1. Вводное слово воспитателя. 2. Беседа на тему «Хорошие поступки». 3. Рисование по замыслу «Кем ты хочешь быть». 4. Итог занятия.
1. Вводное слово воспитателя. – У нас в гостях Незнайка. Он хочет узнать о профессиях взрослых людей и что такое «хороший поступок». 2. Беседа на тему «Хорошие поступки». – Всегда радостно слышать, когда кому-нибудь из детей говорят: ты поступил хорошо. Вспомните, ребята, хорошие поступки своих товарищей. О каком хорошем поступке вы можете рассказать? В этих поступках проявляется дружба, смелость, правдивость, скромность, доброта. А теперь составьте рассказ на тему «Хороший поступок моего товарища». О хорошем поступке хочется рассказать подробнее, интереснее. Послушайте мой рассказ о хорошем поступке Сережи. Недавно на прогулке Ира и Света играли с мячом. Они бросали его друг другу и ловили. Но вот мяч полетел в сторону, упал на траву и закатился под елочку, под ее колючие зеленые ветки. Девочки подбежали к елке и остановились – боятся уколоться об иголки-хвоинки. Как достать мяч? Им на выручку поспешил Сережа. Он подошел к елке и нагнулся, приподнял еловую ветку, достал мяч и отдал его девочкам. Ира и Света поблагодарили Сережу. – За что можно похвалить Сережу? Что в рассказе хотелось бы послушать еще раз и почему? А как вы сами постараетесь рассказать о хорошем поступке? Дети рассказывают воспитателю о хороших поступках товарищей. 3. Рисование по замыслу «Кем ты хочешь быть». – Расскажите, кем работают ваши родители, где, какие специальные предметы им необходимы? Есть ли у них специальная профессиональная одежда? Подумайте, кем бы вы хотели стать? Выполните рисунки на тему «Кем ты хочешь быть? ». Расскажите о способах рисования простым карандашом, закрашивания рисунка цветными карандашами. Дети самостоятельно изображают представителей профессий, которые им нравятся.
4. Итог занятия. – Рассмотрите все рисунки. Люди каких профессий изображены на них? О каких хороших поступках друг друга мы сегодня рассказывали? МАРТ 3 НЕДЕЛЯ Занятие 1 НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК МАСЛЕНИЦА. СКАЗКА Х. -К. АНДЕРСЕНА «ДЮЙМОВОЧКА» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Виды детской деятельности: игровая, музыкальная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора. Цели: продолжать знакомить с русскими народными праздниками; прививать любовь и уважение к народным традициям; продолжать учить различать жанровые особенности сказки; формировать оценочное отношение к героям; учить осмысливать содержание прочитанного; совершенствовать умение связно передавать содержание средствами игры. Целевые ориентиры дошкольного образования: имеет представление о русских народных традициях; знает значение и последовательность празднования Масленицы; умеет инсценировать игровые песни и придумывает варианты движений в хороводе; в процессе игры придерживается намеченного замысла и активно его реализовывает; пересказывает содержание прочитанной сказки; оценивает поступки героев и сопереживает им. Материалы и оборудование: кукла Масленица; иллюстрации с изображениями празднования Масленицы; рисунки с изображением сказочных предметов. Содержание организованной деятельности детей 1. Вводное слово воспитателя. – Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «делу время, потехе час», крестьяне отдыхали и развлекались в основном в праздничные дни. Одним из любимых народных праздников русских людей был и остается праздник Масленица. Народное поверье гласит: плохо встретишь Масленицу – год худо будешь жить.
Широкая Масленица, ты с чем пришла? С весельем да с радостью И со всякой сладостью, С пирогами, с оладьями Да с блинами горячими… – Встречайте Масленицу! (Показывает куклу Масленицу. ) 2. Беседа на тему «Народные праздники на Руси. Масленица». – Отгадайте загадки: Белая, степенная, тепла боится. Пока Масленицу не сожжешь – Никуда не уйдет. (Зима. ) Круглый, а не колесо. Горячий, а не солнце. Не пирог, а есть можно. (Блин. ) – На вопрос, что такое Масленица, каждый наверняка ответит: «Это блины». Так оно и есть, но не только. Это целая неделя гуляний, игр, вкусных и обильных угощений. Это праздник прощания с зимой и встречи весны – один из наиболее ярких народных праздников, который проводится с особенным размахом. Проводам Зимы и встрече Весны придавалось важное значение. Даже было убеждение, что не потешить Масленицу – «значит жить в горькой беде и жизнь худо кончить». Народ любил его и величал ласковыми словами: «честная масленица», «весёлая», «касаточка», «перепёлочка», «переберуха», «ясочка». Давайте исполним песню «Вот уж зимушка проходит»: Вот уж зимушка проходит, Белоснежная проходит. Лю-ли, лю-ли, проходит. (2 раза) Снег и холод прочь уводит, Весну красную приводит. Лю-ли, лю-ли, приводит. (2 раза) Почернеет на дорожках, Побежит ручьем в канавках. Лю-ли, лю-ли, в канавках. (2 раза) Прощай, саночки, конечки, Мои милые дружочки. Лю-ли, лю-ли, дружочки. (2 раза) – Вся неделя празднования Масленицы именовалась мясопуст, то есть полное воздержание от мясных кушаний, как подготовка к суровым дням Великого поста, который последует сразу за Масленицей и будет длиться семь недель, до самой Пасхи. Но люди еще в старину нашли выход: нельзя есть мясо, но ведь существует молоко, творог, сыр. Отсюда в народе эта неделя получила название «сырная неделя». Кроме того не воспрещается и рыба. Давайте исполним песню «Со блинами, пирогами…»: Прощай, наша Масленица, Прощай, наша широкая. Ты не в среду-то пришла И не в пятницу. Ты пришла в воскресенье, Всю неделюшку веселье.
Ты пришла с добром, С сыром, маслицем, яйцом. Со блинами, пирогами Да с оладушками. Блины мазаные, Шаньги масленые. Мы катаемся с горы От зари и до зари. – Главным атрибутом этого праздника у русских всегда считались блины. Даже поговорки такие были: «Без блина не маслена, без пирога – не именинник». «Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей». Как на масленой неделе Из печи блины летели. И сыр, и творог – Все летело на порог! Давайте споем песню «Ой, блины, блины…»: Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели, Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои! Моя старшая сестрица Печь блины-то мастерица. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои! Напекла она поесть Сотен пять, а может, шесть. Ой блины, блины, блины, Вы блиночки мои! Гости, будьте же здоровы, Вот блины мои – готовы! Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои! – Издавна сложился порядок провожания Масленицы. Смена забав и веселья в течение недели имела определенную последовательность, что закрепилось в названиях дней Масленицы. Понедельник называли встречей. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили в санях по деревне. Затем отвозили на самую высокую снежную гору, чтобы Масленица видела, откуда придет весна. Молодежь строила снежные горы, мастерила качели, веселилась, шутила, пела «величальные» песни в честь Масленицы. Вторник – заигрыши. С утра парни приглашали девушек кататься с гор. Приглядывали невест. В самый лютый мороз девушки без рукавичек с горок катались, а будущие свекрови себе невесток выбирали: та, у которой руки теплые, доброй хозяйкой будет. В больших деревянных балаганах давали представления во главе с Петрушкой и Масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, которые разъезжали по знакомым домам и устраивали там веселые концерты. Среда – лакомка. В этот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. Всюду появлялись шатры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
Четверг именовали разгулом, переломом, широким четвергом: на этот день приходилась середина игр и веселья. Вся деревня лакомилась блинами. Круглый золотистый блин своей формой напоминал солнце. Славили крестьяне возрождение солнечных дней. Пятница масленичной недели была известна как тещины вечера. Зятья приглашали на блины тещу. Суббота – золовкины посиделки: молодые невестки принимали у себя родных. Воскресенье – это проводы, прощеный день, которым завершается масленичный цикл. В прощеное воскресенье люди просили друг у друга прощения за нанесенные в течение года обиды. Это был день очищения и объединения людей. Звучит пьеса «Проводы Масленицы» П. И. Чайковского. В воскресенье «сударыню Масленицу» взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал «масленичный поезд»: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивали большой костер. Зажигая ритуальный огонь в честь набирающего силу солнца, люди стремились приблизить огонь к солнцу, чтобы соединить земной и небесный огонь, тем самым ускорить наступление весны. Давали чучелу Масленицы блин, и «сударыня Масленица» торжественно сжигалась на костре со словами: «Гори, блин, гори, Масленица! ». Ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. Люди отмечали этот праздник зимы, чтобы поблагодарить ее за все хорошее, что она дала. В то же время стужу гнали прочь, с нетерпением ожидая весны. – Давайте споем песню «Ты прощай, прощай, наша Масленица»: Ты прощай, прощай, Наша Масленица! Ты прощай, прощай, Наша широкая! Ты пришла в воскресенье, Всю неделюшку веселье. Ты пришла с добром, С хмельным пивом и вином, Со блинами, пирогами Да с оладьями! Мы катались с горы От зари и до зари. А сегодня в воскресенье Наше кончилось веселье. Ты прощай, прощай, Наша Масленица!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|