Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ИСТОЧНИК: В. Брандт. Отважиться на расширение демократии! (Сборник избранных трудов). М., 1992, с.10-42.




ИСТОЧНИК: В. Брандт. Отважиться на расширение демократии! (Сборник избранных трудов). М., 1992, с. 10-42.

 

Документ 2.

Из заявления федерального канцлера Гельмута Коля

13 октября 1983 г.

Коалиция центра, в которую объединились ХДС, ХСС и СвДП, начинает свою работу в условиях тяжелейшего экономического кризиса за время

существования Федеративной Республики Германии. Этот кризис поколебал доверие многих людей, многих сограждан к дееспособности нашего государства. Новое правительство стало необходимым, поскольку прежнее правительство показало неспособность бороться с безработицей, обеспечить социальную защиту и привести в порядок расшатанную систему государственных финансов [... ]

Налоговые отчисления повысились настолько, что сегодня работник должен отдавать в виде налогов и сборов ровно 60 пфеннигов с каждой заработанной марки. Но и этого не хватает; государство, несмотря на это, в значительной мере обременено долгами. В таких условиях - и это знает каждый - не может появиться экономический рост [... ]

Наши собственные проблемы экономического развития, занятости и финансов во многом являются результатом того, что германская экономика оказалась не в состоянии справиться с новыми внешнеэкономическими вызовами. Требования к государству и система социальной поддержки были ориентированы на оптимистические представления о постоянном и значительном росте экономики. Когда период высоких темпов экономического развития закончился, не достало понимания и силы сделать нужные выводы и осуществить необходи-мую коррекцию. То, что изменения не были проведены тогда, когда они еще были возможны с относительно небольшими жертвами, обусловило необходимость наверстывать это сегодня более болезненно и длительно.

[... ] Мы попали в ситуацию не только экономического кризиса. Существует глубокая неуверенность, питаемая страхом и растерянностью, страхом перед экономическим спадом, тревогой за рабочее место, страхом перед разрушением окружающей среды, перед гонкой вооружений, страхом молодых людей за свое будущее.

Вопрос будущего состоит не в том, насколько больше государство может сделать для своих граждан. Вопрос будущего состоит в том, как по-новому могут развернуться свобода, динамичность и личная ответственность. На этой идее основывается коалиция центра [... ] Мы хотим вернуть государство к его первоначальным и истинным задачам [... ] Мы хотим видеть общество, в котором люди считают себя способными на что-то и не полагаются на государство. Мы хотим общества, ответственного перед природой [... ] Наш народ нуждается в новых надеждах, новой уверенности в своих силах. Мы знаем, что наши сограждане многого ожидают от нашей политики обновления [... ]

 

Практическое занятие № 16-17 (4 часа).

Тема: Кризис тоталитарных систем в государствах Восточной Европы и его последствия.

План:

Причины кризиса тоталитарных режимов в Восточной Европе. Влияние событий 1985 года и перестройки в СССР на политическую жизнь в государствах Восточной Европы. Роль командно-административной системы (КАС) в государствах Восточной Европы в развертывании и углублении антитоталитарных движений. Революционные события 1989 года и крах тоталитаризма в Восточной Европе. Закономерности, особенности, специфика, характерные черты революций конца 80-х годов в Восточной Европе:

а) в ГДР, Чехословакии, Польше;

б) в Венгрии, Болгарии;

в) в Румынии;

г) в Югославии, Албании.

Проблемы социально-экономического и партийно-политического развития государств Восточной Европы в 90-е годы ХХ века.

Задание № 1. На основе анализа источников и научной литературы необходимо заполнить таблицу «" Бархатные революции" в странах Восточной Европы». Критерии: Причины и предпосылки революционных событий. Хронология революционных событий. Итоги и уроки революционных событий

Задание № 2. Подготовить мультимедийную презентацию «Падение режима Н. Чаушеску в Румынии»

Задание № 3. Подготовить контурную карту «Распад Югославии»

Цели выполнения задания:

1) осмысление причин и предпосылок падения режимов «народной демократии» в странах Центральной и Восточной Европы, выявление общего и особенного в этом процессе, изучение итогов и уроков революционных изменений;

2) развитие навыков сравнительного анализа путем сопоставления событий т. н. «бархатных революций» в Польше, Венгрии и Чехословакии;

3) развитие навыков работы с картографическим материалом.

Методические рекомендации

Выполнение первого задания предполагает проведение сопоставительного анализа революционных событий в Польше, Венгрии и Чехословакии, получивших название «бархатные революции». Важно выявить внутренние и внешние причины революционных изменений, определить лидеров, выстроить четкую хронологию событий, подвести итоги и уроки «бархатных революций».

В Польше революционные события начались еще в 1980 г., когда на волне массовой забастовки был создан свободный профсоюз «Солидарность» во главе с Лехом Валенсой. Влияние «Солидарности» было настолько велико, что потребовалось создание Военного совета национального спасения и введение в стране военного положения. Вторая волна забастовок и митингов началась в Польше в 1988 г., в результате которых «Солидарность» была признана легальной организацией, имевшей право участвовать в политических процессах. X Пленум ЦК ПОРП, состоявшийся в декабре 1988 – январе 1989 гг. принял резолюцию о плюрализме, свободе слова, демократическом порядке формирования органов власти и других политических свободах. Уже летом 1989 г. в стране прошли свободные выборы, закончившиеся приходом к власти оппозиции.

По аналогичному сценарию развивались события в Венгрии и Чехословакии. В 1988-1989 гг. в этих странах оформляется оппозиция, представленная Венгерским демократическим форумом и Гражданским форумом в Чехословакии. Под давлением широких народных выступлений, массовых демонстраций и митингов начинается диалог между правящими компартиями и оппозиционными силами. Объявленные свободные выборы в обеих странах завершаются победой демократических сил и масштабным социально-экономическим и политическим реформированием. Важно подчеркнуть, что все изменения носили мирный характер и позволили бескровным путем осуществить переход от социализма к демократии и рыночной экономике. Второе задание ориентировано на изучение драматичных событий, связанных со свержением режима Н. Чаушеску в Румынии. При этом студенты должны подготовить мультимедийную презентацию, тщательно отобрав визуальный материал. В презентации необходимо отразить такие ключевые моменты как сущность режима Н. Чаушеску, «хлебные бунты», расстрел демонстрантов в Тимишоаре, обстоятельства гибели супругов Чаушеску. Особое внимание следует уделить анализу доклада Н. Чаушеску на Расширенном Пленуме ЦК Румынской коммунистической партии 24-25 октября 1989 г.

Наконец, выполнение третьего задания позволит проследить распад государственности и возникновение независимых государств на Балканах. Еще в 1987 г. был принят Проект изменений Конституции СФРЮ, предусматривавший в стране многопартийность и политический плюрализм, а состоявшиеся в 1990 г. свободные выборы в республиканские скупщины закончились поражением коммунистов. Осенью 1991 г. Словения и Хорватия провозгласили отделение от федерации, затем тоже самое сделали Македония, Босния и Герцеговина. Центробежные силы привели в итоге к масштабной межэтнической войне, продолжавшейся на протяжении 1990-х гг. Все эти события важно отразить в работе с контурной картой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...