Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава V. Комедия Аристофана




1. Arist., Poet., 2, 1448a 1 и IV, 1448b 24.

2. Arist., Part. an., G 10, 673a 8, 28.

3. Plat., Symp., 223 D.

4. Plat., Phileb., 50 B.

5. Таково было суждение о комедии Аристофана в течение последних веков классической античности. Тогда ей предпочитали «новую комедию» Менандра, т. е. искусство, куда более близкое социальной обстановке и интеллектуальной культуре того времени. «Сравнение Аристофана и Менандра», принадлежащее Плутарху, — красноречивое свидетельство этого предпочтения, которое представляется нам неисторическим, при том что оно преобладало до XIX века. Это отношение возникло благодаря методике греческой пайдейи в конце античности и лежащим в ее основе нравственным и культурным критериям.

6. См. P. Friedländer, Aristophanes in Deutschland, в Die Antike, VIII, 1932, S. 233 слл., о том, как начали по-настоящему понимать комедию Аристофана, — прежде всего Гаманн, Лессинг, Гёте.

7. Arist., Poet., 5, 1449a 37 слл.

8. См. A. W. Pickard-Cambridge, Dithyramb, Tragedy and Comedy, Oxford, 1927, p. 225 слл.

9. Древний комический поэт Кратин был знаменит своими политическими сатирами на Перикла. Название одной из его комедий — 'Arc…locoi — доказывает, что он сознательно шел по стопам этого великого мастера сатиры.

10. В 487 году. См. E. Capps, The Introduction of Comedy into the City Dionysia в Decennial Publications of the University of Chicago, 1st series, vol. VI, Chicago, 1904, p. 261 слл.

11. Это, разумеется, не мешает нам принять версию о независимом происхождении первых формальных элементов комедии, как их исследовал Ф. Зелинский (Th. Zielinski, Die Gliederung der altattischen Komödie, Leipzig, 1885.

12. См. Hor., sat., I, 4; Quint., X, 1, 66; De diff. com., 3 (p. 4, Kaibel).

13. См. парабасу «Всадников» Аристофана, 507 слл., прежде всего 525 слл.

14. Equites, 535.

15. Ach., 738.

16. Equites, 539.

17. Nub., 537 слл.

18. Nub., 549.

19. См. с. ъъ.

20. De diff. com., 3 (p. 4, Kaibel).

21. Plat., Resp. 563 A.

22. См. Alfonso Reyes, La critica en la edad Ateniense, Mexico, 1941.

23. Plat., Phileb. 49 C.

24. См. с. ъъ.

25. См. Gilbert Murray, Aristophanes, Oxford, 1933, с последовательным анализом всех пьес.

26. См. A. Meineke, Fragmenta Comicorum Graecorum, I, 40 слл.; Th. Bergk, Kleine philologische Schriften, II, Halle, 1886, 444 слл.

27. Aristoph., Ach., 530–531.

28. Thuc. III, 37 слл.

29. В «Вавилонянах» поэт сделал объектом своей критики деспотическое отношение афинян к своим более слабым союзникам. «Ахарняне» — пламенный призыв к миру, обращенный против официальной политики Афин; такова же ситуация и в «Мире» — комедии, написанной несколько лет спустя.

30. В знаменитом переводе аристофановских произведений, вышедшем из-под пера историка античности Иоганна Густава Дройзена, — в особенности же в его прекрасных введениях к каждой пьесе, которую он рассматривает в политическом и интеллектуальном контексте породившей ее эпохи, — впервые в Германии можно обнаружить подлинное понимание политического духа, пронизывающего аттическую комедию. Впоследствии перевод Дройзена был переиздан (Winter, Heidelberg, б. г.).

31. Комический элемент в платоновском «Протагоре» столь очевиден, что было бы нелепо сомневаться в желании автора вступить в состязание с комическими поэтами, разрабатывавшими те же самые сюжеты.

32. См. фрагменты DaitalÁj, Kock, Fragmenta Comicorum Atticorum, I, 438 слл.

33. Сходство между Сократом, выведенным на комическую сцену, и типичными софистами того времени делает вполне очевидным Платон в своей «Апологии».

34. Современные ученые смогли показать, что некоторые черты Сократа в «Облаках», прежде всего обожествление воздуха как первопринципа, были позаимствованы из учения современного натурфилософа Диогена из Аполлонии. См. H. Diels, Sitz. Berl. Akad., 1981.

35. Nub., 889 слл.

36. Nub., 961 слл. Именно здесь начинается элогий, посвященный ¢rca…a pade…a.

37. Платон позднее предложил (Leg., 796 B) восстановить в прежней значимости старинные танцы, включая воинственные пляски критских Куретов, Диоскуров в Спарте, а также пляски в честь Деметры и Коры в Афинах. См. Paideia III, 249. Это напоминает критику Аристофана в «Облаках», которая, как представляется, есть не столько выражение личного чувства, сколько отражение широко распространенной в ту эпоху тенденции.

38. Nub., 1036 слл.

39. См. с. ъъ слл.

40. Аристофан полностью использует поэтические вольности, представляя современное софистическое образование как в корне извращенное.

41. См. с. ъъ.

42. Сократ в «Облаках» покидает сцену (v. 887), чтобы уступить место агону Правды и Кривды, непосредственно следующему за его уходом. Как представляется, весь этот агон был сочинен для второго представления «Облаков» и явно написан для того, чтобы обогатить пьесу, не имевшую успеха на первом представлении. VI ипотеса к «Облакам» позволяет без колебаний отнести эту сцену к частям, добавленным Аристофаном для второго представления.

43. Ran., 1491 слл.

44. Один из важнейших аспектов проблемы упадка поэзии — не раз обсуждавшийся упадок музыки. Интересно пронаблюдать за тесной связью между нападками Аристофана и других комических поэтов его времени на современную музыку и знаменитой критикой Платона против нее в «Законах» (см. Paideia III, 237 слл.). Ср. сходство с другими чертами Аристофановой критики современной пайдейи, общими у него с Платоном (см. прим. 37). В комедии наиболее внушительный отрывок об упадке музыкальной культуры — длинный фрагмент из комедии Ферекрата, где представлена госпожа Музыка с разодранными одеждами и израненным прекрасным телом. Она жалуется Справедливости (DikaiosÚnh) на то, что с ней произошло, и выдвигает тяжкие обвинения против таких современных композиторов, как Меланиппид, Кинесий, Фринид и Тимофей. См. [Plut.], De Mus., 30. По этому случаю сообщается, что Аристофан аналогичным образом напал на музыканта Филоксена. Его выпады против Кинесия и других хорошо известны. То, что в своих повторяющихся нападках комические поэты и Платон образуют единый хор, кажется, опровергает мысль, что все это — только забава, не преследующая серьезных целей. Речь идет о непрерывности в критике kaloˆ k¢gaqo… в Афинах. Платон также, в «Законах», 700 D, называет современных музыкантов ¢gnèmonej perˆ tÕ d…kaion tÁj MoÚshj, что напоминает DikaiosÚnh из вышеприведенного музыкального фрагмента Ферекрата.

45. Обширные фрагменты из DÁmoi Евполида были открыты на папирусах несколько десятилетий тому назад. Они пролили новый свет на сцену в Аиде в «Лягушках» Аристофана, — пьесе, имевшей, очевидно, в качестве образца комедию Евполида.

46. Ran., 1008.

47. История античной литературной критики сосредоточена по большей части вокруг философских теорий Платона и Аристотеля. Но ее исток восходит к V веку — «Лягушки» Аристофана являются первым ее проявлением из того, что дошло до нас от греческой литературы. За ними, разумеется, стоят софисты со своими мыслями о поэзии; этот аспект греческой мысли полностью утрачен для нас. См. Alfonso Reyes, La critica en la edad Ateniense, Mexico, 1941, где речь идет об Аристофане (p. 111–156).

48. Ran., 1009.

49. Ibid., 1043.

50. Ibid., 1053—1055.

51. Ibid., 1060 слл.

52. Ibid., 1069 слл.

53. Ibid., 1500.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...