1.2.3. Система договорных отношений и платежей в линейном судоходстве
Договорные отношения. Договорные отношения (рис. 1. 2) между продавцами (S) и покупателем (В) строятся обычным образом на основе запродажных контрактов (1).
Рис. 1. 2. Схема договорных отношений участников транспортного процесса в линейном судоходстве слелатьисправление на рис. Производители или продавцы мелких партий ценных грузов не в состоянии организовывать и контролировать транспортировку каждой отдельной партии, так как товары продаются и отправляются ежедневно многими партиями на различных направлениях различными видами транспорта. Поэтому участие в транспортном процессе экспедитора обязательно, и для грузоотправителя экспедитор является важнейшей фигурой в международных перевозках его товаров. Экспедитор заключает договоры (2) со многими грузоотправителями, концентрирует и контролирует крупные потоки ценных, в том числе контейнерных, грузов на основных мировых направлениях перевозок. Линейный перевозчик (О) организует линию, объявляет расписание и работает независимо от предварительных контрактов с грузовладельцами (см. выше). Главной экономической задачей линейного перевозчика является привлечение груза на суда линии во всех портах захода. Эта задача возлагается на линейного агента, который в этом аспекте выступает какагент по продажам: он продает транспортные услуги судовладельца в определенном географическом регионе. Агентское соглашение (3) носит долгосрочный характер и возлагает на агента бό льшие обязанности и полномочия, чем агентский договор портового обслуживания. Необходимые дляобслуживания судна услуги фирм предоставляются агентом в обычном порядке (8). Организация и техника заключения договора морской перевозки в линейном судоходстве следующая:
– обязанностью экспедитора является поиск морского перевозчика и заключение с ним договора от имени и за счет грузоотправителя (4); – в обязанности линейного агента входит поиск и привлечение груза на линию (5) и заключение договора морской перевозки от имени перевозчика. Экспедитор и агент устанавливают деловые контакты и от имени своих принципалов (грузоотправителя и судовладельца) заключают договор морской перевозки (6), который первоначально оформляется акцептом заявки грузоотправителя (букинг-ноты), а после фактического приема груза подтверждается линейным коносаментом. Долгосрочные контракты (7) с операторами терминалов (Т) в каждом порту захода линейных судов заключает судовладелец. Крупные линейные компании стремятся контролировать операторов терминалов или иметь собственные причалы и перегрузочные комплексы. Платежи в линейном судоходстве. Покупатель (см. рис. 1. 2) платит продавцу покупную цену по контракту (1), грузоотправитель оплачивает услуги экспедитора в форме экспедиторского вознаграждения по договору (2). Провозная плата оплачивается в виде линейного тарифа договора линейной перевозки (6). Линейные тарифы устанавливаются в одностороннем порядке линейным перевозчиком как одно из существенных условий публичного договора и предлагаются всем клиентам линии на равных основаниях. По требованиям ГК РФ и аналогичным нормам зарубежных законодательств линейные тарифы должны быть опубликованы и общедоступны. Для отдельных грузоотправителей линейный перевозчик может устанавливать договорные скидки. Система оплаты услуг линейного агента по договору (3) является наиболее сложной: агент получает вознаграждение только от судовладельца (принципала), но раздельно по четырем видам деятельности: 1) агентское вознаграждение за обслуживание конкретного судна, аналогично вознаграждению портового агента в трамповом судоходстве;
2) комиссионное вознаграждение за привлечение груза, аналогичное вознаграждению любого торгового агента за продажу товаров или услуг своего принципала. Оно устанавливается в процентах от суммы продажи. Линейный агент обычно получает 5 % от привлеченного фрахта; 3) линейный агент принимает грузы от экспедитора «у ворот порта», обеспечивает их хранение, документальное оформление и другие операции с грузом до его погрузки на судно, т. е. операции по обслуживанию груза или внутрипортовое экспедирование. За выполнение этих работ агент получает вознаграждение, аналогичное экспедиторскому, обычно в размере 2, 5 % от фрахта. Агент в порту выгрузки исполняет те же операции по обслуживанию прибывшего груза до его передачи экспедитору грузополучателя или отправки по адресу грузополучателя непосредственно. Услуги агента по обслуживанию груза в порту выгрузки оплачиваются так же, как аналогичные услуги агента в порту погрузки; 4) в настоящее время все линейные перевозки контейнеризированы и связаны с использованием перевозчиком специального парка транспортного оборудования (контейнеров, ролл-трейлеров, магистральных трейлеров, флетов и т. д. ). Транспортное оборудование нуждается в обслуживании, отдельном от обслуживания судов и грузов. Обслуживание транспортного оборудования судовладельца также возложено на агента и оплачивается отдельно. Через агента так же, как и в трамповом судоходстве, оплачиваются услуги всех фирм, привлеченных к обслуживанию судна (8). Линейный перевозчик оплачивает стоимость погрузки и выгрузки операторам терминалов по согласованным ставкам (7). Стоимость грузовых работ и всех сопутствующих операций обычно включается в линейный тариф (6). Линейный судовладелец оплачивает портовые сборы (обычно на льготных условиях).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|