Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. Документы Посольского приказа о раскольниках (1657 г.)




6. Документы Посольского приказа о раскольниках (1657 г. )

 

Выпись из отписки ростовского митрополита Ионы патриарху Никону о «расколоучителе» Силе Богданове с учениками

В нынешнем во 165-м году генваря в 13 день писал к великому госу­дарю святейшему Никону, патриарху Московскому и всеа Великия  и Малыя и Белыя Росии Иона митрополит Ростовский. В нынешнем же де во 7165-м году ведомо де ему учинилось в Ростове на посаде объявились церковные розвратники Силка, прозвищем Богдашко, портной мастеришко со ученики своими. В соборную и к приходцким церквам к пению не стали ходить, и многих православных християн от соборные и от приходцких церквеи отлучать, чтоб не ходили. И он митрополит посылал по того Силку протодьякона Григорья с товарыщи. А велел его сыскать и поставить перед собою. И генваря ж де в 3 день того Силку сыскали и к нему митрополиту привели. И он митрополит про то ево Силку, что он в соборную и в приходцкие церкви к пению не ходит и многим православным християном ходить не велит, допрашивал. И он де Богдашко ему митрополиту говорил многие неистовые слова. И генваря ж в 4 день велел ево привесть в соборную церковь при воеводе и при многих людех, и велел ево к Спасову образу и Пречистые богородицы, и к ростов­ским чюдотворцом привести, и поклонитися. И он Богдашко Спасо­ву образу и Пречистые богородицы, и чюдотворцом не поклонился, и не приложился, а называл чюдотворцов куклами. И того ж числа соверша он митрополит божественную литоргию, велел ево Силку привесть в соборную церковь при властех да при воеводе ж, и при госте Василье Шорине, и при земских старостах, и при многих людех. И взяв животворящии крест, при всем народе многожды его Богдашку ко кресту приводил, чтоб он поклонился и приложился, и святою водою кропил. И он Богдашко ко кресту не пошол, и от святые воды пал на землю, и Спасову образу не поклонился ж, и к образу Пречистые богородицы не пошел. И про великого государя святеишаго Никона патриарха говорил всякие неистовые слова, и ево митрополита всякими словами поносил.

А ученики де ево Богдашковы ростовец посадцкои человек Фетка Логинов сын Голицына да Олешка Посников сын Шалдова сысканы ж. И Фетка ко кресту не пошел же было, и он митрополит велел ево сослать под начал в Богоявленскои монастырь. И как ево Фетку велел он митрополит ис под начала взять, и в соборную церковь привести, и он де Фетка подал ему повинную скаску за рукою отца своего духовного, и ту Феткину скаску и Силкины про­звище Богдашка допросные речи за руками послал он митрополит под отпискою.

Выпись из расспросных речей Силы Богданова в Ростове

И в Силкиных роспросных речах написано против митрополича вспросу, что митрополит ево вспросил, за что он в соборную и к приходцким церквам к пению не ходит и многих православных християн от соборныя церкви отвращает. И Богдашко сказал: за то де он в соборную церковь не ходит и многим людем ходить не велит, поют де в неи еретики. И он митрополит проклят и со отцем своим, и учения их не слушает, переложили де вы истинну на лжу, церковное пение отставили и святых отец седми соборов, и возлю­били осмои собор[74] и еретическую папежскую веру. Не пастыри де вы, но волцы, хищницы и возлюбили сладкую толстую пищу, и уче­ние де ваше ложное и развращенное. А от мощеи де Филиппа мит­рополита чюдес не бывало. Кому де вы четки велите взять и сол­гать, чтоб господь простил молитвами чюдотворца Филиппа да Иг­натия Ростовского чюдотворца. Вы де Иона митрополит не мощи перенес, куклу. И соборные церкви сотворили вы вертеп разбоиником, и анбон розломали, а имянуетца то Символ. Личины вы свои пишете на иконы, а служба ваша игралище, а не служба; вы мучи­тели, а не учители, не истинно вы взошли на святительскои престол, великою мздою, давали по тысечи и по две. Еретики вы востали новгородцкие и боле. Преже сево были сынове света, а ныне вы сынове неприязнении и суда царева; и отца вашего патриарха не боюся. А вы лживые пророки, таков же лживои пророк, крещен­скую воду на что отставили, стали ходить в навечерии[75]. Нового вы отца возлюбили, а старого не знаете. И не почитаю лживого отца вашего патриарха, и благословения вашего не приимаю, и про­клятия не боюсь, и учения не слушаю.

 Вы волцы и хищницы не щадите стада, не ведаю, которого бо­га вы чтите и с отцем своим беснуетеся: в церкви божии у вас игра­лище[76], светы вы вечернии, а не дневные и обманщики, что ваше блистание. Соблазн ваш не утаитца, и тот ваш большои шиш, которои вами владеет. Не может меня нихто кроме Иеросалима погубити. И Пасху вы и книги переменили, и сети в мир пустили, и от падших мест чины сыскали. Да как везли Филиппа митрополита и в то время Варлама митрополита не допустил бог, душу ево взял к себе, что у вас в ту пору были плутни около Филиппа митрополи­та, потому бог душу ево и взял от вас плутников. В больших вас еретиках стала быть ересь, а потому и многие с вами стали быть.

А как бы де стала быть ересь в малых, так бы и прижали. Яз не слушаю лживаго пророка отца вашего, бегает красоты ради человеческия ища нынешняго царствия и красоты, и толстыя пищи. И вербу и осля не по старому ведут[77], все взяли от сатаны, а не от святаго Духа восприяли. А православным християном причащатися он не велит, что на просвирах кресты не по старому[78], положили вы крыжи папежские веры, и православную веру вы потеряли.

 

Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. –           М.: Наука, 1986. –С. 223-225 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...