Тема: «О равнодушии и добре»
Цель: дать понятие детям о незаменимом человеческом качестве – неравнодушии; способствовать воспитанию у них доброты и отзывчивости. Оборудование: бумажные сердечки, аудиозапись песни «Дорогою добра» Оформление доски: Высказывания и пословицы: «Легко скрыть ненависть, трудно скрыть любовь, всего же труднее скрыть равнодушие! » (Л. Берне) «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». (Л. Толстой) «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». (Апостол Павел) «Лучший способ приободриться – приободрить другого». (М. Твен) «Добро не лихо, ходит тихо». (Пословица) Ход занятия Ритуал начала занятия «Круг радости» - Ребята, мы традиционно начинаем наше занятие с круга радости. Давайте подарим друг другу улыбки: улыбнитесь вначале друг другу, а затем подарите свои улыбки нам. Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Приветствие - Давайте поприветствуем друг друга (делаем лёгкий поклон со скрещенными руками на груди; пожимаем друг другу руку; трёмся спинами; горячо обнимаемся; здороваемся локтями). Введение в тему - Ребята, сегодня мы с вами обсудим одну серьёзную проблему. С этой проблемой, я думаю, каждый из вас сталкивался хотя бы один раз в жизни. Но начнём мы с одного рассказа В. Осеевой. Рассказ называется «ПЛОХО». Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: - Как вам не стыдно! - А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
- Вот это и плохо, – гневно ответила женщина. Вопросы для обсуждения: - Еще раз скажите, как называется рассказ? - Что плохого сделали мальчики? - Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить? - Какими словами можно заменить слово «равнодушие»? - Назовите слова, противоположные по значению слову «равнодушие». - Молодцы, ребята, а сейчас давайте немного отдохнём и поиграем в интересную игру. Игра «Подумаем о доброте» Дети встают в круг. Ведущий по очереди бросает каждому из них мяч. Поймавший мяч должен назвать какого-либо доброго человека и объяснить, почему он добрый. - А теперь я расскажу вам одну историю. Класс спускался по лестнице в вестибюль школы. И вдруг одна из учениц 4 класса, Вера, поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: «Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая! » Вслед за Ирой Петя громко сказал: «Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги». Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: «Ребята, ну что вы на неё набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала! » И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье. - Пожалуйста, скажите, что вы думаете о поступках этих ребят. - Кто себя проявил лучше всех? (анализ ситуации в целом и поступков каждого героя в отдельности: Иры, Пети, Коли, Оксаны, детей на лестнице). - А что именно вам понравилось меньше всего? - Итак, мы решили, что в этой ситуации с лучшей стороны проявила себя Оксана. Но сочувствие – это ещё не всё. Подумайте как следует! - Вы считаете, что из ребят, которые прошли мимо, не было ни одного сочувствующего? - Но они что-нибудь сделали?
Умение проявить устойчивость, невосприимчивость ко всему дурному – это ещё полдела. Нужно быть способным выразить нетерпимость к нарушению норм и правил поведения. - Вспомните, не случалось ли вам попадать в подобные ситуации. Или видеть несправедливость, равнодушие или, наоборот, сочувствие? - Спасибо за ответы, ребята! Ну а сейчас немного отдохнём. Разминка «Дождь» Дети сидят в кругу и повторяют движения, которые показывает ведущий: шуршат, потирая ладони; щелкают пальцами; негромко хлопают в ладоши; ударяют себя ладонями по бедрам; топают ногами. После того, как последовательность движений разучена, участники закрывают глаза и по прикосновению к голове руки ведущего начинают повторять звук, который он будет издавать. Таким образом, дождь постепенно перерастает из моросящего в сильный, затем в проливной и в ливень. Затем ливень убывает в обратном порядке. Упражнение «Подбери слово» Ребятам предлагается заменить эти слова противоположными по смыслу: - грубость (вежливость); - ненависть (любовь); - обман (доверие); - злость (доброжелательность); - унижение (уважение); - равнодушие (внимательность). Игра «Сердце доброты» - Сейчас ребята, я предлагаю взять сердечки, которые лежат у вас на партах и на них написать поступки, которые совершает отзывчивый человек (дети пишут на бумажных сердечках поступки под музыку песни «Дорогою добра»). Те ребята, которые написали, выходят к доске, зачитывают свои записи и прикрепляют свои бумажные сердечки к большому изображению сердца на доске. - Замечательно. Надеюсь, что с сегодняшнего дня вы станете сердечнее, отзывчивей, внимательней и добрей. Заключительное слово - В каждом из нас есть маленькое солнце. Это доброта. Она согревает окружающих людей и помогает им в трудную минуту. Помните, что равнодушие - враг доброго человека. Добро и зло творить всегда во власти всех людей, Но зло творится без труда, добро творить трудней. Рождает зверя зверь, рождает птица птицу, От доброго - добро, от злого зло родится. Добро, сколь ни было б оно мало, гораздо лучше, чем большое зло. Вывод: нельзя быть равнодушными не только к человеку, но и ко всему живому. Мне кажется, мы с вами очень хорошо потрудились сегодня, и каждый сделал для себя вывод: «Равнодушие – враг доброго человека».
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то, кому-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря!
Приложение 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|