Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2.4. Договорные отношения и система платежей при комбинированных




1. 2. 4. Договорные отношения и система платежей при комбинированных

перевозках

Комбинированные перевозки не являются самостоятельной формой организации судоходства. Это современная, наиболее конкурентоспособная форма организации перевозок ценных генеральных грузов, в первую очередь – контейнеров (рис. 1. 3). В комбинированных перевозках появляется новый участник с собственным, своеобразным правовым статусом – перевозчик по договору (оператор комбинированной перевозки (ОКП) – Combined Transport Operator). ОКП не является перевозчиком какого-либо конкретного вида транспорта в традиционном понимании: он заключает комплексный договор (2), включающий перевозку груза несколькими видами транспорта, сопутствующие услуги в пунктах перевалки и полное экспедиторское обслуживание. В отношениях с грузоотправителями ОКП заключает договор как перевозчик. В качестве ОКП чаще всего выступают крупные экспедиторские компании; поскольку они не имеют собственного флота, их называют Non Vessel Common Carrier (NVCC). Договор комбинированной перевозки могут заключать и судоходные компании, тогда они берут на себя обязательства по сухопутной перевозке и экспедиторскому обслуживанию.

Рис. 1. 3. Схема договорных отношений при комбинированных перевозках

 

В отношениях с фактическими перевозчиками и другими транспортными организациями ОКП выступает как грузоотправитель и заключает с ними договоры перевозки (3), (5) и терминального обслуживания (4) на обычных основаниях. Экспедиторские функции ОКП исполняет самостоятельно и через своих представителей и агентов в пунктах перевалки.

Система платежей при комбинированных перевозках строится следующим образом: грузоотправитель оплачивает ОКП единую сквозную ставку, покрывающую все операции по транспортировке груза между согласованными пунктами; ОКП от своего имени и за свой счет расплачивается со всеми фактическими перевозчиками и привлеченными к транспортному процессу фирмами.

Прибыль ОКП образуется как разница сквозной ставки и суммы транспортных расходов, фактически понесенных ОКП.


Глава 2. Агентирование судов

2. 1. Правовое положение агента

Обслуживание судов в иностранных портах осуществляется через судовых агентов на основании агентского договора. Сторонами договора являются судовладелец (принципал) и агентская фирма (агент).

Агентирование заключается в представительстве судовладельца, защите его законных интересов и оказании ему содействия в вопросах морского судоходства в определенном порту или регионе.

В ГК РФ агентский договор определен как договор, по которому одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и другие действия либо от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Договор морского агентирования определен в ст. 232 КТМ (прил. 1) следующим образом: «По договору морского агентирования морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории».

Из законодательного определения важнейшим элементом деятельности агента является установление юридических отношений принципала с третьими лицами в интересах принципала и за его счет. Однако правовой статус агента в этой сфере деятельности существенно отличается от правового положения других представителей или посредников.

Договор агентирования наиболее четко определен в англо-американском праве, откуда он и заимствован российским законодательством. Согласно договору поручения, доверенное лицо совершает юридические действия в интересах, за счет и от имени своего доверителя. Доверитель становится стороной договора со всеми вытекающими из этого последствиями ответственности за ненадлежащее исполнение договора. Другой вид представителей – комиссионер – совершает юридические действия в интересах и за счет своего принципала от своего имени и сам становится стороной договора. Специфика правового положения агента состоит в том, что в зависимости от обстоятельств или по своему усмотрению он может действовать как «комиссионер» или как «поверенный». Законодательство Российской Федерации предусматривает регулирование его деятельности как «агентской» и в зависимости от различных обстоятельств – как «поручение» пли «комиссия».

Если агент заключает договор от имени принципала, он отвечает только за выбор партнера и правильность оформления сделки. Если же агент заключает договор от своего имени, он отвечает перед принципалом и за ненадлежащее исполнение договора третьим лицом.

В определениях, приведенных в ГК РФ и в КТМ, содержатся слова «... и иные действия» в интересах принципала, которые означают, что, кроме установления юридических отношений с третьими лицами, агент выполняет многие работы в интересах принципала самостоятельно, в качестве исполнителя. Это, главным образом, организационно-управленческие функции, связь и исполнение некоторых конкретных работ по оформлению документов.

Отношения агентирования, как и любые коммерческие отношения, устанавливаются только на основании договора. Агентский договор консенсуальный, возмездный и взаимный. Он может носить долгосрочный или разовый характер.

Если судно заходит в порт, исполняя рейсовый чартер, его заход носит случайный характер. Договор агентирования заключается путем обмена любыми письменными формами оферты и акцепта: судовладелец просит агентскую компанию обслуживать конкретное судно на стандартных условиях, согласие агента означает заключение агентского соглашения на обслуживание этого судна (договор разового агентирования). Наиболее удобной и эффективной формой агентского договора является долгосрочное соглашение, которое заключается на длительный срок на обслуживание всех судов принципала в данном порту или регионе. Агент по долгосрочному договору оказывает принципалу больший комплекс услуг, чем по разовому соглашению.

Крупные судовладельцы организуют агентское обслуживание своих судов в иностранных портах на базе договоров с генеральными агентами. Крупным судовладельцам неудобно поддерживать и контролировать десятки и сотни локальных договоров с агентами в каждом иностранном порту, в связи с этим они обращаются в агентскую фирму, которая берется самостоятельно организовать и контролировать агентское обслуживание судов принципала во всех портах страны или крупного географического региона. Такой агент называется генеральным (General Аgent). Генеральный агент имеет свои отделения или филиалы в некоторых портах страны, а в остальных портах заключает уже от своего имени агентское соглашение на обслуживание судов принципала с местными агентскими фирмами – субагентами. Судовладелец состоит в договорных отношениях и ведет расчеты только с генеральным агентом, последний контролирует работу как своих филиалов, так и субагентов и отвечает за качество их работы перед принципалом. Субагент не имеет права заключать договоры от имени принципала.

Агент в рамках своих полномочий выступает от имени и по поручению владельца перед третьими лицами, заключая договоры от своего имени в интересах судовладельца. Такие действия создают обязательства принципала или самого агента перед третьими лицами. Действия агента не требуют доверенности от принципала, они вытекают из агентского договора, он не должен выходить за рамки своих полномочий. Однако практика агентирования создала понятие подразумеваемые полномочия агента, т. е. такие полномочия, которые обычны для деятельности агента и которые любое третье лицо могло предполагать. Таким образом, если агент вышел за пределы полномочий конкретного договора, но в рамках обычной агентской практики, заключив сделку от имени принципала, она будет действительной для любого третьего лица, и принципал не сможет от нее отказаться. Принципал может только обратиться с претензией и иском к агенту за превышение договорных полномочий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...