Глава 1. Договорная работа. 1.1. Договор, его заключение и исполнение. 1.1.1. Понятие договора, виды и формы договоров
Глава 1. Договорная работа 1. 1. Договор, его заключение и исполнение 1. 1. 1. Понятие договора, виды и формы договоров Коммерческие отношения – это отношения самостоятельных, равноправных, финансово независимых физических или юридических лиц. В основе таких отношений лежат сделки. Сделками признаются действия, направленные на установление, изменение или прекращение юридических отношений между физическими или юридическими лицами. Дву- и многосторонние сделки называются договорами (контрактами). Заключение договора является волевым актом. Для заключения договора необходимо согласование волеизъявления двух или нескольких сторон. Одной из свобод человека и важнейшим принципом рыночной экономики является «свобода контрактов», которая содержит три элемента: – свобода решения заключать договор или нет; – право выбора партнера; – свобода регулировать свои отношения с партнером по договору в содержании прав и обязанностей. Ограничения в свободе содержания контракта налагаются только с целью защиты интересов общества и, в частности, интересов потребителя. Многолетняя коммерческая практика привела к тому, что большинство коммерческих договоров приобрело форму стандартных, и в интересах сторон основные правоотношения договора стали регулироваться, как правило, диспозитивно законодательством. В той степени, в которой законодательство определяет основы договорных отношений, принципиальное значение приобретает предмет договора и обозначение его сторон. В качестве примера можно привести наиболее распространенные виды коммерческих договоров: – договор купли-продажи, сторонами которого являются продавец и покупатель. В практике морских перевозок такой договор, в частности, заключается при бункеровке и шипчандлерском снабжении, покупке-продаже судов;
– договор подряда – заказчик и подрядчик, в морских перевозках стивидорный контракт; – договор аренды – арендодатель и арендатор, в морских перевозках очень развит при аренде контейнеров; – договор перевозки – грузоотправитель и перевозчик – основной договор морских перевозок; – договор страхования – страхователь и страховщик, в морских перевозках страхуются суда и грузы, и другие интересы; – договор представительства – принципал и представитель; – договор поручения – доверитель и поверенный; – договор комиссии – комитент и комиссионер. Существует множество и других регулируемых Гражданским правом общегражданских договоров: трудовой договор, договор ссуды, проката, хранения и т. п. Специфические формы договоров, используемые в морских перевозках, регулируются либо общегражданским законодательством, либо Кодексом торгового мореплавания РФ (КТМ): – договор экспедиции (грузовладелец и экспедитор) – Гражданский кодекс РФ (ГК РФ); – агентирования (агент и принципал) – КТМ как договор агентирования и ГК РФ как договор представительства; – фрахтования (фрахтователь и фрахтовщик) – КТМ; – тайм-чартер (фрахтователь и судовладелец) – КТМ; – бербоут-чартер – близок к договору аренды с учетом существенных условий использования судна для целей морского судоходства КТМ. Может быть заключен договор, объединяющий в себе элементы различных стандартных договоров, или специфический договор, не попадающий под стандартные формы. Важно, чтобы заключенный договор не противоречил действующему законодательству. В коммерческой практике широко применяются типовые проформы договоров. Сами по себе они не имеют юридической силы или значения юридического документа. Они лишь облегчают переговоры по заключению контракта благодаря полноте и четкости содержащихся в них формулировок. Все изменения, исключения и дополнения, включенные в типовую проформу позже, в процессе заключения контракта, превалируют над типографским текстом проформы.
От типовых проформ договоров следует отличать типовые договоры, утверждаемые Правительством РФ, отклонение от которых влечет недействительность изменений или договора в целом. По форме заключения, в соответствии с мировой практикой и ГК РФ, различаются: – устные сделки; – простые письменные формы сделок; – нотариально удостоверенные письменные сделки; – государственные документально оформленные письменные сделки. Сделки, совершенные устно, не дают сторонам права ссылаться на свидетельские показания относительно факта и содержания сделки. Устная форма широко распространена в мелких сделках (розничной торговле, городском транспорте и т. д. ). В сфере морских перевозок и внешней торговли такая форма не применяется. Сделки в простой письменной форме являются основной формой морской коммерческой деятельности. Письменной формой признается не только единый документ, подписанный сторонами, но и любые визуально воспроизводимые источники (телекс, письмо, факс и т. д. ), позволяющие однозначно определить, что это – договор. В соответствии со ст. 162 ГК РФ «… несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет ничтожность сделки». Следует иметь в виду, что любая сделка с иностранным партнером относится к разряду внешнеэкономических, поэтому большинство сделок, связанных с внешнеторговыми перевозками, требуют, по крайней мере, простой письменной формы. Сделки, требующие нотариального оформления или государственной регистрации, не характерны для коммерческих отношений в морских перевозках. Нотариальные договоры предполагают нотариальное удостоверение подписей сторон (но не содержания договора). Государственная регистрация сделок предусмотрена, в частности, для сделок с недвижимостью. На государственном уровне (через уполномоченное лицо) удостоверяется содержание договора, а не только подписи сторон. По законодательству Российской Федерации морские суда считаются недвижимостью, и все операции по их купле-продаже регламентируются правилами об операциях с недвижимостью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|