Создание систем конечными пользователями (End-user computing)
Аналогично Outsourcing–у, создание систем конечными пользователями, с одной стороны плохо управляемо, но, с другой стороны, более дешево и зачастую, самостоятельно создаваемые системы более эффективно удовлетворяют потребности самих пользователей. Для успешного применения этого подхода необходимо:
· Обеспечить более высокую квалификацию конечных пользователей в части самостоятельного создания систем с применением соответствующего инструментария (электронные таблицы, системы управления базами данных, программирование и т.д.)
· Для уменьшения издержек, связанных с информационным обменом и обслуживанием разнородных систем, обеспечить внедрение стандартов на самостоятельно разрабатываемые системы.
· Для обеспечения преемственности, добиться наиболее полного документирования создаваемых систем.
В виду вышесказанного, применения подхода создания систем конечными пользователями наиболее оправдано там, где требуется оперативное решение проблем, связанных с повышением индивидуальной эффективности сотрудников и где эти системы не оказывают значительного влияния на решение стратегических проблем.
14.3Выбор способа создания
и управления проектом внедрения ИКТ
Процесс создания информационных систем, с точки зрения менеджера должен управляться в рамках существующей (или разработанной в процессе создания информационной системы) организационной структуры соответствующими людьми и в соответствии с политикой, выбор которой, также, может быть осуществлен в зависимости от класса управляемой системы:
- Потенциальные системы
Системы этого класса могут давать наиболее непредсказуемые результаты, как положительные, так и отрицательные. Поэтому, нельзя ограничивать и необходимо поощрять стремления персонала, вовлеченного в работу с ней, к творческим изысканиям и поиску новых путей ее применения с одной стороны. С другой стороны, требуется уделять максимум внимания оценке потенциальных последствий их применения для того, чтобы как можно раньше принять решение о скорейшем развитии или прекращении работ в этом направлении. Как правило, люди, обладающие необходимыми для продуктивной работы с потенциальными системами креативными способностями не являются, в то же время хорошими организаторами и администраторами. Поэтому, команда должна быть составлена как из людей, генерирующих идеи, так и из людей, направляющих эти идеи в русло стратегии организации. - Стратегические системы
Эти системы, в силу своей значимости, должны эксплуатироваться командами, сформированными из людей обладающих способностями к тщательному анализу, планированию и неукоснительному следованию разработанным планам. Но при этом, приоритет должен отдаваться не планам как таковым, а целям, достижению которых они служат. Поэтому, анализ и планирование должны быть неотъемлемыми функциями команды гарантированными соответствующей мотивацией. Только такая команда будет способна гарантированно обеспечить работу системы, обеспечивающую достижение организацией ее стратегических целей. - Ключевые системы
«Контроллер» – наиболее подходящее название для руководителя, отвечающего за работу ключевых систем. Обеспечение качества выполняемых работ и их эффективности должно обеспечиваться, в первую очередь, за счет неукоснительного соблюдения правил работ и следования разработанным процедурам. Основной задачей менеджера на этом участке является достижение стабильности, что не допускает привлечения к руководству людей с задатками предпринимателя. - Вспомогательные системы
При эксплуатации систем этого класса, наиболее оптимальным может считаться «реактивный» подход – ничего не делать до тех пор, пока не возникнет проблема. В данном случае, удовлетворение сиюминутных потребностей клиента (внутреннего или внешнего) более важно, чем прогнозирование и планирование долгосрочных действий. Высшее руководство должно ставить целью управления вспомогательными системами недопущение превращения мелких проблем, возникающих в процессе ее эксплуатации, в серьезные проблемы организации.
Для того, чтобы правильно оценить насколько полно система соответствует требованиям бизнеса в процессе эксплуатации, и верно выбрать момент для инициализации процесса создания новой системы или модернизации существующей, необходимо постоянно осуществлять ее мониторинг.
В первую очередь, необходимо оценивать именно те свойства системы, ради которых она создавалась, т.е. насколько ожидаемые преимущества оказываются достигнуты благодаря эксплуатации системы. При этом, все время необходимо производить сравнения не только с целями, которые были в момент внедрения системы, но и цели, которые уже сформулированы в качестве стратегических на следующий период.
В процессе мониторинга необходимо оценивать не только измеримые показатели, такие как:
· Рост продуктивности
· Рост доли рынка
· Рост производительности
· Снижение операционных расходов
· Снижение расходов на вычисления, приобретение, рабочих, клерков/специалистов, оборудование, помещения.
· Замедление роста расходов
· и другие показатели
но и множество неизмеримых показателей:
· Оптимизация управления ресурсами
· Возросшая гибкость
· Более своевременная, верная, адекватная и т.д. информация
· Рост профессионального уровня персонала
· Рост заинтересованности и удовлетворенности персонала
· Соответствие нормам
· Рост удовлетворенности клиентов
· Улучшение имиджа фирмы
· и др.
Для того, чтобы подытожить общие принципы применения методологии жизненного цикла при создании информационных систем различного назначения, попытаемся их представить в виде следующей таблицы:
| Потенциальные ИС
| Стратегические ИС
| Ключевые ИС
| Вспомогательные ИС
|
Инициация
| Свободная и открытая. Некоторое ограничение средств
| Тщательное, детальное планирование с применением инструментов стратегического анализа. Сильный менеджмент.
| Следование за технологиями. Последовательное внедрение и следование стандартам. Педантичное управление проектом
| Использование внешних служб, где возможно. Свобода пользователю.
|
Анализ потребностей
| Неформальны, творческий. Применение прототипов
| Креативный и широкий. Тщательное документирование и отслеживание результатов в контрольных точках
| Полный по возможности. Особое внимание эффективности и совместимости
| Ограничение лишь самыми необходимыми потребностями и изоляция от других систем.
|
Создание (Тех. дизайн, + создание, + тех.тестиро-вание)
| Быстрое и итеративное. Использование экспертов для оценки потенциала и слабых мест
| Инновационное, но тщательно спланированное и быстрое. Ограниченное использование прототипов.
| По заказу или приобретение готовых решений где возможно. Внимание на эффективное расходование средств.
| Избежание излишних усилий.
Использование готовых решений, Outsourcing или создание пользователями
|
Проверка функциониро-вания
| Неформальная
| Хорошо спланированное с фокусом на удовлетворение бизнес-потребностей.
| Всестороння, с фокусом на экономическую эффективность
| Работает ли?
Под ответственность пользователей.
|
Внедрение и эксплуатация
| Пользователи должны полагаться на свою собственную оценку
| Очень аккуратное, но быстрое и решительное. Тщательная подготовка персонала.
| Тщательное, с обеспечением дублирования для гарантии верности результатов. Обеспечение совместимости с другими системами
| Минимальные усилия лишь для обеспечения самостоятельности пользователей
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: