Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Управление (выявление морфемных аграмматизмов)




Для передачи правильной связи слов в предложении ребенок должен овладеть грамматическим отношением управления (падежное и предложное управление). Предлагаются задания на выявление умения употреб­лять имена существительные в единственном и множе­ственном числе в разных падежах. Это падежное управ­ление. В нашем варианте обследования это задания;

№ 1. Именительный падеж. Единственное и множе­ственное число имен существительных;

№ 2. Родительный падеж. Единственное и множест­венное число имен существительных для отрицания че­го-либо;

№ 5. Дательный падеж. Единственное и множест­венное число имен существительных для обозначения лица;

№ 6. Винительный падеж. Единственное и множе­ственное число имен существительных для обозначения объекта;

№ 8. Творительный падеж для обозначения орудийности.

Кроме падежного управления, обследуется возмож­ность предложного управления, т.е. использование предлогов и адекватного им падежного окончания су­ществительных. В нашем варианте обследования это за­дания:

№ 3. Родительный падеж с предлогами у, из, от, с, со, без, после, для, позади, до, вместо для обозначения места;

№ 4. Дательный падеж с предлогами к, по для обо­значения лица, к которому направлено движение, и места движения;

№ 7. Винительный падеж с предлогами на, в, под, за для обозначения места;

№ 9. Творительный падеж с предлогами с, за, под, «од для обозначения места, совместности.

№ 10. Предложный падеж для обозначения места и объекта: в, на, о.

Исследуется употребление имен существительных в разных падежах в единственном и множественном чис­ле. Обследование проводится на материале сюжетных картинок, вопросов, слов, предъявляемых в исходной форме, предметных картинок с изображением одного и нескольких предметов.

1. Именительный падеж. Единственное и множест­венное число имен существительных.

Инструкция: «Посмотри на картинки. У логопеда
изображен один предмет, а у тебя много. Логопед назо­вет один предмет, а ты назови когда их много». Коза —... козы Муравей —... муравьи

Чашка —... чашки Лоб —... лбы
Поезд —... поезда Котёнок —... котята

Лист —... листья Друг —...друзья

Критерии оценки (для всех заданий):

4 балла — правильное выполнение задания;

3 балла — отмечаются лишь единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно;

2 балла — небольшая часть задания выполняется с ошиб­ками, которые исправляются после стимулирующей помощи;

1 балла — большая часть задания выполняется с ошибка­ми, которые исправляются после подсказки;

0 баллов — большая часть задания выполняется с ошиб­ками, которые не исправляются после помощи.

2. Родительной падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо.

Инструкция: «Логопед покажет рукой твою картин­ку, где изображен один предмет или несколько, а ты скажи, чего у логопеда нет».

Стол —... нет стола. Столы -... нет столов.

Стул —... нет стула. Стулья —... нет стульев.

Нос —... нет носа. Носы —... нет носов.

Окно —... нет окна. Окна —...нет окон.

Ухо —...нет уха. Уши —... нет ушей.

3. Родительный падеж с предлогами для обозначения места (у, из, от, с, со, без, после, для, позади, до, вместо).

Инструкция: «Ответь на вопрос по картинке». Откуда вылезает собака?... Из конуры. Где стоит миска?... Около конуры. Откуда слетел петух?... С крыши конуры. Откуда вышла курица?... Из-за конуры. Откуда собака достала кость?... Из-под конуры.

4. Дательный падеж с предлогами к, по для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения.

Инструкция: «Ответь на вопросы»-К кому пришел врач?... к маме. Где едут машины?... по дороге. Где плывет пароход?... по морю. Куда подъехал автобус?... к остановке.

5. Дательный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения лица.

Инструкция: «Ответь на вопрос по картинке: кому принесли еду?»

Кошка — кошке — кошкам

Заяц — зайцу — зайцам

Лошадь — лошади — лошадям

Утка — утке — уткам

Собака — собаке — собакам

6. Винительный падеж. Единственное и множест­венное число имен существительных для обозначения объекта.

Инструкция: «Посмотри на картинки и ответь, кого (что) ты видишь?»

Слон — слона — слонов

Медведь — медведя — медведей

Озеро — озеро — озёра

Белка — белку — белок

Зеркало — зеркало — зеркала.

Ёж — ежа — ежей

Дом — дом — дома

7. Винительный падеж с предлогами на, в, под, за для обозначения места.

Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь на вопрос: куда?»

Куда укатился мяч?... под диван. Куда положили мяч?... на диван. Куда закатился мяч?... за диван. Куда забили мяч?... в ворота.

8. Творительный падеж для обозначения орудийности. л

Инструкция: л Посмотри на картинки и ответь: чем?»
Чем гладят?... Чем пишут?...

Чем ловят рыбу?... Чем подметают пол?...
Чем режут хлеб?... Чем чистит зубы?...

9. Творительный падеж с предлогами с, за, под, над для обозначения места, совместности;

Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: где? с кем?... с чем?...»

Единственное число   Множественное число  
Где растет гриб?... под ёлкой. Где спряталась девоч­ка?... за деревом. Где висит лампа?... над столом. С кем играет маль­чик?... с собакой. С чем играет девочка?... с куклой. С чем едят суп?... с хлебом.   Где растут грибы?... под ёлками. Где спрятались девоч­ки?... за деревьями. Где висят лампы?... над столами. С кем играют мальчи­ки?... с собаками. С чем играют девочки?... с куклами. С чем испекли пирог?... с грибами.

 

10. Предложный падеж для обозначения места и объекта.

Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: где?... о чем?...»

Где стоит ваза?... на столе.

Где плавают рыбки?... в аквариуме.

Где лежат книги?... на полке.

О чём мечтает девочка?... о кукле.

О чём мечтает мальчик?... о мяче.

Ш. СОГЛАСОВАНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО С ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ В РОДЕ, ЧИСЛЕ, ПАДЕЖЕ

Предлагаются задания на выявление согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.

1. Именительный падеж.

Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи: какой предмет нарисован? Какие предметы нарисованы?»

 

  Единственное число Множественное число
Женский род Синяя лента, красная сумка, голубая шляпа, зеленый забор Желтые ленты, черные сумки, зеленые шапки, зеленые заборы
Мужской род Сиреневый карандаш, желтый лист, Коричневые карандаши Жёлтые листья  
Средний род Маленькое гнездо, большое ухо, синее ведро Большие уши, маленькие гнёзда, синие вёдра

 

Критерии оценки (для всех видов заданий):

4 балла — правильное выполнение задания;

3 балла — отмечаются лишь единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно;

2 балла — небольшая часть задания выполняется с ошиб­ками, которые исправляются после стимулирующей помощи;

1 балла — большая часть задания выполняется с ошибка­ми, которые исправляются после оказания помощи;

0 баллов — большая часть задания выполняется с ошиб­ками, которые не исправляются после помощи.

4. Винительный падеж.

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, кого

(что) ты видишь?»

Единственное Множественное

Число число

Большой слон Большого слона Больших слонов

Чёрная ворона Чёрную ворону Чёрных ворон

Бурый медведь Бурого медведя Бурых медведей

Голубое озеро Голубое озеро Голубые озёра

Круглое зеркало Круглое зеркало Круглые зеркала

Старая черепаха Старую черепаху Старых черепах

5. Творительный падеж.

Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: ка­ким?... чем?... где?... с кем?... с чем?»

Гладят белье — чем?... каким? горячим утюгом. Ловят рыбу — чем?... какой? - длинной удочкой. Режут хлеб — чем?... каким? — острым ножом. Растет гриб? - где?... под какой?- под густой ёлкой. Играет мальчик- с кем?... какой?- с большой собакой. Висит лампа - где?... над каким? - над круглым столом. Девочка играет— с чем?... с каким?— с красным мячом.

6. Предложный падеж.

Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: где?... о чем?... на каком?... о какой?»

Стоит ваза *- где?... на каком?— на круглом столе. Плавают рыбки— где?... в каком? — в большом аквариуме. Лежат книги — где?... на какой?— на верхней полке. Живет медведь— где?... в каком? — в густом лесу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...