Естественные натипки. Вода и молоко.
Стр 1 из 24Следующая ⇒ УЧЕБНИК ТРЕЗВОСТИ
Санкт-Петербург Г. ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЯ......................................................................... 7 Предисловие............................................................................... 8 Вместо предисловия............................................................... 10 Дорогие соотечественники!.................................................. 11 ПИЩЕВЫЕ ВЕЩЕСТВА......................................................... 14 Развитие живого организма................................................. 14 Основные пять питательных начал.................................... 15 Вода............................................................................................. 17 Соли или минеральные вещества............................................. 19 Опорно-двигательная система.................................................. 20 Белковые вещества..................................................................... 22 Жиры........................................................................................... 24 Углеводы..................................................................................... 26 НАПИТКИ.................................................................................. 28 Естественные натипки. Вода и молоко............................. 29 Питательные напитки. Какао, шоколад, супы................. 31 Кисловатые напитки.............................................................. 33 Чай, кофе и другие ароматические напитки...................... 35 Алкогольные изделия получаемые путем брожения 38 Квас, мед, кумыс, кефир............................................................ 38 Краткие исторические сведения об алкоголе.................. 43 Виноградное вино, сидр............................................................ 44 Пиво............................................................................................. 47 Водка........................................................................................... 54 Алкогольные изделия с примесью эссенций.......................... 56 Свойства алкоголя................................................................. 57 Алкоголь – наркотический яд............................................... 62 ОБЩИЕ ПРИЧИНЫ ПЬЯНСТВА........................................... 66
«Питейные» обычаи................................................................ 66 Народное невежество как причина пьянства.................. 67 Пьянство из подражания....................................................... 67 Пьянство с горя....................................................................... 68 Пьянство со скуки.................................................................. 69 Алкогольное программирование......................... 72 Патологические программы................................................ 72 Абсурдистские теории............................................................ 73 Теория алкогольного вакуума................................................... 74 Теория культурного питья......................................................... 75 Теория алкогольного скепсиса................................................. 76 Виды абсурдизма..................................................................... 76 Проалкогольный абсурдизм...................................................... 77 Бытовой абсурдизм.................................................................... 77 Обрядовый абсурдизм............................................................... 78 Медицинский абсурдизм........................................................... 78 Рекламный абсурдизм................................................................ 79 Религиозный абсурдизм............................................................ 80 Антиалкогольный абсурдизм............................................... 81 Национальный абсурдизм......................................................... 81 Политический абсурдизм.......................................................... 82 Уравнительный абсурдизм........................................................ 82 Антирекламный абсурдизм....................................................... 83 Классификация всех людей относительно алкоголя.... 83 Стадии алкоголизма............................................................... 90 АЛКОГОЛЬ И ЧЕЛОВЕК......................................................... 98 Алкоголь и мышечная сила.................................................. 98 Алкоголь и температура...................................................... 100 Пьянство и алкоголизм....................................................... 102 Действие алкоголя на желудок, печень и почки............ 105 Алкоголь, сердце и кровеносные сосуды........................ 109 Действие алкоголя на лёгкие............................................. 111 Туберкулёз................................................................................. 113
Действие алкоголя на нервную систему........................ 116 Алкоголь и душевные болезни........................................... 122 ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА СЕМЬЮ И ОБЩЕСТВО...... 128 Влияние алкоголя на заболеваемость и смертность, число несчастных случаев и самоубийств..................................................................................................... 128 Алкоголь и преступность.................................................... 132 Алкоголизм и семейная жизнь.......................................... 136 Экономические и демографические потери от алкоголизации СССР 139 Современные оценки ущерба от алкоголя..................... 152 ИСТОРИЯ АЛКОГОЛИЗАЦИИ........................................... 156 Появление алкоголя............................................................. 156 Потребление спиртных изделий в России........................ 159 Потребление спиртного в других странах....................... 160 Системы продажи алкоголя в России.............................. 163 Трезвенные движения................................................. 167 Первое трезвенное движение (1858 - 1862 годов)............ 167 Второе трезвенное движение (1885 - 1904 годы).............. 168 Третье трезвенное движение (1914 - 1925 годы)............... 170 Четвертое трезвенное движение (1928 - 1932 годы)........ 175 Пятое трезвенное движение (1981 - по сей день)............ 177 Трезвенные движения за рубежом..................................... 184 Швеция...................................................................................... 184 Финляндия................................................................................ 184 Соединенные Штаты Америки.............................................. 185 Сухой закон и борьба против трезвости............................ 186 ТАБАК....................................................................................... 190 Краткая историческая справка.......................................... 190 Состав табака........................................................................ 197 КУРЕНИЕ ТАБАКА И ЗДОРОВЬЕ....................................... 200 Стадии табакокурения......................................................... 202 Как расстаться с табаком.................................................. 208 ТРЕЗВОСТЬ.............................................................................. 214 Положительные качества трезвости................................ 214 Трезвость и семейная жизнь............................................... 215 Трезвость и семья..................................................................... 218 Трезвость и достаток................................................................ 220 Трезвость и общество............................................................... 222 Трезвость и государство....................................................................................... 223
Борьба с алкоголизмом и курением табака............................. 225 ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................... 232 Рисунки.................................................................................... 232 СБОРНИК ЗАДАЧ ПРОТИВОАЛКОГОЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ 234 1. Целые числа........................................................................ 234 Сложение.................................................................................. 234 Вычитание................................................................................ 235 Умножение................................................................................ 235 Деление..................................................................................... 237 Задачи на все четыре действия............................................... 238 II. Простые дроби................................................................... 241 Сложение.................................................................................. 241 Вычитание................................................................................ 241 Умножение................................................................................ 241 Деление..................................................................................... 241 Все четыре действия с дробями.............................................. 242 III. Десятичные дроби............................................................ 242 IV. Все четыре действия с дробями, простыми и десятичными 242 "ОСНОВНАЯ ТРЕЗВЕННАЯ тЕРМИНОЛОГИЯ"............ 244 Словарь-справочник............................................................. 247 СОЧИНЕНИЯ.......................................................................... 269 ПРЕДИСЛОВИЯ Как составитель данного учебника, я вынужденно употребил название этого важного раздела во множественном числе. Ибо, предварять данный учебник еще лучшими словами и надеждами мне представляется малоинтересным и плагиатом. Учебник обобщает в себе в основном четыре книги: "Учебник трезвости" А.Л.Мендельсона (1913 г.), "Школа трезвости" С.Успенский (1914 г.), "Десять уроков трезвости" и "Выбери жизнь" Соколова Ю.А., "Путь к трезвости" Захарова Л.Ю., Соколов Ю.А., Кривомаз Ю.А. (1997 г.). Увы, за это время проблема не только осталась, и даже более того, многое предсказанное в ранних учебниках, и воспринимаемое как страшилки для детей стало рядовой взрослой повседневностью. Иными словами, уроки прошлого были полноценно восприняты всеми советскими и пост коммунистическими правительствами России, проведены в жизнь и ими же продолжают развиваться. Поэтому опираться на алкоубийц всех россиян не представляется возможным. Более того - рассчитывать и далее на снисхождение государства - преступление! Ибо, - трезвость дело каждого благоразумного человека - стремящегося к полноценной, здоровой жизни и для себя, и для своей семьи, и для своих детей и внуков, если рассчитывает на таковых. Помните, Ваша трезвость - только Ваше дело!
Учебник не представляет собой полноценно изложенные курсы учебного процесса, адаптированные к различным возрастам, что было бы безусловно правильно в трезвом государстве. Этот учебник лишь всевозрастное, учебное, насколько возможно универсальное пособие к курсу трезвого образа жизни для тех людей, что рискнут назвать себя трезвенниками и попытаются отрезвить других. Или попытаются отрезвиться сами, своих детей или учеников. Поэтому и чтение всех предисловий представляет вполне определенный интерес для любого из нас. При работе с текстами мною были осовременены словесные обороты и орфография. Заменены многие термины утратившие или изменившие свое значение. Многие разделы значительно углублены и расширены, и напротив от многих разделов пришлось отказаться, как представляющих сейчас более историческую ценность, нежели фактическую или методическую. Предисловия изложены последовательно. Завершаются они предисловием В.Стольниковой к изданному ей репринтному изданию "Учебника трезвости". Президент АСТ - Кривомаз Ю.А. Предисловие Борьба за отрезвление России ведется уже много лет, но лишь в последние годы разрозненные усилия обществ трезвости, духовенства, ученых объединились в могучую силу, опирающуюся на искреннем стремлении к трезвой жизни, неискоренимо живущем в глубине души русского человека. В нашем народе нет самодовольных потребителей алкоголя, уверенных в своем превосходстве над скромными трезвенниками; идеалы лучшей жизни тлеют и в душе пьяницы, - благо тому, кто сумеет эти искры раздуть в яркое пламя благородного самоосуждения и действенного порыва к духовному обновлению.
Сознание своевременности дружной борьбы с народным пьянством ныне охватило все слои русского общества, выразилось в знаменательных постановлениях двух противоалкогольных съездов и получило внушительное воплощение в законопроекте об ограничении продажи спиртных напитков, выработанном 3-ею Государственною Думой. Как добровольные деятели общественных учреждении и съездов, так и закономерно избранные народные представители единодушно признали, что одним из главных и первых шагов на пути к отрезвлению народа должно быть ознакомление молодежи с истинною природою алкоголя и внедрение в детскую душу убеждения о необходимости полного воздержания от спиртных напитков. Первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством, заседавший в Петербурге в конце 1909 года, в числе других постановлений, признал необходимым "ввести обязательное преподавание начал трезвости в низшей и средней школе". Всероссийский Съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, собравшийся осенью 1912 года в Москве и состоявший преимущественно из представителей духовенства, признав, что в основу борьбы с алкоголизмом должны быть положены религизно-нравственные начала, постановил "ходатайствовать перед правительством о том, чтобы преподавание науки трезвости, в возможно скором времени, было введено обязательно в школы всех ведомств. Оба съезда, очень различные по составу своих членов, сошлись на признании руководящим началом общественного движения против пьянства - полного воздержания от употребления спиртных напитков. Государственная Дума 3-го созыва с своей стороны внесла в законопроекта о борьбе с пьянством следующую статью: "Во всех начальных, средних и педагогических учебных заведениях учащимся сообщаются сведения о вреде, приносимом употреблением спиртных напитков". В согласии с приведенными взглядами съездов и законодательного учреждения, и составлен настоящий учебник, изданный Российским Обществом борьбы с алкоголизмом. Совет названного Общества, рассмотрев целый ряд иностранных руководств, остановил свой выбор на учебнике Жюля Дени, принятом в народных школах французской Швейцарш, и поручил редактирование перевода д-ру мед. А. Л. Мендельсону. Однако, при осуществлении этой задачи выяснилось, что значительная часть французского оригинала совершенно не отвечает русским условиям и нуждается в коренной переработке. В силу этого редактору пришлось написать заново целый ряд глав; кроме того, многие отделы книги подверглись необходимым изменениям и исправлениям). Таким образом настоящий учебник, составленный в духе и по плану руководства Жюля Дени, не может считаться переводным в точном смысле слова, а является наполовину оригинальным. "Учебник трезвости" содержит прежде всего точно установленные фактические данные, как материал для преподавателя; в тоже время книга - в старших классах - может служить пособием для учащихся при повторении того, что сообщено в классе учителем; наконец, она могла бы служить и начальным курсом для самообразования. Для читателей, желающих ближе ознакомиться с вопросом, здесь приводится краткий список настольных и справочных изданий по алкоголизму на русском языке: "Труды Комиссии по вопросу об алкоголизме". Т. I-III распроданы. Т. IV, 1900 г. ц. 1 р.; т. V, 1990 г. ц. 1 р. 25 к,: т, VI, 1901 г. ц. 1 р.; т. VII-VIII, 1905 г. ц. 2 р., за оба тома, т. IX, 1908 г, ц. 1 р., т. X, 1909 г., ц. 1 р., т. XI-XIII печатаются. Склад в Русск. Общ. охранения нар. здравия, СПБ., Демидов пер. 5. "Алкоголизм и борьба с ним". Сокращенное изложение Трудов Комиссии по вопросу об алкоголизме. СПБ. 1909. г., ц. 20 к. Изд. Русск. Общ. охранения нар. здравия, СПБ., Демидов пер, 5, "Труды Перваго Всероссийского Съезда по борьбе с пьянством" в 3 томах. СПБ, 1910 г. ц. 2 р. Для учителей цена 1 р. 40 к. Склад в Русск. Общ. охранения нар. здравия. СПБ., Демидов пер. 5. "Труды Всероссийского Съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом". М. 1912 г. Печатается. И. Горбунов-Посадов. К русским учителям начальной, средней и высшей школы. Учитель и школа в борьбе с народным пьянством. М. 1912 г., ц. 35 к. Склад И. И. Горбунова, М., Арбат, д. Тестовых. Блудоров. Полный систематический указатель книг, брошюр, световых картин и пособий по алкоголизму (1896-1912 г.). СПБ. 1912 г. ц. 1 р. Склад: СПБ., Б.Спасская ул. 26. Д.П.Никольский. Указатель общедоступной литературы по алкоголизму. СПБ. 1913. Ф.С.Перебийнос. Первый антиалкогольный адрес-календарь на 1912 г. Справочная книга для деятелей По борьбе с алкоголизмом. СПБ. 1912 г., ц. 1 р. Изд. журн. "Трезвые Всходы". СПБ., Б. Спасская ул. 26. Совет Российского Общества борьбы с алкоголизмом просит обращаться по всем вопросам, касающимся настоящего издания, к товарищу председателя Д-ру мед. Александру Леонтьевичу Мендельсону (С.-Петербург, Бассейная 48). Вместо предисловия ...Излагая в систематическом порядке и с наивозможной полнотой все, что касается учения о вреде алкоголя и противопоставляя сему положительные данные о трезвости, мы придали истолкованию того и другого форму популярных бесед с учащимися, полагая, что такое ознакомление с предметом скорей закрепит в детском сознании преследуемые нашей книгой цели. ...Опыт говорит, что чем проще при условии содержательности форма изложения всякого школьного предмета, тем скорее детская мысль начинает работать в желательном направлении, а самостоятельная умственная работа детей - это половина успеха всякой "учебы"... Являясь первым учебным руководством по ознакомлению учащихся в начальной школе с гибельными последствиями потребления спиртных напитков и положительными качествами трезвости, наша книжка хотела бы сослужить свою посильную службу в борьбе с роковым злом нашего отечества - пьянством, и особенно теперь, когда правительство и общество признали за народной школой могучего фактора в деле воспитания трезвых граждан нашей родины. С.Успенский "Школа Трезвости" Дорогие соотечественники! Если вы озабочены будущим своих детей и внуков, если вам не безразлично, как они поведут себя взрослея в нашем алкоголизированном обществе - приобретите этот учебник трезвости, он поможет вам сохранить детей от неминуемой программы на употребление алкоголя, а она преподается везде: дома, на улице, в магазине, в телевизоре, радио и т. д. Во время когда вышел этот учебник в 1913 году на душу населения приходилось 4,7 литра абсолютного алкоголя (1 литр равен 2,5 литрам водки), а в 1993 году более 20 литров, а в отдельных регионах 25 литров. По данным ДЭН зав. кафедрой статистики МИНХ им. Плеханова профессора Б.И.Искакова, что нравственные потери начинаются еще при душевом потреблении алкоголя на уровне 3-4 л в год, с 4-5 л. развивается алкогольно-нравственный коллапс, начинается падение нравов среди взрослых и молодежи, а как известно из истории с падения нравов зарождалась обреченность всех погибших цивилизаций, с дальнейшим ростом 6-8 л. на человека возрастает алкоголизация плазмы нервных клеток, половых, иммуно-защитных и т.д. Еще дальше с потреблением алкоголя начинается цепная реакция вырождения и деградации народа... развивается демографический коллапс, когда ослабленных детей рождается больше, чем здоровых. Еще в 1909 году, когда на душу приходилось 3,6 л. абсолютного алкоголя, Первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством в г.Петербурге признал и постановил необходимым ввести обязательное преподавание начал трезвости в низшей и средней школах. Наше государство не заинтересовано в здоровье общества, а наоборот доступность алкоголя разрешена в любое время суток. А поэтому я обращаюсь к вам, родители, бабушки и дедушки, приобретите учебник и внедряйте дома, и где кто может: в садике, в школе учебу за здоровье и сохранение нашей нации. С уважением В. СТОЛЬНИКОВА. Обложка УЧЕБНИКА ТРЕЗВОСТИ (1913) ПИЩЕВЫЕ ВЕЩЕСТВА
Развитие живого организма. При виде цыплёнка, только что вылупившегося из яйца, задавали ли вы себе вопрос, из чего у него образовались мясо, кожа и кости, откуда получился материал, поддерживающий теплоту его тела, откуда цыплёнок почерпнул ту силу, которую тот час же начинает затрачивать на движение. Все это он мог добыть лишь из веществ, заключавшихся в яйце во время высиживания его наседкой. Материалом для образования тела цыпленка служили следующие вещества: а) Белок яйца или альбумин, из которого образовались мышцы цыплёнка, то, что мы называем мясом. б) Желток - жировое вещество, богатое углеродом. В состав белка и желтка входят также известь и фосфор, служащие для образования костей, немного железа, предназначенного для образования крови, и большое количество воды, из которой состоят две трети тела цыплёнка. Вылупившись из яйца, цыплёнок нуждается в этих же самых веществах для своего роста и для возобновления всех тканей своего организма. Цыплята всю необходимую пищу для дальнейшего своего развития находят в зерне. Мучнистая часть зерна, богатая углеродом, снабжает тело теплом и силой, подобно тому, как уголь, сгорая в печи локомотива, превращается в тепло и двигательную энергию. Оболочка того же зерна, богатая альбумином, фосфором и железом, идет на образование и развитие мышц, скелета и крови, питающей весь организм. Цыплята теснятся около тарелки с водой, поставленной в углу курятника, и жадно пьют, а вода, как мы уже упоминали, составляет две трети веса их тела. От птиц перейдём к млекопитающим, к животным, которые кормят своих детёнышей молоком. По своему составу молоко, в смысле питательности, является совершенным пищевым продуктом. Жидкость эта заключает в себе все, что требуется для развития новорожденного существа. Молоко содержит особый вид белка, именуемого казеином и входящего так же в состав сыра; из казеина молока образуются мышцы и другие мягкие части организма. В молоке, имеются соли извести, фосфора и железа, требующиеся для образования костного остова или скелета; кроме того, в состав молока входят масло и сахар, являющиеся источником силы, тепла и энергии и, наконец, много воды, в которой организм ощущает большую потребность. Хотя молоко различных млекопитающих содержит в себе почти те же составные части, но они содержатся не в одинаковых между собою отношениях. Нужно заметить, что в состав женского молока входит особое вещество лецитин, род жира, содержащий в себе фосфор. Лецитин способствует образованию мозга и нервов. Как известно, вес мозга младенца по отношению к весу его тела гораздо больше, чем относительный вес мозга животных. Основные пять питательных начал. Мы знаем, что молоко представляет собой единственный напиток и единственную пищу, которая вполне пригодна для младенца. Молоко является совершенным пищевым продуктом и в то же время превосходным напитком. Оно вполне достаточно обеспечивает развитие и рост человеческого организма до 2-го года. Позднее ребенок употребляет более разнообразную пищу. Обыкновенно, рост ребёнка, к концу первого года составляет 65-75 сантиметров; к 2-м годам его рост достигает 80 сантиметров, в 5 лет доходит до 1 метра, в 14 лет - до 1,5 метра. Своего полного развития рост достигает к 20-25 годам. Под старость, лет с 60-ти, рост немного уменьшается. Что касается веса, то новорожденный младенец весит около 3 килограммов, годовалый ребёнок в среднем 9 килограммов. Между 1 и 12 годами жизни вес нарастает довольно равномерно с 9 до 30 килограммов. Затем увеличение веса идет еще более быстро между 12 и 15 годами; в этом периоде роста ребёнок нуждается в большом количестве пищи. Между 30 и 40 годами наш вес достигает наибольшей своей величины. В старости наступает некоторое похудание, и вес тела уменьшается на 5-6 килограммов. В пищевых продуктах находятся вещества, необходимые для поддержания нашей жизни и для развития нашего организма. Пищевым продуктом является всякое вещество, которое, после переработки в пищеварительном канале, способно всасываться и усваиваться организмом, войти в состав его тканей и затем восполнять его траты. Теперь разберём составные части человеческого тела или другими словами, постараемся изучить, из чего построен наш организм. Наше тело состоит из веществ различных по своей природе. Главнейшей частью тела является вода, составляющая, две трети веса нашего тела; затем идет жир, который, вместе с водой, придает телу округлые и гибкие формы; далее - альбумин, или белок, основное вещество, за счет которого идет образование мышц, покрывающих кости нашего скелета. Мышцы так прикреплены к скелету, что дают возможность производить движения всеми членами тела. Наконец, минеральные соли составляют большую часть нашего костного остова. И так состав нашего тела таков: 1) воды - около 66% веса тела, 2) жиров - около 18% веса тела, 3) альбумина - около 12% веса тела, 4) солей - около 4% веса тела. Лишь немногие пищевые продукты содержат в своем составе все основные вещества: воду, жир, белок и минеральные соли. Только яйца и молоко содержат их в надлежащих пропорциях, вот почему они являются достаточными для поддержания жизни куриного зародыша и новорожденного животного из класса млекопитающих. Большая часть наших пищевых продуктов не содержит всех тех составных частей, о которых мы только что говорили. Например, хлеб беден жировыми веществами, в состав масла не входит ни альбумина, ни солей; но хлеб с маслом является уже более питательным продуктом. Следовательно, необходимо приготавливать из пищевых продуктов такую пищу, чтобы пищевые вещества входили в нее в определённом отношении друг к другу; такая пища будет представлять наибольшую питательную ценность. Различные вещества, входящие в состав пищевых продуктов (хлеба, яиц и других) и тождественные с составными элементами нашего тела, называются основными, питательными веществами или питательными началами. Питательные начала подразделяются на 5 групп; 1-ая группа: вода. 2-ая группа: минеральные соли. 3-ая группа: белки. 4-ая группа: жиры. 5-ая группа: углеводы. Три первые группы соединяют иногда под названием питательных пластических веществ, потому что из них строится самое вещество нашего тела. Их называют также восстанавливающими питательными веществами, потому что они восполняют траты наших тканей, вызываемые жизнедеятельностью и вообще при всякой работе организма. Две последние группы питательных веществ, именно жиры и углеводы, служат главным образом для образования силы и теплоты. Они называются также силородными веществами и в то же время горючими и теплородными, так как предназначаются для полного сгорания в организме, что бы, выделяя теплоту, постоянно поддерживать температуру нашего тела около 36,6 градусов Цельсия.
Вода. Вода является одной из наиболее важных составных частей человеческого тела. Например, тело мальчика 12-13 лет, вес которого равняется 30 килограммам, заключает в своих тканях и органах, в крови и в других соках около 20 килограммов воды, что составляет по объему 20 литров. Таким образом, 2/3 веса тела состоят из этой драгоценной жидкости. Вода встречается в большом обилии в крови и пищеварительных соках. Мышцы, нервы и даже кости содержат в себе воду. В нашем организме вода постоянно сменяется. Бегая в жаркую погоду, вы ясно чувствуете, как с вас струится пот. Пот представляет собой воду с примесью солей и некоторых других веществ. Зимой, во время мороза, видно, как при дыхании изо рта идет пар, это та же вода, выделяемая лёгкими вместе с выдыхаемым воздухом. Вода ежедневно в большом количестве выводится, в виде мочи, из нашего тела, благодаря работе почек. Эта вода уносит с собою из тела отработанные, вредные продукты его деятельности, от которых организм стремится избавиться. Взрослый человек, таким образом, теряет ежедневно через кожу, легкие, почки от 2 до 3 литров (3-4,5 бутылки) воды. Напитки имеют целью пополнение этой ежедневной потери жидкости. Самым естественным и необходимым напитком является вода. Весьма важно при скученности населения иметь всегда в распоряжении здоровую питьевую воду. Города затрачивают значительные средства на водопроводы для снабжения населения питьевой водой. Нас одолевает жажда, когда утрата воды нашим телом превышает количество воды, введённое в организм в виде питья. Так если нарушено равновесие жидкости в теле, кровь становится более густой, и ее свободное обращение (циркуляция) по кровеносным сосудам затрудняется; слизистые оболочки теряют влажность, во рту пересыхает, словом, - "хочется пить". Напитки утоляют жажду лишь благодаря содержащейся в них воде. Какой бы напиток мы ни взяли, прежде всего, слизистой оболочкой желудка поглощается заключающаяся в напитке вода. Вступив в кровеносные сосуды, она разносится по всем тканям; смешиваясь с кровью, увеличивает ее объём и делает более жидкой. Кроме того, вода способствует деятельности различных желёз и выделительных органов (печени, почек и др.). Когда при несчастных случаях люди обречены на долгое голодание (например, рабочие при завалах в рудниках, путешественники, заблудившиеся в пустыне), то наибольшее мучение человек испытывает от чувства жажды. Лишенный воды человек быстро погибает (через 3-4 дня), тогда как, употребляя одну только воду, человек сравнительно долго выносит голодание (до 60-ти дней). Однако не всякая вода пригодна для питья. Нужно обращать внимание на состав и на происхождение воды, которой мы пользуемся. Близость кладбищ, выгребных ям, навозных куч, является причиной загрязнения воды: вода луж и рвов, стоячих прудов и колодцев нередко бывает чрезвычайно вредна для здоровья. Мельчайшие организмы, губительные гнилостные грибки и бактерии, различимые лишь под микроскопом, обильно развиваются в загрязнённой воде и, будучи занесены в тело человека, размножаются в нем в короткое время и вызывают тиф, холеру, кровавый понос. Для исправления подозрительной воды ее следует, по крайней мере, пропустить через фильтр, но еще лучше обезвредить воду кипячением.
Соли или минеральные вещества. В отличие от мягкотелых животных, например, улиток, - тело высших животных и человека поддерживается внутренним твёрдым остовом. Этот плотный, как камень, остов - скелет - состоит из сочлененных между собой костей; так как сочленение костей (суставы) подвижны, то тело наше способно принимать различный положение и держаться вертикально. Костный скелет построен из твердых известковых соединений (солей), главным образом, углекислой извести и - в еще большей степени - фосфорнокислой извести, то есть соединения фосфора, кислорода и извести. Известь в соединении с фосфором и другими веществами и составляет плотную основную массу костей. Это доказано наукой путём точных опытов: так, например, если кормить новорожденных грубой пищей, лишённой известковых солей, то скелет их хотя и продолжает расти, но остаётся мягким и теряет форму: лапы птенцов не в силах выдержать тяжести тела. Недостаточное содержание известковых солей в костях представляет собою болезнь детского возраста, известную под названием рахита. Кости маленьких детей мягки, гибки и богаты хрящом, так как они еще не вполне окостенели, в них еще не успело отложиться достаточное количество известковых солей. Можно составить себе об этом ясное представление, осторожно ощупывая череп новорожденного. На темени мы заметим мягкое место, на котором кости еще не срослись и которое называется большим родничком. В этом месте ясно прощупывается пульсация крови в сосудах мозговых оболочек и мозга, потому что костный покров черепа еще не успел вполне образоваться, кости не затвердели. Откуда же берёт организм ребёнка известь, необходимую для образования скелета и дальнейшего роста костей? Он получает известь первоначально в молоке матери, а впоследствии в пищевых продуктах. Молоко содержит соли извести, вода, также содержит известь в растворённом виде. Известковые соли, попав из пищеварительного канала в кровеносные сосуды ребёнка, приносятся вместе с кровью к растущей кости, здесь они отлагаются медленно, но постоянно в клеточках костной ткани, которая мало помалу затвердевает.
Опорно-двигательная система. Человеческий скелет состоит из 208 костей. Эти кости различной формы, одни из них плоские и широкие, другие - длинные и трубчатые. Последняя форма присуща главным образом костям конечностей. Если мы возьмем бедренную кость и рассмотрим ее продольный разрез, то увидим, что она полая, и полость наполнена жировой массой, которая называется костным мозгом. При прокаливании кости остаётся толь
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|