Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

X. Раскол в Русской православной церкви




8. Грамота, пожалованная царем Михаилом Федоровичем голландской земли гостю Андрею Денисьевичу Виниусу и тор­говым людям: брату его Аврааму и Елисею Ульянову Вылкенсу (Вилькенсону), на устройство первого в России вододействующего железного завода (1632 г., февраля 29)

 

Божиею милостию мы великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец и отец наш великий государь святейший Филарет Никитич, божиею милостию патриарх Московский и всеа Русии, пожаловали есмя Галанские земли гостя Ондрея Денисьева сына Виниюса, да торговых людей Аврама Денисьева сына Виниюса, да Елисея Ульянова сына Вылкенса, что били нам челом и отцу нашему ве­ликому государю святейшему Филарету Никитичу, патриарху Москов­скому и всеа Русии, они Ондрей и Аврам и Елисей, чтоб нам их пожа­ловать велеть им делать из железной руды меж Серпухова и Тулы на трех реках и впредь где они места приищут, которыя к железному делу будут годны, всякое железо мелнишным заводом и мы великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец и отец наш ве­ликий государь святейший Филарет Никитич божиею милостию Патриарх Московский и всеа Русии пожаловали их Ондрея и Аврама Виниюса и Ели­сея Вылкенса, велели им из железныя руды дать делать всякое железо на десять лет безоброчно, а делать им велели против их Ондреева и Аврамова и Елисеева челобитья меж Серпухова я Тулы на трех реках: на речке Вошане, да на речке на Скниге, да на речке на Вороне и вперед где они Ондрей и Аврам и Елисей места приищут, которые к тому железному делу будут годны, оприч монастырских и боярских и дворянских поместных и вотчинных земель, на наших на порозжих землях и мельницы на тех местах ставить и железо на всякие статьи плавить и лить и ковать пушки и ядра и котлы и доски и разное прутье и всякое железное дело делать пово­лили, а те мельницы и всякое железное дело указали им Ондрею и Авраму и Елисею заводить своим заводом, а покаместа они Ондрей и Авраам и Ели­сей на тех угожих местех мелниц не поставят и железнаго дела делать не учнут или в те урочные лета будет наша служба и за службою тово железново дела будет им делать нельзя и тех лет в урочные в десять лет зачи­тать им не велели. А как они Ондрей и Аврам и Елисей на тех реках мель­ницы и всякие заводы заведут и учнут делать и как железо пойдет из дела, а про наш обиход из того железа что будет годно, и у них Ондрея и Аврама и Елисея велели взять на четыре года всякое железо по цене: прутовое и в ядрах пуд по тринадцати алтын по две деньги, а досчатое по двадцати по шести алтын по четыре деньги, а в пушках по двадцати по три алтына по две деньги пуд, а то железо, которое пригодится про наш обиход, имать у нево велели где они Ондрей и Аврам и Елисей учнут железо делать, и с того железа, которое мы укажем имати про свой обиход наших государевых пошлин у него Ондрея имать не велели, а будет после тех четырех лет до тех урочных десяти лет будет железо в торгу дешевле той их Ондреевы и Аврамовы и Елисеевы уговорной цены и у них в нашу казну всякое железо велели имать пуд перед торговою ценою с убавкою как мочно, а на то всякое железо, которое на наш обиход возьмут, пожаловали их Ондрея и Аврама и Елисея, велели им дать на задаток из нашие большие казны три тысячи рублев и вперед им в те урочные десять лет велели давать ежегод по томуж по три тысячи рублев, а в которой год железо про наш обиход не пригодитца и у него у Ондрея и Аврама и Елисея за те задаточны деньги велели в свою Государеву большую казну имать ефимками по цене по чему тово году учнут покупать ефимки у Архангельского города, а что у них Ондрея и Аврама и Елисея в те урочные десять лет всякого железа за нашим рас­ходом будет влишке и им то всякое железо поволили продавать на сторону всяким людям и возить в свою Галанскую землю и в те десять лет как они мелницы на реках поставят и железо учнут плавить и ковать и всякое железное дело делать и той железной руды иноземцам и руским людям ни где никому на откуп и без откупу отдавать и мелниц ставить и всякого жедезнаго дела мелнишным заводом делать и за море возить никому не ве­лели, и как те урочные десять лет выдут и те места, где у них железных руд дело будет, и которые места они вперед приищут в наших порозжих землях, пожаловали их Ондрея и Аврама и Елисея велели дать из оброку им же Ондрею и Авраму и Елисею, а оброк на них велим положить по наше­му разсмотрению как мочно, а железо в свою государеву казну велели у них имать вновь по уговорной цене как мочно, а будет они Ондрей и Аврам и Елисей на наших порозжих местах нигде места на железное дело не обы­щут, а обыщут где на монастырских на вотчинных землях или на боярских и на дворянских и у всяких чинов людей и те им земли поволили у них у ково приищут наймовать погодно или имать на оброк как у них с кем заговор будет, а тем мелнишным заводам где у нас будет железное дело, в те урочные десять лет или после урочных лет где они возмут на оброк, владети им Ондрею и Авраму и Елисею самим, а на сторону без нашего указу не продать и не заложить и никому не отдать.

Подпись у Грамоты дьяка Степана Кудрявскова.

 

Стоскова Н. Н. Первые металлургические заводы Росии. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – С. 97-98

 

 

X. Раскол в Русской православной церкви

 

- Церковь и государство в XVII в.

- Церковная реформа Никона

- Движение старообрядцев

Литература

Барсуков Н. А. Соловецкое восстание (1668-1676). - Петрозаводск, 1954.

Борисов Н. С. Церковные деятели средневековой Руси XIII-XVII вв. - М., 1988

Вовина В. Г. Патриарх Филарет // Вопросы истории. - 1991. - № 7, 8

Волков М. Я. Русская Православная Церковь в XVII веке // Русское православие: вехи истории. - М., 1989

Зазыкин М. В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. - М., 1995

Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. - М., 1996. – Т. 1, 2

Карцов В. Г. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России. - Калинин, 1971. - Ч. 1

Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви. - М., 1996. – Кн. 7

Никольский Н. М. История русской церкви. - М., 1985

Патриарх Никон – Протопоп Аввакум. - М., 1997

Преображенский А. А. О православной церкви в истории России XVII века // Православная церковь в истории России. - М., 1991

Робинсон А. Н. Борьба идей в русской литературе XVII в. - М., 1974

Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. - М., 1986

Румянцева В. С. Патриарх Никон и Соборное Уложение 1649 г. // Реформы в России: XVI-XIX века. - М., 1992

Скрынников Р. Г. Крест и корона: Церковь и государство на Руси IX-XVII вв. - СПб., 2000

Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). - М., 1998

Вопросы и задания к документам

1. Охарактеризуйте государственную политику по отношению к церкви. (1)

2. Какими привилегиями в области судопроизводства пользовалась церковь, в чем они были ущемлены? (1-гл. XII, XIII)

3. Какие ограничения введены Соборным уложением на рост церковного землевладения? (1-гл. XVII, ст. 42, 43)

4. Как повлияла на экономические интересы церкви посадская реформа (см.: IX -1-гл. XIX, ст. 1, 3, 5, 9, 13)

5. Охарактеризуйте личность протопопа Аввакума и его сподвижников. (2; 3)

6. Как начинался церковный раскол? (2)

7. В каких формах развивалось староверческое движение? (4-6)

8. Против чего выступали старообрядцы, каково было их отношение к официальной церкви и светской власти? (2-8)

9. Какие меры предпринимали церковные иерархи для борьбы с расколом? (2-8)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...