Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Естественные натипки. Вода и молоко.




УЧЕБНИК ТРЕЗВОСТИ

Санкт-Пе­тер­бург

Г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЯ......................................................................... 7

Предисловие............................................................................... 8

Вместо предисловия............................................................... 10

Дорогие соотечественники!.................................................. 11

ПИЩЕВЫЕ ВЕЩЕСТВА......................................................... 14

Развитие живого организма................................................. 14

Основные пять питательных начал.................................... 15

Вода............................................................................................. 17

Соли или минеральные вещества............................................. 19

Опорно-двигательная система.................................................. 20

Белковые вещества..................................................................... 22

Жиры........................................................................................... 24

Углеводы..................................................................................... 26

НАПИТКИ.................................................................................. 28

Естественные натипки. Вода и молоко............................. 29

Питательные напитки. Какао, шоколад, супы................. 31

Кисловатые напитки.............................................................. 33

Чай, кофе и другие ароматические напитки...................... 35

Алкогольные изделия получаемые путем брожения 38

Квас, мед, кумыс, кефир............................................................ 38

Краткие исторические сведения об алкоголе.................. 43

Виноградное вино, сидр............................................................ 44

Пиво............................................................................................. 47

Водка........................................................................................... 54

Алкогольные изделия с примесью эссенций.......................... 56

Свойства алкоголя................................................................. 57

Алкоголь – наркотический яд............................................... 62

ОБЩИЕ ПРИЧИНЫ ПЬЯНСТВА........................................... 66

«Питейные» обычаи................................................................ 66

Народное невежество как причина пьянства.................. 67

Пьянство из подражания....................................................... 67

Пьянство с горя....................................................................... 68

Пьянство со скуки.................................................................. 69

Алкогольное программирование......................... 72

Патологические программы................................................ 72

Абсурдистские теории............................................................ 73

Теория алкогольного вакуума................................................... 74

Теория культурного питья......................................................... 75

Теория алкогольного скепсиса................................................. 76

Виды абсурдизма..................................................................... 76

Проалкогольный абсурдизм...................................................... 77

Бытовой абсурдизм.................................................................... 77

Обрядовый абсурдизм............................................................... 78

Медицинский абсурдизм........................................................... 78

Рекламный абсурдизм................................................................ 79

Религиозный абсурдизм............................................................ 80

Антиалкогольный абсурдизм............................................... 81

Национальный абсурдизм......................................................... 81

Политический абсурдизм.......................................................... 82

Уравнительный абсурдизм........................................................ 82

Антирекламный абсурдизм....................................................... 83

Классификация всех людей относительно алкоголя.... 83

Стадии алкоголизма............................................................... 90

АЛКОГОЛЬ И ЧЕЛОВЕК......................................................... 98

Алкоголь и мышечная сила.................................................. 98

Алкоголь и температура...................................................... 100

Пьянство и алкоголизм....................................................... 102

Действие алкоголя на желудок, печень и почки............ 105

Алкоголь, сердце и кровеносные сосуды........................ 109

Действие алкоголя на лёгкие............................................. 111

Туберкулёз................................................................................. 113

Действие алкоголя на нервную систему........................ 116

Алкоголь и душевные болезни........................................... 122

ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА СЕМЬЮ И ОБЩЕСТВО...... 128

Влияние алкоголя на заболеваемость и смертность, число несчастных случаев и самоубийств..................................................................................................... 128

Алкоголь и преступность.................................................... 132

Алкоголизм и семейная жизнь.......................................... 136

Экономические и демографические потери от алкоголизации СССР 139

Современные оценки ущерба от алкоголя..................... 152

ИСТОРИЯ АЛКОГОЛИЗАЦИИ........................................... 156

Появление алкоголя............................................................. 156

Потребление спиртных изделий в России........................ 159

Потребление спиртного в других странах....................... 160

Системы продажи алкоголя в России.............................. 163

Трезвенные движения................................................. 167

Первое трезвенное движение (1858 - 1862 годов)............ 167

Второе трезвенное движение (1885 - 1904 годы).............. 168

Третье трезвенное движение (1914 - 1925 годы)............... 170

Четвертое трезвенное движение (1928 - 1932 годы)........ 175

Пятое трезвенное движение (1981 - по сей день)............ 177

Трезвенные движения за рубежом..................................... 184

Швеция...................................................................................... 184

Финляндия................................................................................ 184

Соединенные Штаты Америки.............................................. 185

Сухой закон и борьба против трезвости............................ 186

ТАБАК....................................................................................... 190

Краткая историческая справка.......................................... 190

Состав табака........................................................................ 197

КУРЕНИЕ ТАБАКА И ЗДОРОВЬЕ....................................... 200

Стадии табакокурения......................................................... 202

Как расстаться с табаком.................................................. 208

ТРЕЗВОСТЬ.............................................................................. 214

Положительные качества трезвости................................ 214

Трезвость и семейная жизнь............................................... 215

Трезвость и семья..................................................................... 218

Трезвость и достаток................................................................ 220

Трезвость и общество............................................................... 222

Трезвость и государство....................................................................................... 223

Борьба с алкоголизмом и курением табака............................. 225

ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................... 232

Рисунки.................................................................................... 232

СБОРНИК ЗАДАЧ ПРОТИВОАЛКОГОЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ 234

1. Целые числа........................................................................ 234

Сложение.................................................................................. 234

Вычитание................................................................................ 235

Умножение................................................................................ 235

Деление..................................................................................... 237

Задачи на все четыре действия............................................... 238

II. Простые дроби................................................................... 241

Сложение.................................................................................. 241

Вычитание................................................................................ 241

Умножение................................................................................ 241

Деление..................................................................................... 241

Все четыре действия с дробями.............................................. 242

III. Десятичные дроби............................................................ 242

IV. Все четыре действия с дробями, простыми и десятичными 242

"ОСНОВНАЯ ТРЕЗВЕННАЯ тЕРМИНОЛОГИЯ"............ 244

Словарь-справочник............................................................. 247

СОЧИНЕНИЯ.......................................................................... 269


ПРЕДИСЛОВИЯ

Как со­ста­ви­тель дан­но­го учеб­ни­ка, я вы­ну­ж­ден­но упот­ре­бил на­зва­ние это­го важ­но­го раз­де­ла во мно­же­ст­вен­ном чис­ле. Ибо, пред­ва­рять дан­ный учеб­ник еще луч­ши­ми сло­ва­ми и на­де­ж­да­ми мне пред­став­ля­ет­ся ма­ло­ин­те­рес­ным и пла­гиа­том.

Учеб­ник обоб­ща­ет в се­бе в ос­нов­ном че­ты­ре кни­ги: "Учеб­ник трез­во­сти" А.Л.Мен­дель­со­на (1913 г.), "Шко­ла трез­во­сти" С.Ус­пен­ский (1914 г.), "Де­сять уро­ков трез­во­сти" и "Вы­бе­ри жизнь" Со­ко­ло­ва Ю.А., "Путь к трез­во­сти" За­ха­ро­ва Л.Ю., Со­ко­лов Ю.А., Кри­во­маз Ю.А. (1997 г.). Увы, за это вре­мя про­бле­ма не толь­ко ос­та­лась, и да­же бо­лее то­го, мно­гое пред­ска­зан­ное в ран­них учеб­ни­ках, и вос­при­ни­мае­мое как стра­шил­ки для де­тей ста­ло ря­до­вой взрос­лой по­все­днев­но­стью. Ины­ми сло­ва­ми, уро­ки про­шло­го бы­ли пол­но­цен­но вос­при­ня­ты все­ми со­вет­ски­ми и пост ком­му­ни­сти­че­ски­ми пра­ви­тель­ст­ва­ми Рос­сии, про­ве­де­ны в жизнь и ими же про­дол­жа­ют раз­ви­вать­ся. По­это­му опи­рать­ся на ал­ко­убийц всех рос­си­ян не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным. Бо­лее то­го - рас­счи­ты­вать и да­лее на снис­хо­ж­де­ние го­су­дар­ст­ва - пре­сту­п­ле­ние! Ибо, - трез­вость де­ло ка­ж­до­го бла­го­ра­зум­но­го че­ло­ве­ка - стре­мя­ще­го­ся к пол­но­цен­ной, здо­ро­вой жиз­ни и для се­бя, и для сво­ей се­мьи, и для сво­их де­тей и вну­ков, ес­ли рас­счи­ты­ва­ет на та­ко­вых. Пом­ни­те, Ва­ша трез­вость - толь­ко Ва­ше де­ло!

Учеб­ник не пред­став­ля­ет со­бой пол­но­цен­но из­ло­жен­ные кур­сы учеб­но­го про­цес­са, адап­ти­ро­ван­ные к раз­лич­ным воз­рас­там, что бы­ло бы без­ус­лов­но пра­виль­но в трез­вом го­су­дар­ст­ве. Этот учеб­ник лишь все­воз­ра­ст­ное, учеб­ное, на­сколь­ко воз­мож­но уни­вер­саль­ное по­со­бие к кур­су трез­во­го об­раза жиз­ни для тех лю­дей, что ри­ск­нут на­звать се­бя трез­вен­ни­ка­ми и по­пы­та­ют­ся от­рез­вить дру­гих. Или по­пы­та­ют­ся от­рез­вить­ся са­ми, сво­их де­тей или уче­ни­ков. По­это­му и чте­ние всех пре­ди­сло­вий пред­став­ля­ет впол­не оп­ре­де­лен­ный ин­те­рес для лю­бо­го из нас.

При ра­бо­те с тек­ста­ми мною бы­ли осов­ре­ме­не­ны сло­вес­ные обо­ро­ты и ор­фо­гра­фия. За­ме­не­ны мно­гие тер­ми­ны ут­ра­тив­шие или из­ме­нив­шие свое зна­че­ние. Мно­гие раз­де­лы зна­чи­тель­но уг­луб­ле­ны и рас­ши­ре­ны, и на­про­тив от мно­гих раз­де­лов при­шлось от­ка­зать­ся, как пред­став­ляю­щих сей­час бо­лее ис­то­ри­че­скую цен­ность, не­же­ли фак­ти­че­скую или ме­то­ди­че­скую.

Пре­ди­сло­вия из­ло­же­ны по­сле­до­ва­тель­но. За­вер­ша­ют­ся они пре­ди­сло­ви­ем В.Столь­ни­ко­вой к из­дан­но­му ей ре­принт­но­му из­да­нию "Учеб­ни­ка трез­во­сти".

Пре­зи­дент АСТ - Кри­во­маз Ю.А.

Пре­ди­сло­вие

Борь­ба за от­резв­ле­ние Рос­сии ве­дет­ся уже мно­го лет, но лишь в по­след­ние го­ды раз­роз­нен­ные уси­лия об­ществ трез­во­сти, ду­хо­вен­ст­ва, уче­ных объ­е­ди­ни­лись в мо­гу­чую си­лу, опи­раю­щую­ся на ис­крен­нем стрем­ле­нии к трез­вой жиз­ни, не­ис­ко­ре­ни­мо жи­ву­щем в глу­би­не ду­ши рус­ско­го че­ло­ве­ка. В на­шем на­ро­де нет са­мо­до­воль­ных по­тре­би­те­лей ал­ко­го­ля, уве­рен­ных в сво­ем пре­вос­ход­ст­ве над скром­ны­ми трез­вен­ни­ка­ми; идеа­лы луч­шей жиз­ни тле­ют и в ду­ше пья­ни­цы, - бла­го то­му, кто су­ме­ет эти ис­кры раз­дуть в яр­кое пла­мя бла­го­род­но­го са­мо­осу­ж­де­ния и дей­ст­вен­но­го по­ры­ва к ду­хов­но­му об­нов­ле­нию.

Соз­на­ние свое­вре­мен­но­сти друж­ной борь­бы с на­род­ным пьян­ст­вом ны­не ох­ва­ти­ло все слои рус­ско­го об­ще­ст­ва, вы­ра­зи­лось в зна­ме­на­тель­ных по­ста­нов­ле­ни­ях двух про­ти­во­ал­ко­голь­ных съез­дов и по­лу­чи­ло вну­ши­тель­ное во­пло­ще­ние в за­ко­но­про­ек­те об ог­ра­ни­че­нии про­да­жи спирт­ных на­пит­ков, вы­ра­бо­тан­ном 3-ею Го­су­дар­ст­вен­ною Ду­мой.

Как доб­ро­воль­ные дея­те­ли об­ще­ст­вен­ных уч­ре­ж­де­нии и съез­дов, так и за­ко­но­мер­но из­бран­ные на­род­ные пред­ста­ви­те­ли еди­но­душ­но при­зна­ли, что од­ним из глав­ных и пер­вых ша­гов на пу­ти к от­резв­ле­нию на­ро­да долж­но быть оз­на­ком­ле­ние мо­ло­де­жи с ис­тин­ною при­ро­дою ал­ко­го­ля и вне­дре­ние в дет­скую ду­шу убе­ж­де­ния о не­об­хо­ди­мо­сти пол­но­го воз­дер­жа­ния от спирт­ных на­пит­ков.

Пер­вый Все­рос­сий­ский съезд по борь­бе с пьян­ст­вом, за­се­дав­ший в Пе­тер­бур­ге в кон­це 1909 го­да, в чис­ле дру­гих по­ста­нов­ле­ний, при­знал не­об­хо­ди­мым "вве­сти обя­за­тель­ное пре­по­да­ва­ние на­чал трез­во­сти в низ­шей и сред­ней шко­ле".

Все­рос­сий­ский Съезд прак­ти­че­ских дея­те­лей по борь­бе с ал­ко­го­лиз­мом, со­брав­ший­ся осе­нью 1912 го­да в Мо­ск­ве и со­сто­яв­ший пре­иму­ще­ст­вен­но из пред­ста­ви­те­лей ду­хо­вен­ст­ва, при­знав, что в ос­но­ву борь­бы с ал­ко­го­лиз­мом долж­ны быть по­ло­же­ны ре­ли­гиз­но-нрав­ст­вен­ные на­ча­ла, по­ста­но­вил "хо­да­тай­ст­во­вать пе­ред пра­ви­тель­ст­вом о том, что­бы пре­по­да­ва­ние нау­ки трез­во­сти, в воз­мож­но ско­ром вре­ме­ни, бы­ло вве­де­но обя­за­тель­но в шко­лы всех ве­домств.

Оба съез­да, очень раз­лич­ные по со­ста­ву сво­их чле­нов, со­шлись на при­зна­нии ру­ко­во­дя­щим на­ча­лом об­ще­ст­вен­но­го дви­же­ния про­тив пьян­ст­ва - пол­но­го воз­дер­жа­ния от упот­реб­ле­ния спирт­ных на­пит­ков.

Го­су­дар­ст­вен­ная Ду­ма 3-го со­зы­ва с сво­ей сто­ро­ны вне­сла в за­ко­но­про­ек­та о борь­бе с пьян­ст­вом сле­дую­щую ста­тью: "Во всех на­чаль­ных, сред­них и пе­да­го­ги­че­ских учеб­ных за­ве­де­ни­ях уча­щим­ся со­об­ща­ют­ся све­де­ния о вре­де, при­но­си­мом упот­реб­ле­ни­ем спирт­ных на­пит­ков".

В со­гла­сии с при­ве­ден­ны­ми взгля­да­ми съез­дов и за­ко­но­да­тель­но­го уч­ре­ж­де­ния, и со­став­лен на­стоя­щий учеб­ник, из­дан­ный Рос­сий­ским Об­ще­ст­вом борь­бы с ал­ко­го­лиз­мом.

Со­вет на­зван­но­го Об­ще­ст­ва, рас­смот­рев це­лый ряд ино­стран­ных ру­ко­водств, ос­та­но­вил свой вы­бор на учеб­ни­ке Жю­ля Де­ни, при­ня­том в на­род­ных шко­лах фран­цуз­ской Швей­царш, и по­ру­чил ре­дак­ти­ро­ва­ние пе­ре­во­да д-ру мед. А. Л. Мен­дель­со­ну.

Од­на­ко, при осу­ще­ст­в­ле­нии этой за­да­чи вы­яс­ни­лось, что зна­чи­тель­ная часть фран­цуз­ско­го ори­ги­на­ла со­вер­шен­но не от­ве­ча­ет рус­ским ус­ло­ви­ям и ну­ж­да­ет­ся в ко­рен­ной пе­ре­ра­бот­ке. В си­лу это­го ре­дак­то­ру при­шлось на­пи­сать за­но­во це­лый ряд глав; кро­ме то­го, мно­гие от­де­лы кни­ги под­верг­лись не­об­хо­ди­мым из­ме­не­ни­ям и ис­прав­ле­ни­ям). Та­ким об­ра­зом на­стоя­щий учеб­ник, со­став­лен­ный в ду­хе и по пла­ну ру­ко­во­дства Жю­ля Де­ни, не мо­жет счи­тать­ся пе­ре­вод­ным в точ­ном смыс­ле сло­ва, а яв­ля­ет­ся на­по­ло­ви­ну ори­ги­наль­ным.

"Учеб­ник трез­во­сти" со­дер­жит пре­ж­де все­го точ­но ус­та­нов­лен­ные фак­ти­че­ские дан­ные, как ма­те­ри­ал для пре­по­да­ва­те­ля; в то­же вре­мя кни­га - в стар­ших клас­сах - мо­жет слу­жить по­со­би­ем для уча­щих­ся при по­вто­ре­нии то­го, что со­об­ще­но в клас­се учи­те­лем; на­ко­нец, она мог­ла бы слу­жить и на­чаль­ным кур­сом для са­мо­об­ра­зо­ва­ния.

Для чи­та­те­лей, же­лаю­щих бли­же оз­на­ко­мить­ся с во­про­сом, здесь при­во­дит­ся крат­кий спи­сок на­столь­ных и спра­воч­ных из­да­ний по ал­ко­го­лиз­му на рус­ском язы­ке:

"Тру­ды Ко­мис­сии по во­про­су об ал­ко­го­лиз­ме". Т. I-III рас­про­да­ны. Т. IV, 1900 г. ц. 1 р.; т. V, 1990 г. ц. 1 р. 25 к,: т, VI, 1901 г. ц. 1 р.; т. VII-VIII, 1905 г. ц. 2 р., за оба то­ма, т. IX, 1908 г, ц. 1 р., т. X, 1909 г., ц. 1 р., т. XI-XIII пе­ча­та­ют­ся. Склад в Русск. Общ. ох­ра­не­ния нар. здра­вия, СПБ., Де­ми­дов пер. 5.

"Ал­ко­го­лизм и борь­ба с ним". Со­кра­щен­ное из­ло­же­ние Тру­дов Ко­мис­сии по во­про­су об ал­ко­го­лиз­ме. СПБ. 1909. г., ц. 20 к. Изд. Русск. Общ. ох­ра­не­ния нар. здра­вия, СПБ., Де­ми­дов пер, 5,

"Тру­ды Пер­ва­го Все­рос­сий­ско­го Съез­да по борь­бе с пьян­ст­вом" в 3 то­мах. СПБ, 1910 г. ц. 2 р. Для учи­те­лей це­на 1 р. 40 к. Склад в Русск. Общ. ох­ра­не­ния нар. здра­вия. СПБ., Де­ми­дов пер. 5.

"Тру­ды Все­рос­сий­ско­го Съез­да прак­ти­че­ских дея­те­лей по борь­бе с ал­ко­го­лиз­мом". М. 1912 г. Пе­ча­та­ет­ся.

И. Гор­бу­нов-По­са­дов. К рус­ским учи­те­лям на­чаль­ной, сред­ней и выс­шей шко­лы. Учи­тель и шко­ла в борь­бе с на­род­ным пьян­ст­вом. М. 1912 г., ц. 35 к. Склад И. И. Гор­бу­но­ва, М., Ар­бат, д. Тес­то­вых.

Блу­до­ров. Пол­ный сис­те­ма­ти­че­ский ука­за­тель книг, бро­шюр, све­то­вых кар­тин и по­со­бий по ал­ко­го­лиз­му (1896-1912 г.). СПБ. 1912 г. ц. 1 р. Склад: СПБ., Б.Спас­ская ул. 26.

Д.П.Ни­коль­ский. Ука­за­тель об­ще­дос­туп­ной ли­те­ра­ту­ры по ал­ко­го­лиз­му. СПБ. 1913.

Ф.С.Пе­ре­бий­нос. Пер­вый ан­ти­ал­ко­голь­ный ад­рес-ка­лен­дарь на 1912 г. Спра­воч­ная кни­га для дея­те­лей По борь­бе с ал­ко­го­лиз­мом. СПБ. 1912 г., ц. 1 р. Изд. журн. "Трез­вые Всхо­ды". СПБ., Б. Спас­ская ул. 26.

Со­вет Рос­сий­ско­го Об­ще­ст­ва борь­бы с ал­ко­го­лиз­мом про­сит об­ра­щать­ся по всем во­про­сам, ка­саю­щим­ся на­стоя­ще­го из­да­ния, к то­ва­ри­щу пред­се­да­те­ля Д-ру мед. Алек­сан­д­ру Ле­он­ть­е­ви­чу Мен­дель­со­ну (С.-Пе­тер­бург, Бас­сей­ная 48).

Вме­сто пре­ди­сло­вия

...Из­ла­гая в сис­те­ма­ти­че­ском по­ряд­ке и с наи­воз­мож­ной пол­но­той все, что ка­са­ет­ся уче­ния о вре­де ал­ко­го­ля и про­ти­во­пос­тав­ляя се­му по­ло­жи­тель­ные дан­ные о трез­во­сти, мы при­да­ли ис­тол­ко­ва­нию то­го и дру­го­го фор­му по­пу­ляр­ных бе­сед с уча­щи­ми­ся, по­ла­гая, что та­кое оз­на­ком­ле­ние с пред­ме­том ско­рей за­кре­пит в дет­ском соз­на­нии пре­сле­дуе­мые на­шей кни­гой це­ли.

...Опыт го­во­рит, что чем про­ще при ус­ло­вии со­дер­жа­тель­но­сти фор­ма из­ло­же­ния вся­ко­го школь­но­го пред­ме­та, тем ско­рее дет­ская мысль на­чи­на­ет ра­бо­тать в же­ла­тель­ном на­прав­ле­нии, а са­мо­стоя­тель­ная ум­ст­вен­ная ра­бо­та де­тей - это по­ло­ви­на ус­пе­ха вся­кой "уче­бы"...

Яв­ля­ясь пер­вым учеб­ным ру­ко­во­дством по оз­на­ком­ле­нию уча­щих­ся в на­чаль­ной шко­ле с ги­бель­ны­ми по­след­ст­вия­ми по­треб­ле­ния спирт­ных на­пит­ков и по­ло­жи­тель­ны­ми ка­че­ст­ва­ми трез­во­сти, на­ша книж­ка хо­те­ла бы со­слу­жить свою по­силь­ную служ­бу в борь­бе с ро­ко­вым злом на­ше­го оте­че­ст­ва - пьян­ст­вом, и осо­бен­но те­перь, ко­гда пра­ви­тель­ст­во и об­ще­ст­во при­зна­ли за на­род­ной шко­лой мо­гу­че­го фак­то­ра в де­ле вос­пи­та­ния трез­вых гра­ж­дан на­шей ро­ди­ны.

С.Ус­пен­ский "Шко­ла Трез­во­сти"

До­ро­гие со­оте­че­ст­вен­ни­ки!

Ес­ли вы оза­бо­че­ны бу­ду­щим сво­их де­тей и вну­ков, ес­ли вам не без­раз­лич­но, как они по­ве­дут се­бя взрос­лея в на­шем ал­ко­го­ли­зи­ро­ван­ном об­ще­ст­ве - при­об­ре­ти­те этот учеб­ник трез­во­сти, он по­мо­жет вам со­хра­нить де­тей от не­ми­нуе­мой про­грам­мы на упот­реб­ле­ние ал­ко­го­ля, а она пре­по­да­ет­ся вез­де: до­ма, на ули­це, в ма­га­зи­не, в те­ле­ви­зо­ре, ра­дио и т. д.

Во вре­мя ко­гда вы­шел этот учеб­ник в 1913 го­ду на ду­шу на­се­ле­ния при­хо­ди­лось 4,7 лит­ра аб­со­лют­но­го ал­ко­го­ля (1 литр ра­вен 2,5 лит­рам вод­ки), а в 1993 го­ду бо­лее 20 лит­ров, а в от­дель­ных ре­гио­нах 25 лит­ров. По дан­ным ДЭН зав. ка­фед­рой ста­ти­сти­ки МИНХ им. Пле­ха­но­ва про­фес­со­ра Б.И.Ис­ка­ко­ва, что нрав­ст­вен­ные по­те­ри на­чи­на­ют­ся еще при ду­ше­вом по­треб­ле­нии ал­ко­го­ля на уров­не 3-4 л в год, с 4-5 л. раз­ви­ва­ет­ся ал­ко­голь­но-нрав­ст­вен­ный кол­лапс, на­чи­на­ет­ся па­де­ние нра­вов сре­ди взрос­лых и мо­ло­де­жи, а как из­вест­но из ис­то­рии с па­де­ния нра­вов за­ро­ж­да­лась об­ре­чен­ность всех по­гиб­ших ци­ви­ли­за­ций, с даль­ней­шим рос­том 6-8 л. на че­ло­ве­ка воз­рас­та­ет ал­ко­го­ли­за­ция плаз­мы нерв­ных кле­ток, по­ло­вых, им­му­но-за­щит­ных и т.д. Еще даль­ше с по­треб­ле­ни­ем ал­ко­го­ля на­чи­на­ет­ся цеп­ная ре­ак­ция вы­ро­ж­де­ния и де­гра­да­ции на­ро­да... раз­ви­ва­ет­ся де­мо­гра­фи­че­ский кол­лапс, ко­гда ос­лаб­лен­ных де­тей ро­ж­да­ет­ся боль­ше, чем здо­ро­вых.

Еще в 1909 го­ду, ко­гда на ду­шу при­хо­ди­лось 3,6 л. аб­со­лют­но­го ал­ко­го­ля, Пер­вый Все­рос­сий­ский съезд по борь­бе с пьян­ст­вом в г.Пе­тер­бур­ге при­знал и по­ста­но­вил не­об­хо­ди­мым вве­сти обязательное пре­по­да­ва­ние на­чал трез­во­сти в низ­шей и сред­ней шко­лах.

На­ше го­су­дар­ст­во не за­ин­те­ре­со­ва­но в здо­ро­вье об­ще­ст­ва, а на­обо­рот дос­туп­ность ал­ко­го­ля раз­ре­ше­на в лю­бое вре­мя су­ток.

А по­это­му я об­ра­ща­юсь к вам, ро­ди­те­ли, ба­буш­ки и де­душ­ки, при­об­ре­ти­те учеб­ник и вне­дряй­те до­ма, и где кто мо­жет: в са­ди­ке, в шко­ле уче­бу за здо­ро­вье и со­хра­не­ние на­шей на­ции.

С ува­же­ни­ем В. СТОЛЬНИКОВА.

Об­лож­ка УЧЕБНИКА ТРЕЗВОСТИ (1913)


ПИЩЕВЫЕ ВЕЩЕСТВА

 

Раз­ви­тие жи­во­го ор­га­низ­ма.

При ви­де цы­п­лён­ка, толь­ко что вы­лу­пив­ше­го­ся из яй­ца, за­да­ва­ли ли вы се­бе во­прос, из че­го у не­го об­ра­зо­ва­лись мя­со, ко­жа и кос­ти, от­ку­да по­лу­чил­ся ма­те­ри­ал, под­дер­жи­ваю­щий те­п­ло­ту его те­ла, от­ку­да цы­п­лё­нок по­черп­нул ту си­лу, ко­то­рую тот час же на­чи­на­ет за­тра­чи­вать на дви­же­ние.

Все это он мог до­быть лишь из ве­ществ, за­клю­чав­ших­ся в яй­це во вре­мя вы­си­жи­ва­ния его на­сед­кой.

Ма­те­риа­лом для об­ра­зо­ва­ния те­ла цы­п­лен­ка слу­жи­ли сле­дую­щие ве­ще­ст­ва:

а) Бе­лок яй­ца или аль­бу­мин, из ко­то­ро­го об­ра­зо­ва­лись мыш­цы цы­п­лён­ка, то, что мы на­зы­ва­ем мя­сом.

б) Жел­ток - жи­ро­вое ве­ще­ст­во, бо­га­тое уг­ле­ро­дом.

В со­став бел­ка и желт­ка вхо­дят так­же из­весть и фос­фор, слу­жа­щие для об­ра­зо­ва­ния кос­тей, не­мно­го же­ле­за, пред­на­зна­чен­но­го для об­ра­зо­ва­ния кро­ви, и боль­шое ко­ли­че­ст­во во­ды, из ко­то­рой со­сто­ят две тре­ти те­ла цы­п­лён­ка.

Вы­лу­пив­шись из яй­ца, цы­п­лё­нок ну­ж­да­ет­ся в этих же са­мых ве­ще­ст­вах для сво­его рос­та и для во­зоб­нов­ле­ния всех тка­ней сво­его ор­га­низ­ма.

Цы­п­ля­та всю не­об­хо­ди­мую пи­щу для даль­ней­ше­го сво­его раз­ви­тия на­хо­дят в зер­не.

Муч­ни­стая часть зер­на, бо­га­тая уг­ле­ро­дом, снаб­жа­ет те­ло те­п­лом и си­лой, по­доб­но то­му, как уголь, сго­рая в пе­чи ло­ко­мо­ти­ва, пре­вра­ща­ет­ся в те­п­ло и дви­га­тель­ную энер­гию.

Обо­лоч­ка то­го же зер­на, бо­га­тая аль­бу­ми­ном, фос­фо­ром и же­ле­зом, идет на об­ра­зо­ва­ние и раз­ви­тие мышц, ске­ле­та и кро­ви, пи­таю­щей весь ор­га­низм. Цы­п­ля­та тес­нят­ся око­ло та­рел­ки с во­дой, по­став­лен­ной в уг­лу ку­рят­ни­ка, и жад­но пьют, а во­да, как мы уже упо­ми­на­ли, со­став­ля­ет две тре­ти ве­са их те­ла.

От птиц пе­рей­дём к мле­ко­пи­таю­щим, к жи­вот­ным, ко­то­рые кор­мят сво­их де­тё­ны­шей мо­ло­ком. По сво­ему со­ста­ву мо­ло­ко, в смыс­ле пи­та­тель­но­сти, яв­ля­ет­ся со­вер­шен­ным пи­ще­вым про­дук­том. Жид­кость эта за­клю­ча­ет в се­бе все, что тре­бу­ет­ся для раз­ви­тия но­во­ро­ж­ден­но­го су­ще­ст­ва. Мо­ло­ко со­дер­жит осо­бый вид бел­ка, име­нуе­мо­го ка­зеи­ном и вхо­дя­ще­го так же в со­став сы­ра; из ка­зеи­на мо­ло­ка об­ра­зу­ют­ся мыш­цы и дру­гие мяг­кие час­ти ор­га­низ­ма. В мо­ло­ке, име­ют­ся со­ли из­вес­ти, фос­фо­ра и же­ле­за, тре­бую­щие­ся для об­ра­зо­ва­ния ко­ст­но­го ос­то­ва или ске­ле­та; кро­ме то­го, в со­став мо­ло­ка вхо­дят мас­ло и са­хар, яв­ляю­щие­ся ис­точ­ни­ком си­лы, те­п­ла и энер­гии и, на­ко­нец, мно­го во­ды, в ко­то­рой ор­га­низм ощу­ща­ет боль­шую по­треб­ность.

Хо­тя мо­ло­ко раз­лич­ных мле­ко­пи­таю­щих со­дер­жит в се­бе поч­ти те же со­став­ные час­ти, но они со­дер­жат­ся не в оди­на­ко­вых ме­ж­ду со­бою от­но­ше­ни­ях.

Нуж­но за­ме­тить, что в со­став жен­ско­го мо­ло­ка вхо­дит осо­бое ве­ще­ст­во ле­ци­тин, род жи­ра, со­дер­жа­щий в се­бе фос­фор. Ле­ци­тин спо­соб­ст­ву­ет об­ра­зо­ва­нию моз­га и нер­вов. Как из­вест­но, вес моз­га мла­ден­ца по от­но­ше­нию к ве­су его те­ла го­раз­до боль­ше, чем от­но­си­тель­ный вес моз­га жи­вот­ных.

Ос­нов­ные пять пи­та­тель­ных на­чал.

Мы зна­ем, что мо­ло­ко пред­став­ля­ет со­бой един­ст­вен­ный на­пи­ток и един­ст­вен­ную пи­щу, ко­то­рая впол­не при­год­на для мла­ден­ца. Мо­ло­ко яв­ля­ет­ся со­вер­шен­ным пи­ще­вым про­дук­том и в то же вре­мя пре­вос­ход­ным на­пит­ком. Оно впол­не дос­та­точ­но обес­пе­чи­ва­ет раз­ви­тие и рост че­ло­ве­че­ско­го ор­га­низ­ма до 2-го го­да. Позд­нее ре­бе­нок упот­реб­ля­ет бо­лее раз­но­об­раз­ную пи­щу.

Обык­но­вен­но, рост ре­бён­ка, к кон­цу пер­во­го го­да со­став­ля­ет 65-75 сан­ти­мет­ров; к 2-м го­дам его рост дос­ти­га­ет 80 сан­ти­мет­ров, в 5 лет до­хо­дит до 1 мет­ра, в 14 лет - до 1,5 мет­ра. Сво­его пол­но­го раз­ви­тия рост дос­ти­га­ет к 20-25 го­дам. Под ста­рость, лет с 60-ти, рост не­мно­го умень­ша­ет­ся.

Что ка­са­ет­ся ве­са, то но­во­ро­ж­ден­ный мла­де­нец ве­сит око­ло 3 ки­ло­грам­мов, го­до­ва­лый ре­бё­нок в сред­нем 9 ки­ло­грам­мов. Ме­ж­ду 1 и 12 го­да­ми жиз­ни вес на­рас­та­ет до­воль­но рав­но­мер­но с 9 до 30 ки­ло­грам­мов. За­тем уве­ли­че­ние ве­са идет еще бо­лее бы­ст­ро ме­ж­ду 12 и 15 го­да­ми; в этом пе­рио­де рос­та ре­бё­нок ну­ж­да­ет­ся в боль­шом ко­ли­че­ст­ве пи­щи. Ме­ж­ду 30 и 40 го­да­ми наш вес дос­ти­га­ет наи­боль­шей сво­ей ве­ли­чи­ны. В ста­рос­ти на­сту­па­ет не­ко­то­рое по­ху­да­ние, и вес те­ла умень­ша­ет­ся на 5-6 ки­ло­грам­мов.

В пи­ще­вых про­дук­тах на­хо­дят­ся ве­ще­ст­ва, не­об­хо­ди­мые для под­дер­жа­ния на­шей жиз­ни и для раз­ви­тия на­ше­го ор­га­низ­ма. Пи­ще­вым про­дук­том яв­ля­ет­ся вся­кое ве­ще­ст­во, ко­то­рое, по­сле пе­ре­ра­бот­ки в пи­ще­ва­ри­тель­ном ка­на­ле, спо­соб­но вса­сы­вать­ся и ус­ваи­вать­ся ор­га­низ­мом, вой­ти в со­став его тка­ней и за­тем вос­пол­нять его тра­ты.

Те­перь раз­бе­рём со­став­ные час­ти че­ло­ве­че­ско­го те­ла или дру­ги­ми сло­ва­ми, по­ста­ра­ем­ся изу­чить, из че­го по­стро­ен наш ор­га­низм.

На­ше те­ло со­сто­ит из ве­ществ раз­лич­ных по сво­ей при­ро­де. Глав­ней­шей ча­стью те­ла яв­ля­ет­ся во­да, со­став­ляю­щая, две тре­ти ве­са на­ше­го те­ла; за­тем идет жир, ко­то­рый, вме­сте с во­дой, при­да­ет те­лу ок­руг­лые и гиб­кие фор­мы; да­лее - аль­бу­мин, или бе­лок, ос­нов­ное ве­ще­ст­во, за счет ко­то­ро­го идет об­ра­зо­ва­ние мышц, по­кры­ваю­щих кос­ти на­ше­го ске­ле­та. Мыш­цы так при­кре­п­ле­ны к ске­ле­ту, что да­ют воз­мож­ность про­из­во­дить дви­же­ния все­ми чле­на­ми те­ла. На­ко­нец, ми­не­раль­ные со­ли со­став­ля­ют боль­шую часть на­ше­го ко­ст­но­го ос­то­ва.

И так со­став на­ше­го те­ла та­ков:

1) во­ды - око­ло 66% ве­са те­ла,

2) жи­ров - око­ло 18% ве­са те­ла,

3) аль­бу­ми­на - око­ло 12% ве­са те­ла,

4) со­лей - око­ло 4% ве­са те­ла.

Лишь не­мно­гие пи­ще­вые про­дук­ты со­дер­жат в сво­ем со­ста­ве все ос­нов­ные ве­ще­ст­ва: во­ду, жир, бе­лок и ми­не­раль­ные со­ли. Толь­ко яй­ца и мо­ло­ко со­дер­жат их в над­ле­жа­щих про­пор­ци­ях, вот по­че­му они яв­ля­ют­ся дос­та­точ­ны­ми для под­дер­жа­ния жиз­ни ку­ри­но­го за­ро­ды­ша и но­во­ро­ж­ден­но­го жи­вот­но­го из клас­са мле­ко­пи­таю­щих.

Боль­шая часть на­ших пи­ще­вых про­дук­тов не со­дер­жит всех тех со­став­ных час­тей, о ко­то­рых мы толь­ко что го­во­ри­ли. На­при­мер, хлеб бе­ден жи­ро­вы­ми ве­ще­ст­ва­ми, в со­став мас­ла не вхо­дит ни аль­бу­ми­на, ни со­лей; но хлеб с мас­лом яв­ля­ет­ся уже бо­лее пи­та­тель­ным про­дук­том. Сле­до­ва­тель­но, не­об­хо­ди­мо при­го­тав­ли­вать из пи­ще­вых про­дук­тов та­кую пи­щу, что­бы пи­ще­вые ве­ще­ст­ва вхо­ди­ли в нее в оп­ре­де­лён­ном от­но­ше­нии друг к дру­гу; та­кая пи­ща бу­дет пред­став­лять наи­боль­шую пи­та­тель­ную цен­ность.

Раз­лич­ные ве­ще­ст­ва, вхо­дя­щие в со­став пи­ще­вых про­дук­тов (хле­ба, яиц и дру­гих) и то­ж­де­ст­вен­ные с со­став­ны­ми эле­мен­та­ми на­ше­го те­ла, на­зы­ва­ют­ся ос­нов­ны­ми, пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ст­ва­ми или пи­та­тель­ны­ми на­ча­ла­ми. Пи­та­тель­ные на­ча­ла под­раз­де­ля­ют­ся на 5 групп;

1-ая груп­па: во­да.

2-ая груп­па: ми­не­раль­ные со­ли.

3-ая груп­па: бел­ки.

4-ая груп­па: жи­ры.

5-ая груп­па: уг­ле­во­ды.

Три пер­вые груп­пы со­еди­ня­ют ино­гда под на­зва­ни­ем пи­та­тель­ных пла­сти­че­ских ве­ществ, по­то­му что из них стро­ит­ся са­мое ве­ще­ст­во на­ше­го те­ла. Их на­зы­ва­ют так­же вос­ста­нав­ли­ваю­щи­ми пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ст­ва­ми, по­то­му что они вос­пол­ня­ют тра­ты на­ших тка­ней, вы­зы­вае­мые жиз­не­дея­тель­но­стью и во­об­ще при вся­кой ра­бо­те ор­га­низ­ма.

Две по­след­ние груп­пы пи­та­тель­ных ве­ществ, имен­но жи­ры и уг­ле­во­ды, слу­жат глав­ным об­ра­зом для об­ра­зо­ва­ния си­лы и те­п­ло­ты. Они на­зы­ва­ют­ся так­же си­ло­род­ны­ми ве­ще­ст­ва­ми и в то же вре­мя го­рю­чи­ми и те­п­ло­род­ны­ми, так как пред­на­зна­ча­ют­ся для пол­но­го сго­ра­ния в ор­га­низ­ме, что бы, вы­де­ляя те­п­ло­ту, по­сто­ян­но под­дер­жи­вать тем­пе­ра­ту­ру на­ше­го те­ла око­ло 36,6 гра­ду­сов Цель­сия.

 

Во­да.

Во­да яв­ля­ет­ся од­ной из наи­бо­лее важ­ных со­став­ных час­тей че­ло­ве­че­ско­го те­ла.

На­при­мер, те­ло маль­чи­ка 12-13 лет, вес ко­то­ро­го рав­ня­ет­ся 30 ки­ло­грам­мам, за­клю­ча­ет в сво­их тка­нях и ор­га­нах, в кро­ви и в дру­гих со­ках око­ло 20 ки­ло­грам­мов во­ды, что со­став­ля­ет по объ­е­му 20 лит­ров. Та­ким об­ра­зом, 2/3 ве­са те­ла со­сто­ят из этой дра­го­цен­ной жид­ко­сти. Во­да встре­ча­ет­ся в боль­шом оби­лии в кро­ви и пи­ще­ва­ри­тель­ных со­ках. Мыш­цы, нер­вы и да­же кос­ти со­дер­жат в се­бе во­ду.

В на­шем ор­га­низ­ме во­да по­сто­ян­но сме­ня­ет­ся. Бе­гая в жар­кую по­го­ду, вы яс­но чув­ст­вуе­те, как с вас стру­ит­ся пот. Пот пред­став­ля­ет со­бой во­ду с при­ме­сью со­лей и не­ко­то­рых дру­гих ве­ществ. Зи­мой, во вре­мя мо­ро­за, вид­но, как при ды­ха­нии изо рта идет пар, это та же во­да, вы­де­ляе­мая лёг­ки­ми вме­сте с вы­ды­хае­мым воз­ду­хом. Во­да еже­днев­но в боль­шом ко­ли­че­ст­ве вы­во­дит­ся, в ви­де мо­чи, из на­ше­го те­ла, бла­го­да­ря ра­бо­те по­чек. Эта во­да уно­сит с со­бою из те­ла от­ра­бо­тан­ные, вред­ные про­дук­ты его дея­тель­но­сти, от ко­то­рых ор­га­низм стре­мит­ся из­ба­вить­ся. Взрос­лый че­ло­век, та­ким об­ра­зом, те­ря­ет еже­днев­но че­рез ко­жу, лег­кие, поч­ки от 2 до 3 лит­ров (3-4,5 бу­тыл­ки) во­ды.

На­пит­ки име­ют це­лью по­пол­не­ние этой еже­днев­ной по­те­ри жид­ко­сти. Са­мым ес­те­ст­вен­ным и не­об­хо­ди­мым на­пит­ком яв­ля­ет­ся во­да.

Весь­ма важ­но при ску­чен­но­сти на­се­ле­ния иметь все­гда в рас­по­ря­же­нии здо­ро­вую пить­е­вую во­ду. Го­ро­да за­тра­чи­ва­ют зна­чи­тель­ные сред­ст­ва на во­до­про­во­ды для снаб­же­ния на­се­ле­ния пить­е­вой во­дой.

Нас одо­ле­ва­ет жа­ж­да, ко­гда ут­ра­та во­ды на­шим те­лом пре­вы­ша­ет ко­ли­че­ст­во во­ды, вве­дён­ное в ор­га­низм в ви­де пи­тья. Так ес­ли на­ру­ше­но рав­но­ве­сие жид­ко­сти в те­ле, кровь ста­но­вит­ся бо­лее гус­той, и ее сво­бод­ное об­ра­ще­ние (цир­ку­ля­ция) по кро­ве­нос­ным со­су­дам за­труд­ня­ет­ся; сли­зи­стые обо­лоч­ки те­ря­ют влаж­ность, во рту пе­ре­сы­ха­ет, сло­вом, - "хо­чет­ся пить".

На­пит­ки уто­ля­ют жа­ж­ду лишь бла­го­да­ря со­дер­жа­щей­ся в них во­де. Ка­кой бы на­пи­ток мы ни взя­ли, пре­ж­де все­го, сли­зи­стой обо­лоч­кой же­луд­ка по­гло­ща­ет­ся за­клю­чаю­щая­ся в на­пит­ке во­да. Всту­пив в кро­ве­нос­ные со­су­ды, она раз­но­сит­ся по всем тка­ням; сме­ши­ва­ясь с кро­вью, уве­ли­чи­ва­ет ее объ­ём и де­ла­ет бо­лее жид­кой. Кро­ме то­го, во­да спо­соб­ст­ву­ет дея­тель­но­сти раз­лич­ных же­лёз и вы­де­ли­тель­ных ор­га­нов (пе­че­ни, по­чек и др.).

Ко­гда при не­сча­ст­ных слу­ча­ях лю­ди об­ре­че­ны на дол­гое го­ло­да­ние (на­при­мер, ра­бо­чие при за­ва­лах в руд­ни­ках, пу­те­ше­ст­вен­ни­ки, за­блу­див­шие­ся в пус­ты­не), то наи­боль­шее му­че­ние че­ло­век ис­пы­ты­ва­ет от чув­ст­ва жа­ж­ды. Ли­шен­ный во­ды че­ло­век бы­ст­ро по­ги­ба­ет (че­рез 3-4 дня), то­гда как, упот­реб­ляя од­ну толь­ко во­ду, че­ло­век срав­ни­тель­но дол­го вы­но­сит го­ло­да­ние (до 60-ти дней).

Од­на­ко не вся­кая во­да при­год­на для пи­тья. Нуж­но об­ра­щать вни­ма­ние на со­став и на про­ис­хо­ж­де­ние во­ды, ко­то­рой мы поль­зу­ем­ся. Бли­зость клад­бищ, вы­греб­ных ям, на­воз­ных куч, яв­ля­ет­ся при­чи­ной за­гряз­не­ния во­ды: во­да луж и рвов, стоя­чих пру­дов и ко­лод­цев не­ред­ко бы­ва­ет чрез­вы­чай­но вред­на для здо­ро­вья. Мель­чай­шие ор­га­низ­мы, гу­би­тель­ные гни­ло­ст­ные гриб­ки и бак­те­рии, раз­ли­чи­мые лишь под мик­ро­ско­пом, обиль­но раз­ви­ва­ют­ся в за­гряз­нён­ной во­де и, бу­ду­чи за­не­се­ны в те­ло че­ло­ве­ка, раз­мно­жа­ют­ся в нем в ко­рот­кое вре­мя и вы­зы­ва­ют тиф, хо­ле­ру, кро­ва­вый по­нос.

Для ис­прав­ле­ния по­доз­ри­тель­ной во­ды ее сле­ду­ет, по край­ней ме­ре, про­пус­тить че­рез фильтр, но еще луч­ше обез­вре­дить во­ду ки­пя­че­ни­ем.

 

Со­ли или ми­не­раль­ные ве­ще­ст­ва.

В от­ли­чие от мяг­ко­те­лых жи­вот­ных, на­при­мер, ули­ток, - те­ло выс­ших жи­вот­ных и че­ло­ве­ка под­дер­жи­ва­ет­ся внут­рен­ним твёр­дым ос­то­вом. Этот плот­ный, как ка­мень, ос­тов - ске­лет - со­сто­ит из со­чле­нен­ных ме­ж­ду со­бой кос­тей; так как со­чле­не­ние кос­тей (сус­та­вы) под­виж­ны, то те­ло на­ше спо­соб­но при­ни­мать раз­лич­ный по­ло­же­ние и дер­жать­ся вер­ти­каль­но. Ко­ст­ный ске­лет по­стро­ен из твер­дых из­вест­ко­вых со­еди­не­ний (со­лей), глав­ным об­ра­зом, уг­ле­ки­слой из­вес­ти и - в еще боль­шей сте­пе­ни - фос­фор­но­кис­лой из­вес­ти, то есть со­еди­не­ния фос­фо­ра, ки­сло­ро­да и из­вес­ти.

Из­весть в со­еди­не­нии с фос­фо­ром и дру­ги­ми ве­ще­ст­ва­ми и со­став­ля­ет плот­ную ос­нов­ную мас­су кос­тей. Это до­ка­за­но нау­кой пу­тём точ­ных опы­тов: так, на­при­мер, ес­ли кор­мить но­во­ро­ж­ден­ных гру­бой пи­щей, ли­шён­ной из­вест­ко­вых со­лей, то ске­лет их хо­тя и про­дол­жа­ет рас­ти, но ос­та­ёт­ся мяг­ким и те­ря­ет фор­му: ла­пы птен­цов не в си­лах вы­дер­жать тя­же­сти те­ла. Не­дос­та­точ­ное со­дер­жа­ние из­вест­ко­вых со­лей в кос­тях пред­став­ля­ет со­бою бо­лезнь дет­ско­го воз­рас­та, из­вест­ную под на­зва­ни­ем ра­хи­та.

Кос­ти ма­лень­ких де­тей мяг­ки, гиб­ки и бо­га­ты хря­щом, так как они еще не впол­не око­сте­не­ли, в них еще не ус­пе­ло от­ло­жить­ся дос­та­точ­ное ко­ли­че­ст­во из­вест­ко­вых со­лей. Мож­но со­ста­вить се­бе об этом яс­ное пред­став­ле­ние, ос­то­рож­но ощу­пы­вая че­реп но­во­ро­ж­ден­но­го. На те­ме­ни мы за­ме­тим мяг­кое ме­сто, на ко­то­ром кос­ти еще не срос­лись и ко­то­рое на­зы­ва­ет­ся боль­шим род­нич­ком. В этом мес­те яс­но про­щу­пы­ва­ет­ся пуль­са­ция кро­ви в со­су­дах моз­го­вых обо­ло­чек и моз­га, по­то­му что ко­ст­ный по­кров че­ре­па еще не ус­пел впол­не об­ра­зо­вать­ся, кос­ти не за­твер­де­ли.

От­ку­да же бе­рёт ор­га­низм ре­бён­ка из­весть, не­об­хо­ди­мую для об­ра­зо­ва­ния ске­ле­та и даль­ней­ше­го рос­та кос­тей? Он по­лу­ча­ет из­весть пер­во­на­чаль­но в мо­ло­ке ма­те­ри, а впо­след­ст­вии в пи­ще­вых про­дук­тах. Мо­ло­ко со­дер­жит со­ли из­вес­ти, во­да, так­же со­дер­жит из­весть в рас­тво­рён­ном ви­де. Из­вест­ко­вые со­ли, по­пав из пи­ще­ва­ри­тель­но­го ка­на­ла в кро­ве­нос­ные со­су­ды ре­бён­ка, при­но­сят­ся вме­сте с кро­вью к рас­ту­щей кос­ти, здесь они от­ла­га­ют­ся мед­лен­но, но по­сто­ян­но в кле­точ­ках ко­ст­ной тка­ни, ко­то­рая ма­ло по­ма­лу за­твер­де­ва­ет.

 

Опор­но-дви­га­тель­ная сис­те­ма.

Че­ло­ве­че­ский ске­лет со­сто­ит из 208 кос­тей. Эти кос­ти раз­лич­ной фор­мы, од­ни из них пло­ские и ши­ро­кие, дру­гие - длин­ные и труб­ча­тые. По­след­няя фор­ма при­су­ща глав­ным об­ра­зом кос­тям ко­неч­но­стей. Ес­ли мы возь­мем бед­рен­ную кость и рас­смот­рим ее про­доль­ный раз­рез, то уви­дим, что она по­лая, и по­лость на­пол­не­на жи­ро­вой мас­сой, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся ко­ст­ным моз­гом.

При про­ка­ли­ва­нии кос­ти ос­та­ёт­ся толь

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...