой, Пространной и Сокращенной. Для изучения на практических занятиях предлагается Пространная редакция “Русской Правды” по Троицкому списку.         

9. Русская Правда. Пространная редакция

Суд Ярослава Владимировича. Русский закон

1. Если свободный человек убьет свободного, то мстит за убитого брат, или отец, или сын, или племянник от брата или от сестры. Если же некому бу­дет мстить, то взыскивать за убитого 80 гривен, когда это будет княжой муж (боярин) или княжой тиун (приказчик). Если же убитый будет русин, или кня­жой воин (гридь), или купец, или бояр­ский тиун (приказчик), или мечник, или церковный человек, или Словении, то взыскивать за убитого 40 гривен.

2. Но после Ярослава собрались сыновья его: Изяслав, Святослав и Все­волод, с боярами своими Коснячком, Перенегом и Никифором и отменили кровную месть за убийство, установив выкуп деньгами; во всем же прочем как судил Ярослав, так решили судить и сыновья его.

3. Если кто убьет княжого мужа в драке, и убийцы не ищут, то виру — 80 гривен — платит та община, в округе которой поднят убитый. Если же будет убит простой человек, то община пла­тит 40 гривен.

4. Если какая община начнет пла­тить дикую (повальную) виру, когда нет налицо убийцы, то пусть уплатит ее во сколько лет может.

5. Если же убийца из той же общи­ны и находится налицо, то община или помогает ему, так как и он приплачи­вал за других по общественной рас­кладке, или же платит дикую (поваль­ную) виру в 40 гривен, сообща, а возна­граждение потерпевшим платит сам убийца, внося в виру только свою долю по раскладке.

6. Но за убийцу, вкладывавшего в вирные платежи общины за других, об­щина платит по раскладке только то­гда, когда он совершил убийство в ссо­ре или на пиру явлено.

7. Кто же убил во время грабежа без всякой ссоры, то за разбойника об­щина не платит виры, но выдает его князю всего с женою и с детьми: пусть князь самого с семьей сошлет (пото­чит), а имение его конфискует.

8. Если кто не вкладывался в пла­теж дикой виры за других, тому и об­щина не помогает в уплате виры за него самого, и он сам ее платит.

9. А вот пошлины вирные, какие были при Ярославе. Сборщику виры брать 7 ведер солоду на неделю, сверх того барана или полоть мяса, либо деньгами 2 ногаты (5 кун), в середу — куну, да кроме того — сыр; то же в пят­ницу, а (в скоромные дни) по 2 курицы на день; а хлебов на неделю семь, да 7 мер пшена, столько же гороху, 8 голо­вок соли; все это идет сборщику виры с помощником. Лошадей при них — че­тыре; им давать овса сколько съедят. Сверх того сборщику виры — 8 гривен да 10 кун перекладного; а метельнику [приставу] — 12 векош, да гривну ссадного.

10. Если вира будет в 80 гривен, то сборщику виры 16 гривен и 10 кун [пе­рекладного] да 12 векош [приставу], а наперед ссадного — гривна, да за голо­ву [мертвое тело] — 3 куны.

11. За убийство княжеского слуги, конюха или повара брать 40 гривен.

12. За княжого приказчика или ко­нюшего — 80 гривен.

13. За княжеского приказчика сельского или земледельческого 12 гривен.

14. За княжого слугу по договору — 5 гривен, столько же и за боярского приказчика.

15. За ремесленника и ремеслен­ницу брать 12 гривен.

16. За смерда и за холопа — 5 гри­вен, за рабу — 6 гривен.

17. За дядьку так же, как и за кор­милицу, — 12 гривен, будут ли они хо­лопы или свободные.

18. Если кого будут обвинять в убийстве, не имея прямых улик, тот должен представить семь свидетелей, чтобы отвести от себя обвинение; если же ответчик будет варяг или другой иноземец, то достаточно двух свидете­лей.

19. А община не платит виры то­гда, когда найдут одни кости или труп человека, про которого никто не знает, кто он и как его звали.

20. Если кто отведет от себя обви­нение в убийстве, тот платит сметную гривну помощнику сборщика виры [отроку], обвинитель платит другую гривну, да 9 кун помочного [помечного] за обвинение в убийстве.

21. Если ответчик станет искать свидетелей и не найдет, а истец под­держивает обвинение в убийстве, тогда решать их дело посредством испыта­ния железом.

22. Точно так же и во всех делах о воровстве по подозрению, когда нет поличного, принуждать к испытанию железом, если иск не менее полугрив­ны золота; если же он меньше, то до двух гривен подвергать испытанию во­дой, а при еще меньшей сумме должно принести присягу за свои деньги.

23. Если кто ударит мечом, не об­нажив его, или рукоятью меча, то пла­тит 12 гривен продажи (штраф в поль­зу князя) за обиду.

24. Если же обнажит меч, а не по­ранит, то платит гривну кун.

25. Если кто кого ударит палкой, или чашей, ли рогом, или тупой сторо­ной меча, то платит 12 гривен.

26. Если же обиженный, не стер­пев, в отместку, сам ударит мечом, то того в вину ему не ставить.

27. Если кто ранит руку, так что рука отпадет или усохнет, или также ногу, глаз или нос, за то платит полуви­рье — 20 гривен, а раненому за увечье — 10 гривен.

28. Если кто отрубит у кого палец, платит 3 гривны продажи (штрафа в пользу князя), а раненому — гривну кун.

29. Если на [княжеский] двор при­дет человек в крови или с синяками, то ему нет нужды ставить очевидцев, и ви­новный платит ему 3 гривны продажи. Если же на истце не будет знаков, то он должен представить очевидцев, которые бы подтвердили его показание слово в слово; тогда зачинщику драки платить 60 кун истцу. Если же истец придет в крови, а явятся свидетели, которые пока­жут, что он сам начал драку, то сосчи­тать ему то за платеж, как с зачинщика, хотя его и побили.

30. Если кто ударит кого мечом, но не убьет до смерти, платит 3 грив­ны, а раненому — гривну за рану, да еще, что следует за леченье; если же убьет до смерти, то платит виру.

31. Если кто толкнет другого от себя или рванет его к себе, или по лицу ударит, или жердью, а двое очевидцев то покажут, — платит 3 гривны прода­жи; если же обвиняемый будет варяг или колбяг, то должно вывести полное число очевидцев, которые и должны принести присягу.

32. Если скроется холоп, и госпо­дин заявит о нем на торгу, и до третье­го дня никто не приведет холопа, а гос­подин на третий день опознает его, то может прямо взять своего холопа, а кто укрывал его, тот должен платить 3 гривны продажи.

33. Если кто сядет на чужого коня без спросу, платить 3 гривны.

34. Если у кого пропадет конь, оружие или одежда и он заявит о том на торгу, а после опознает пропавшее у кого-нибудь в своей же городской об­щине [в своем же миру], то прямо брать свою вещь, а тому платить ему (т. е. хозяину пропавшей вещи) за ук­рывательство 3 гривны.

35. Если кто, без явки на торгу, отыщет что-либо у него пропавшее или украденное — коня, одежду или скоти­ну, — то нельзя сказать “это мое”, а надо заявить ответчику — “иди на оч­ную ставку, объяви, у кого взял, с тем и стань с очей на очи”. Кто не оправда­ется, на того и падет ответственность за воровство; тогда истец возьмет свое, а виноватый ему платит и за то, что тот потерпел вследствие пропажи. Если это будет конокрад, выдать его князю; пусть князь сошлет [поточит; другие переводят: продаст в рабство на чужби­ну]. За воровство же чего-либо из кле­ти платить вору 3 гривны продажи (штрафа в пользу князя).

36. Если при последовательных ссылках на очную ставку ответчиками будут являться члены одной с истцом городской общины, истец ведет дело сам до последней ссылки. Если же будут ссылаться на членов какой-либо внегородской общины, о истец ведет дело только до третьей ссылки, — и тре­тий ответчик, заплатив истцу деньги за его вещь, с этой вещью ведет дело до последней ссылки. А истец ждет конца дела, — и когда дойдет до последнего от­ветчика, он все платит: и убытки истца, и убытки третьего ответчика, и продажу князю.

37. Кто купит на рынке что-нибудь краденое: коня, одежду или скотину, тот должен представить в качестве свидете­лей двух свободных людей или торговых пошлин сборщика (мытника); если при этом окажется, что он не знает, у кого купил вещь, то свидетелям идти за него к присяге, а истцу взять свою вещь и с пропавшим при вещи проститься, ответ­чику же проститься с заплаченными за нее деньгами, потому что он не знает, у кого купил вещь. После разузнает ли, у кого купил, взыщет свои деньги с этого продавца, который заплатит и хозяину вещи за пропавшее при ней, и князю продажу (штраф).

38. Кто опознает своего украденно­го холопа и задержит его, тому вести это­го холопа до третьей очной ставки по­купщика с продавцом; у третьего ответ­чика взять его холопа, а ему дать украденного — пусть идет с ним до по­следней очной ставки, ибо холоп не скотина, про него нельзя сказать “не знаю, у кого купил”, но по его указаниям должно идти до последнего ответчика, - когда будет найден настоящий вор, краденого холопа возвратить его хозяину, третьему ответчику взять своего холопа, а убытки ему платит уличен­ный в краже. А князю платить 12 гри­вен продажи (штрафа) за покражу хо­лопа.

39. А из округа одной городской общины с обывателем другого очной ставки быть не может, но ответчик дол­жен представить свидетелей либо тор­говых пошлин сборщика (мытника), при которых он купил краденую вещь; тогда истец берет свою вещь, а со всем прочим, что потерял, должен простить­ся, ответчику же приходится терять за­плаченные за вещь деньги.

40. О татьбе. Если вора убьют у клети или во время какого воровства, за это его не судить как бы за убийство пса; если же вора додержат живым до рассвета, то надо отвести его на княжеский двор. Если же вора убьют, а сто­ронние люди видели его связанным, то платить за то 12 гривен продажи.

41. Если кто крадет скот из хлева или что-либо из клети, с того вора, буде он один крал, взыскивать продажи 3 гривны и 30 кун. Если же крало вместе несколько воров, с каждого взыски­вать по 3 гривны и 30 кун.

42. Если скот, овцы ли, козы ли, или свиньи были украдены на поле, платить 60 кун продажи (штрафа в пользу князя); ежели воров было мно­го, с каждого взыскать по 60 кун.

43. Если покрадут хлеб с гумна или из ямы, сколько бы ни было воров, взыскать с каждого по 3 гривны и 30 кун продажи.

44. Если покраденное окажется налицо, то потерпевший возьмет свое, да взыщет еще с каждого вора по полу­гривне за лето.

45. Если же украденного налицо не будет, а украден был княжой конь, то платить за него три гривны, а за кра­жу смердьего коня две гривны. А вот урочная плата за покражу скота. Взыскивать надо: за кобылу 60 кун, за вола гривну, за корову 40 кун, за трехлетку (кобылу или корову) 30 кун, за двухлет­ку полгривны, за теленка 5 кун, за сви­нью 5 кун, за поросенка ногату, за овцу 5 кун, за барана ногату, за жеребца неезженного 1 гривну кун, за жеребенка 6 ногат, за коровье молоко 6 ногат. Вот урочные цены, которые взыскиваются в пользу потерпевших за украденный скот вместо поличного, когда воры бу­дут простые свободные люди, которые платят князю продажу.

46. Если же воры будут холопы княжеские, боярские или монастыр­ские, которых князь не карает прода­жей, потому что они не свободные люди, то за холопью кражу платить двойные урочные цены в вознагражде­ние за убытки.

47. Если заимодавец потребует уп­латы долга, а должник начнет отпи­раться, то заимодавец обязан предста­вить свидетелей, которые пойдут к присяге, и тогда он получит свои день­ги. Если должник не отдавал ему мно­го лет, то платить ему еще 3 гривны в вознаграждение за убытки.

48. Если купец купцу даст деньги в оборот из барыша или на торговлю, то должнику нечего получать деньги при свидетелях; присутствие свидетелей здесь не требуется, но заимодавец пусть сам идет к присяге, если долж­ник станет запираться.

49. Если кто передает кому-нибудь свое имущество на хранение, свиде­тель при этом не нужен; а если хозяин начнет искать больше, чем сколько от­дал, то принявший на сохранение дол­жен идти к присяге, говоря: “ты мне столько и отдавал, не более”; ведь от­ветчик добро делал хозяину, что хра­нил его имущество.

50. Кто отдает деньги в рост или мед в настав, или хлеб в присып, тому надлежит представить свидетелей; и как он при них договорился, так ему и брать рост.

51. Месячный рост при кратко­срочном займе брать заимодавцу по уговору; если же долг не будет уплачен в течение целого года, то считать рост с него на два третий (50%), а месячный рост отвергнуть.

52. Если не будет свидетелей, а долг не превышает трех гривен кун, то заимодавец должен идти к присяге в своих деньгах; если долг больше трех гривен кун, то сказать заимодавцу: “сам виноват, если не ставил свидете­лей, давая деньги”.

53. По смерти Святополка Влади­мир Всеволодович созвал в селе Бере­стове свою дружину - тысяцких Рати­бора киевского, Прокопья белгород­ского, Станислава переяславского, Нажира, Мирослава, Иванка Чудиновича, боярина Олегова (князя черниговского Олега Святославича), — и на съезде постановили: кто занял деньги с условием платить рост на два третий, с того брать такой рост только два года, и после того искать лишь капитала; а кто брал такой рост три года, тому не искать и самого капитала. Кто берет по 10 кун роста с гривны в год (т. е. 4%), то при таком росте иск самого капитала ни в коем случае не отменяется.

54. Если купец, взяв товары или деньги в кредит, потерпит корабле­крушение, или подвергнется пожару, или будет ограблен неприятелем, то нельзя сделать ему какое-либо наси­лие или продать его в рабство, но не­обходимо позволить ему рассрочку платежа на несколько лет, потому что это несчастье от бога, а он не виноват в нем. Если же купец вверенный ему товар или пропьет, или проиграет, или испортит по глупости, то доверители поступают с ним, как им угодно; хотят — ждут, хотят — продадут в рабство, на то их воля.

55. Если кто будет многим дол­жен, а купец, приехавший из другого города или из другой земли, не зная про то, поверит ему товар, — а тот будет не в состоянии и с ним расплатиться за товар, да и первые заимодавцы также станут требовать уплаты долгов, не да­вая взаймы для уплаты гостю, в таком случае вести должника на торг и про­дать, причем наперед выплатить долг пришельца, а остаток поделить между своими местными заимодавцами. Так­же, если будут за ним в долгу княжие деньги, то взыскать наперед их, а ос­тальное в раздел. Но если кто взял уже много роста, тому лишиться своего ка­питала.

56. Если закуп убежит от своего господина, то становится через то пол­ным холопом. Если же он отлучился явно или бежал к князю или к судьям, не стерпя обиды своего господина, то не обращать его в рабство, но дать ему суд.

57. Если у господина живет земле­дельческий закуп, а погубит своего во­енного коня, то ему за то не обязан платить. Но если господин, от которо­го он получает ссуду, даст ему плуг и борону, то за пропажу их он должен за­платить; но он не платит за хозяйскую вещь, им взятую, если она пропадет без него, когда господин пошлет его на свою работу.

58. Закупу не платить за скотину, уведенную из хлева; но если он потеря­ет ее в поле, или не загонит во двор, или не затворит в хлеве, где ему велит господин, или же утратит ее за своим делом, то закупу во всех этих случаях утраты платить.

59. Если господин обидит закупа, отнимет у закупа данную ему ссуду или его собственное имущество, то по суду все это он обязан возвратить закупу, а за обиду заплатить 60 кун.

60. Если господин отдаст своего наймита в заработок другому хозяину за взятую у последнего вперед плату, эту плату он также должен отдать на­зад, а за обиду заплатить 3 гривны продажи.

61. Если же он совсем продаст его, как своего полного холопа, то наймит свободен от всех долгов, а господин платит за обиду 12 гривен продажи.

62. Если господин бьет закупа за дело, он за то не отвечает; если же он бьет его пьяный, сам не зная за что, без вины, то должен платить за обиду заку­па, как платят за оскорбление свобод­ного.

63. Если полный холоп уведет чью-нибудь лошадь, то (господину) платить за то 2 гривны.

64. Если закуп украдет что-нибудь на стороне, то господин отвечает за него. Но он может, когда отыщут вора, заплатить за лошадь или другое что, им украденное, и закупа взять себе в пол­ное холопство, а может и продать его, если не хочет за него платить, и тогда он должен наперед заплатить за то, что взял наймит чужого, будет ли то ло­шадь, вол или какая-нибудь вещь. А что останется за уплатою, то взять себе.

65. А вот если холоп ударит сво­бодного человека и скроется в дому, а господин не выдаст его, то платить за него господину 12 гривен. А если по­сле того получивший от холопа удар встретит где-нибудь холопа, который ударил его, то Ярослав определил было убивать его, но сыновья Ярослава, по смерти его, определили на выбор: либо раздев, высечь виновного холопа, либо взять за бесчестье гривну кун.

66. На свидетельство холопа (при судоговорении) ссылаться нельзя; но если не случится свободного (челове­ка), то по нужде можно сослаться на боярского тиуна, но ни на кого более. А в малом иске и по нужде можно со­слаться на закупа.

67. Если кто вырвет у кого клок бо­роды, и знак останется, и очевидцы то подтвердят, то взыскать с обидчика 12 гривен штрафа (в пользу князя), но если очевидцев нет, а по одному подоз­рению, то штрафа с ответчика не взы­скивать.

68. Если кто у кого выбьет зуб, так что кровь будет видна во рту, а очевид­цы подтвердят, то взыскать с обидчика 12 гривен штрафа (в пользу князя) да за выбитый зуб пострадавшему гривну.

69. Если украдет кто бобра, то взы­скивать 12 гривен.

70. Если земля будет разрыта, или останутся признаки ловли, или сети, то общине или сыскать у себя вора, или платить штраф (продажу).

71. Если кто уничтожит бортные знаки, то платит 12 гривен.

72. Если кто срубит бортную межу или распашет межу полевую, или пере­городит дворовую, то платит 12 гривен штрафа.

73. Если кто срубит дуб с знаме­нем или межевой, то платит 12 гривен штрафа (продажи).

74. Размеры дополнительных при взыскании штрафа (продажи) расхо­дов. А вот накладные расходы, кото­рые полагаются при 12-гривенном штрафе в пользу князя: отроку брать 2 гривны и 20 кун, судье с отроком ехать на двух лошадях; на последних овса сколько могут съесть, а самим в пишу брать барана или полоть мяса, а из дру­гих кормов, сколько двое съедят; пис­цу давать 10 кун; перекладного 5 кун, да за мех 2 ногаты.

75. Если срубят борть, платить три гривны штрафа, а за дерево хозяину полгривны.

76. Если выдерут пчел, то три грив­ны штрафа, а хозяину, буде мед еще не был вынут — 10 кун, буде же вынут 5 кун.

77. Если вор скроется, должно ис­кать его по следу. Если след приведет к селу или к какой-нибудь торговой сто­янке, и если жители или хозяева не от­ведут от себя следа, или не пойдут на след, или станут отбиваться, то платить им за покраденное вместе с продажею за воровство. А след продолжают вести с чужими людьми и свидетелями. Если след приведет на большую торговую дорогу, или на пустырь, где нет ни села, ни людей, то не платить ни прода­жи, ни цены украденного.

78. Если смерд бьет смерда без княжеского повеления, то платит 3 гривны штрафа, а за истязание гривну кун. Если кто побьет княжого мужа [огнищанина]; то платит 12 гривен штрафа, а гривну самому битому.

79. Если кто украдет ладью, то 60 кун штрафа, а ладью вернуть лицом; за морскую ладью — 3 гривны, за набойную — 2 гривны, за челн — 20 кун, а за струг — гривна.

80. Если кто перерубит веревку в перевесе, то платит 3 гривны штрафа, за веревку хозяину — гривну кун.

81. Если кто украдет в чьем-ни­будь перевесе ястреба или сокола, пла­тит штрафа 3 гривны, а хозяину — грив­ну, за голубя — 9 кун, за курицу — 9 кун, за утку, гуся, лебедя и журавля — по 30 кун.

82. За покражу сена или дров — 9 кун штрафа, а хозяину за каждый укра­денный воз по 2 ногаты.

83. Если кто подожжет гумно, то выдается головою князю со всем име­нием, из коего наперед вознаграждает­ся убыток хозяина, остальным распола­гает по своей воле князь, так же посту­пать и с тем, кто двор подожжет.

84. Если кто по злобе зарежет чу­жого коня или другую скотину, тот платит 12 гривен штрафа, а хозяину за причиненный ущерб урочную цену.

85. Все изложенные доселе тяжбы разбираются по свидетельствам свобод­ных людей. Если же случится быть сви­детелем холопу, то он не может высту­пить на суде. Но истец, если хочет, мо­жет воспользоваться свидетельством раба, сказав ответчику: “зову тебя в суд со слов холопа, но от своего собствен­ного лица, а не от холопского”, может требовать от ответчика, чтоб оправдал­ся испытанием железа. Если последний окажется виновным, то истец берет на нем свой иск; если же явится невинов­ным, то истцу платить за муку гривну, так как вызвал его на испытание желе­зом по холопьим речам.

86. Пошлины при испытании же­лезом платить 40 кун, мечнику 5 кун, княжескому отроку — полгривны: то — урочная высота пошлины, взимаемой при вызовах на испытание железом.

87. Если же истец вызовет кого на испытание железом либо по показа­нию свободных людей, либо по подоз­рению, либо потому, что видели обви­няемого проходящим ночью, либо еще на каком-нибудь основании, то ответ­чик, если не обожжется, не получает ничего с истца за муку, но истец пла­тит только одну железную пошлину.

88. Если кто убьет свободную жен­щину, то подлежит такому же суду, как и убийца свободного мужчины, но если убитая была виновата, то взы­скать с убийцы полвиры, то есть 20 гривен.

89. За убийство холопа и рабы виры не уплачивается. Но если кто убь­ет безвинно, должен заплатить госпо­дину за холопа или рабу урочную цену, а князю — 12 гривен штрафа (прода­жи).

90. Если смерд умрет бездетным, то наследует князь; если остаются в доме незамужние дочери, то выделить на них некоторую часть; если же будут замужем, то не давать им части.

91. Если умрет кто из бояр или дружинников, то князь не наследует, а получают наследство дочери, если сы­новей не останется.

92. Если кто, умирая, разделит дом свой между детьми, то последние обя­заны последовать воле умершего. А ум­рет кто, не уговорившись с детьми, то получают наследство все они, выделив только часть на помин души.

93. Если жена по смерти мужа не идет замуж, то на ее выделить часть, а что ей муж определил при жизни, тем она, кроме того, владеет. А до мужни­на наследства жене нет дела.

94. Если остаются дети от первой жены, то они особо получают часть, которая ей следовала бы по смерти, и то, что последний определил ей при жизни.

95. Если остается в доме незамуж­няя дочь при братьях, то до отцова на­следства ей дела нет, но братья обяза­ны ее выдать замуж сообразно с их дос­татком.

96. А вот пошлины при закладке городских стен. Вот урочные пошлины в пользу строителя города: при заклад­ке стены брать куну, а по окончании ногату; на пищу и на питье, на мясо и рыбу полагается 7 кун на неделю, 7 хле­бов, 7 уборков пшена, 7 четвериков овса на 4 лошади — что и получать городнику, пока не будет город срублен. Солоду давать ему на все время 10 чет­вериков.

97. Пошлины для строителей мос­тов. А вот урочные пошлины в пользу строителей моста: по построении ново­го моста брать с 10 локтей по ногате. Если ж будет починен только старый мост, то сколько режей будет почине­но, брать со всякого по куне. Строителю моста с помощником приехать на работу на двух лошадях; на коих брать им по 4 четверика овса на неделю, а на пишу им, сколько съесть могут.

98. Если, по смерти отца, остаются дети, прижитые с рабой, то они права наследования не имеют, а получают сво­боду вместе с матерью.

99. Если остаются в доме малолет­ние дети, которые еще не в состоянии заботиться о себе сами, а мать их пой­дет замуж, то ближайший родственник берет их вместе с имением под опеку до совершеннолетия. А товар отдавать в присутствии посторонних людей, и что тем товаром наживет, продавая или от­давая в рост, то опекун берет себе, а са­мый товар полностью возвращает опе­каемым; прибыль он потому берет себе, что кормил и заботился о них. Приплод от челяди и скота сдает весь в налично­сти детям, также в случае утраты че­го-либо за все им платит. Если же при­мет детей вместе с наследством отчим, то условия опеки те же.

100. Но двор отцовский, остав­шийся без хозяина, всегда поступает к младшему сыну.

101. Если жена, обещавшись си­деть во вдовстве по смерти мужа, про­живет имение и пойдет замуж, то обя­зана возвратить детям все прожитое.

102. Если же она, оставаясь вдо­вою, захочет жить в одном доме со своими детьми, а дети не захотят того, то в подобном случае творить волю матери, а не детей, и что дал ей муж и что следовало получить ей на свою часть из имущества, оставшегося после мужа, то составляет ее достояние.

103. На часть матери дети не могут иметь никакого притязания; но кому ее назначит, тому и взять; назначит всем — то и разделить между всеми; если же умрет без языка, то у кого она жила и кто ее содержал, тому и взять ее достояние.

104. Если будут дети разных от­цов, но одной матери, бывшей за дву­мя мужьями, то наследуют одни одно­го, другие другого отца имущество.

105. Если второй муж растратит что-либо из имущества первого отца своих пасынков и умрет, то его сын должен вознаградить своих единоут­робных братьев за растрату, сделанную его отцом, сколько ее покажут свидете­ли; а что затем у него останется из от­цовского наследства, тем он владеет.

106. Что касается до матери в этом случае, то она отдает свое имение тому сыну, который был добрее, не разби­рая того, с которым мужем прижит ею; а если сыновья все были злы, то она вправе отдать имение и дочери, кото­рая ее содержит.

107. А вот урочные пошлины су­дебные. А вот обычные пошлины су­дебные: от присуждения к платежу виры судье — 9 кун, помощнику (метельнику) — 9 векош; с дела о бортной земле 30 кун, а во всех прочих тяжбах с того, кому присудят, судье брать по 4 куны, а помощнику (метельнику) — по 6 векош.

108. Если братья станут между со­бою тягаться о наследстве пред кня­зем, то детский, посланный для их раз­дела, получает гривну кун.

109. А вот урочные пошлины за принесение на суде присяги. А вот обычные пошлины с дел, присягою ре­шаемых: от дел по обвинению в убий­стве — 30 кун; с тяжбы в бортной и па­хотной земле — 27 кун; от дел об осво­бождении из холопства — 9 кун.

110. Холопство полное — трех ро­дов: первое, когда кто купит человека, хотя бы и за полгривны, и поставит свидетелей, а отдаст ногату при самом холопе. А второе холопство, когда кто женится на рабе без всякого условия, а если женится с условием, то он остает­ся на тех правах, как было условлено. А вот третье холопство, когда кто без ус­ловия же пойдет в тиуны или в ключ­ники; если же было заключено усло­вие, то остается на тех правах, как было условлено.

111. А срочный работник не хо­лоп, и не должно обращать в холопст­во ни за прокорм, ни за приданое. Если работник не дослужит до срока, он обязан вознаградить хозяина за то, чем тот одолжил его; если же он дослу­жит до срока, то ничего не платит.

112. Если холоп бежит, и господин о побеге его заявит, и, если кто, слы­шав явку или зная, что холоп — беглый, даст ему хлеба или укажет дорогу, то платит господину за холопа 5 гривен, а за рабу — 6 гривен.

113. Если кто переймет чужого хо­лопа, и даст о том знать господину, то взять ему за переем гривну кун. Если же, поймав беглеца, не устережет его, то платит господину за холопа 4 гривны, а за рабу — 5 гривен; в первом слу­чае пятая, а во втором — шестая уступа­ется ему за то, что он поймал беглого.

114. Если кто сам дознается, что холоп его находится в каком-либо горо­де, а между тем посадник не знает о том, то, донесши посаднику, он имеет право взять у него отрока, дабы вместе с ним связать беглеца, за что и дает ему 10 кун, но за переем не платит ничего. Но если преследователь упустит раба, то пусть жалуется на себя самого, поче­му как ему никто не платит за упуще­ние беглеца, так и он никому не дает за переем его.

115. Если кто по неведению встре­тит чужого холопа, подаст ему весть или станет держать его у себя, а беглец сойдет от него, то должен присягнуть, что по неведению поступал таким образом с беглецом, а платежа в том нет.

116. Если холоп обманом возьмет у кого деньги в кредит под именем вольного человека, то господин его должен или заплатить, или отказаться от права собственности на него; но если веритель, зная, что он холоп, дал ему деньги, то лишается своих денег.

117. Если кто дозволит своему хо­лопу торговать, и холоп тот одолжает, то господин обязан платить за него долги, но не властен от него отступить­ся.

118. Если кто купит чужого холо­па, не зная того, — настоящему госпо­дину взять своего холопа, а покупщику возвратить деньги под присягой, что он купил холопа по незнанию. Если же окажется, что он купил заведомо чужо­го холопа, то теряет свои деньги.

119. Если холоп, будучи в бегах, приобретает себе имение, то как долг за холопа оплачивает господин, так и приобретение, сделанное им, принад­лежит господину вместе с лицом раба.

120. Если холоп, бежав, унесет с собою что-либо из принадлежащего со­седу или товар, то господин обязан за­платить за унесенное им по урочной цене.

121. Если холоп обокрал кого-ни­будь, то господин обязан или запла­тить за него, или выдать его головою вместе с другими участниками воров­ства, бывшими при самом деле или хоронившими краденое, кроме их жен и детей. Если же откроется, что прини­мали участие в покраже свободные люди, то таковые платят князю штраф (продажу).

Источник: Русская Правда. Пространная редакция [Текст] //Титов, Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. - М., 2007. - С. 9-25.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...