X. Раскол в Русской православной церкви
8. Грамота, пожалованная царем Михаилом Федоровичем голландской земли гостю Андрею Денисьевичу Виниусу и торговым людям: брату его Аврааму и Елисею Ульянову Вылкенсу (Вилькенсону), на устройство первого в России вододействующего железного завода (1632 г., февраля 29)
Божиею милостию мы великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец и отец наш великий государь святейший Филарет Никитич, божиею милостию патриарх Московский и всеа Русии, пожаловали есмя Галанские земли гостя Ондрея Денисьева сына Виниюса, да торговых людей Аврама Денисьева сына Виниюса, да Елисея Ульянова сына Вылкенса, что били нам челом и отцу нашему великому государю святейшему Филарету Никитичу, патриарху Московскому и всеа Русии, они Ондрей и Аврам и Елисей, чтоб нам их пожаловать велеть им делать из железной руды меж Серпухова и Тулы на трех реках и впредь где они места приищут, которыя к железному делу будут годны, всякое железо мелнишным заводом и мы великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец и отец наш великий государь святейший Филарет Никитич божиею милостию Патриарх Московский и всеа Русии пожаловали их Ондрея и Аврама Виниюса и Елисея Вылкенса, велели им из железныя руды дать делать всякое железо на десять лет безоброчно, а делать им велели против их Ондреева и Аврамова и Елисеева челобитья меж Серпухова я Тулы на трех реках: на речке Вошане, да на речке на Скниге, да на речке на Вороне и вперед где они Ондрей и Аврам и Елисей места приищут, которые к тому железному делу будут годны, оприч монастырских и боярских и дворянских поместных и вотчинных земель, на наших на порозжих землях и мельницы на тех местах ставить и железо на всякие статьи плавить и лить и ковать пушки и ядра и котлы и доски и разное прутье и всякое железное дело делать поволили, а те мельницы и всякое железное дело указали им Ондрею и Авраму и Елисею заводить своим заводом, а покаместа они Ондрей и Авраам и Елисей на тех угожих местех мелниц не поставят и железнаго дела делать не учнут или в те урочные лета будет наша служба и за службою тово железново дела будет им делать нельзя и тех лет в урочные в десять лет зачитать им не велели. А как они Ондрей и Аврам и Елисей на тех реках мельницы и всякие заводы заведут и учнут делать и как железо пойдет из дела, а про наш обиход из того железа что будет годно, и у них Ондрея и Аврама и Елисея велели взять на четыре года всякое железо по цене: прутовое и в ядрах пуд по тринадцати алтын по две деньги, а досчатое по двадцати по шести алтын по четыре деньги, а в пушках по двадцати по три алтына по две деньги пуд, а то железо, которое пригодится про наш обиход, имать у нево велели где они Ондрей и Аврам и Елисей учнут железо делать, и с того железа, которое мы укажем имати про свой обиход наших государевых пошлин у него Ондрея имать не велели, а будет после тех четырех лет до тех урочных десяти лет будет железо в торгу дешевле той их Ондреевы и Аврамовы и Елисеевы уговорной цены и у них в нашу казну всякое железо велели имать пуд перед торговою ценою с убавкою как мочно, а на то всякое железо, которое на наш обиход возьмут, пожаловали их Ондрея и Аврама и Елисея, велели им дать на задаток из нашие большие казны три тысячи рублев и вперед им в те урочные десять лет велели давать ежегод по томуж по три тысячи рублев, а в которой год железо про наш обиход не пригодитца и у него у Ондрея и Аврама и Елисея за те задаточны деньги велели в свою Государеву большую казну имать ефимками по цене по чему тово году учнут покупать ефимки у Архангельского города, а что у них Ондрея и Аврама и Елисея в те урочные десять лет всякого железа за нашим расходом будет влишке и им то всякое железо поволили продавать на сторону всяким людям и возить в свою Галанскую землю и в те десять лет как они мелницы на реках поставят и железо учнут плавить и ковать и всякое железное дело делать и той железной руды иноземцам и руским людям ни где никому на откуп и без откупу отдавать и мелниц ставить и всякого жедезнаго дела мелнишным заводом делать и за море возить никому не велели, и как те урочные десять лет выдут и те места, где у них железных руд дело будет, и которые места они вперед приищут в наших порозжих землях, пожаловали их Ондрея и Аврама и Елисея велели дать из оброку им же Ондрею и Авраму и Елисею, а оброк на них велим положить по нашему разсмотрению как мочно, а железо в свою государеву казну велели у них имать вновь по уговорной цене как мочно, а будет они Ондрей и Аврам и Елисей на наших порозжих местах нигде места на железное дело не обыщут, а обыщут где на монастырских на вотчинных землях или на боярских и на дворянских и у всяких чинов людей и те им земли поволили у них у ково приищут наймовать погодно или имать на оброк как у них с кем заговор будет, а тем мелнишным заводам где у нас будет железное дело, в те урочные десять лет или после урочных лет где они возмут на оброк, владети им Ондрею и Авраму и Елисею самим, а на сторону без нашего указу не продать и не заложить и никому не отдать.
Подпись у Грамоты дьяка Степана Кудрявскова.
Стоскова Н. Н. Первые металлургические заводы Росии. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – С. 97-98
X. Раскол в Русской православной церкви
- Церковь и государство в XVII в. - Церковная реформа Никона - Движение старообрядцев Литература Барсуков Н. А. Соловецкое восстание (1668-1676). - Петрозаводск, 1954. Борисов Н. С. Церковные деятели средневековой Руси XIII-XVII вв. - М., 1988 Вовина В. Г. Патриарх Филарет // Вопросы истории. - 1991. - № 7, 8 Волков М. Я. Русская Православная Церковь в XVII веке // Русское православие: вехи истории. - М., 1989 Зазыкин М. В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. - М., 1995 Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. - М., 1996. – Т. 1, 2
Карцов В. Г. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России. - Калинин, 1971. - Ч. 1 Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви. - М., 1996. – Кн. 7 Никольский Н. М. История русской церкви. - М., 1985 Патриарх Никон – Протопоп Аввакум. - М., 1997 Преображенский А. А. О православной церкви в истории России XVII века // Православная церковь в истории России. - М., 1991 Робинсон А. Н. Борьба идей в русской литературе XVII в. - М., 1974 Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. - М., 1986 Румянцева В. С. Патриарх Никон и Соборное Уложение 1649 г. // Реформы в России: XVI-XIX века. - М., 1992 Скрынников Р. Г. Крест и корона: Церковь и государство на Руси IX-XVII вв. - СПб., 2000 Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). - М., 1998 Вопросы и задания к документам 1. Охарактеризуйте государственную политику по отношению к церкви. (1) 2. Какими привилегиями в области судопроизводства пользовалась церковь, в чем они были ущемлены? (1-гл. XII, XIII) 3. Какие ограничения введены Соборным уложением на рост церковного землевладения? (1-гл. XVII, ст. 42, 43) 4. Как повлияла на экономические интересы церкви посадская реформа (см.: IX -1-гл. XIX, ст. 1, 3, 5, 9, 13) 5. Охарактеризуйте личность протопопа Аввакума и его сподвижников. (2; 3) 6. Как начинался церковный раскол? (2) 7. В каких формах развивалось староверческое движение? (4-6) 8. Против чего выступали старообрядцы, каково было их отношение к официальной церкви и светской власти? (2-8) 9. Какие меры предпринимали церковные иерархи для борьбы с расколом? (2-8)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|