Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алкогольное программирование




Патологические программы

Что же за­став­ля­ет лю­дей за­ни­мать­ся мед­лен­ным са­мо­убий­ст­вом? Ведь ку­ре­ние, как и упот­реб­ле­ние ал­ко­го­ля, яв­ля­ют­ся па­то­ло­ги­че­ски­ми дей­ст­вия­ми, то есть дей­ст­вия­ми, при­во­дя­щи­ми имен­но к па­то­ло­ги­че­ским по­след­ст­ви­ям лич­но для се­бя и для сво­его по­том­ст­ва. Точ­ный от­вет на этот во­прос да­ют ис­сле­до­ва­ния Г.А.Шич­ко, в от­но­ше­нии к ал­ко­го­лю они из­ло­же­ны вы­ше. Здесь ещё раз вер­нем­ся к это­му оп­ре­де­ле­нию, и рас­смот­рим его компоненты по от­но­ше­нию к табаку:

 

ПРОГРАММА = УБЕЖДЁННОСТЬ + НАСТРОЕННОСТЬ

 

УБЕЖДЁННОСТЬ - это сис­те­ма взгля­дов и убе­ж­де­ний, при­во­дя­щая к уве­рен­но­сти в це­ле­со­об­раз­но­сти то­го или ино­го со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния ин­ди­ви­дуу­ма в об­ще­ст­ве, его адап­та­ции к ок­ру­же­нию. Это сис­те­ма оцен­ки по­ступ­ков дру­зей, род­ст­вен­ни­ков и кол­лег, по­зво­ляю­щие че­ло­ве­ку сле­до­вать их опы­ту или при­об­ре­тать соб­ст­вен­ный, вы­би­рать для се­бя наи­бо­лее удоб­ную или вы­год­ную стра­те­гию по­ве­де­ния.

Как пра­ви­ло, боль­шин­ст­во убе­ж­де­ний соз­да­ют­ся в ран­нем дет­ст­ве и со­хра­ня­ют­ся на всю жизнь, од­на­ко не­ко­то­рые из них мо­гут пре­тер­пе­вать зна­чи­тель­ные мо­ди­фи­ка­ции, обу­слов­лен­ные из­ме­не­ни­ем со­ци­аль­ных ус­ло­вий су­ще­ст­во­ва­ния ин­ди­ви­дуу­ма, его обу­че­ния, ос­мыс­ле­ния соб­ст­вен­но­го опы­та, опы­та зна­ко­мых и так да­лее...

НАСТРОЕННОСТЬ - это со­стоя­ние ожи­да­ния по­ло­жи­тель­но­го для ин­ди­ви­дуу­ма эф­фек­та, пред­став­ле­ния об этом эф­фек­те и его це­ле­со­об­раз­но­сти, вы­сту­па­ет в ро­ли ос­нов­ной мо­ти­ва­ции воз­мож­но­го дей­ст­вия, так же как и убе­ж­де­ния из­ме­ня­ет­ся в про­цес­се вы­пол­не­ния про­грам­мы.

При функ­цио­ни­ро­ва­нии про­грам­мы, что осо­бен­но на­гляд­но на при­ме­ре ку­ре­ния та­ба­ка, про­та­бач­ные убе­ж­де­ния мо­гут дол­гое вре­мя не ме­нять­ся, при этом пер­во­на­чаль­ные пред­став­ле­ния об ожи­дае­мом эф­фек­те ме­ня­ют­ся зна­чи­тель­но. Ес­ли в на­ча­ле зна­ком­ст­ва это, как пра­ви­ло, ожи­да­ние "эй­фо­рии", то втя­ну­тые ку­риль­щи­ки ку­рят уже не ра­ди неё, а для под­дер­жа­ния сво­его пси­хо­фи­зи­че­ско­го со­стоя­ния в нор­ме. Убе­ж­де­ния мо­гут из­ме­нить­ся да­же на про­ти­во­по­лож­ные, на­при­мер, по­сле по­се­ще­ния пси­хо­те­ра­пев­та, или по­сте­пен­но угас­нуть вме­сте с уга­са­ни­ем воз­мож­но­сти ку­ре­ния та­ба­ка.

В те­че­ние всей жиз­ни че­ло­век, как со­ци­аль­ное су­ще­ст­во, вы­пол­ня­ет мно­же­ст­во про­грамм; к та­ко­вым от­но­сят­ся: ес­те­ст­вен­ные - про­дол­же­ния ро­да, по­треб­ле­ние пи­щи, са­мо­за­щи­ты; ис­кус­ст­вен­ные - обу­че­ние, ра­бо­та и так да­лее, вплоть до пат­рио­ти­че­ской и строи­тель­ст­ва ком­му­низ­ма. Боль­шин­ст­во из них не на­но­сят че­ло­ве­ку не­по­сред­ст­вен­но­го ущер­ба и яв­ля­ют­ся жиз­нен­но не­об­хо­ди­мы­ми - это не­па­то­ло­ги­че­ские про­грам­мы. Од­на­ко, про­грам­мы функ­цио­ни­ро­ва­ния лич­но­сти, при­во­дя­щие к её раз­ру­ше­нию, как в слу­чае ал­ко­го­ле­пи­тия и та­ба­ко­ку­ре­ния, яв­ля­ют­ся па­то­ло­ги­че­ски­ми в су­ти сво­ей, так как при­во­дят че­ло­ве­ка к нар­ко­ти­че­ской за­ви­си­мо­сти от та­ких нар­ко­ген­ных ве­ществ, как та­бак и ал­ко­голь, яв­ляю­щий­ся сла­бым нар­ко­ти­ком.

Абсурдистские теории

Важ­ным мо­мен­том по­ни­ма­ния раз­ви­тия ал­ко­си­туа­ции в стра­не, ис­то­рии во­про­са и дей­ст­вую­щих сил, яв­ля­ет­ся тео­рия ал­ко­голь­но­го про­грам­ми­ро­ва­ния - рас­кры­тие пу­тей про­грам­ми­ро­ва­ния на­се­ле­ния на упот­реб­ле­ние ал­ко­го­ля.

Глав­ны­ми ком­по­нен­та­ми пи­тей­ной за­про­грам­ми­ро­ван­но­сти яв­ля­ют­ся на­строй на упот­реб­ле­ние спирт­но­го и пи­тей­ное убе­ж­де­ние. На­строй - это пла­ни­ро­ва­ние сво­его от­но­ше­ния к спирт­но­му. Оно в ус­ло­ви­ях на­шей жиз­ни не­ред­ко на­чи­на­ет фор­ми­ро­вать­ся в дет­ст­ве в ре­зуль­та­те на­блю­де­ния сцен вы­пи­вок до­ма, на ули­це, на эк­ра­нах ки­но, те­ле­ви­зо­ров и т.п. Взрос­лые лю­ди на­страи­ва­ют­ся на пред­поч­ти­тель­ное ис­поль­зо­ва­ние оп­ре­де­лён­ных из­де­лий, в оп­ре­де­лён­ной об­ста­нов­ке и в оп­ре­де­лён­ных до­зах. Со­дер­жа­ние на­строй­ки на ал­ко­го­ле­пи­тие со вре­ме­нем обыч­но из­ме­ня­ет­ся не­ред­ко су­ще­ст­вен­но. Мно­гие на­страи­ва­ют­ся на уме­рен­ное упот­реб­ле­ние ал­ко­го­ля, но за­тем часть из них пре­вра­ща­ет­ся в ал­ко­го­ли­ков. Это за­ко­но­мер­ность.

Пи­тей­ное убе­ж­де­ние - уве­рен­ность в том, что уме­рен­ное упот­реб­ле­ние спирт­но­го, доз­во­лен­ное, оп­рав­дан­ное и не­из­беж­ное в на­ше вре­мя за­ня­тие. Че­ло­век по­сту­па­ет в со­от­вет­ст­вии со сво­им убе­ж­де­ни­ем, от­стаи­ва­ет его и про­па­ган­ди­ру­ет. Об­ла­да­тель пи­тей­но­го убе­ж­де­ния упо­доб­ля­ет­ся ре­ли­ги­оз­но­му че­ло­ве­ку с той су­ще­ст­вен­ной раз­ни­цей, что один ве­рит в не­су­ще­ст­вую­щие бла­го­твор­ные свой­ст­ва спирт­ных из­де­лий, дру­гой - в на­ли­чие сверхъ­ес­те­ст­вен­ных сил. Вся­кая не­обос­но­ван­ная ве­ра ос­лож­ня­ет жизнь, при­да­ет ей не­ус­той­чи­вость, по­вы­ша­ет ве­ро­ят­ность все­воз­мож­ных бед. Вы­пи­ваю­щие - это как бы за­блу­див­шие­ся лю­ди, час­тич­но по­те­ряв­шие хо­ро­шую, ра­зум­ную ори­ен­ти­ров­ку в жиз­ни из-за не­дос­тат­ка дос­то­вер­ных све­де­ний по ал­ко­голь­ной про­бле­ме и из-за тен­ден­ци­оз­но­го от­но­ше­ния к ней. Прин­ци­пи­аль­ный трез­вен­ник в от­ли­чие от ал­ко­го­ле­пий­цы об­ла­да­ет не ве­рой в спирт­ное, а на­уч­ным про­ти­во­ал­ко­голь­ным убе­ж­де­ни­ем.

Дав­но уже уст­но и пе­чат­но рас­про­стра­ня­ют­ся три вред­ные тео­рии, ко­то­рые ус­лов­но на­зо­вем так: "Тео­рия за­пол­не­ния ал­ко­голь­но­го ва­куу­ма", "Тео­рия куль­тур­но­го (уме­рен­но­го) пи­тья" и "Тео­рия ал­ко­голь­но­го скеп­си­са".

Тео­рия ал­ко­голь­но­го ва­куу­ма

Тео­рия за­пол­не­ния ал­ко­голь­но­го ва­куу­ма сво­дит­ся к ут­вер­жде­нию: нель­зя вы­тес­нять из жиз­ни ка­зён­ные ал­ко­голь­ные из­де­лия, по­сколь­ку об­ра­зо­вав­ший­ся ва­ку­ум за­пол­ня­ет са­мо­гон и раз­лич­ные сур­ро­га­ты, что де­ла­ет по­ло­же­ние еще бо­лее тя­же­лым. По­клон­ни­ки тео­рии вся­че­ски чер­нят "су­хие за­ко­ны", уве­ряя, буд­то они про­ва­ли­лись, по­то­му что при­нес­ли боль­ше вре­да, чем поль­зы. В дей­ст­ви­тель­но­сти же "су­хие за­ко­ны" не про­ва­ли­лись, а их соз­на­тель­но про­ва­ли­ли ре­ак­ци­он­ные си­лы, ко­то­рые бы­ли за­ин­те­ре­со­ва­ны в спаи­ва­нии на­се­ле­ния. По­доб­ные си­лы объ­е­ди­ни­лись в спе­ци­аль­ные ор­га­ни­за­ции, что­бы па­ра­ли­зо­вать и унич­то­жить трез­вен­ни­че­ское движе­ние. Они мно­го сде­ла­ли для от­ме­ны аме­ри­кан­ско­го "су­хо­го за­ко­на".

Жизнь по­ка­зы­ва­ет, что рас­про­стра­не­нию по­гло­ще­ния сур­ро­га­тов под­поль­но­го про­из­вод­ст­ва пи­тей со­дей­ст­ву­ет го­су­дар­ст­вен­ная про­да­жа спирт­ных из­де­лий и офи­ци­аль­ное при­зна­ние ал­ко­го­ле­пи­тия за­кон­ным и нор­маль­ным дея­ни­ем. Об­ра­тим­ся к фак­там.

По­сле смер­ти В.И.Ле­ни­на, ко­то­рый был про­тив­ни­ком си­ву­хи и про­че­го дур­ма­на, по­клон­ни­ки рас­смат­ри­вае­мой тео­рии ре­ши­ли унич­то­жить не­ле­галь­ный са­мо­гон ка­зен­ной вод­кой. С ок­тяб­ря 1925 г. хлы­нул воз­рас­таю­щий по­ток со­ро­ко­гра­дус­ной в тор­го­вую сеть. И что же про­изош­ло? В пол­ном со­от­вет­ст­вии с трез­вой ло­ги­кой са­мо­го­но­ва­ре­ние вновь под­ня­лось. К 1929 г. объ­ем вы­ра­бот­ки са­мо­го­на ока­зал­ся вы­ше в 1,7 раза в срав­не­нии с 1924 г. Ка­ж­дое чет­вёр­тое кре­сть­ян­ское хо­зяй­ст­во име­ло са­мо­гон­ный ап­па­рат. Рез­ко вы­рос­ло пьян­ст­во. По дан­ным Гос­пла­на СССР, в 1928-1929 г. ка­зен­ной и до­маш­ней вод­ки пи­ли в пол­то­ра раза боль­ше, чем в 1913 г.

В на­стоя­щее вре­мя, ко­гда име­ет­ся изо­би­лие ка­зён­ных пи­тей, рас­про­стра­не­ны по­гло­ще­ние сур­ро­га­тов и под­поль­ное про­из­вод­ст­во спирт­ных из­де­лий. Да­же сре­ди ин­тел­ли­ген­ции, в том чис­ле вра­чей и учё­ных, име­ют­ся са­мо­гон­щи­ки.

Са­мо­гон мож­но по­бе­дить пра­виль­ной и сис­те­ма­ти­че­ски про­во­ди­мой трез­вен­ни­че­ской идео­ло­ги­че­ской ра­бо­той с на­се­ле­ни­ем, по­то­му что про­бле­ма ал­ко­го­лиз­ма - пре­ж­де все­го идео­ло­ги­че­ская, про­бле­ма по­ня­тий, взгля­дов и убе­ж­де­ний. Имен­но бла­го­да­ря идео­ло­ги­че­ской ра­бо­те, ара­бы, ис­по­ве­дую­щие ис­лам, вто­рое ты­ся­че­ле­тие не пьют спирт­ное, де­сят­ки и сот­ни лет трез­во жи­вут не­ко­то­рые на­ши сек­тан­ты (ста­ро­об­ряд­цы, бап­ти­сты, чу­ри­ков­цы и т.д.). Теперь в России име­ет­ся мно­го гра­ж­дан, трез­вость ко­то­рых ба­зи­ру­ет­ся не на ре­ли­ги­оз­ном, а на ма­те­риа­ли­сти­че­ском ми­ро­воз­зре­нии... Кста­ти, ал­ко­го­ле­пи­тие про­ти­во­ре­чит ма­те­риа­ли­сти­че­ско­му ми­ро­воз­зре­нию, ос­но­ву ко­то­ро­го со­став­ля­ет стрем­ле­ние по­знать прав­ду, ви­деть дей­ст­ви­тель­ность в ис­тин­ном све­те и в со­от­вет­ст­вии с этим жить и дей­ст­во­вать.

Тео­рия куль­тур­но­го пи­тья

Тео­рия куль­тур­но­го пи­тья за­клю­ча­ет­ся в при­зна­нии обу­че­ния лю­дей "куль­тур­но­му" упот­реб­ле­нию ал­ко­голь­ных из­де­лий ос­нов­ным и наи­бо­лее эф­фек­тив­ным на­прав­ле­ни­ем борь­бы с пьян­ст­вом и ал­ко­го­лиз­мом. Прав­да, по­ка ни один куль­тур­но­пий­щик не под­твер­дил прак­ти­кой свою тео­рию. Жизнь по­ка­зы­ва­ет, что так на­зы­вае­мое куль­тур­ное или уме­рен­ное пи­тьё - бла­го­при­ят­ная поч­ва для пьян­ст­ва. Имен­но на ней вы­рас­та­ют пья­ни­цы и ал­ко­го­ли­ки. Так ста­ви­ли во­прос про­грес­сив­ные си­лы на­шей стра­ны в два­дца­тые го­ды и со­от­вет­ст­вен­но по­сту­па­ли: бо­ро­лись со вся­ким, в том чис­ле и с "куль­тур­ным", ал­ко­пот­реб­ле­ни­ем. Борь­бу с пьян­ст­вом, а не с его при­чи­ной - уме­рен­ным пить­ём - счи­та­ли ли­це­ме­ри­ем.

Куль­ту­ра и ал­ко­го­ле­пи­тие не­со­вмес­ти­мы, ан­ти­по­ды. По­ня­тие "куль­ту­ра пи­тия" та­кая же не­ле­пость, как и по­ня­тия: "куль­ту­ра ху­ли­ган­ст­ва", "куль­ту­ра во­ров­ст­ва", "куль­ту­ра убий­ст­ва".

Идея куль­тур­но­го или уме­рен­но­го упот­реб­ле­ния спирт­но­го за­им­ст­во­ва­на у хри­сти­ан и яв­ля­ет­ся ан­ти­на­род­ной, по­сколь­ку со­дей­ст­ву­ет рас­про­стра­не­нию пьян­ст­ва. Пе­чаль­ные пло­ды этой тео­рии в ви­де ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния ал­ко­го­лиз­ма по­жи­на­ют так на­зы­вае­мые хри­сти­ан­ские стра­ны. Мы сво­им пьян­ст­вом в зна­чи­тель­ной ме­ре обя­за­ны куль­тур­но­пи­тей­щи­кам. Ес­ли по­смот­реть прав­де в гла­за, то тео­рию куль­тур­но­го пи­тья сле­ду­ет счи­тать сред­ст­вом идео­ло­ги­че­ской ди­вер­сии.

Тео­рия ал­ко­голь­но­го скеп­си­са

Тео­рия ал­ко­голь­но­го скеп­си­са от­ри­ца­ет воз­мож­ность вы­тес­не­ния из на­шей жиз­ни спирт­но­го, при­зна­ет сло­жив­шую­ся си­туа­цию ту­пи­ко­вой, без­на­деж­ной. От­дель­ные скеп­ти­ки тео­ре­ти­че­ски до­пус­ка­ют воз­мож­ность от­резв­ле­ния на­ро­да, но ду­ма­ют, что про­ку от это­го не бу­дет, по­сколь­ку, по их мне­нию, лю­ди нач­нут упот­реб­лять нар­ко­ти­ки и дру­гие вред­ные ве­ще­ст­ва. Трез­вен­ни­че­ское дви­же­ние при­зна­ют не­нуж­ным и да­же вред­ным.

Виды абсурдизма

Кро­ме опи­сан­ных тео­рий про­тал­ки­ва­ния про­ал­ко­голь­ных убе­ж­де­ний в соз­на­ние че­ло­ве­ка су­ще­ст­ву­ют и иные спо­со­бы его де­фор­ма­ции. К та­ко­вым сле­ду­ет от­не­сти раз­лич­ные аб­сур­ди­ст­ские убе­ж­де­ния, взгля­ды, ве­ро­ва­ния, пе­ре­да­вае­мые изу­ст­но или че­рез сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции.

В от­но­ше­нии к лю­бой про­бле­ме аб­сур­дизм, как спо­соб воз­дей­ст­вия, все­гда при­во­дил толь­ко к усу­губ­ле­нию яв­ле­ния, при­чем вне за­ви­си­мо­сти от на­прав­лен­но­сти - "за" или "про­тив". Не яв­ля­ет­ся ис­клю­че­ни­ем и про­бле­ма ал­ко­го­ли­за­ции. На ри­сун­ке по­ка­за­ны ос­нов­ные ти­пы аб­сур­диз­ма, на­блю­дае­мые в со­вре­мен­но­сти. Ос­та­но­вим­ся на них под­роб­нее.

Про­ал­ко­голь­ный аб­сур­дизм

Про­ал­ко­голь­ный аб­сур­дизм, есть ос­нов­ное сред­ст­во де­фор­ма­ции соз­на­ния ал­ко­голь­ны­ми и та­бач­ны­ми убе­ж­де­ния­ми, пу­тем на­вя­зы­ва­ния сте­рео­ти­пов по­ве­де­ния, в си­туа­ци­ях, на­зы­вае­мых "пи­тей­ны­ми", хо­тя си­туа­ций, на­при­мер, обя­зы­ваю­щих упот­реб­лять нар­ко­ти­ки и от­рав­ляю­щие ве­ще­ст­ва, про­сто нет.

Бы­то­вой аб­сур­дизм

Бы­то­вой аб­сур­дизм яв­ля­ет­ся наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным. Это це­лая сис­те­ма идео­ло­ги­че­ских ус­та­но­вок, оп­рав­ды­ваю­щих упот­реб­ле­ние спирт­но­го. В ча­ст­но­сти, это ми­фы о сти­му­ля­ции пи­ще­ва­ре­ния, ус­по­каи­ваю­щем дей­ст­вии, сред­ст­ве об­ще­ния, зна­нии сво­ей нор­мы. Так, за­щит­ная ре­ак­ция ор­га­низ­ма - вы­де­ле­ние слю­ны и же­лу­доч­но­го со­ка, пре­пят­ст­вую­щая об­жи­га­нию сли­зи­стых обо­ло­чек по­лос­ти рта и пи­ще­ва­ри­тель­но­го трак­та, вы­да­ёт­ся за сти­му­ля­цию ап­пе­ти­та и пи­ще­ва­ре­ния. Нар­ко­ти­че­ское дей­ст­вие ал­ко­го­ля на мозг че­ло­ве­ка, то есть по­дав­ле­ние выс­шей нерв­ной дея­тель­но­сти - как ус­по­каи­ваю­щее.

Вме­сто нрав­ст­вен­но­го, эти­че­ско­го и эс­те­ти­че­ско­го вос­пи­та­ния де­ти во­об­ще пе­ре­ста­ют ви­деть ро­ди­те­лей, боль­шую часть вре­ме­ни за­ня­тых ра­бо­той. Раз­ви­ва­ют­ся "ком­плек­сы" не­дос­тат­ка взаи­мо­дей­ст­вия ме­ж­ду по­ла­ми, раз­ви­ва­ет­ся страх зна­ком­ст­ва и сты­да об­ще­ния с про­ти­во­по­лож­ным по­лом. По­это­му ши­ро­ко рас­про­стра­нен обы­чай вы­пи­вать ал­ко­голь пе­ред тан­ца­ми. Ал­ко­голь вы­зы­ва­ет бло­ки­ро­ва­ние цен­тров нрав­ст­вен­но­сти, кон­тро­ли­рую­щих эти­че­ские и эс­те­ти­че­ские нор­мы по­ве­де­ния и от­клю­че­ние "ком­плек­сов". Это ока­зы­ва­ет­ся спо­соб­ст­вую­щим "об­ще­нию", хо­тя, лич­но­ст­ные взаи­мо­дей­ст­вия оту­п­ля­ют­ся в лю­бой ком­па­нии, низ­во­дя это об­ще­ние к низ­шим и час­то чис­то био­ло­ги­че­ским мо­мен­там. Здесь стра­шен сам факт за­ме­ны вос­пи­та­ния вод­кой, объ­яв­ляе­мой и да­лее наи­луч­шим по­сред­ни­ком при об­ще­нии.

Опас­ность та­ко­го ви­да аб­сур­диз­ма за­клю­ча­ет­ся в том, что в нем, как пра­ви­ло, вос­пи­ты­ва­ют­ся де­ти, чер­пая и ус­ваи­вая "пло­до­твор­ные" - аб­сурд­ные тра­ди­ции с ран­не­го воз­рас­та. Этот вид аб­сур­да наи­бо­лее жи­вуч, так как де­фор­ма­ция соз­на­ния про­ал­ко­голь­ны­ми убе­ж­де­ния­ми наи­бо­лее глу­бо­ка, за­кре­п­ле­на в сис­те­ме взгля­дов и по­ве­ден­че­ских штам­пов.

Об­ря­до­вый аб­сур­дизм

Об­ря­до­вый аб­сур­дизм есть квинт­эс­сен­ция бы­то­во­го, так как пред­став­ля­ет соз­на­нию че­ло­ве­ка си­туа­ции име­нуе­мые - "пи­тей­ны­ми", то есть та­ки­ми, в ко­то­рых лю­ди "обя­за­ны" от­рав­лять се­бя и ал­ко­го­лем, и та­ба­ком. Эти тра­ди­ции наи­бо­лее яр­ко влия­ют и на пси­хо­ло­гию вос­при­ятия дей­ст­ви­тель­но­сти у де­тей. При­ме­ром это­го "пло­до­твор­но­го" влия­ния, а имен­но, ус­та­нов­ки на упот­реб­ле­ние спирт­но­го, мо­гут слу­жить дет­ские, тре­тий - чет­вер­тый клас­сы, ри­сун­ки, яс­но по­ка­зы­ваю­щие пред­став­ле­ния де­тей о том, как имен­но не­об­хо­ди­мо празд­но­вать. Ри­сун­ки (в при­ло­же­нии), ил­лю­ст­ри­ру­ют дет­ские пред­став­ле­ния о празд­нич­ном сто­ле. На них вид­ны не толь­ко эти, впол­не офор­мив­шие­ся пред­став­ле­ния, но мож­но най­ти и сле­ды пу­тей их соз­да­ния. Тут и оформ­ле­ние бу­ты­лок, де­та­ли­зи­ро­ван­ное мак­си­маль­но, и на­зва­ния наи­бо­лее по­пу­ляр­ных "на­пит­ков", ко­то­рые, ве­ро­ят­но, по­сто­ян­но на слу­ху у де­тей, и влия­ние про­смот­рен­ных ими ки­но­лент.

Ме­ди­цин­ский аб­сур­дизм

Ме­ди­цин­ский аб­сур­дизм пи­та­ет как бы­то­вой, так и об­ря­до­вый аб­сур­дизм, ко­то­рые су­ще­ст­ву­ют бла­го­да­ря ва­куу­му эле­мен­тар­ных зна­ний об ис­тин­ной "поль­зе" ал­ко­из­де­лий.

Весь­ма при­ме­ча­тель­но, что боль­шин­ст­во "ме­ди­цин­ских ра­бот­ни­ков" и "нар­ко­ло­гов" яв­ля­ют­ся куль­тур­но и да­же соз­на­тель­но пью­щи­ми людь­ми, ак­тив­но де­ля­щи­ми­ся свои­ми "глу­бо­ки­ми по­зна­ния­ми" об ал­ко­го­ле с ок­ру­жаю­щи­ми людь­ми, в том чис­ле и па­ци­ен­та­ми. Имен­но от них - ме­ди­ков ис­хо­дит мне­ние, что при яз­ве на­до пить толь­ко вод­ку, а для ее ле­че­ния - чис­тый спирт, да еще и на­то­щак. По их мне­нию, ал­ко­голь - не­за­ме­ни­мый "пи­ще­вой про­дукт" и та­кие сла­бые из­де­лия как пи­во и су­хие ви­на яв­ля­ют­ся не­об­хо­ди­мы­ми "элик­си­ра­ми жиз­ни", чуть ли не един­ст­вен­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми всех не­об­хо­ди­мых мик­ро­эле­мен­тов для че­ло­ве­ка. На­при­мер, из­вра­ща­ют­ся оче­вид­ные фак­ты: так, пью­щим лю­дям они же со­ве­ту­ют упот­реб­лять мед, как ис­точ­ник тех же мик­ро­эле­мен­тов и каль­ция. Спра­ши­ва­ет­ся: за­чем? Что­бы луч­ше и безо­пас­нее пи­лось? Как раз ал­ко­голь вы­но­сит каль­ций и мик­ро­эле­мен­ты из ор­га­низ­ма.

Рек­лам­ный аб­сур­дизм

Рек­лам­ный аб­сур­дизм яв­ля­ет­ся след­ст­ви­ем трех пре­ды­ду­щих, и апел­ли­ру­ет к уже имею­ще­му­ся, бы­тую­ще­му аб­сур­ду. Од­на­ко, вы­ра­же­ние: "рек­ла­ма - дви­га­тель про­грес­са" в де­ле раз­ви­тия ал­ко­го­ле­пи­тия в стра­не иг­ра­ет да­ле­ко не по­след­нюю роль. Бла­го­да­ря рек­ла­ме мно­гие пью­щие уве­ре­ны в поль­зе и безо­пас­но­сти ал­ко­из­де­лий, а для мо­ло­де­жи рек­ла­ма пре­дос­тав­ля­ет кра­соч­ный и ро­ман­ти­че­ский имидж, прав­да, пья­ный, но впол­не дос­туп­ный для под­ра­жа­ния, уже по­сле пер­вой рюм­ки. Вы­жи­вае­мость рек­лам­но­го аб­сур­диз­ма уни­каль­на, так как под­дер­жи­ва­ет­ся мо­гу­ще­ст­вен­ным ал­ко­лоб­би, и да­же при пря­мом за­пре­те ал­ко­рек­ла­мы, ожи­ва­ют ее скры­тые фор­мы.

Из­вест­но, на­при­мер, та­кое про­грам­ми­рую­щее воз­дей­ст­вие как 25-й кадр. При этом, ин­фор­ма­ция пе­ре­да­ет­ся зри­те­лям ми­нуя их соз­на­тель­ные ана­ли­ти­че­ские цен­тры и вос­при­ни­ма­ет­ся не­по­сред­ст­вен­но толь­ко пер­вой сиг­наль­ной сис­те­мой. Дос­ти­га­ет­ся это пу­тем вклю­че­ния до­пол­ни­тель­но­го кад­ра в про­смат­ри­вае­мую ки­но­лен­ту или те­ле­пе­ре­да­чу. Этот до­пол­ни­тель­ный кадр не вос­при­ни­ма­ет­ся соз­на­ни­ем, хо­тя и вос­при­ни­ма­ет­ся гла­зом и пе­ре­да­ет­ся в мозг. Та­кой спо­соб ин­фор­ма­ци­он­но­го воз­дей­ст­вия во мно­гих стра­нах за­пре­щен, а те­ле- и ки­но­про­дук­ция ис­сле­ду­ет­ся на его на­ли­чие го­су­дар­ст­вен­ны­ми или об­ще­ст­вен­ны­ми ко­мис­сия­ми. Спе­ци­аль­ные ис­поль­зо­ва­ния 25-го кад­ра раз­ре­шен­ные в не­ко­то­рых стра­нах, на­прав­ле­ны, в ос­нов­ном, как раз про­тив ку­ре­ния и ал­ко­го­ле­пи­тия. Од­на­ко в Рос­сии пра­во­вые ас­пек­ты, ка­саю­щие­ся это­го воз­дей­ст­вия, не­из­вест­ны.

Сто­ит об­ра­тить вни­ма­ние вот на что - лю­бая ин­фор­ма­ция, имею­щая­ся в на­ли­чии, но не под­верг­ну­тая и не оце­ни­вае­мая соз­на­ни­ем, по­сту­па­ет в мозг, ми­нуя кри­ти­че­ские цен­тры. Это про­ис­хо­дит да­же в слу­чае осоз­нан­но­го иг­но­ри­ро­ва­ния ин­фор­ма­ции. Так, ко­гда, ка­за­лось бы, мы при­вык­ли не об­ра­щать вни­ма­ния на рек­ла­му, будь-то те­ле, ки­но­про­дук­ция или пла­кат, или бы­то­вая сце­на, ока­зы­ва­ет­ся имен­но в этом слу­чае и дос­ти­га­ет­ся мак­си­маль­ный про­грам­ми­рую­щий эф­фект. Как толь­ко ви­ден­ное или слы­ши­мое на­ми пе­ре­ста­ет быть на­зой­ли­вым и ме­шаю­щим, то имен­но это и есть сиг­нал о на­ча­ле пря­мо­го воз­дей­ст­вии ин­фор­ма­ции на под­соз­на­ние, сиг­нал о по­дав­ле­нии кри­ти­че­ских цен­тров соз­на­ния.

Иг­но­ри­руя рек­ла­му соз­на­тель­но, мы са­ми уст­раи­ва­ем се­бе 25-й кадр. И, на­обо­рот, пе­ре­клю­чая ка­на­лы те­ле­ви­зо­ра, или ана­ли­зи­руя и да­вая оцен­ку уви­ден­но­му и ус­лы­шан­но­му на ос­но­ве, на­при­мер, трез­вен­ных убе­ж­де­ний, мо­жем све­сти это от­ри­ца­тель­ное, фо­но­вое воз­дей­ст­вие к ми­ни­му­му.

Ре­ли­ги­оз­ный аб­сур­дизм

Ре­ли­ги­оз­ный аб­сур­дизм яв­ля­ет­ся наи­бо­лее уко­ре­нив­шим­ся. И как не жаль, имен­но Пра­во­слав­ный. Наи­бо­лее ве­ро­ят­но его про­ис­хо­ж­де­ние от не­вер­но­го тол­ко­ва­ния чу­дес Хри­ста, пре­вра­тив­ше­го во­ду в ви­но, и в даль­ней­шем ус­та­нов­ка зна­ка ра­вен­ст­ва ме­ж­ду ви­ном и кро­вью Хри­сто­вой. При этом аб­со­лют­но иг­но­ри­ру­ет­ся тот факт, что ви­ном в то­гдаш­ней Иу­дее на­зы­ва­ли све­жий ви­но­град­ный сок: свадь­бы иг­ра­ли по­сле сбо­ра уро­жая. А хмель­ное или про­кис­шее ви­но на­зы­ва­лось - се­ки­ра, от­но­си­тель­но упот­реб­ле­ния ко­то­ро­го Биб­лия весь­ма ка­те­го­рич­на - чи­та­ем из Притч Со­ло­мо­на, гла­ва 23:

"29. У ко­го вой? у ко­го стон? у ко­го ссо­ры? у ко­го го­ре? у ко­го ра­ны без при­чи­ны? У ко­го баг­ро­вые гла­за?

30. У тех, ко­то­рые дол­го си­дят за ви­ном, ко­то­рые при­хо­дят оты­ски­вать ви­на при­прав­лен­но­го.

31. Не смот­ри на ви­но, как оно крас­не­ет, как оно ис­крит­ся в ча­ше, как оно уха­жи­ва­ет­ся ров­но;

32. Впо­след­ст­вии, как змей, оно уку­сит, и ужа­лит, как ас­пид;

33. Гла­за твои бу­дут смот­реть на чу­жих жен, и серд­це твое за­го­во­рит раз­врат­ное;

34. И ты бу­дешь, как спя­щий сре­ди мо­ря и как спя­щий на вер­ху мач­ты.

35. И ска­жешь: "Би­ли ме­ня, мне не бы­ло боль­но; тол­ка­ли ме­ня, я не чув­ст­во­вал. Ко­гда про­снусь, опять бу­ду ис­кать то­го же".

Но куль­тур­но­пи­тей­ная тра­ди­ция Пра­во­сла­вия бо­лее ве­со­ма, чем ум­ст­вен­ное, мо­раль­ное и фи­зи­че­ское здо­ро­вье ве­рую­щих, ко­их при­ча­ща­ют на ви­не с дет­ст­ва. При этом пол­но­стью иг­но­ри­ру­ет­ся тра­ди­ция ста­ро­об­ряд­че­ской (до­пет­ров­ской) Церк­ви, ко­то­рая от­ри­ца­ет ви­но­пи­тие, что, ви­ди­мо, и по­слу­жи­ло од­ной из при­чин ее раз­гро­ма, как не угод­ной го­су­дар­ст­ву Пет­ра. Вот и по­лу­ча­ет­ся, что чи­та­ют од­ну Биб­лию, а трак­ту­ют вла­стию сво­ей, как взду­ма­ет­ся, аб­со­лют­но "по­за­быв" да­же вни­ма­тель­но ее про­честь.

Ан­ти­ал­ко­голь­ный аб­сур­дизм

Ан­ти­ал­ко­голь­ный аб­сур­дизм это по су­ще­ст­ву, свод до­во­дов и тео­рий в за­щи­ту трез­во­сти. Но так как для это­го ис­поль­зу­ют­ся за­ве­до­мо лож­ные, аб­сурд­ные ут­вер­жде­ния, то воз­ни­ка­ет воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния борь­бы за трез­вость не во бла­го са­мой трез­во­сти, а с ины­ми це­ля­ми.

На­цио­наль­ный аб­сур­дизм

На­цио­наль­ный аб­сур­дизм яв­ля­ет­ся наи­бо­лее на­гляд­ным и оче­вид­ным при­ме­ром аб­сур­диз­ма, ко­то­рый ис­поль­зу­ет­ся для на­са­ж­де­ния не трез­во­сти, а на­цио­наль­ной роз­ни. При этом бед­ст­вен­ное ал­ко­по­ло­же­ние од­но­го на­ро­да или на­ции объ­яс­ня­ют це­ле­на­прав­лен­ны­ми дей­ст­вия­ми дру­гой. В Рос­сии, час­то эта точ­ка зре­ния на­прав­ле­на в сто­ро­ну ев­рей­ской на­ции. На­при­мер, апо­ло­ге­ты на­зван­ной тео­рии пря­мо ут­вер­жда­ют: "жи­ды спои­ли Рос­сию".

Кро­ме яв­но­го аб­сур­да, оче­вид­но­го лю­бо­му ци­ви­ли­зо­ван­но­му че­ло­ве­ку, эта тео­рия от­во­дит вни­ма­ние от ис­тин­ных при­чин и спаи­ва­те­лей Рос­сии и тем на­но­сит дви­же­нию за трез­вость не­по­пра­ви­мый урон.

По­ли­ти­че­ский аб­сур­дизм

По­ли­ти­че­ский аб­сур­дизм пре­сле­ду­ет не­сколь­ко иные це­ли, столь же да­ле­кие от трез­во­сти, как и при по­пыт­ке до­бить­ся ее за счет дру­гой на­ции. По су­ще­ст­ву, ни об­ви­не­ние ка­кой-ли­бо по­ли­ти­че­ской струк­ту­ры или пар­тии, ни ор­га­ни­за­ция дви­же­ния за трез­вость в по­ли­ти­че­скую пар­тию ни­че­го хо­ро­ше­го не да­ет и дать не мо­жет. Оче­вид­но, трез­вость, как и здо­ро­вье, не по­ли­ти­че­ские ка­те­го­рии и не мо­гут за­ви­сеть от по­ли­ти­че­ско­го кли­ма­та. А об­ще­ст­вен­ное дви­же­ние за трез­вость ста­вить в за­ви­си­мость от по­ли­ти­ки - пре­ступ­но. Лю­ди лю­бых по­ли­ти­че­ских взгля­дов име­ют пра­во и обя­за­ны быть трез­вы­ми, при­ни­мать трез­вые и взве­шен­ные ре­ше­ния.

Урав­ни­тель­ный аб­сур­дизм

Урав­ни­тель­ный аб­сур­дизм не ме­нее опа­сен, чем ос­таль­ные его ви­ды. Дея­те­ля­ми это­го на­прав­ле­ния ус­та­нав­ли­ва­ют­ся за­ве­до­мо лож­ные, от­сут­ст­вую­щие в ре­аль­ной жиз­ни свя­зи. На­при­мер, сред­не­ду­ше­вое го­до­вое по­треб­ле­ние ал­ко­го­ля со­от­но­сит­ся к ка­ж­до­му жи­те­лю стра­ны. При этом упус­ка­ют­ся за­ве­до­мо не пью­щие ка­те­го­рии гра­ж­дан: де­ти, ста­ри­ки, воз­дер­жан­ни­ки и трез­вен­ни­ки. По­лу­ча­ет­ся на­при­мер, что ко­гда СССР пе­ре­шёл в 1980 го­ду чер­ту "Мор­ре­ля" в 25 л.э/ч.г., то всем фи­зи­че­ским пред­ста­ви­те­лям на­ше­го на­ро­да ос­та­лось не бо­лее трех по­ко­ле­ний жиз­ни в ра­зу­ме, а да­лее пол­ная де­гра­да­ция и вы­ми­ра­ние. От та­ких пер­спек­тив ни­че­го кро­ме уны­ния и стра­ха ожи­дать не при­хо­дит­ся. Но лю­бо­му здра­во­мыс­ля­ще­му че­ло­ве­ку оче­вид­но, что это да­ле­ко не так, и про­шло уже бо­лее 70 лет (с 1925 го­да), и на­ро­ди­лось уже и чет­вер­тое по­ко­ле­ние, и не "хрю­ка­ем", хо­тя и по­те­ри ве­ли­ки, но жи­вем, а зна­чит мож­но про­дол­жать и пить, так как "стра­шил­ка - то кар­тон­ная"! И те­ря­ет дви­же­ние за трез­вость сто­рон­ни­ков, и вы­смеи­ва­ет­ся, и уж яв­но не ста­но­вит­ся пол­но­кров­нее и ве­со­мей. То есть, этот факт ис­поль­зу­ет­ся не столь­ко про­тив аб­сурд­ной про­па­ган­ды трез­во­сти, сколь­ко про­тив са­мой трез­во­сти, как ко­зырь за уме­рен­ное пи­тье.

Ог­ром­ный урон на­но­сят трез­во­сти сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции не толь­ко пря­мой рек­ла­мой ал­ко­го­ля и та­ба­ка, не толь­ко про­па­ган­дой "куль­тур­но­го" и "кра­си­во­го" пи­тия и на­са­ж­де­ни­ем об­ра­зов пью­щих по­ло­жи­тель­ных ге­ро­ев, но и уст­раи­вая, ве­ро­ят­но для "га­лоч­ки", а точ­нее зная ме­ха­низ­мы воз­дей­ст­вия на пси­хи­ку ал­ко- и та­бач­но-за­ви­си­мых лю­дей, ан­ти­рек­ла­му ал­ко­го­ля и та­ба­ка.

Ан­ти­рек­лам­ный аб­сур­дизм

Ан­ти­рек­лам­ный аб­сур­дизм об­ла­да­ет яв­но бо­лее вы­со­ким раз­дра­жаю­щим свой­ст­вом, так как по­ку­ша­ет­ся на це­ло­ст­ность вос­при­ятия ми­ра че­ло­ве­ка. При этом лю­бое по­ся­га­тель­ст­во на эту це­ло­ст­ность вос­при­ятия под­соз­на­тель­но рас­це­ни­ва­ет­ся, как сиг­нал опас­но­сти, за­щит­ная же ре­ак­ция, в прин­ци­пе, из­вест­на: про­смотр ан­ти­рек­ла­мы час­то за­кан­чи­ва­ет­ся си­га­ре­той или рюм­кой, а пря­мая рек­ла­ма ча­ще все­го про­хо­дит не­за­ме­чен­ной, как и 25-й кадр.

Это про­ис­хо­дит не­смот­ря на воз­мож­но бла­гие це­ли уст­рои­те­лей и из-за то­го, что за ко­рот­кое вре­мя рек­лам­ных ро­ли­ков воз­мож­но толь­ко ска­зать: "Нель­зя!", а на: "По­че­му нель­зя", то есть на эле­мен­тар­ное про­све­ще­ние, или, дру­ги­ми сло­ва­ми, на апел­ля­цию к соз­на­нию и на соз­да­ние трез­вен­ных убе­ж­де­ний, вре­ме­ни (де­нег) не хва­та­ет. Та­кие ро­ли­ки соз­да­ют толь­ко на вре­мя не удов­ле­тво­рен­ное раз­дра­же­ние, сни­мае­мое ка­ж­дым ал­ко­го­ли­ком или ку­риль­щи­ком с по­мо­щью этих же уза­ко­нен­ных нар­ко­ген­ных ве­ществ. Хо­тя дав­но из­вест­но, что толь­ко пла­но­мер­ная разъ­яс­ни­тель­ная и про­све­ти­тель­ская ра­бо­та мо­жет при­нес­ти пло­ды.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...