1. Вводное слово воспитателя. 2. Решение задач на развитие логики. 3. Лепка «Встреча Ивана царевича с Лягушкой». 4. Итог занятия.
1. Вводное слово воспитателя. – Посмотрите, к нам в группу залетела стрела. Чья это может быть стрела? В какой сказке три царевича пускали стрелы? Давайте поможем Ивану царевичу встретиться с Царевной-лягушкой. 2. Решение задач на развитие логики. – В каждой группе предметов найдите лишний. Объясните, почему он лишний. – Ответьте на вопросы в стихах.
– Сколько всего подосиновиков нашел зайчик? (2. ) Три мартышки – три соседки – С ветки прыгали на ветку. Расшумелись, раскричались. Дождь пошел – все разбежались. – Сколько мартышек на ветке осталось? (0. ) Сколько мартышек домой разбежалось? (3. ) 3. Лепка «Встреча Ивана царевича с Лягушкой». – Вспомните русскую народную сказку «Царевна-лягушка». Послушайте отрывок из этой сказки. (Читает эпизод, в котором Иван царевич встречается с лягушкой. ) Рассмотрите иллюстрацию. О каких героях говорится в этом отрывке? Посмотрите на образец композиции из пластилина (показывает композицию «Иван царевич и Лягушка»). Вылепите по образцу Ивана царевича и Лягушку. Дети лепят героев сказки и составляют композицию «Иван царевич и Лягушка». 4. Итог занятия. – Рассмотрите все композиции. Какой эпизод сказки мы изобразили? Теперь Иван царевич встретится с Царевной-лягушкой. Занятие 5 РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ В. М. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ». ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, коммуникативная, изобразительная. Цели: закреплять умение рассматривать картину (В. М. Васнецов «Богатыри»), слушать рассказывание; учить составлять рассказ по картине; отрабатывать умения пользоваться кистью, смешивать краски. Целевые ориентиры дошкольного образования: различает жанры литературных произведений; знает структуру и особенности исполнения былины; имеет представление о творчестве художника В. М. Васнецова; знает биографию и название картин В. М. Васнецова; умеет составлять описательный рассказ по картине «Богатыри», употребляя в речи образные выражения, синонимы и антонимы; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, воспевающие красоту русских богатырей и русской природы; самостоятельно выполняет рисунки цветов разными способами; умеет правильно смешивать краски. Материалы и оборудование: картина В. Васнецова «Богатыри»; гуашь, кисти; листы бумаги; живые цветы (астры, георгины, хризантемы); аудиозапись музыки С. В. Рахманинова «Полька». Содержание организованной деятельности детей 1. Вводное слово воспитателя. И садился тут Илья да на доброго коня, Брал с собою доспехи богатырские: Во-первых, брал палицу булатную, А еще брал саблю вострую, А еще брал лук со стрелами, И поехал он из города из Киева. – Что это за произведение? (Это отрывок из былины. ) Что такое былина? Былина – это русская народная песня-сказание о богатырях. О ком эта былина? (Эта былина об Илье Муромце. ) Что вы знаете об Илье Муромце? (Илья Муромец – это крестьянин из города Мурома, стоял на защите русской земли и т. д. ) – Как исполнялись былины? (Их исполняли распевно, тягуче, сопровождая игрой на гуслях. ) 2. Рассказ воспитателя по картине В. М. Васнецова «Богатыри».
– В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. И, как все добрые люди, делал добрые дела – приносил людям радость. Был он художником. Звали его Виктор Михайлович Васнецов. В студенческие годы он увлекся былинами, протяжными, как дорога в степи. Один из былинных рассказов так понравился Виктору Михайловичу, что он выписал его к себе в тетрадь: Под славным городом Киевом, На тех степях на днепровских Стояла застава богатырская, На заставе был богатырь Илья, Илья Муромец, сын Иванович… А и конь под Ильей, словно лютый зверь, А и сам на коне, как ясный сокол! А и был на заставе Добрыня Никитич млад, И пошел его добрый конь богатырский С горы на гору перескакивать, С холма на холм перешагивать. А и был там Алеша Попович лад, Что из красна города из Ростова. – Рассмотрите картину В. Васнецова «Богатыри». Кто изображен на ней? (На картине изображены древнерусские богатыри Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. ) Три богатыря зорко стоят на страже границ Родины. Число 3 на Руси имело значение множественности, поэтому трех богатырей, стоящих на заставе и зорко охраняющих русскую землю, воспринимают так, словно весь народ охраняет свою землю. Где происходит действие? (В Древней Руси. ) Где стоит богатырская застава? (На просторе Руси. ) Чтобы это подчеркнуть, художник построил картину особым образом. Вот она – богатырская застава: мимо нее ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит! На границе степи и леса стоят богатыри. Прекрасны и суровы необъятные просторы Родины. Пейзаж скромный, степной. Степь поросла ковыльной травой, вдали видны холмы, перелески. В бескрайнем небе клубятся тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи. Какое чувство вызывает у вас окружающая природа? (Тревоги, торжественности. ) Пейзаж прост, он не отвлекает внимания от героев-богатырей. Рассмотрите фигуры богатырей. Всадники заняли почти все пространство картины. Кони упираются в землю у нижнего края полотна, а верх завершают стальные шлемы. Мы видим богатырей всех вместе. Они олицетворяют народную силу. Этого впечатления и добивался Васнецов. В чем богатырская сила? (Ответы детей. ) Художник не скупился на подробности. И каждая деталь имеет свой смысл. Центральная фигура – Илья Муромец. Как вы думаете, почему? (Он старше других, самый главный на заставе. ) Рассмотрите, как он выглядит. Что чувствуется во всем облике богатыря? (Мужество, сила, мощь. ) Куда смотрит богатырь? (Он смотрит вдаль. ) Рассмотрите воинские доспехи богатырей. Чем защищены их головы? (Шлемами. ) Какую форму имеет шлем? (Он высокий, остроконечный. ) Из какого материала он сделан? (Из железа, меди. ) Чем защищена грудь, спина и руки богатыря? (Они защищены кольчугой. ) Кольчуга – это старинный русский доспех в виде рубашки из металлических колец. Что держит богатырь в левой руке? (Щит. ) Для чего он нужен? Хорошо виден щит у Добрыни. Щиты делали из железа, меди, кости, дерева: на лицевой стороне было выпуклое украшение посередине, а кругом – кайма. Чем вооружен Илья Муромец? (У него палица и копье. ) А Добрыня Никитич, Алеша Попович? (Мечом, луком со стрелами. ) Лук и стрелы были на вооружении у каждого богатыря. Стрелы носили в колчане на правой стороне, пристегнутыми к поясу, а с левой стороны – лук в специальном чехле. Рассмотрите богатырского коня Ильи Муромца. Какой он? (Вороной, могучий, статный, сильный. ) Как можно описать позу коня? (Стоит, точно в землю врос; изгибает крутую шею, стоит величаво, высоко поднял голову, гривой потряхивает. ) Чем украшена грудь коня? (Она украшена кожаным ремнем с украшением. ) Какое впечатление возникает у вас, когда вы смотрите на Илью Муромца? (Чувствуется спокойствие, надежность, уверенность, выдержка, мудрость. ) Посмотрите на Добрыню. Этот витязь также спокоен, как Илья Муромец? (Нет, на картине видно, что путь белогривому коню, на котором восседает Добрыня, преграждает копье Ильи Муромца. ) Художник, видимо, хотел подчеркнуть, что этот богатырь не так рассудителен и спокоен, как Илья Муромец. Добрыня отважен, смел и силен, но более нетерпелив: он готов в любую минуту ринуться на врага, он сжимает рукоятку меча.
Рассмотрите Алешу Поповича. Опишите его лицо. (Густобровый, над губой чернеют усики. Глаза лукавые, его взгляд говорит о хитрости, смотрит не прямо, а искоса. Где не может взять силой, возьмет хитростью. ) Рассмотрите одежду Алеши Поповича. (Одежда красива и богата. Широкие молодецкие плечи туго обтянуты серебристой кольчугой. ) Как вооружен Алеша Попович? (Луком и стрелами. ) В одной руке наготове держит лук со стрелами, а в другой, опущенной – плетку, чтобы мигом подстегнуть коня. А за спиной Алеши видны гусли, прихватил их молодец даже на богатырский выезд. Да и по всему видно, что Алеша Попович и поэт, и гусляр. Есть в его живом взгляде, в выразительном смуглом лице что-то задорное.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|