Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие № 11 (2 часа) 2 страница




В. История рабочего движения

Рабочее движение выросло, естественно, из опыта тяжелых условий и бедности человеческого существования, унижения и бесправия. Демократические и социалистические идеи оформили этот опыт как политическую структуру и создали организацию, придавшую им общественную значимость.

Социал-демократические идеи выросли из нескольких источников. Основополагающие ценности, свобода, равенство и братство, ведут начало от радикальных дебатов эпохи просвещения. Они получили дальнейшее развитие в критике общества в 19-м веке, когда как либеральные, так и социалистические мыслители пытались

сформулировать альтернативу существующему общественному устройству, с его многочисленными несправедливостями. В Швеции растущее рабочее движение подпитывалось традициями местного народного самоуправления, которое развивалось позднее в ранних народных движениях за трезвость и за независимую церковь. Эти идеи, выражавшие взгляды на общество с точки зрения единения, основанные на гражданском и демократическом сотрудничестве, сыграло большую роль для политики социал-демократов, которая всегда делала упор на участие в демократических процессах.

Свобода, равенство и солидарность, слова с глубоким смыслом, которые имеют отношение прежде всего к жизни отдельного человека. Но возможности свободы, равенства и солидарности создаются в значительной степени условиями окружающего общества. Политика, направленная на достижение свободы равенства и солидарности, означает, таким образом, создание таких структур в обществе и в трудовой жизни, которые создают возможность для всех граждан общества жить свободно, в равенстве и солидарности. Личное и коллективное обусловливают друг друга: целью всегда является благосостояние и свободное развитие отдельного человека, но эта цель может быть достигнута только через общее обязательство сформировать общество, где все эти права существуют для всех.

Поэтому демократия, а с ней и политика, стала и целью и средством рабочего движения. В борьбе за политическую демократию либералы и социал-демократы стояли на одной стороне. Но социальная конкретная программа рабочего движения отличалась от программы либералов. Для рабочего движения речь шла о большем, нежели предоставление отдельному трудящемуся возможности своим трудом выбраться из бедности и изнурительных условий к чему-то иному, лучшему. Это, означало, что если изменится все общество так, что трудящиеся будут избавлены от бедности и мучений, оценивая их трудовой вклад, и получая право на часть произведенного результата. Речь шла о том, чтобы изменить сами условия, предлагаемые обществом своим гражданам. Цель заключалась в уничтожении резких классовых различий. Это могло произойти только на пути к демократии и расширению народовластия.

Идеология рабочего движения – это также способ анализа развития общества. В основе его лежит материалистический взгляд на историю, т. е. понимание того, что такие факторы, как техника, накопление капитала и организация труда - производительные силы - имеют решающее значение для социальных условий общества и людей.

Материалистический взгляд на историю, связь между экономикой и обществом, представляет собой главнейший пункт учения Карла Маркса, который совместно с Фридрихом Энгельсом сформулировал модель, объясняющую причины возникновения и сохранения неравенства в обществе. Другим важным пунктом его учения является теория классовой борьбы. Она утверждает, что движущей силой общественного развития является борьба за средства производства, то есть за обладание продукцией и ее распределение. Борьба между трудом и капиталом, согласно их теории, является заключительным этапом исторического процесса. Капитализм высвобождает колоссальные производственные силы, но его безудержная погоня за прибылью приводит к постоянным кризисам, которые в конце концов создают революционную ситуацию, в которой рабочий класс берет власть в свои руки. Рабочий класс на этом этапе является единственным классом, противостоящим владельцам капитала, так как средний класс, согласно этой теории, пролетаризируется и спускается на уровень к рабочего класса. После революции классовая борьба прекращается, поскольку средствами производства владеют сообща, а продуктов производства хватает на всех.

Модель развития по Марксу и Энгельсу представляла собой научную теорию. Как и у всех научных теорий, ее истинность проверяется практикой. Взгляд с точки зрения исторического материализма внес важный вклад в понимание общественного развития и оказал влияние на общественные дебаты и на науку об обществе. Другая часть теоретических построений, напротив, показала свою недостаточность или даже ошибочность объяснений и исчезла из дебатов. Теория о том, что историческое развитие следует заданным законам, не пользуется никакой поддержкой в современной науке. Социал-демократы уже на раннем этапе отказались от этой веры в рок; будущее не имеет фатальной предопределенности, люди сами определяют свою судьбу.

Маркс и Энгельс принимали активное участие в политических дебатах 19-го века, но их теория исторического развития не была политической программой действий. Теория предсказывала, что изменится, но не как это произойдет. И тем более не описывала, как будет выглядеть новое бесклассовое общество. Эта теория была скорее неполитической, поскольку считала, что изменение общества зависит и от определенного уровня развития техники и экономики.

Для рабочего движения, которое существовало среди гнетущей нужды и полного бесправия, было, конечно, невозможно спокойно ожидать естественного хода истории. Многие бедняки, надрывающиеся на непосильной работе, требовали мер уже сегодня, а не в отдаленном будущем. В социалистических группировках 19 века возникали поэтому интенсивные споры о том, как можно повлиять на ход событий, указанных в теории Маркса.

Реформизм и революция

Одна из линий, революционная, исходила из идеи конца исторического развития с гибелью капитализма. Согласно этой линии, не было необходимости ожидать окончания кризиса капитализма. Они считали, что группа сознательных революционеров может ускорить ход исторического развития и через захват власти, путем насилия, повести развитие по пути, предначертанному историей. Эти идеи развивались в коммунистическом и анархическом направлении, оба их которых отклоняли демократический путь преобразования общества. Тем самым отклоняли они на практике также идеи равноценности всех людей, поскольку они не предоставляли всем одинакового права на участие в построении будущего.

Развитие коммунизма в Советском Союзе в направлении крайнего подавления, объясняется как этим отказом от демократического пути развития, так и лежащей в его основе идеей, гласящей, что политика означает проведение в жизнь того, на что история уже указала как на неизбежность. Если развитие задано историей, и собственная группа лучше всех понимает это, тогда нет необходимости уважать другие взгляды или пользоваться поддержкой большинства избирателей. При таком взгляде в интересах самих граждан, напротив, необходимо уничтожать оппозицию, которая могла бы увести развитие с правильного пути.

Воззрения, которые рассматривают определенное развитие, как объективную реальность, заданную историей или религией или чем-то другом, обычно называются фундаменталистскими. Фундаменталистские взгляды не совместимы с демократией, так как решающим для них является не одобрение избирателей, а только движение по намеченной линии. Независимо от намерений той элиты, которая берет на себя роль истинного толкователя единственно правильного пути, конечным результатом обычно является установление диктатуры. Вину за развитие внутри государств с коммунистической плановой экономикой нельзя поэтому сваливать исключительно на негодных руководителей или неправильную организацию, такое развитие неизбежно вытекает из коммунистических фундаменталистских воззрений.

Другая линия, реформистская, напротив, строилась и строится именно на демократическом участии и на реформах, пользующихся поддержкой большинства населения. Для реформистов изменение общества не означает осуществление решений вышестоящей организации, а постепенное, шаг за шагом, увеличение демократического участия людей в трудовой и общественной жизни. Работы по проведению в жизнь изменений исходят из требований и нужд граждан общества, формулируемых в ходе постоянно идущих обсуждений и дискуссий, в которых собственные теории апробируются и пересматриваются в соответствии с действительностью.

Шведское рабочее движение формировалось по двум направлениям, профессиональном и политическом, на которых сотрудничество является само собой разумеющимся, но разделение рабочих заданий мотивируется самой практикой. Профсоюзная работа сосредотачивалась на трудовой жизни, как и в настоящее время, с целью укрепления прав трудящихся на рабочих местах. Политическая деятельность осуществлялась таким образом, чтобы завоевывать гражданские права трудящихся, что давало бы им возможность влиять на общество, в котором они живут. Ныне стоит задача оберегать и развивать далее эти гражданские права и эту демократическую активность, которая появилась в прошлом веке.

Развитие рабочего движения: Политическая демократия В первые десятилетия в рабочем движении преобладала борьба за всеобщее право голоса, право организации профсоюзов и право на свободное выражение взглядов. Политическая демократия в первые десятилетия 20 века проводилась в тесном сотрудничестве с либералами, но в жесткой борьбе против консерваторов и интересов крупного капитала. В то же время было признано права на организацию профсоюзов.

Политическая демократия дала возможность отстаивать интересы трудящихся такими способами, которые не могли предсказать классические теории. Она повлияла на социальные и экономические структуры в иных направлениях, нежели предсказанных теорией. Оставалось право частной собственности, но

частнокапиталистический способ производства, при котором погоня за прибылью преобладает над всеми другими интересами, изменился в основополагающих моментах. Когда другие интересы производства усилились в противовес капиталу, изменилась и организация трудовой жизни и распределение результатов производства, а власть переходила от владельцев к гражданам, работникам и потребителям.

Эти изменения исходили и из законодательства и из экономической политики, в той же степени, как и из усилившейся деятельности профсоюзов. Они исходили также из политики коммун с их местными требованиями. Они исходили в целом из интересов общества, поддерживаемых партийным и народным движением трудящихся и давшим содержание новым демократическим формам.

Эти процессы привели, в свою очередь, к пересмотру теорий. Собственность на средства производства перестала быть определяющим фактором. Определяющим стало демократическое управление экономикой. Перспективы демократии с её акцентом на участие, сотрудничество и разнообразие форм становятся первоосновой. Эта политика имела несколько точек опоры: общественные правила для предпринимателей, экономическая политика, коллективный договор на рынке труда, законодательство в области трудового права, законодательство по правам потребителей, растущая потребительская кооперация и сильный общественный сектор основанный на общественной собственности, когда нужды людей, а не их доходы, становятся главным принципом распределения.

Собственный опыт показал возможности демократии для возрастания свободы, защищенности и справедливости в обществе. Опыт других стран показал, что экономика, полностью контролируемая государством, приводит к прямо противоположным результатам: угнетению, бесправию и несправедливости. Этот различный опыт углубил перспективы демократизации экономики и еще более укрепил мысль о том, что основополагающим вопросом является не право собственности, а демократическое управление. Демократическая экономика, как и политическая, не может строиться на решениях, концентрирующих власть в немногочисленных центральных инстанциях. Демократическая экономика должна в такой же степени основываться на влиянии трудящихся и потребителей, как и на праве и возможности граждан определять общественные условия производства.

Развитие рабочего движения: политика благосостояния Во второй половине 20 века была построена система социальных гарантий, обеспечившая всем гражданам экономическую защищенность в случае болезни, потере работы и в старости. Система школьного образования была построена таким образом, чтобы дать всем детям возможность получить образование, независимо от доходов родителей. Здравоохранение, детские учреждения и уход за престарелыми стало стали доступными для всех.

Реформы в области благосостояния повысили свободу передвижения людей. Вместе с коллективным договором и законодательством о труде, реформы укрепили для трудящихся право распоряжаться собственной жизнью и освободили их от вынужденного согласия работать в неприемлемых условиях труда и за несправедливую заработную плату, чтобы заработать на жизнь. Политика благосостояния способствовала также изменениям условий частнокапиталистического производства. И поэтому неудивительно, что многие реформы сталкивалось с сильным сопротивлением со стороны более привилегированных групп.

В последние десятилетия 20 века с усилением консервативных и неолиберальных движений, реформы по обеспечению благосостояния подверглись новым нападкам. Критики утверждали, что система благосостояния снимает с людей ответственность и ослабляет их способность проявлять инициативу, а расходы на эти реформы подрывают общественную экономику. Эта критика есть по существу критика политической власти и идеологии, не находящая подтверждения в действительности. Это капиталистический миф о том, что у людей повышаются способности действовать, если они поставлены в плохие условия, и что общественная экономика укрепляется, если самый важный ресурс общества, человек, измотан и ослаблен.

Развитие рабочего движения: расширение равенства 70-е годы 20 века охарактеризовались ростом политики защиты окружающей среды и вопросов равноправия, которые становились все более важной частью политики социал-демократов. Дебаты об охране окружающей среды примыкают к классическим требованиям социал-демократов об экономике, свободной от эксплуатации. Политика равноправия вырастает, разумеется, из общей социал-демократической идеологии равенства. Дебаты по обеим этим проблемам расширяют также рамки анализа состояния общества.

а. Окружающая среда

Распределение силы и ресурсов между трудом и капиталом, по-прежнему занимает центральное место при анализе демократии и экономических условий. Но проблемы окружающей среды показали, что и при демократической экономике также существует эксплуатация. Так происходит, если цели ставится исключительно с точки зрения создания ресурсов, обеспечивающих ежедневное благосостояние, не считаясь с тем, во что это обходится обществу, в виде потребления природных ресурсов. Требования охраны окружающей среды придают новое измерение дискуссии о власти экономических структур, актуальное независимо от формы собственности или способа распределения результатов производства.

Политика в области охраны окружающей среды включает также более широкий принцип политики распределения, а именно распределения между поколениями. Сегодняшнее поколение не имеет права ради своего собственного благополучия истощать природные богатства и физическую среду обитания, являющуюся также основой жизни следующих поколений. Такой взгляд на эту проблему объединяет социал-демократов с партией «зеленых».

в. Равноправие

Классовая структура, создаваемая развитием экономической жизни, является центральным вопросом для понимания проблемы неравенства. Вся политика равноправия должна подразумевать борьбу с классовыми различиями. Но споры о равноправии со всей очевидностью показали, что положение начальника и подчиненного не только создает проблемы внутри производственной жизни, но также и за ее рамками. Мер, направленных исключительно против классовой несправедливости, в связи с этим, не достаточно для установления истинного равноправия. Оно предполагает также борьбу против других проявлений неравенства.

Ярким примером такой структуры является то, что называется подчинение по признаку пола, а именно, систематическое положение начальника и подчиненного между полами, создающее неравенство условий жизни для женщин и мужчин. Во всех классах общества условия для женщин отличны от мужских, у них более низкий средний доход и больше ответственности за дом и детей. Такой порядок ограничивает жизненный выбор женщины и возможности ее развития, но это замыкает также и мужчин в ролевых ожиданиях, ограничивающих их персональные возможности развития. Сломать эти представления, которые ссылаются на биологические различия для мотивации социальных различий между полами, означает расширить возможности развития и для мужчин, и для женщин. Это создает иное, в глубочайшем смысле слова более человечное общество, с равными правами и равной ответственностью для женщин и мужчин в семейной, профессиональной и общественной жизни. С этой точки зрения можно сказать, что социал-демократы представляют собой феминистическую партию.

с. Национальность Дискриминация и предрассудки, основанные на этническом происхождении, также приводят к сужению и ограничению жизненного выбора людей. Иммигранты, а зачастую даже дети иммигрантов, повседневно сталкиваются с большим риском потерять работу, чаще работают ниже уровня своего образования и плохо представлены в политических органах. Сегрегация по месту проживания также сильнее всего поражает жителей иностранного происхождения.

d. Дискриминация

Сексуальная ориентация, функциональные недостатки или возраст также являются факторами, которые могут означать для индивида или прямое неприятие со стороны окружающих, или ограничение жизненного выбора и в личной, и в общественной, и в профессиональной жизни.

Политика равноправия должна быть направлена против всех форм взаимоотношений начальника и подчиненного, и на этом обширном поле деятельности в деле достижения равноправия находятся многие из стоящих перед социал-демократами крупных задач на будущее.

Развитие в двух направлениях

Рабочее движение изменило Швецию. Социал-демократическая Швеция – это страна, в которой большинство людей имеют возможность сделать свой собственный жизненный выбор и где демократия имеет более сильные позиции в повседневной жизни людей, чем в большинстве других стран.

Но Швеция еще и страна, где развитие движется в разных направлениях. Швеция одна из стран с самым равноправным обществом в мире, но это еще и общество с четкими классовыми различиями, ощутимым неравенством между полами и ощутимой этнической сегрегацией.

Для многих людей открывается будущее с большими возможностями выбора и с хорошими собственными ресурсами, позволяющими воспользоваться ими. Это дети и внуки общества благосостояния, отличающиеся самостоятельностью, выросшей из их экономической защищенности и возможностей выбора своего будущего и из стремления к солидарности, которая для них эти возможности. Будучи свободными, сильными и самостоятельными личностями, они предъявляют повышенные требования свободы выбора и собственного влияния, и в то же время они поддерживают идеи общего принятия решений и общей ответственности за обеспечение общих потребностей, таких как школьное образование, здравоохранение и уход за больными и престарелыми.

Но классовые, этнические различия и различия по признаку пола, все еще создают неравенство. Когда классовые различия совпадают с различиями по признакам пола и этнической принадлежности, неравенство становится еще более жестким.

Для многих возможность выбора или мала или не существует вовсе, и препятствия и ограничения трудно преодолимы. Классовая несправедливость переносится из жизни взрослых в условия жизни детей и создает угрозу тому растущих различий и в будущем. Слишком многие имеют слишком малые возможности в трудовой жизни, слишком многие вынуждены беспрестанно рисковать здоровьем и благополучием, работая в таких условиях, которые оказывают физическое или психическое давление. Это уязвимое положение в трудовой жизни особенно поражает и возмущает в сравнении с теми большими и постоянно растущими привилегиями, которые позволяет себе элита и которые являют собой разительный контраст с требованиями соглашаться на растущую нестабильность трудовой жизни, которые они предъявляют своим работникам.

Женщины постоянно сталкиваются с препятствиями в профессиональной жизни, что отражается на рынке труда, характеризующимся разделением по признаку пола, в виде более низкой заработной платы и худших возможностей продвижения по служебной лестнице. Женщины по-прежнему несут большую ответственность за дом и детей. Более жесткие требования на рынке труда создают несправедливое давление на многодетные семьи, от которого страдают и дети и родители. Если развитие в этом направлении не изменится, это может привести к тому, что многим придется выбирать между детьми и профессиональной карьерой. Это означает, что как для женщин, так и для мужчин сужается спектр возможностей развития, заключающихся в праве быть и активным родителем, и активным профессиональным работником.

Кроме того, возникли новые формы отношений, основанные на дискриминации женщин, которые вновь стремятся загнать женщин в те роли, которые отводятся им требованиями, выработанными мужчинами, а не их собственным выбором и условиями. Повышенный интерес к женскому телу, как объекту сексуального желания, заставляет особенно страдать молодых женщин и может повлиять на обстановку на рабочих местах и в учебных заведениях, приводя к серьезным последствиям и для развития личности женщин, и для их выбора профессии.

Новые шаблонные представления о том, какими должны быть мужчины и женщины, сильно отличаются от старых представлений. Но они направлены на тот же самый тип превосходства и подчиненности в ролях, обусловленных полом, который урезает индивидуальную свободу действий.

Сегодняшняя Швеция – это многонациональное общество, но с отчетливым неравенством, связанным с национальной принадлежностью людей. Во многих районах с большой плотностью иммигрантского населения растет ощущение изоляции среди взрослого населения, которое не допускают на рынок труда, и среди детей, которые не видят для себя будущего в окружающем их шведском обществе. Эта изоляция создает самые глубокие, вызывающие самые бурные эмоции различия в сегодняшнем шведском обществе. Эта изоляция и ограниченность возможностей жизненного выбора, которую вынуждены испытывать слишком многие иммигранты, абсолютно не совместима с социал-демократическими идеалами равенства и свободы.

Растут различия и между разными частями страны. Неравномерность развития экономики, угрожает привести к крупным различиям между регионами как в возможностях развития людей, так и в социальном благосостоянии. Такие различия несовместимы с требованиями равенства и солидарности, равно как и с требованием возможности свободного выбора места проживания и жизненной среды.

С. Современное взгляд социал-демократии на общество Демократия

Условия жизни отдельного человека во многом определяется окружающим обществом. Из этого рождается требование демократии: Все должны иметь равное право влиять на то, что имеет большое значение для их собственной жизни. Жизнь отдельного человека не может управляться политическими решениями, но политика определяет многие из фактических возможностей управлять собственной жизнью. Частное и общественное сливается в демократическом процессе. Поддерживаемый волей и убеждением граждан, он становится средством изменения общества.

Демократия это процесс принятия решений, касающихся общих гражданских вопросов. Демократия предполагает многопартийную систему и всеобщие выборы. Но демократия больше, чем способ правления и больше, чем порядок принятия и претворения в жизнь решений. Демократия – это система ценностей, которая должна пронизывать всю жизнь общества и основой которой является равная ценность и достоинство всех людей.

Эта ценностная основа дает право всем принимать участие в общественной работе. Гражданские права и свободы составляют необходимый исходный пункт, но их должно дополнять право на индивидуальное развитие, на социальную защищенность и на участие в трудовой и культурной жизни. В то же время демократия требует от всех уважения к принятым решениям, даже тогда, когда они идут вразрез с собственными желаниями. Демократия дает право выражать собственные взгляды и интересы, но означает в то же время обязанность слушать других. Демократия не исключает противоречий и конфликтов, но требует от всех готовности разрешать противоречия демократическими способами.

Сфера действий демократии должна определяться только самой демократией. Вся власть в обществе должна исходить от людей, которые вместе составляют общество, а не от утверждаемых законов естественного права, проводящих границы между политикой и рынком. Проведение этих границ – вопрос, который должна решать сама демократия. Права человека образуют ту границу, за которую никогда не должны переходить политические решения, но в тоже время только демократия может определить эти права. Защита независимости индивида и защита прав меньшинств более всего зависит от демократических ценностей.

В то же время демократия основана на распределении власти. Концентрация власти всегда угрожает демократии, независимо от состава той группы, которая обладает властью. Демократия должна иметь возможность проводиться многими путями, на многих планах и во многих сферах, независимых друг от друга. Демократия требует, чтобы люди могли влиять и на изменения в обществе в целом, и на отдельные функции общества, с которыми они встречаются в повседневной жизни, в школе и в здравоохранении, жилищной системе, на транспорте и окружающей среде. Демократические процессы строятся на силе и воле граждан, на общественной заинтересованности и активности, потребности творчества, повышении знаний и ответственности. Эта сила не может быть высвобождена ни коммерческими силами, ни бюрократическими органами, а только самими людьми. Общественная работа всегда должна строится на доверии к собственной заинтересованности граждан и гражданским организациям, к народным движениям, народному просвещению и общей ответственности.

Решения по общим вопросам, принимаемые на центральном и местном уровне, должны встраиваться в общую перспективу. Сложность отступлений, которые должны быть сделаны, требуют, чтобы такие отступления проводились людьми назначенными избирателями и отчитывающимися перед избирателями, в соответствии с четко представленными политическим ценностями. Но эта представительная демократия должна все время поддерживаться также оживленными дебатами и живым участием самих граждан.

Демократический процесс и общественное управление должны основываться на гласности и на четких, справедливых правилах игры. Политические задачи и услуги внутри государственной администрации должны быть открыты на одинаковых условиях для всех граждан. Как следствие этих основных требований общественного управления, социал-демократы хотели бы также действовать так, чтобы принцип престолонаследия был отменен и заменен республикой, где непосредственный государственный руководитель прямо или косвенно избирается народом. Это преобразование предполагает, как и все демократические преобразования, одобрение большинства народа.

Социал-демократия выросла из народного движения, и работа с народными движениями – постоянная основа для нашей политической работы. Поэтому мы должны черпать силу в заинтересованности, выражающейся в новых народных движениях, возникающих как реакция на несправедливость и проблемы современного общества.

Демократия предполагает гражданскую активность. Народные движения, старые и новые, и народное просвещение – это та преобразующая сила, которые возникает, когда люди встречаются вместе для обсуждения и совместных действий - и которые, в связи с этим, должны играть решающую роль в построении общества. Они дают людям возможность изменить свое собственное окружение и предоставляют возможность развивать свои знания и свои мысли в общении с другими. Они служат местом встреч, свободным от коммерческого стремления к рентабельности, где граждане вполне естественно могут соединить свой собственный опыт и стремление к более широким общественным перспективам. Это приводит к осознанию демократических ценностей, что в свою очередь создает собственную ответственность за поддержание демократии. Современные информационные технологии дают новые возможности для расширения участия в дебатах, как место встречи граждан из разных частей страны и приводит к расширению контактов между избирателями и их доверенными лицами.

Народные движения всегда были важнейшими носителями демократического общения, и эта роль получила еще больший вес с ростом значения средств массовой информации. Средства массовой информации сами по себе играют значительную роль для свободного обмена мнениями и свободного информационного потока. Но концентрация власти в области средств массовой информации и их растущая взаимосвязь с индустрией развлечений, делают информационные потоки все более однородными и все большая часть, строится на пассивном потреблении вместо общественной заинтересованности. Противодействие концентрации власти, установление многообразия и защита общественных каналов на радио и телевидении, главное в политике социал-демократии в области средств массовой информации. Но безошибочным противовесом коммерциализации общественных дебатов, являются также те арены гражданских дискуссий и гражданского обмена мыслями и опытом, которые предлагают разного рода общественные движения. Дебаты, формирование мнений и анализ политики не должны быть проблемами только профессиональных аналитиков. Подобно тому, как общественная работа должна основываться на заинтересованности самих граждан, на этом же должны основываться дискуссии об обществе и культуре.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...