Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Синтаксическая структура предложения у детей со стертой дизартрией




Нарушение синтаксической структуры предложения обычно выражается в пропуске членов предложения, чаще всего предикатов, в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений. Осо­бенно большую трудность для детей со стертой дизарт­рией представляют сложноподчиненные предложения.

Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, так и на уровне поверхностного синтакси­са. На глубинном уровне нарушения синтаксиса прояв­ляются в трудностях овладения семантическими компо­нентами (объектными, атрибутивными), в трудностях организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне в нарушении грамматиче­ских связей между словами, в неправильной последова­тельности слов в предложении.

В результате анализа данных обследования грамма­тического строя речи детей со стертой дизартрией мож­но делать следующие обобщающие выводы.

- При задании на повторение предложений дети до­пускают пропуски слов и целых частей предложения, искажали смысл предложения, допускают перестановки
слов и замену слов в предложениях.

- Задание на верификацию предложений вызывает значительные трудности. Многие дети вообще не замечают ошибки в предложении и соответственно не вносят в него коррективу. Часть детей при попытке справить допускают перестановки слов, замену слов или создают новую аграмматичную конструкцию пред­ложения, т.е. другой аграмматичный вариант предложе­ния. Многие дети отказываются от задания.

- Особые трудности представляет задание на составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме. В числе ошибок при данном задании — на­
рушения порядка слов в предложении, пропуски слов,
искажение смысла предложения, морфемные аграмматизмы.

- Задание на добавление предлога в предложении выявляет несостоятельность детей в использовании предлогов и составлении предложенной конструкции. Дети со
стертой дизартрией путают предлоги, не умеют выбрать правильное окончание существительных, даже когда предлог правильно определен (или подсказан логопедом).

- Задания на образование существительных множественного числа в именительном и родительном паде­жах также демонстрируют большой процент ошибок у
детей со стертой дизартрией.

- Задание на завершение предложения является до­статочно сложным. Многие дети не могут правильно подобрать слово, подходящее по смыслу. Часть детей отказывается от выполнения задания.

- Задание на составление предложений по картине воспринимается детьми активно и эмоционально. Са­мые простые конструкции предложений: подлежащее + сказуемое + простое дополнение (Девочка режет хлеб) всеми детьми составляются верно,

- Задание на составление предложений большей сложности, требующих использования предлогов как простых (в, по), так и сложных (из-за, из-под), провоцируют не только грамматические, но и многочисленные лексические ошибки, а также выявляют трудности смыслового программирования.

- Задания на составление предложений самых трудных, предусматривающих построение сложных предложений с прямым и косвенным дополнением, однородными членами и т.п., часто не выполняются совсем.

По мнению Соботович, многие аграмматизмы в ре­чи детей со стертой дизартрией связаны не только с на рушением произносительной дифференциации фонем, но и е «потерей звукового образа слова». Несформированность звукового образа слова связана прежде всего с нечеткостью кинестетического и слухового образа сло­ва, особенно его окончания (флексии). Большинство детей с трудом справляется с заданиями, направленны­ми на выявление того, как ребенок оперирует сложны­ми системами грамматических высказываний (грамма­тических навыков).

Анализ фразовой речи выявляет картину выражен­ных аграмматизмов:

- ошибки при изменении окончаний существительных по числам и падежам;

- ошибки в употреблении простых предлогов: пропуски, замены;

- ошибки при употреблении в речи более сложных предлогов;

- ошибки при употреблении приставок глаголов;

- ошибки при согласовании числительных с существительными;

- нарушение структуры предложения: пропуск членов и неправильный порядок слов;

- ошибки при согласовании прилагательных с су­ществительными в роде и числе.

Исследование состояния грамматических навыков по словосочетанию имен прилагательных с именами существительными также показывает наличие разнообразных ошибок. Наиболее сложными для дошкольников
являются словосочетания имен существительных среднего рода с именами Прилагательными в единственном числе, а также словосочетания имен существительных множественного числа с именами прилагательными.
Наиболее легкими — словосочетания имен существительных женского рода с именами прилагательными в единственном числе.

При правильном оформлении согласования и пра­вильном употреблении суффиксов прилагательных встре­чаются ошибки, связанные с нарушением звуковой и слоговой структуры слов, входящих в словосочетание.

При детальном анализе ошибок словосочетаний имен прилагательных с именами существительными оп­ределяются разнообразные грамматические ошибки:

- Искажение родового окончания имени прилагательного выражается в нечетком, аморфном произношении окончания при правильном употреблении суф­фиксов прилагательных и сохранной звуковой и сло­говой структуры слов, входящих в словосочетание.
Искажение родовых окончаний прилагательных единст­венного числа чаще всего происходит в именах прилагательных мужского рода. Эти ошибки стали самыми
распространенными среди общего числа искажений ро­довых окончаний имен прилагательных. Искажение окончаний имен прилагательных среднего рода встречается реже. Самой малочисленной является группа ошибок, связанных с искажением окончаний имен прилагательных женского рода.

- Замена родовых окончаний имен прилагательных
при правильном употреблении суффиксов прилагательных и сохранной звуковой и слоговой структуре слов, входящих в словосочетание. Замена родовых окончаний
чаще всего происходит в прилагательных среднего рода.
Окончания среднего рода заменяются окончаниями женского рода. Часто все словосочетания среднего рода оформляются по женскому роду. Это говорит о том, что
дошкольниками со стертой дизартрией не усвоен род имен существительных. Замена окончаний имен прилагательных мужского рода окончаниями женского рода
встречается реже. Обратная замена встречается значительно реже. Замена окончаний прилагательных среднего рода окончаниями мужского рода, и наоборот, составляют незначительный процент.

 

- Искажение числовых окончаний имен прилагательных при правильном употреблении суффиксов прилагательных и сохранной звуковой и слоговой структуре
слов, входящих в словосочетание. Искажение числовых
окончаний имен прилагательных касается множественного числа и встречалось часто.

- Замена числовых окончаний имен прилагательных при правильном употреблении суффиксов прилагатель ных и сохранной звуковой и слоговой структуре слов, входящих в словосочетание. Чаще всего встречается за­мена окончаний множественного числа окончаниями имен прилагательных и замена всего словосочетания во множественном числе словосочетанием в единственном числе. Обратные замены также достаточно распростра­нены.

- Искажение суффиксов имен прилагательных при правильном согласовании их с именами существительными в роде и числе.

- Комбинированные ошибки, выражающиеся в сочетании грамматических ошибок с лексическими ошибками и ошибками, связанными с нарушением звуковой
и слоговой структуры слов, входящих в словосочетание.
Характер грамматических ошибок в составе комбинированных выражается в нарушении согласования имени прилагательного с именем существительным в роде и
числе, а также в неправильном употреблении суффиксов прилагательных. Комбинированные ошибки свидетельствуют о том, что синтаксические трудности очень
часто сочетаются с морфологическими трудностями и с трудностями воспроизведения звуковой и слоговой структуры слова детьми со стертой дизартрией в сочетании с общим недоразвитием речи.

Среди выделенных групп грамматических ошибок наиболее распространенными являются ошибки, свя­занные с заменой родовых окончаний, искажением ро­довых окончаний.

Таким образом, информированность грамматиче­ского строя речи у детей со стертой дизартрией харак­теризуется вариативностью симптоматики от незначи­тельного отставания формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженного аграмматизма в экспрессивной речи. Основным механизмом несформированности грамматического строя речи у де­тей со стертой дизартрией является нарушение диффе­ренциации фонем, что вызывает трудности различения форм слова из-за нечеткого кинестетического образа слова и особенно окончаний. Поэтому страдает морфо­логическая система языка, формирование которой тесно связано с противопоставлением окончаний по их звуковому составу. Следовательно, отклонения в разви­тии грамматического строя речи оказываются производ­ными и носят характер вторичных нарушений у детей со стертой дизартрией.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...