Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семья с делегированием обязанностей




Многодетные семьи сейчас в нашей культуре не так широко распространены, как прежде. Когда-то иметь множество детей было нормой. Дети считались богатством семьи. Времена изменились, однако структурные взаимоотношения, наблюдающиеся в большинстве многодетных семей, остались теми же. Когда тот или иной институт становится слишком большим, власть в нем приходится делегировать. При наличии в доме многочисленных детей обычно на одного или, возможно, на нескольких старших детей возлагаются родительские обязанности. Эти дети-родители берут на себя функции выращивания остальных детей в качестве представителей родителей.

Такое внутреннее устройство семьи эффективно, пока обязаннос­ти ребенка-родителя четко определены настоящими родителями и не выходят за пределы его возможностей с учетом степени его развития. При этом ребенок-родитель оказывается исключенным из подсисте­мы сиблингов и выдвигается в подсистему родителей. Такое положе­ние имеет свои привлекательные стороны, поскольку ребенок полу­чает прямой доступ к родителям, и у него лучше развиваются навыки управления. Подобные схемы прекрасно функционировали на протя­жении тысячелетий. Многие терапевты сами когда-то были детьми-родителями. Однако струк­тура многодетной семьи способна дать здесь трещину, и терапевт должен отдавать себе в этом отчет.

Когда на ребенка-родителя возлагается непосильная для него от­ветст­венность или когда он не наделен властью, достаточной для вы­полнения своих функций, он может стать носителем симптома. Дети-родители по определению занимают промежуточное положение. Такой ребенок чувствует себя исключенным из контекста сиблингов, но не вполне принятым в родительский холон. От этого страдает важный контекст социализации в подсистеме сиблингов. Более того, наличие ребенка-родителя может помешать воспитанию младших детей, кото­рое должны осуществлять родители.

В ходе терапии может оказаться полезным прибегнуть к проведе­нию границ, перестраивающих родительскую подсистему без участия ребенка-родителя, и проводить сеансы с одними лишь сиблингами, реорганизуя роль ребенка-родителя в подсистеме сиблингов. Или же, если родительская подсистема уже и так перегружена, ответственность за поддержку родительской подсистемы можно более равномерно рас­пределить между другими сиблингами.

Семья - "аккордеон"

В некоторых семьях один из родителей подолгу отсутствует. Клас­сический пример – семьи военнослужащих. Когда один из супругов уезжает, остающийся вынужден брать на себя дополнительные вос­питательные, управляющие и руководящие функции, иначе дети ока­жутся лишены этого вообще. На какое-то время родительские функ­ции оказываются сосредоточенными в руках одного человека, и семья приобретает форму неполной – семьи с одним родителем. Возложе­ние добавочных функций на супруга, остающегося дома, наносит ущерб сотрудничеству между супругами. Дети могут еще больше уси­ливать разобщение родителей, что нередко приводит даже к закреп­лению за ними ролей "хорошего отца и плохой, бросившей семью матери"; при такой организации семьи возникает тенденция к оттор­жению родителя, оказавшегося на периферии.

Подобная семья- "аккордеон" может обратиться за терапевтической помощью, если находившийся в разъездах родитель меняет работу и становится в семье постоянным персонажем. В этот момент органи­зация функций в семье должна измениться, поскольку прежняя про­грамма мешает возникновению новых функций с участием отсутство­вавшего супруга. Родитель, находившийся на периферии, должен вновь занять значимое положение.

В таких ситуациях, как и в другие переходные моменты, терапия должна включать в себя не только реструктурирующие, но и воспи­тательные приемы. Семья должна осознать, что она, в сущности, превратилась в "новую" семью. Усвоить такое представление нелег­ко, поскольку "составные части" семьи прожили вместе долгое вре­мя, и новой становится только форма семьи.

Бродячие семьи

Некоторые семьи постоянно переезжают с места на место – напри­мер, семьи, живущие в гетто, которые скрываются, когда их задол­женность по квартирной плате становится слишком большой, или семьи служащих крупных корпораций, которых постоянно перебра­сывают с одного места работы на другое. В других семьях "бродячим" оказывается их состав. Это чаще всего случается тогда, когда роди­тель-одиночка вступает в многочисленные, следующие одна за дру­гой любовные связи. Отец может часто менять любовниц, каждая из которых становится потенциальной супругой и родительницей. Такая конфигурация может быть не замечена терапевтом при первом контак­те, однако по мере работы с семьей она проясняется.

Если меняющийся контекст затрагивает значимых взрослых, для терапевта важно выяснить историю семьи и определить, не является ли ее организация, которая выглядит стабильной, на самом деле пе­реходной. Затем одной из функций терапевта становится помощь се­мье в четком определении ее организационной структуры. Если ме­няется место жительства, то утрачиваются системы поддержки со стороны как семьи, так и общества. Для семьи это большая утрата. У детей, лишившихся прежнего общества ровесников и вынужденных входить в новый школьный контекст, может наблюдаться нарушение привычных функций. Если семья оказывается единственным контек­стом поддержки в меняющемся мире, может пострадать се способность вступать в контакт с внесемейной средой.

Терапевт должен отдавать себе отчет в том, что, когда семья в ре­зультате переезда лишается привычного контекста, ее члены пережи­вают кризис и склонны функционировать на более низком уровне компетентности, чем в условиях поддерживающего внесемейного кон­текста. Поэтому в таких случаях приобретает большое значение оценка уровня компетентности и семьи как единого организма, и отдель­ных ее членов. Важно не считать такой кризис следствием семейной патологии. Семейный холон всегда представляет собой часть более широкого контекста. Когда разрушается этот более широкий контекст, разрушается и семья.

Опекунские семьи

Ребенок, взятый на воспитание, – по определению временный член семьи. Сотрудники агентств по опеке подчеркивают, что принимаю­щая семья не должна привязываться к ребенку и что следует избегать взаимоотношений по типу родитель-ребенок. Тем не менее между ребенком и опекунами часто устанавливаются такие связи, которые разрываются, когда ребенок переходит к другим опекунам или воз­вращается в свою прежнюю семью.

Потенциальная проблема такой формы семьи состоит в том, что иногда она организуется как настоящая семья. Ребенок включается в семейную систему. Если после этого у него появляются симптомы, они могут быть результатом стрессов внутри семейного организма. Однако и терапевт, и семья могут решить, что такие симптомы у ре­бенка – следствие его жизненного опыта, приобретенного до вхож­дения в данную семью, или какой-то внутренней патологии, посколь­ку он всего лишь опекаемый ребенок и формально не является членом семьи.

Следует оценить связь симптома с организацией семьи. Если симптоматика есть следствие вхождения ребенка в новую систему, то эта система функционирует так, как будто находится в критическом переходном состоянии. Наоборот, если ребенок уже полностью ин­тегрирован в семью, его симптомы восходят к организации этой се­мьи и связаны со стрессами, которые у других членов семьи прояв­ляются иначе.

В последнем случае форму опекающей семьи дополнительно ус­ложняет наличие агентства по опеке. Подобные агентства, уделяю­щие много времени и усилий подысканию хороших опекунов, неред­ко имеют тенденцию тщательно их оберегать. Своими действиями они могут препятствовать взаимному приспособлению ребенка и опекунов. В подобных случаях терапевт должен рассмотреть возможность при­влечь сотрудника агентства к участию в терапевтическом контексте в качестве второго терапевта и работать вместе с ним, чтобы помочь всему семейному организму в целом, включая ребенка.

По исходной информации часто можно судить не только об этих типах семей, но и о стадии развития семьи. Развитие семьи предпо­лагает переходные периоды. Семьи меняются, адаптируясь к различным внешним условиям. Те или иные события на том или ином эта­пе развития семьи могут угрожать равновесию в ней. Многие семьи обращаются за терапевтической помощью именно потому, что нахо­дятся в переходном периоде, когда функционированию семьи меша­ют как потребность в переменах, так и механизмы противодействия отклонениям, приводимые в действие этой потребностью. Такие про­блемы нарушения преемственности можно обнаружить в семьях с приемными родителями и в семьях с "привидениями".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...