ГУО «Средняя школа № 9 г. Орши»
ГУО «Средняя школа № 9 г. Орши» Учебная программа факультативных занятий по формированию у учащихся навыков ответственного и безопасного поведения «Мы – сами» для 5-8 классов учреждений общего среднего образования. Занятие с элементами тренинга «Эффективное взаимодействие» Педагог-психолог Луговцова Елена Егоровна Цель: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия. Задачи: - сформировать благоприятный психологический климат в группе; - развить межличностную чувствительность и взаимопонимание; - развить навыки командной работы. Этапы занятия 1. Знакомство Цель: знакомство участников друг с другом, с ведущим, а также с целями занятия, правилами работы в группе. Название упражнений: «Давайте поздороваемся», «Тренинговое имя», «Правила группы». Время: 10-15 минут. Необходимые материалы: карточки для имен, булавки, фломастеры, лист с правилами. 2. Разминка Цель: Установление благоприятного психологического климата в группе, разминка. Название упражнений: «А я еду…», «Поменяйтесь местами те, кто…». Время: 6-8 минут. 3. Практический этап Цель: формирование активного рабочего настроя, отработка и овладение навыками, ведущими к сплочению группы, развитию умения взаимодействовать в команде, нахождение общего между участниками. Название упражнений: «Найди пару», «Пронеси карандаш», «Красные, синие, зеленые», «Все мы чем-то похожи», «Уменьшающаяся газета», «Вавилонская башня», «Защита диссертации», «Удержи шарик», «Кто быстрее? ». Время: 60 минут. Необходимые материалы: карточки с название сказочных героев, карточки разных цветов, булавки, ватманы, фломастеры, карточки с индивидуальными заданиями, газеты, шары.
4. Заключительный этап Время: 10-15 минут. Цель: подведение итогов, снятие напряжения. Название упражнений: «Говорящие руки», «Подарок». Необходимые материалы: маленькие сердечки по количеству участников, фломастеры. Общее время: 90 минут. I. Знакомство Как известно, любая встреча начинается с приветствия, и я предлагаю вам поздороваться с коллегами необычным способом. Упражнение «Давайте поздороваемся» Цель: дать возможность участникам подчеркнуть свою индивидуальность. Время: 3 минуты. Ход упражнения: ведущий предлагает познакомиться и совершить это следующим образом: все участники группы по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом: - 1 хлопок ведущего - здороваемся за руку; - 2 хлопка - здороваемся плечами; - 3 хлопка - здороваемся спинами. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры. Здорово! Вот мы с вами и поприветствовали друг друга. А сейчас давайте ближе познакомимся друг с другом. Упражнение «Тренинговое имя» Цель: дать возможность участникам подчеркнуть свою индивидуальность. Время: 5 минут. Ресурсы: нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки. Ход упражнения: ведущий предлагает познакомиться следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя и два своих положительных качества. Сообщение целей и задач занятия. В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами выработаем свои правила…
Упражнение «Правила группы» Время: 3 минуты. Ресурсы: ватман с уже написанными правилами. Ход упражнения: ведущий предлагает участникам группы использовать во время работы определенные правила. Каждый из пунктов правил поясняется ведущим. По желанию участников список может дополняться другими правилами. • Здесь и теперь (во время занятия мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь). • Говорить за себя. • Внимательно слушать друг друга. • Не перебивать говорящего. • Уважать мнение друг друга. • Безоценочность суждений. • Активность. • Правило «стоп». • Конфиденциальность (все, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы). II. Разминка Упражнение «А я еду…» Цель: снятие внутреннего напряжения участников, активизация группы, организация игрового взаимодействия. Время: 3-4 минуты. Ход упражнения: участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с... » (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…» Цель: снятие напряжения через движения, активизация группы. Время: 3-4 минуты. Ход упражнения: по команде ведущего: «Меняются местами те, кто… (любит знакомства, считает себя общительным, застенчив и др. )» участники должны поменяться местами, ведущий также должен занять освободившийся стул. В результате обмена остается один человек, который не успел сесть на свободное место, именно он и становится ведущим. III. Практический этап Упражнение «Найди пару» Цель: сплочение группы через нахождение сходств у ее участников. Время: 5 минут. Ресурсы: карточки с названиями героев сказок, булавки. Ход упражнения: каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину карточка, на которой написано имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например:
· Крокодил Гена и Чебурашка, · Заяц и Волк, · Винни Пух и Пятачок, · Карлсон и Малыш, · Кай и Снежная Королева, · Маша и Медведь, · Золушка и Мачеха, · Дюймовочка и Крот, · Колобок и Лиса, · Красная Шапочка и Бабушка, · Буратино и Мальвина, · Сестрица Аленушка и братец Иванушка, · Спящая красавица и Принц, · Царевна Лягушка и Иван-царевич, · Муха Цокотуха и Комарик. Каждый участник должен отыскать свою «вторую половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: «Что у меня написано на листе? » Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом. Обсуждение: · С какими трудностями вы столкнулись при выполнении этого задания? · Что вам мешало, помогало? · Что вы чувствовали? Упражнение «Пронеси карандаш» (в парах) Цель: развитие коммуникативных навыков. Время: 5 минут. Ресурсы: карандаши. Ход упражнения: 2 участника должны взять карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из них касался его кончика только указательным пальцем, пронести так карандаш до конца комнаты и вернуться обратно. Обсуждение: · С какими трудностями вы столкнулись при выполнении этого задания? · Что вам мешало, помогало? · Что вы чувствовали? Упражнение «Красные, синие, зеленые» Цель: развитие коммуникативных навыков. Время: 3 минуты. Ресурсы: карточки красного, синего и зеленого цвета, булавки. Ход упражнения: все участники образуют круг или встают в шеренгу. Ведущий каждому на спину прикрепляет карточку определённого цвета. По сигналу (на счет «раз, два, три») все участники должны разбиться на 3 команды: красные – в одну команду, синие – в другую, зеленые – в третью. Можно усложнить задание: строиться в полной тишине. Обсуждение: · Что вам мешало, помогало при выполнении задания? · Что вы чувствовали? Упражнение «Все мы чем-то похожи» (в командах)
Цель: сплочение группы через нахождение сходств у ее участников. Время: 5-7 минут. Ресурсы: листы бумаги, ручки. Ход упражнения: каждая команда должна составить список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас есть сестра... », «Любимый цвет каждого из нас – синий» и т. д. Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств за 3 минуты. Учитывается количество названных сходств и их качество. Обсуждение: · Какие эмоции испытывали во время упражнения? · Что нового узнали о других? · Что интересное узнали? Психологический смысл упражнения: упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше. Упражнение «Уменьшающаяся газета» (в командах) Цель: тренировка навыков совместной деятельности. Время: 5 минут. Ресурсы: газеты. Ход упражнения: участники делятся на команды. Каждая команда получает газетный лист. Ведущий озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно всей командой встать на газетный листи сказать: «Мы — одна команда! »После того как это будет сделано, ведущий складывает газету пополам и повторяет задание. После того как и это будет сделано, ведущий еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы — разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы — одна команда! » Обсуждение: · Какие эмоции испытывали во время упражнения? · Что вам мешало, помогало при выполнении задания? · Какие идеи у вас возникали? Упражнение «Вавилонская башня» (в командах) Цель: развитие умений участников координировать свои действия и взаимодействовать в команде, развитие навыков невербального общения. Время: 10 минут. Ресурсы: фломастеры, маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания. Ход упражнения: участники делятся на команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т. д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.
Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут). Обсуждение: · Трудно ли было выполнять задание? · Что показалось наиболее трудным? · Успешно ли было взаимодействие в командах? Почему? Упражнение «Защита диссертации» Цель: эффективное взаимодействие в команде. Время: 10 минут. Ресурсы: карточки с названием тем «диссертаций». Ход упражнения: участники делятся на команды. Каждая команда получает карточку с темой «диссертации» (например, «Змей Горыныч как результат непродуманной деятельности человека», «Баба Яга как образ светлой русской женщины», «Снежная Королева как идеал добродетели в современном мире», «Роль Мачехи в подготовке Золушки к семейной жизни»), которую она должна защитить. Для эффективной защиты команде надо выдвинуть гипотезу, доказать ее (провести эксперимент) и сделать выводы. Обсуждение: · Сложно ли было выполнять это упражнение в команде? Почему? · Что показалось наиболее трудным? · Успешно ли было взаимодействие в командах? Почему? · Что нужно для того, чтобы более эффективно работать в команде? Упражнение «Удержи шарик» Цель: координация совместных действий, сплочение коллектива. Время: 5 минут. Ресурсы: воздушные шары. Ход упражнения: все участники становятся в круг и берутся за руки. Ведущий запускает в круг воздушный шарик. Участники, не расцепляя рук, должны не дать шарику упасть на землю. Далее ведущий постепенно вводит следующие ограничения: не действовать руками, ногами, головой, не разговаривать, добавляет еще несколько шариков. Обсуждение: · Какие эмоции испытывали во время упражнения? · Что вам мешало, помогало при выполнении задания? Упражнение «Кто быстрее? » Цель: координация совместных действий, сплочение коллектива. Время: 5 минут. Ход упражнения: все участники становятся в круг и берутся за руки. Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков, следующие фигуры: · квадрат; · треугольник; · ромб; · букву; · птичий косяк. Обсуждение: · Какие эмоции испытывали во время упражнения? · Трудно было выполнять задание? · Что помогло при его выполнении? IV. Заключительный этап Упражнение «Говорящие руки» Цель: эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта, развитие взаимопонимания и навыков невербального общения. Время: 5 минут. Ход упражнения: участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг. Варианты инструкций образующимся парам: 1. Поздороваться с помощью рук. 2. Побороться руками. 3. Помириться руками. 4. Выразить поддержку с помощью рук. 5. Пожалеть руками. 6. Выразить радость. 7. Пожелать удачи. 8. Попрощаться руками. Обсуждение: · Что было легко, что сложно? · Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? · Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? · Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение? Упражнение «Подарок» Цель: эмоционально-психологическое сближение участников, положительное завершение занятия, рефлексия. Время: 5 минут. Ресурсы: маленькие сердечки, фломастеры. Ход упражнения: все участники получают по маленькому сердечку из бумаги, пишут на нем свое тренинговое имя и кладут в коробку обратной стороной. Затем по очереди каждый участник вытягивает сердечко с чьим-нибудь именем и пишет на нем пожелания в адрес того, чье имя написано на сердечке. Когда все будут готовы, сердечки раздаются их «владельцам». Обсуждение: · Что принес для вас сегодняшний день? · Что для вас было важным? · Какие чувства вы испытывали? Ну вот, все подарки подарены, упражнения пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|