Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коллектив кафедры философии и культурологии




ЦЕНТР СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ

Им. В. А. ШТОФФА (ЦЕНТР «СОФИК»)

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

УНИВЕРСИТЕТА

ПАРАДИГМА

 

Очерки философии и теории культуры

Под редакцией М. С. Уварова

ВЫПУСК 4

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

УДК

К 61

Рецензенты: докт. филос. наук проф. Ю. М. Романенко (С.-Петерб. гос. ун-т), докт. филос. наук проф. С. Т. Махлина (С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств)

Печатается по постановлению

Редакционно-издательского совета

Республиканского гуманитарного института

Санкт-Петербургского государственного университета

 

Редакционный совет: докт. филос. наук, проф. М. С. Уваров; докт. филос. наук, проф. В. Н. Сагатовский; докт. филос. наук, проф. И. И. Евлампиев, канд. филос. наук, доц. Н. Х. Орлова канд. филос. наук П. М. Колычев

 

Парадигма: Очерки философии и теории культуры.

К61 Под редакцией проф. М. С. Уварова – СПб.: Изд-во

С.-Петерб. ун-та, 2006. Вып. 4. — 176 с.

ISSN 1818-734X

 

 

В выпуске представлены материалы международной конференции «Метафизика искусства — 4. Поэтика Города» (Санкт-Петербург, 18 ‑ 19 ноября 2005 г.), а также статьи по актуальным проблемам философии и теории культуры, философской антропологии, онтологии. В сборник включены работы учёных Республиканского гуманитарного института Санкт-Петербургского государственного университета.

Для научных работников высшей школы, аспирантов, студентов.

 

ISSN 1818-734X © Авторский коллектив, 2005

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Моисей Самойлович Каган ……………………………………...5

 

I. Философия культуры

Материалы Международной конференции «Метафизика искусства — 4. Поэтика Города», Санкт-Петербург,

18 ‑ 19 ноября 2005 г.

Уваров М. С. Поэтика Петербурга (вместо введения)………………

Михельсон М. О. Городская культура и методология ее исследования… ……………………………....................................

Туркина В. Г. Окно в Европу: провинциальный взгляд…………….

Орлова Н. Х. Дистанции огромного размера… (психологический коллаж) ………………………………………………………………...

Франциска Фуртай Петербург: вариации на тему Парадиза……....

Селезнев А. И. Город в миросозерцании Ф. И. Тютчева……………

Анисимова И. В. Человек в информационном пространстве современного города… …………………………...

Коринфская Н. В. Городской пейзаж в сюите П. Хиндемита «1922»………………………………………………………………….

Аникин Д. Потеря и обретение города: стратегии воспоминания….

Капустина Л. Б. Genius loci: Петербург и «SNOWSHOW» Вячеслава Полунина…………………………………………………..

Медеуова К. А. Free ландшафт Астаны………………………………

Попова О. А. Взгляд на архитектуру в эстетике Генриха Ланца......

Варакина Г. В. Метафизика музыкального в философском наследии Андрея Белого……………………… …………………….

Васинкевич О. А. Роль советского конструктивизма в чешской авангардной архитектуре……………………………………………..

 

II. Теория культуры

Янутш О. А. «Стили речи» как предмет культурологического исследования…………………………………………………………..

Сукнева И. С. Сибирская усадьба…………………………………….

Вежлева Э. К. Феномен музыки: мистическая культурная традиция

III. Онтология

Колычев П. М. Материальное и идеальное в истории философии

Косыхин В. Г. Деконструкция как послесловие к онтологии………

Малкина С. М. Смерть как горизонт человеческого бытия………...

Косыхин В. Г. Онто-лингвистичность и вероятностный субъект в современной философии……………………………………………...

Долгополов И. А. О понятии «расстояния» у Ж.- П. Сартра………..

 

IV. Философская антропология

Дмитриев И. Метод генеалогии в пространстве институтов воспитания……………………………………………………………

Сумбурова Ю. В. Герменевтика как методология воспитания и образования……………………………………………………………

Шугайло И. В. Виртуальность личности художника как фактор автобиографии (на примере анализа «Дневника одного гения» С. Дали)………………………………………………………………...

 

V. Особенное

Шугайло И. В. Прикосновения к неизведанному…………………...

Глубоков Б. В. К инобытию в истекании…………………………….

 

Моисей Самойлович Каган

18.05.1921 – 10.02.2006

Умер Моисей Самойлович Каган, доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ, почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета, ветеран Великой Отечественной войны. Долгие годы и до последних дней жизни он преподавал в Республиканском гуманитарном институте СПбГУ.

Это был особенный человек. Один из немногих наших гуманитариев, которого называют и будут еще долго называть своим Учителем сотни ученых разных поколений, М. С. Каган создал настоящую школу мысли, не прислушаться к которой не могли даже его непримиримые оппоненты.

Российская наука потеряла одного из крупнейших своих представителей, трудами которого были созданы основы отечественной культурологии, теории искусства и эстетики. В Петербурге М. С. Каган, несомненно, представлял одну из центральных фигур нашей культурной жизни.

Он был прирожденным педагогом, лекции которого отражали живую мысль ученого — мысль, в конечном итоге зафиксированную в книгах, уникальных по охвату материала, эрудиции и многообразию затронутых в них тем.

Он был настоящим петербуржцем, то есть принадлежал к той удивительной породе людей, для которых интеллигентность не была пустым словом. Людей, на которых истинные ценности культуры налагали особую внутреннюю ответственность.

Лекции, семинары, мастер-классы М. С. Кагана — особая часть истории нашего института. И уже сегодня, когда Моисея Самойловича нет с нами, когда уже нельзя в непосредственном общении восхититься блеском его эрудиции и лекторского мастерства, все также звучит в душе его голос, все также невозможной кажется горечь утраты…

Светлая память нашему дорогому коллеге и Учителю.

Коллектив кафедры философии и культурологии

ИППК-РГИ СПбГУ

 

 

Ушел Учитель. Навсегда. Но ведь был! Долго. Сколько раз ты, приехав в Питер, подходил с учащающемся по мере приближения пульсом к дому на Чайковской, взбегал на третий этаж, звонил сразу, без паузы, и через несколько секунд появлялся Он. Любимый и Великий. Как-то на кафедре кто-то обронил: когда Каган просто идет по улице, сразу видно, что идет великий человек. И здесь, в домашней курточке и тапочках, он всегда был великий. И когда, открыв дверь, смотрел, улыбаясь в первую минуту, и обнимал. И когда, потом, неторопливо спрашивал про жизнь, про друзей, и потом, когда отвечал, тоже неторопливо, откинув сначала голову и втянув воздух, чтобы ответить точно, как всегда, существенно. Слушать он любил больше, чем говорить, и может быть еще поэтому каждое его слово было таким веским. И если шутил, то в десятку, и если критиковал, то опять точно, четко и весомо, и так всегда, даже когда разговор шел про самое бытовое.

Но поразительнее всего, что при всем этом он всегда был — близким, близким и любимым. Это сочетание величия и близости, и любви (не симпатии, не уважения — любви) было каким-то совершенно уникальным. И помогало жить. И будет, думаю, и дальше это делать. Часто, когда мне бывает трудно, когда я боюсь какой-то встречи, выступления, когда на какой-то поступок кишка оказывается тонка, я вспоминаю Его. Представляю, что он смотрит на меня, и кишка укрепляется, спина выпрямляется, дыханье выравнивается …

…Помните, хотя было это лет 20 назад, мы катались на лыжах под Нижним Тагилом в день окончания какого-то симпозиума: Вы, Надя Попова и я. Оказались перед небольшой, но очень крутой горкой. Вы изящно съехали и ждете нас. Я дрожу на краю спуска, колеблюсь: страх сковал капитально. Надежда мне тихо: «Галя, на тебя Каган смотрит». Сработало мгновенно. И я не упала. А Вы мне еще что-то такое тогда сказали: «Ну, дружок, да с тобой можно в разведку ходить».

…Сейчас, когда все это пишу, то уже совсем реву. И хотя знаю, что ничего особенного в моем этом писании нет, знаю также, что по всему, как это говорят сейчас, постсоветскому пространству есть не десяток и, может быть, даже не сотня людей, которые, приезжая в Питер или встречая Его в своих городах и весях, переживали эти или подобные состояния, и сейчас испытывают те же чувства: горя, что Ушел и благодарности за то, что Был. И, значит, Есть в нашей жизни.

Какой светильник разума угас, какое сердце биться перестало! Но скольких успел осветить, скольких согреть! Наш Любимый Великий Человек – МОИСЕЙ САМОЙЛОВИЧ КАГАН.

Галина Брандт

I. Философия культуры

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...