Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

РЭПТ и экзистенциальная семейная терапия




Феноменологически-гуманистическая критика Роберта Леванта (Levant; 1978) конвенциональной семейной терапии, включая психодинамический и системный подходы, содержит несколько замечательных моментов, которте опускались в литературе, но которте могут служить в будущем руководством к усовершенствованию. Как давнишние скептики в отношении этих обоих подходов, которые он критикует, мы склонны принимать многие из его взглядов и с энтузиазмом присоединяемся к нему в его требовании радикально отличного метода семейной терапии, метода «третьей силы», который бы восполнил недостатки и явную неэффективность двух этих крайне популярных систем и учел некоторые из пенных предложе­ний Леванта. Однако, поддерживая феноменологически-гуманисти­ческий подход к брачному и семейному консультированию, Левант, к сожалению, считает его несовместимым с активно-директивным, предоставляющим информацию, стилем, в то время как мы счита­ем ею очень уместным в обоих случаях.

Мы начнем с некоторых предложений Леванта, с которыми склонны соглашаться терапевты экзистенциального, гуманистичес­кого и клиент-центрированного направлений:

1. Нездоровые супружеские и семейные отношения возникают не столько из-за того, что происходит между членами семьи, сколь­ко из-за их восприятия и взглядов на эти события.

2. Следовательно, что бы члены семьи ни делали — с терапевти­ческой помощью или без нее — для того, чтобы привнести в семей­ную ситуацию более благоприятные отношения и события, эти от­ношения и события вряд ли будут оставаться таковыми, если один или более членов семьи воспринимают себя и/или партнеров край­не искаженным негативным образом.

3. Почти все индивиды, живущие в условиях семьи, имеют силь­ную врожденную склонность к самокоррекции и самоактуализации, поэтому даже если их восприятие и поступки искажены и деструк­тивны для них и их семьи, у них все же имеется значительная способность, посредством собственных ресурсов или при помощи терапевта, измениться и создавать в системе семьи более благопри­ятные события и отношения,

4. Терапевт может оказать существенную помощь членам семьи, которые считают, что у них есть определенные трудности, выразив им свое эмпатическое понимание их неверного восприятия себя и других; приняв их полностью, вместе с их, возможно, глупым и саморазрушительным поведением; научив их безусловно принимать се6яг насколько плохим ни было бы их поведение, и показав хорошую мо­дель отбытой* искренней, гармоничной индивидуальности, которая может принимать себя независимо от своих личных недостатков, а также трудностей и неопределенности, которые жизнь предоставляет каждому из нас (Ellis, 1991с, 1993e, 1994с, 1996а).

Такого рода феноменологический подход к человеческим про­блемам (внутри и вне семейной системы) и к терапевтической по­мощи клиентам при появлении подобных проблем, как указывает Левант, более свойственен для клиент-центрированной терапии, но не для большинства направлений психодинамическоий систем­ной терапии. Однако он забывает отметить то, что это также неотъемлемая часть, нескольких видов активно-директивной терапии — например, гештальт-терапии Перлза, экзистенциальной терапии Франкла и РЭПТ, которые радикально отличаются от клиент-центрированных процедур. И мы утверждаем, что подход, со­четающий в себе феноменологический взгляд на человеческие проблемы с выраженной активно-директивной методологией, не только обладает всеми преимуществами, которые Левант приписывает клиент-центрированной семейное терапии, но является более эффективным, чем она и другие формы пассивно-недирективной помощи.

Основные причины, по которым мы так верим в эффективность феноменологического и активно-директивного подхода, идут из не­скольких предположений относительно природы человеческих рас­стройств и личностных изменений, которые опускает Левант (и дру­гие защитники клиент-центрированной терапии). Вот некоторые из этих предположений: (1) людям свойственна не только врожден­ная и приобретенная склонность к самокоррекции и самоактуали­зации, но и исключительно сильные склонности к искаженному вос­приятию, сверхобобщению, самобичеванию, превознесению и осуждению других, иллюзии всемогущества, магическому мышле­нию, низкой толерантности к фрустрации и другим формам ирра­циональности (Beck, 1976; Ellis, 1962,1976а, 1976b, 1979е, 1980b) (2) как только люди начинают иррационально думать и вести себя, они быстро привыкают к этому и сопротивляются изменению не из-за бессознательной мотивации, которой психодинамические те­рапевты приписывают это сопротивление, а потому что практичес­ки для любого человека неимоверно тяжело изменять свои привыч­ные дисфункциональные чувства, поведение и мышление (Ainslie, 1974; Ellis, 1962,1979а, 1979е); (3) несмотря на то что наиболее се­рьезные виды индивидуальных и групповых нарушений, по всей вероятности, происходят из-за неправильного восприятия и лож­ных личностных конструктов (Kelly, 1955), значительная масса сек­суальных, любовных, индивидуальных и супружеских дисфункций возникает благодаря неверной информированности людей и недо­статку тренингов супружеской и семейной жизни (Ellis, 1957; Ellis & Harper, 1961b; Raimy, 1975); (4) людям, испытывающим эмоцио­нальные проблемы, в рамках семьи или вне этих рамок, практичес­ки всегда необходимо давать конкретные, контролируемые домаш­ние задания, которые они могли бы делать сами в течение сеансов или между ними (Ellis, 1994с, 1996; Ellis & Grieger, 1977; Masters & Johnson, 1970); (5) некоторые индивиды и семьи имеют особого рода сложности типа низкого образования и/или социально-экономичес­кого статуса, которые будут мешать им изменить себя и улучшить отношения в семье, если оказываемая помощь будет проводиться в относительно пассивном, клиент-центрированном стиле (Ellis, 1.994c, 1995b). По всей вероятности, даже если для высоко образованных клиентов среднего класса феноменологическая и недирективная те­рапия может оказаться эффективной, многим другим клиентам тре­буется более активно-директивный подход.

По этим причинам, вполне исчерпывающим, мы утверждаем, что даже несмотря на то что активно-директивный подход, используе­мый многими психодинамическими и системными семейными те­рапевтами при решении индивидуальных и семейных проблем клиентов, оставляет желать много лучшего, другие виды активно-директивных подходов более уместны и обычно более результативны, чем пассивно ориентированная клиент-центрированная терапия. Какие конкретные виды директивной семейной тера­пии можно было бы рекомендовать? Естественно, РЭПТ, как наиболее исчерпывающий метод лечения, в котором сознательно задействуется множество различных когнитивных, аффективных и поведенческих методов в рамках выражено феноменологического и гуманистического подхода (Elks, 1973, 1976g, 1993d; Ellis & Harper, 1997).

Семейная РЭПТ

Наиболее популярные на сегодняшний день формы семейной тера­пии, психодинамическая и системная, оставляют желать много луч­шего, поскольку они, как правило, игнорируют индивидуальность членов семьи, не рассматривают их как отдельных людей. Они обыч­но не показывают людям, что те сами создают и укрепляют свой внутри- и межличностные проблемы, что они не просто являются жертвами воспитания в раннем детстве и внешних трудностей а настоящее время. Феноменологически-гуманистический взгляд на семьи, которые приходят на терапию, предложенный Левантом (Levant, 1978), должен служить неким образцом для односторонних методов семейной терапии, предлагаемых большинством совре­менных практиков и теоретиков. Однако сам но себе такой взгляд упускает из виду некоторые факты относительно человеческих индивидуальных игрупповых нарушений и, как следствие, является неоправданно оптимистичным и неэффективным.

Поэтому семейную терапию «третьей силы» мы предлагаем рассматривать как комбинацию феноменологически-гуманистического подхода и выражено активно-директивного стремления помочь членам семьи отказаться от своего ложного восприятия себя и дру­гих и прийти к глубоким философским изменениям в своих внутри- и межличностных установках и поведении. Примером подобного рода феноменологически-гуманистического и активно-директивного подхода к семейной терапии может служить РЭПТ, которая помо­гает людям изменяться самим и содействовать изменению друг друга внутри семейного союза. В семейной РЭПТ клиентов учат осознавать, понимать и минимизировать свои собственные эмоциональ­ные проблемы, а также помогать другим членам семьи стать более рациональными, испытывать более приятные и уместные эмоции и вести себя так, чтобы приносить меньше вреда себе и семье.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...