Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Извет попа Василия Федорова митрополиту сарскому и подонскому Павлу на вязниковских пустынников (1665 г., апреля 24)




4. Извет попа Василия Федорова митрополиту сарскому и подонскому Павлу на вязниковских пустынников (1665 г., апреля 24)

 

173 года, апреля в 24 день, преосвященному Павлу, митрополи­ту сарскому и подонскому, извещал словесно города Ярополча, Вязниковские слободы, Введенскаго девичьяго монастыря поп Василей Федоров — за рекою де за Клязмою в бору поселились незнама какие люди, старцы и бельцы, и келии поставили, и в земле норы поделали, и к церкви божии не ходят, и людем к церкви бо­жии ходить не велят. И которые у них помирают и бес причастия и бес покаяния, и тех у церкви божии не погребают, а погребают в лесу бес попа сами. И про церкви божии говорят, что де от церкви святыня отошла, и называют церкви простыми храминами, и не велят никому к церкви ходить, и причастия приимать не велят. А кто де у них побывает или у кого они побывают в дому и кус хле­ба съесть дадут, и те люди все к ним и обрятятца, и к церкви бо­жии не ходят, и отцов духовных ни в чем не слушают, и на покая­ния не приходят и с святынею ни с какою к себе в дома не пуска­ют; а кто де к ним с святынею и приидет, и они де перехоронятца, из двора уйдут, а к святыни не приходят. А про тое пустыню ведает Вязниковские слободы покровской протопоп Меркурей Гри­горьев и Благовещенскаго монастыря игумен Моисей. И к тем лю­дям они ходят, и служат они по старым служебником, и церкви святят, и антимисы пришивают к срачицам под индитию. И кто по новым служебником служит, и он игумен и протопоп на исповедь к тем священником ходить не велять. А (в) Введенском девиче монастыре стариц двесте слишком; и как де он, поп Василей, слу­жит по новым служебником, и на его де неделях нихто не причащаютца из стариц; а товарищ де его, поп Лев Матвеев, служит по старым служебником, и стар(и)цы де на его неделях и причащаютца.

 

Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий

 (период феодализма). – М.: «Высшая школа», 1973. – Ч. IV. – С. 34

 

 

5. Извет старца Серапиона царю Алексею Михайловичу на                                          вязниковских пустынников (1666 г. )

 

Царю государю и великому князю Алексею Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, бьет челом и извещает старец Серапион на новых еретиков, на богомерских пустынников и на лживых учителей. В прошлых, государь, годех, по твоему великого государя указу, приеждял на Вязники Аврам Никитич Лопухин тех ради богомерских пустынников, и я ему тех бо­гомерских пустынников указывал за Клязьмою рекою в бору, и которые были приведены моево указу, и Аврам Никитич по разсмотрению указ чинил им. И в то время тех богомерских пустынников много разбежалося. И, ехав к Москве, Аврам Никитич и мне тех пустынников велел проведывать и тебе великому государю извещать. И в то время, государь, жила в тех пустынях богомерская черница Евпраксейка з богомерским чернцем Вавилком, ко­торый в Вязниках сожжен за свою глупость. И та черница в то время бежала с своим злым прибором, а ныне та черница живет в Гороховском уезде, в бору, за Рамешками, на истоке на Варяпе. И в тех Рамешках есть деревня Гладка, и в той деревне живет му­жик Рамашко Андреев, и тот Рамашко ту богомерскую черницу Евпраксейку назирает и покоит. Да в то же время, государь, был пойман мужик Тимошка чернополец Вязниковския слободы, и тот Тимошка повинился и клялся, что ему впредь тово не творити; и Аврам Никитич тому поверил, велел ему жить попрежнему на посаде; а ныне тот Тимошка горшее и прежнева творит — ходит он по городам, и по селам, и по деревням, а на Вязники на время приходит, а людей он от веры христианския вельми отвращает. Да в то же время, государь, был пойман мужик с теми богомерскими пустынниками Стенька, Ивана Лисина сын, из Шуи града, и в то время тот Стенька богомерским пустынникам кельи устраивал и всяких людей из миру превращал и к ним в пустыни привозил; и в то время тот Стенька повинился и клялся вельми того не тво­рить, и Аврам Никитич, тому поверя, отпустил, а ныне тот Стень­ка горшее и перваго творит — покинул он дом свой, и отца, и матерь, и жену, и дети, а живет он тайно в Суздальском уезде в дуброве у сына боярского, у Якова Афанасьева сына Евского, а к той богомерской чернице Евпраксейке ездит попрежнему. Да в то же время, государь, в тех же пустынях жили черницы: черница Екатеринка, да черница Феврошка, да черница Евпрак­сейка и иныя многия с ними; и в то время те черницы ушли, а ныне они живут в Суздальском уезде, в селе Иванове; поставили кельи у сродичев своих на огородах близ монастыря мужескаго Покрова Пресвятыя Богородицы. И в том монастыре в начальни­ках живет черный поп Евфимей, и тем он беглым пустынницам молчит, и на них не извещает. А те черницы живут пустынным бо­гомерским житием, к церкви божией не ходят, а которые временем и приходят — на лже послушествуют; а которыя черницы поми­рают без причастия святых таин, и тех поп Евфимей погребает их у себя в монастыре. А в том монастыре есть черный диякон Лукьян, и тот черный диякон Лукьян людей он учит благим и правым учением, а сам такожде творит, и тому он черному попу Евфимею говорил: что де ты, батко Евфимей, тем богомерским пустынницам молчишь, не извещаешь на них? И он Евфимей поп того диякона бил вельми и до крови; тому диякону Лукьяну не велит служить и в церковь его не пущает, чтоб он ево пенья не слышал. И говорит он поп Евфимей такие речи людем, прещает их: я де по новым книгам не служу и впредь не хочу служить. И в том селе, госу­дарь, Иванове живет поп Михайло Давыдов, и людей он учит бла­гим и правым учением, а сам такожде творит; и тому он попу Ев­фимею говорил: что де ты, батко Евфимей, людей соблажняешь, не крестишься истинным крестом, который крест святии отцы уло­жили, тремя персты? И он ему про то поп Евфимей говорил: бадье де своей указывай! Я де тех каверз не боюся. Михайло поп ему го­ворил: сам де ты в погибель идешь и людей подле себя губишь. И он тово поп Евфимей не слушает. Да есть, государь, в том же селе Иванове дьячек Фетка Сергеев, и тот Фетка ходит к тем бого­мерским черницам, которыя бегли ис пустыни, утверждает их на богомерский путь, и по деревням он ходит, а людей от веры христианския отвращает и хулит он велми новоисправленыя святыя книги. Да есть, государь, в Суздальском же уезде пустыня святых верховных апостол Петра и Павла на Сахтышском озере; в началь­никах живет богомерский черный поп Александришче; и тот бого­мерский черный поп Александришче творит горшее всех пустынни­ков и лживых учителей — на Христа истиннаго бога нашего возглаголет хулы; говорит он такия речи братье своей, за столом си­дя: в нынешнее де время Христос не милостив, пришных на покая­ние не приемлет; а в мир он такия же речи испущает. И я ему то оспорил: батко Александр, не прельщайся, ни людей не соблажняй, Христос истинный бог наш милостив, как в прежние времена, так и в последния истинно кающихся приемлет. И он мне говорил: в преж де то, не в нынешнее де время было. А которые, государь, ево советники — чернец Ионишче да чернец Герасимко вор — на меня заскрежетали зубы своими, что псы на зайца, что я его оспо­рил ту богомерскую речь. А где, государь, весть падет про тех богомерских лживых учителей, и я туды пойду проведывать, и они им весть подают, норовя тем лживым учителем. Да умножилося, государь, ныне по деревням пустынь; горшее и лесных пустынников творят. Есть, государь, деревня Качкарово, от того же села Ива­нова пять верст; и в той деревене живут мужики богомерские Микифорко Захаров да Фетка Иванов с товаришчи, и к тем мужиком прибежище богомерским пустынником и лживым учителем; и в той деревне обретается богомерское училишче. Да есть, государь, Терешково — от тое деревни Качкарова две версты — и в той деревне жил мужик Андрюшка Никитин, а ныне тот Андрюшка дом  свой покинул и дети, ходит он по деревням в Ярополческом уезде и по иным странам; а тот Андрюшка великий отступник веры христианския; сопротивник он здравому истинному учению и хульник новоисправленным святым книгам. Да есть, государь, деревня Ра­менье, и в той деревне живет мужик Фетька Парамонов, и х тому Фетьке прибежишче богомерским пустынником и лживым учителем; и того Фетьки в дому обретается богомерское училишче; а та деревня Раменье за Клязьмою рекою в Суздальском же уезде, от Богоявленской слободы три версты. Да есть, государь, деревня Крутовка, и в той деревне живет мужик по прозванию Вага Яков­лев с товаришчи; и в той деревне прибежишче богомерским пустын­ником и лживым учителем; и в той деревне обретается богомерское училишче. Да есть, государь, деревня Ширлиха, от Кляземского городка пять верст, в Суздальском же уезде, и в той деревне живет мужик Евдокимко Стефанов, и тот Евдокимко велий сопротивник здравому истинному учению и хульник новоисправленным святым книгам; да была, государь, у того Евдокимка сестра Манька, и та Манька выдана в деревню Голышево за Сеньку Леонтьева, и та Манька мужа своего Сеньку преотвратила на богомерский свой путь и всю деревню от церкви божией отвратила, и в той деревне прибежишче богомерским пустынником и лживым учителем. Да есть, государь, деревня Хорошево в Гороховском уезде, от Крачкова села три версты, и в той деревне живет мужик Илюшка, и у того Илюшки была дочь черница Екатеринка, а жила она в Гороховце в девичье монастыре, и та черница Екатеринка ушла в пустыни и свела с собою черницу Маремьянку, а живут оне за Раешками в бору, где живет богомерская черница Евпраксейка сво­им злым прибором. Да есть, государь, у того же Илюшки сын Фом­ка, и тот Фомка к своей сестре в бор ездит и запас возит, и в той деревне прибежишче богомерским пустынником и лживым учите­лем, и в той деревне обретается богомерское училишче. Есть, го­сударь, богомерский чернец Мокейко — ис тое деревни мало их выходит. Да есть, государь, село церковное в Суздальском уезде, в том селе живет поп Иван, велий сопротивник истинному здраво­му учению и новоисправленным святым книгам, и того ради он, поп Иван, от церкви божией отстал и живет он со крестьяны на пашне в селе церковном, а деревень много отвратил от веры хри­стианския, а учение ево таковое: кто де перекрестится тремя пер­сты, тот де человек пойдет к сотоне; уже де на том человеке антихристова печать станет. А деревням, государь, я и мужикам имен не имлю того ради, что богомерский поп Александр, да чернец Илнище, да чернец Герасимко вор весть подали ту, что я хожу тех ради богомерских и лживых учителей и на них извещаю, и я, государь, того ради в село церковное и в деревни итти не смею, что им весть подана: желаемого не получить, а самому погибнуть.

А от тех, государь, богомерских пустынников и лживых учителей сходит в мир такое учение: не велят женитися, ни мужем ж же­нами жити, ни попов в дом пущати, ни к церквам божиим не велят ходити, ни причашчатися святых пречистых тайн, и младенцев не велят крестити, и твоему царскому величеству хула идет велия от них, и много к их богомерскому учению людей прикланяется; а ко­торая, государь, хула идет от них на святыя божия церкви и святыя пречистыя тайны, и на святое крещение, и твоему царскому величеству хула идет, того, государь, нельзя писать, ни усты чело­веческими глаголати; ни в древних еретиках такия ереси не слы­хано. Милосердый государь царь и великий князь Алексей Михайло­вич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожалуй ме­ня, богомольца своего, вели, государь, меня втайно спрошать про их богомерскую ересь. Царь государь, смилуйся.

 

Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий

(период феодализма). – М.: «Высшая школа», 1973. – Ч. IV. – С. 35-38

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...