Синтаксическая структура предложения у детей со стертой дизартрией
Нарушение синтаксической структуры предложения обычно выражается в пропуске членов предложения, чаще всего предикатов, в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений. Особенно большую трудность для детей со стертой дизартрией представляют сложноподчиненные предложения. Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, так и на уровне поверхностного синтаксиса. На глубинном уровне нарушения синтаксиса проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами (объектными, атрибутивными), в трудностях организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне в нарушении грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении. В результате анализа данных обследования грамматического строя речи детей со стертой дизартрией можно делать следующие обобщающие выводы. - При задании на повторение предложений дети допускают пропуски слов и целых частей предложения, искажали смысл предложения, допускают перестановки - Задание на верификацию предложений вызывает значительные трудности. Многие дети вообще не замечают ошибки в предложении и соответственно не вносят в него коррективу. Часть детей при попытке справить допускают перестановки слов, замену слов или создают новую аграмматичную конструкцию предложения, т.е. другой аграмматичный вариант предложения. Многие дети отказываются от задания. - Особые трудности представляет задание на составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме. В числе ошибок при данном задании — на
- Задание на добавление предлога в предложении выявляет несостоятельность детей в использовании предлогов и составлении предложенной конструкции. Дети со - Задания на образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах также демонстрируют большой процент ошибок у - Задание на завершение предложения является достаточно сложным. Многие дети не могут правильно подобрать слово, подходящее по смыслу. Часть детей отказывается от выполнения задания. - Задание на составление предложений по картине воспринимается детьми активно и эмоционально. Самые простые конструкции предложений: подлежащее + сказуемое + простое дополнение (Девочка режет хлеб) всеми детьми составляются верно, - Задание на составление предложений большей сложности, требующих использования предлогов как простых (в, по), так и сложных (из-за, из-под), провоцируют не только грамматические, но и многочисленные лексические ошибки, а также выявляют трудности смыслового программирования. - Задания на составление предложений самых трудных, предусматривающих построение сложных предложений с прямым и косвенным дополнением, однородными членами и т.п., часто не выполняются совсем. По мнению Соботович, многие аграмматизмы в речи детей со стертой дизартрией связаны не только с на рушением произносительной дифференциации фонем, но и е «потерей звукового образа слова». Несформированность звукового образа слова связана прежде всего с нечеткостью кинестетического и слухового образа слова, особенно его окончания (флексии). Большинство детей с трудом справляется с заданиями, направленными на выявление того, как ребенок оперирует сложными системами грамматических высказываний (грамматических навыков).
Анализ фразовой речи выявляет картину выраженных аграмматизмов: - ошибки при изменении окончаний существительных по числам и падежам; - ошибки в употреблении простых предлогов: пропуски, замены; - ошибки при употреблении в речи более сложных предлогов; - ошибки при употреблении приставок глаголов; - ошибки при согласовании числительных с существительными; - нарушение структуры предложения: пропуск членов и неправильный порядок слов; - ошибки при согласовании прилагательных с существительными в роде и числе. Исследование состояния грамматических навыков по словосочетанию имен прилагательных с именами существительными также показывает наличие разнообразных ошибок. Наиболее сложными для дошкольников При правильном оформлении согласования и правильном употреблении суффиксов прилагательных встречаются ошибки, связанные с нарушением звуковой и слоговой структуры слов, входящих в словосочетание. При детальном анализе ошибок словосочетаний имен прилагательных с именами существительными определяются разнообразные грамматические ошибки: - Искажение родового окончания имени прилагательного выражается в нечетком, аморфном произношении окончания при правильном употреблении суффиксов прилагательных и сохранной звуковой и слоговой структуры слов, входящих в словосочетание.
- Замена родовых окончаний имен прилагательных
- Искажение числовых окончаний имен прилагательных при правильном употреблении суффиксов прилагательных и сохранной звуковой и слоговой структуре - Замена числовых окончаний имен прилагательных при правильном употреблении суффиксов прилагатель ных и сохранной звуковой и слоговой структуре слов, входящих в словосочетание. Чаще всего встречается замена окончаний множественного числа окончаниями имен прилагательных и замена всего словосочетания во множественном числе словосочетанием в единственном числе. Обратные замены также достаточно распространены. - Искажение суффиксов имен прилагательных при правильном согласовании их с именами существительными в роде и числе. - Комбинированные ошибки, выражающиеся в сочетании грамматических ошибок с лексическими ошибками и ошибками, связанными с нарушением звуковой
Среди выделенных групп грамматических ошибок наиболее распространенными являются ошибки, связанные с заменой родовых окончаний, искажением родовых окончаний. Таким образом, информированность грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией характеризуется вариативностью симптоматики от незначительного отставания формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженного аграмматизма в экспрессивной речи. Основным механизмом несформированности грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией является нарушение дифференциации фонем, что вызывает трудности различения форм слова из-за нечеткого кинестетического образа слова и особенно окончаний. Поэтому страдает морфологическая система языка, формирование которой тесно связано с противопоставлением окончаний по их звуковому составу. Следовательно, отклонения в развитии грамматического строя речи оказываются производными и носят характер вторичных нарушений у детей со стертой дизартрией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|