Выбор методов оценки и обоснования ИКТ-проектов
Выбор методов оценки и обоснования может производиться через определение уровня организационной зрелости компании. Для оценки организационной зрелости компании используют классификацию, предложенную американским институтом SEI (Software Engineering Institute) и Университетом Карнеги — Меллона, которая определяет уровень развития компании в зависимости от степени применения механизмов управления по целям. Уровень 1 - начальный (анархия). · сотрудники сами определяют, что хорошо, а что плохо. Главную роль в успехе предприятия играют деловые качества лидера или группы единомышленников; · затраты и качество не прогнозируются; · отсутствуют формализованные планы; · отсутствует контроль изменений; · высшее руководство плохо представляет реальное положение дел; · нестабильность, нехватка времени, денег и сил. На этом уровне получается искаженная картина рентабельности бизнеса, иллюзорное чувство бурной деятельности при весьма скромных результатах. Приоритет здесь отдается дешевизне программных средств и простоте их использования. Производится оценка единовременных затрат на закупку и внедрение ИКТ и выбирается вариант, где они наименьшие. Уровень 2 - повторяемый (фольклор). · выявлена определенная повторяемость организационных процессов; · опыт организации представлен в виде преданий корпоративной мифологии; · знания накапливаются в виде личного опыта сотрудников и пропадают при их увольнении. Это время, когда фирма начинает исправно платить налоги. Потерять свой бизнес из-за банальной налоговой проверки или несвоевременной сдачи отчетности — непозволительная глупость.
Более устойчивый характер бизнеса, повторяемость основных бизнес-процессов и возможность реального управления ими заставляют обратить пристальное внимание на вопросы учета. Контроль за движением материальных и денежных средств, поиск путей снижения издержек — эти задачи приобретают актуальное звучание. Приоритеты смещаются в сторону формирования оперативных планов, разработка которых ведется с учетом полученного опыта и знаний. При выборе ИТ оцениваются единовременные затраты на закупку программно-аппаратных комплексов и их внедрение с учетом прошлого опыта и экспертных оценок ожидаемых эффектов. Уровень 3 - определенный (стандарты). · корпоративная мифология записана на бумаге; · процессы повторяемы и не зависят от личных качеств исполнителей; · информация о процессах для измерения эффективности не собирается; · наличие формализованного описания процессов не означает, что они работают. Акценты постепенно смещаются из области учетной политики в область аналитики, осознается и начинает развиваться управление корпоративными знаниями. Тем не менее в рамках оперативного планирования постановка долгосрочных целей фактически не производится и базируется в основном на показателях предшествующего периода. Планка требований и уровень задач, решения которых ждут от информационной системы, повышаются. Предприятия, находящиеся на этом уровне развития, как правило, обладают развитой инфраструктурой: сеть филиалов и удаленных складов, многочисленный штат менеджеров, структурное деление на отделы и подразделения. Для оперативного управления значительным потоком информации в режиме реального времени система должна позволять делать “моментальный снимок” состояния компании.
Уровень 4 - управляемый (измеряемый). · процессы измеряемы и стандартизированы; · затраты и качество прогнозируются; · есть постоянные и надежные клиенты; · стратегические планы количественно измеримы. На этом этапе формируются внутрифирменные стандарты контроля и количественного измерения качества не столько самой продукции, сколько всех процессов — от производства до сбыта. Новые стандарты распространяются не только на внутренние бизнес-процессы, но и на внешнее окружение. Здесь уже компаниям важно, чтобы их контрагенты, поставляющие необходимую продукцию, комплектующие и услуги, также были в состоянии обеспечить требуемый уровень качества. Наличие своих постоянных и надежных клиентов составляет базу для долгосрочного планирования. Плановые решения принимаются не интуитивно, а на основе явных знаний, которыми обладает компания. Стратегические и оперативные планы взаимосвязаны, обратная связь обеспечивает эффективное согласование между этими уровнями управления. Экономическую эффективность инвестиций в ИТ на этом уровне оценивают с помощью следующих методов: · оценка совокупной стоимости владения ИС (ТСО); · оценка возврата инвестиций (ROI). Уровень 5 - оптимизируемый. · фокус на повторяемости и измеримости; · вся информация о функционировании процессов фиксируется. Это высший уровень, которого могут достичь компании-лидеры, способные на основе количественных критериев управлять качеством по всей цепочке, включая поставки, производство, сбыт, дальнейшее обслуживание, и с учетом этого оптимизировать все свои процессы. Дальнейшая их стратегия направлена на достижение и сохранение технологического, организационного и финансового преимущества. Формализация бизнес-процессов и рыночных перспектив позволяет не только просчитать стратегические планы, но и оптимизировать пути их достижения. На смену контролю, который занимается фиксированием и оценкой уже свершившихся факторов в деятельности предприятия, приходит контроллинг (управление изменениями), нацеленный на перспективу. Контроль претерпевает существенные изменения; теперь он проводится по следующим направлениям:
· контроль целей (правильность постановки целей, их непротиворечивость, адекватное отражение количественными критериями качественных целей предприятия); · контроль прогнозов (реальность, обоснованность, информативность); · контроль ограничений (влияние внешних и внутренних условий на достижение предприятием поставленных целей); · контроль планов (оптимальность планов с точки зрения достижения целей предприятия); · бюджетный контроль. На пятом уровне для оценки экономической эффективности инвестиций в информационные технологии используют следующие методы: · отдача активов; · цена акционера; · анализ совокупной стоимости владения ИС; · анализ возврата инвестиций. Литература 1. Трэйси Мэйор,Методологии оценки ИТ, Журнал "Директор ИС", #09, 2002 год // Издательство "Открытые Системы" (www.osp.ru) 2. Скрипкин К. Г. Экономическая эффективность информационных систем. ДМК Пресс, 2002г. 3. Юрий Ипатов, Юрий Цыгалов, Экономическая эффективность инвестиций в ИТ: оптимальный метод оценки, Планета КИС 2004,PC Week/RE 4. Пятков М. Экономика информационных технологий: www.msfestival/ru/html/r17/htp. 5. Миронов А. Информационные технологии. Общая стоимость владения информационными технологиями: www.akdi. ru/atv-upr/infteh/it-tso.htm. 6. Управление ресурсами в условиях рынка: Кн. 6. Управление финансами. — Жуковский, Международный институт менеджмента ЛИНК, 1999. 7. Модели оценки потребителем эффективности вложений в информационные технологии: www.ibiz.ru. 8. Хорват П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием. 9. Материалы компании GartnerGroup - www.gartner.com 10. Материалы компании McKinsey - www.mckinsey.com
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|