Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор методов оценки и обоснования ИКТ-проектов




Выбор методов оценки и обоснования может производиться через определение уровня организационной зрелости компании.

Для оценки организационной зрелости компании используют классификацию, предложенную американским институтом SEI (Software Engineering Institute) и Университетом Карнеги — Меллона, которая определяет уровень развития компании в зависимости от степени применения механизмов управления по целям.

Уровень 1 - начальный (анархия).
Его признаки:

· сотрудники сами определяют, что хорошо, а что плохо. Главную роль в успехе предприятия играют деловые качества лидера или группы единомышленников;

· затраты и качество не прогнозируются;

· отсутствуют формализованные планы;

· отсутствует контроль изменений;

· высшее руководство плохо представляет реальное положение дел;

· нестабильность, нехватка времени, денег и сил.

На этом уровне получается искаженная картина рентабельности бизнеса, иллюзорное чувство бурной деятельности при весьма скромных результатах. Приоритет здесь отдается дешевизне программных средств и простоте их использования. Производится оценка единовременных затрат на закупку и внедрение ИКТ и выбирается вариант, где они наименьшие.

Уровень 2 - повторяемый (фольклор).
Отличается следующими характеристиками:

· выявлена определенная повторяемость организационных процессов;

· опыт организации представлен в виде преданий корпоративной мифологии;

· знания накапливаются в виде личного опыта сотрудников и пропадают при их увольнении.

Это время, когда фирма начинает исправно платить налоги. Потерять свой бизнес из-за банальной налоговой проверки или несвоевременной сдачи отчетности — непозволительная глупость.

Более устойчивый характер бизнеса, повторяемость основных бизнес-процессов и возможность реального управления ими заставляют обратить пристальное внимание на вопросы учета. Контроль за движением материальных и денежных средств, поиск путей снижения издержек — эти задачи приобретают актуальное звучание. Приоритеты смещаются в сторону формирования оперативных планов, разработка которых ведется с учетом полученного опыта и знаний.

При выборе ИТ оцениваются единовременные затраты на закупку программно-аппаратных комплексов и их внедрение с учетом прошлого опыта и экспертных оценок ожидаемых эффектов.

Уровень 3 - определенный (стандарты).
Его признаки:

· корпоративная мифология записана на бумаге;

· процессы повторяемы и не зависят от личных качеств исполнителей;

· информация о процессах для измерения эффективности не собирается;

· наличие формализованного описания процессов не означает, что они работают.

Акценты постепенно смещаются из области учетной политики в область аналитики, осознается и начинает развиваться управление корпоративными знаниями. Тем не менее в рамках оперативного планирования постановка долгосрочных целей фактически не производится и базируется в основном на показателях предшествующего периода. Планка требований и уровень задач, решения которых ждут от информационной системы, повышаются. Предприятия, находящиеся на этом уровне развития, как правило, обладают развитой инфраструктурой: сеть филиалов и удаленных складов, многочисленный штат менеджеров, структурное деление на отделы и подразделения.

Для оперативного управления значительным потоком информации в режиме реального времени система должна позволять делать “моментальный снимок” состояния компании.
Для выбора информационных технологий уже не просто оценивают, а производят глубокий анализ единовременных затрат на закупку и внедрение программно-аппаратных комплексов.

Уровень 4 - управляемый (измеряемый).
Для него характерны такие признаки:

· процессы измеряемы и стандартизированы;

· затраты и качество прогнозируются;

· есть постоянные и надежные клиенты;

· стратегические планы количественно измеримы.

На этом этапе формируются внутрифирменные стандарты контроля и количественного измерения качества не столько самой продукции, сколько всех процессов — от производства до сбыта. Новые стандарты распространяются не только на внутренние бизнес-процессы, но и на внешнее окружение. Здесь уже компаниям важно, чтобы их контрагенты, поставляющие необходимую продукцию, комплектующие и услуги, также были в состоянии обеспечить требуемый уровень качества. Наличие своих постоянных и надежных клиентов составляет базу для долгосрочного планирования. Плановые решения принимаются не интуитивно, а на основе явных знаний, которыми обладает компания. Стратегические и оперативные планы взаимосвязаны, обратная связь обеспечивает эффективное согласование между этими уровнями управления.

Экономическую эффективность инвестиций в ИТ на этом уровне оценивают с помощью следующих методов:

· оценка совокупной стоимости владения ИС (ТСО);

· оценка возврата инвестиций (ROI).

Уровень 5 - оптимизируемый.
Его признаки:

· фокус на повторяемости и измеримости;

· вся информация о функционировании процессов фиксируется.

Это высший уровень, которого могут достичь компании-лидеры, способные на основе количественных критериев управлять качеством по всей цепочке, включая поставки, производство, сбыт, дальнейшее обслуживание, и с учетом этого оптимизировать все свои процессы. Дальнейшая их стратегия направлена на достижение и сохранение технологического, организационного и финансового преимущества. Формализация бизнес-процессов и рыночных перспектив позволяет не только просчитать стратегические планы, но и оптимизировать пути их достижения.

На смену контролю, который занимается фиксированием и оценкой уже свершившихся факторов в деятельности предприятия, приходит контроллинг (управление изменениями), нацеленный на перспективу. Контроль претерпевает существенные изменения; теперь он проводится по следующим направлениям:

· контроль целей (правильность постановки целей, их непротиворечивость, адекватное отражение количественными критериями качественных целей предприятия);

· контроль прогнозов (реальность, обоснованность, информативность);

· контроль ограничений (влияние внешних и внутренних условий на достижение предприятием поставленных целей);

· контроль планов (оптимальность планов с точки зрения достижения целей предприятия);

· бюджетный контроль.

На пятом уровне для оценки экономической эффективности инвестиций в информационные технологии используют следующие методы:

· отдача активов;

· цена акционера;

· анализ совокупной стоимости владения ИС;

· анализ возврата инвестиций.

Литература

1. Трэйси Мэйор,Методологии оценки ИТ, Журнал "Директор ИС", #09, 2002 год // Издательство "Открытые Системы" (www.osp.ru)
Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию". Олимп-Бизнесс, 2001г.

2. Скрипкин К. Г. Экономическая эффективность информационных систем. ДМК Пресс, 2002г.

3. Юрий Ипатов, Юрий Цыгалов, Экономическая эффективность инвестиций в ИТ: оптимальный метод оценки, Планета КИС 2004,PC Week/RE

4. Пятков М. Экономика информационных технологий: www.msfestival/ru/html/r17/htp.

5. Миронов А. Информационные технологии. Общая стоимость владения информационными технологиями: www.akdi. ru/atv-upr/infteh/it-tso.htm.

6. Управление ресурсами в условиях рынка: Кн. 6. Управление финансами. — Жуковский, Международный институт менеджмента ЛИНК, 1999.

7. Модели оценки потребителем эффективности вложений в информационные технологии: www.ibiz.ru.

8. Хорват П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием.

9. Материалы компании GartnerGroup - www.gartner.com

10. Материалы компании McKinsey - www.mckinsey.com


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...