Тема 3. Порядок кредитования банками хозяйствующих субъектов
Кредитный портфель коммерческого банка-это совокупность всех выданных кредитов банком на определённую дату, в том числе просроченных. В ходе анализа кредитных операций определяется удельный вес выданных ссуд в общем объёме активов, депонируемых в фонде обязательных резервов Центрального банка. При формировании кредитного портфеля необходимо уделять большое внимание диверсификации кредитов. Анализ портфельной диверсификации кредитных вложений осуществляются на основе определения норматива максимального размера кредитного риска на одного заёмщика, норматива крупных кредитных рисков, удельного веса крупных кредитов в общей сумме задолженности, количества крупных кредитов и их среднего размера. Процесс выдачи кредита заёмщику со стороны банка делится на несколько этапов: ) принятие заявки на получение кредита и интервью с заёмщиком; ) анализ пакета документов заёмщика для определения его кредитоспособности; ) подготовка и заключение кредитного договора; ) кредитный мониторинг. Как было отмечено выше, процедура прохождения документов на каждом этапе чётко определяется кредитной политикой банка. Формирование кредитного пакета в коммерческих банках Республики Узбекистан осуществляется на основании Положения «О процедуре по ведению кредитной документации в банках Республике Узбекистан» М.Ю. №906 от 02 марта 2000 года. Первый этап начинается с проведения интервью с будущим заемщиком. Интервью позволяет кредитному инспектору выяснить не только важные детали кредитной сделки, но и составить психологический портрет возможного заемщика, оценить профессиональную подготовленность руководства компании, реалистичность их оценок положения и перспектив развития предприятия. В ходе беседы кредитному работнику нет необходимости выяснять все аспекты работы компании - заемщика, он должен сконцентрировать внимание на ключевых вопросах, представляющих интерес для банка - кредитора. Клиенту необходимо кратко объяснить сущность, историю и перспективы своего дела, величину рабочего капитала и его источники, финансовые возможности фирмы, опыт и квалификацию руководства и персонала, необходимый вид банковского финансирования. Кредитный работник предоставляет клиенту необходимую информацию по условиям кредитования в банке, а также предоставляет перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении кредита. Второй визит заемщика в банк начинается с предоставления заемщиком кредитной заявки с указанием размера кредита, срока пользования, назначения кредита, его обеспечения.
К кредитной заявке прилагаются следующие документы: а) документы, определяющие правовой статус клиента (устав и учредительные документы); б) свидетельство о государственной регистрации; в) копии договоров на приобретение за счет кредита товаров (работ, услуг), а также копии договоров (контрактов) на реализацию товаров (работ, услуг) заключенных заемщиком с поставщиками. г) бухгалтерский баланс на последний отчетный период(за исключением предпринимателей без образования юридического лица), заверенный в установленном порядке органами налоговой инспекции, с таблицами. д) Бизнес план на период кредитования (или технико-экономическое обоснование) с обязательным указанием прогноза денежных поступлений на счет на период кредитования, структуры портфеля заказов и обоснования наличия рынка сбыта предоставляемых услуг, производимых товаров с использованием банковского кредита е) документы, подтверждающие право на реализацию товаров и услуг, на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с бизнес-планом.
ж) документы по обеспечению возврата кредита. Кредитный инспектор получает полный пакет вышеперечисленных документов - происходит завершение первого этапа процесса кредитования. Второй этап процесса кредитования начинается после внимательного изучения всех документов, представленных потенциальным заемщиком, проведения беседы, оценки информации, полученной на вопросы, кредитный инспектор по согласованию с руководством банка и начальником отдела принимает решение о продолжении работы с клиентом или отказе ему. Если принимается решение о продолжении работы с клиентом, то инспектор комплектует кредитное досье (включая в него заявку и сопроводительные документы, ответы на вопросы, записи бесед и т.д.) и осуществляет тщательное изучение кредитоспособности клиента. В ходе анализа кредитоспособности кредитным инспектором на основании анализа показателей бухгалтерского баланса рассчитываются показатели кредитоспособности заемщика (Таблица 10-15). Основными показателями кредитоспособности являются: 1 коэффициент покрытия 2 коэффициент ликвидности 3 коэффициент автономии 4 наличие собственных оборотных средств. Рассмотрим более подробно процесс анализа кредитоспособности на примере частного производственного предприятия «Эрудит Плюс», финансовая отчетность которого по состоянию на 1 января 2012 года.
Таблица 10 Классификация активов по степени ликвидности (на 1 января 2014 года)
Вывод: По данным таблицы видно, что у предприятия по итогам 2013 года стали преобладать наиболее ликвидные активы, включающие денежные средства на расчётном расчёте в национальной и иностраннойвалюте, рост которых составил 135,6 млн. сум, с 82,2 млн. сум в 2012 году до 217,8 млн. сум в 2013 году. Далее следует 2 группа быстрореализуемых активов показатель которых в динамике практически не изменился. 3 группа медленно реализуемых активов увеличилась по итогам 2013 года на 53,8 млн. сум за счёт увеличения запасов на складе готовой продукции. Таким образом, мы видим, что у предприятия в структуре активов преобладают наиболее ликвидные активы.
Таблица 11 Краткосрочные обязательства (на 1 января 2014 года)
Вывод: Данная таблица показывает, что предприятие имеет в наличие краткосрочные обязательства, которые за 2013 год увеличились на 84,6 млн. сум и составили 243,0 млн. сум. На данный рост повлияло увеличение у предприятия краткосрочной кредиторской задолженности по кредитам банка. Однако проанализировав таблицы 10 и 11 мы видим, что ликвидные активы предприятия при необходимости в полном объёме смогут погасить текущие краткосрочные обязательства.
Таблица 12. Структура источников оборотных средств (на 1 января 2014 года)
Вывод: Как видно из таблицы в структуре пассива баланса предприятия наибольший удельный вес занимают собственные средства, даже несмотря на небольшое снижение доли этих средств по итогам 2013 года на 1% до 69% в структуре пассива баланса, эти средства всё равно преобладают. В суммарном же выражении собственный капитал предприятия даже вырос на 163,4 млн. сум с 369,6 млн. сум в 2012 году до 533,0 млн. сум в 2013 году. Далее наибольшую группу составляют банковские кредиты 23% по итогам 2013 года рост которых произошёл как суммарном выражении, так и в процентном выражении по отношению к итогу пассива баланса. Если в двух предыдущих категориях мы наблюдали рост, то вот кредиторская задолженность предприятия наоборот снизилась. Данное снижение связанно в основном в погашении предприятием своей задолженности поставщикам и подрядчикам в течении 2013 года сумма которой составляла 14 млн. сум или 3% суммы всех пассивов.
На основании вышеизложенных таблиц 10-12 мы сможем определить показатели оценки кредитоспособности ЧПП «Эрудит Плюс».
Таблица 13. Показатели оценки кредитоспособности клиентов (в %)
Вывод: Данная таблица показывает, что Частное производственное предприятие «Эрудит Плюс» в 2012 году имело 1 класс кредитоспособности, в 2013 году также 1 класс кредитоспособности, а именно при требуемых значениях коэффициента ликвидности для 1 класса выше 1,5 в 2013 году мы имеем показатель превышающий это значение-1,6; при требуемых показателя коэффициента покрытия для 1 класса выше 2, мы имеем показатель в 2,13 в 2013 году; при требуемых значениях коэффициента автономии более 60%, мы имеем значение в 69%. Таким образом ЧПП «Эрудит Плюс» является заёмщиком с 1 классом кредитоспособности.
Таблица 14 Дополнительные показатели кредитоспособности клиента (на 1 января 2014 года)
Вывод: Как видно из таблицы в 2013 году у предприятия за счёт увеличения источника собственных оборотных средств показатель наличия собственных оборотных средств увеличился на 104,4 млн. сум и составил 273,2. Показатель коэффициента оборачиваемости оборотных средств показал, что несмотря на значительное увеличение выручки от продаж в 2013 году сразу на 345,2 млн. сум, до 1410,0 млн. сум, в процентом соотношении этот рост был меньше, чем рост оборотных активов. В связи с чем оборачиваемость оборотных средств замедлилась на 0,5 пункта и составила 2,7 раза. Что касается оборачиваемости в днях, то как мы видим этот показатель ухудшился, в 2013 году 1 оборот оборотных средств составил 131,8 дня или на 21,2 дня больше предыдущего периода. Уровень рентабельности или отдачи активов предприятия остался практически неизменным 19,1% в 2013 году, что на 0,1 меньше предыдущего периода. В ходе третьего этапа процесса кредитования происходит заключение кредитного договора, либо дается письменный отказ заемщику с указанием причин отказа в заключении кредитной сделки и выдаче ссуды. Кредитный договор-это основной юридический правовой документ регулирующий кредитные отношения, в нём оговариваются все вопросы кредитования. Обеспечение кредита является одним из способов снижения риска его не возврата, выступает дополнительным источником погашения кредита. Под формой обеспеченности возврата кредита понимается конкретный источник и способ погашения долга, юридическое оформление права кредитора на его использование, организация контроля банка за достаточностью и приемлемостью данного источника на всех этапах кредитного процесса. Наиболее распространённой формой обеспечения возвратности кредита является залог имущества. Принятие имущества в качестве залога обеспечения возвратности кредита осуществляется на основании Закона Республики Узбекистан «О залоге» (Новая редакция) от 9 декабря 1992 год. Залогом считается передача одним лицом другому имущества или права на него под обеспечение обязательств. В банковской практике операции по оформлению и реализации залогового механизма (процесс подготовки, заключения и исполнения договора о залоге) называется залоговыми операциями. Кредиты предоставляются самостоятельным хозяйствующим субъектам, с правом юридического лица, который имеет собственный капитал и законченный баланс. Кредит не может предоставляться предприятиям, имеющим длительную просроченную задолженность по ссудам, задолженность поставщикам, бюджету, убыточным предприятиям и предприятиям, имеющим неликвидный баланс. Выдача кредита осуществляется без открытия кредитной линии, либо с открытием кредитной линии. Обычно ссуда выдаётся на оплату денежно-расчётных документов за товарно-материальные ценности, выполненные работы или услуги, реже в наличной форме, причём кредит полученный в наличной форме, погашается также наличными средствами. В качестве ресурсов для осуществления активных операций банка могут выступать: ) собственные средства банка, ) кредитные линии отечественных и зарубежных банков, ) средства внебюджетных фондов. Начисление процентов по кредиту коммерческими банками начисляется по разному: ) аннуитетный способ начисления, при котором проценты по кредиту начисляются единовременно в начале периода, сразу за весь срок на который выдан кредит; ) начисление по остатку, при котором начисление процентов происходит ежедневно на фактический остаток кредита. Условия начисления процентов по ссуде должны быть отражены в кредитном договоре. Погашение заёмщиком основной суммы по кредиту осуществляется: при наступлении срока по срочному обязательству (путём взыскания задолженности по ссуде с любого банковского счёта заёмщика в бесспорном порядке), при этом сумма начисленных процентов взимается вперед; досрочно (путём зачисления на ссудный счёт платёжным поручением заёмщика свободного остатка денежных средств с его депозитного счёта); при нарушении условия договора платёжным требованием банка с любого счёта. При отсутствии или недостаточности средств на депозитном счёте заёмщика, ссуда выносится на счёт просроченных ссуд, при этом срочное обязательство помещается в Картотеку-2. Четвертый заключительный этап процесса кредитования (мониторинг кредита) начинается с момента выдачи кредита и осуществляется до полного его погашения. Банк осуществляет контроль за деятельностью заемщика, анализирует кредитоспособность, состояние платежной дисциплины, выполнением условий кредитного договора и создает банк данных. В этих целях не реже 1 раза в квартал на основании данных бухгалтерского баланса осуществляет анализ хозяйственно-финансовой деятельности клиента, объемов производства и реализации готовой продукции, непроизводственных расходов и потерь, издержек обращения, прибыли, динамики наличия собственных оборотных средств, состояния запасов товарно-материальных ценностей и оборачиваемости оборотных средств, состояние дебиторско-кредиторской задолженности. Работниками кредитного отдела банка с выездом на место осуществляются проверки целевого использования кредита, которые проводятся с учетом сроков поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг, определенных договорами (контрактами), оплата которых осуществляется за счет кредита. Кредитным инспектором проверяется также состояние обеспечения по кредиту. После этого составляется акт проверки целевого использования кредитных ресурсов. На основании результатов мониторинга разрабатывается, в случае необходимости, комплекс мероприятий по повышению качества кредита и обеспечению своевременного и полного исполнения клиентом своих обязательств перед Банком вплоть до досрочного востребования задолженности по кредиту. ü В случае ухудшения финансового состояния заемщика, при выявлении фактов не достоверности предъявленных отчетных данных или если предприятие на отчетную дату выйдет с убытками банк имеет право прекратить выдачу кредита и досрочно взыскать раннее выданную ссуду. После погашения заёмщиком начисленных процентов и суммы основного долга, кредитный инспектор даёт распоряжение ответственному исполнителю о списании срочного обязательства и суммы залогового обеспечения с внебалансовых счетов банка. В случае если кредит относится в безнадёжным кредитам, по окончании срока кредита непогашенная сумма переносится на внебалансовый счёт, где она учитывается в течении 5 лет, по окончанию которых она по решению Совета банка списывается и отражается в расходах банка. В настоящее время Навоийский региональный филиал ОАКБ «Узпромстройбанк» осуществляют кредитование субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. Навоийский региональный филиал ОАКБ «Узпромстройбанк» осуществляет кредитование предприятий сельского хозяйства. Что касается льготного кредитования выращивания хлопка и зерна, то в связи отсутствием клиентуры занимающемся данным видом деятельности в Навоийском региональном филиал ОАКБ «Узпромстройбанк» данный вид кредитования отсутствует.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|