Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2.2. Система договорных отношений и платежей в трамповом судоходстве




Договорные отношения. Общая схема связей приведена на рис. 1. 1 (сухопутная перевозка грузов не рассматривается).

 

Рис. 1. 1. Схема договорных отношений участников транспортного процесса в трамповом судоходстве

Исходной предпосылкой к морской перевозке является договор международной купли-продажи – запродажный контракт (1) между продавцом (S) ипокупателем (В). Запродажный контракт регламентируется в общем виде нормамиГК РФ (гл. 30), а в части международных торговых сделок – Венской конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. Запродажные контракты основываются на базисных условиях Инкотермз-2010, определяющих обязанности, расходы и риски продавца и покупателя по транспортировке товара. Кроме того, запродажный контракт обычно содержит специальные транспортные условия.

Сторона запродажного контракта, на которую возложены обязанности и расходы по транспортировке товара (в рассматриваемой схеме продавец), должна заключить договор фрахтования судна. Эта операция осуществляется через фрахтового брокера(FBr). Фрахтовый брокер – это посредник между грузовладельцем (фрахтователем) и судовладельцем, в задачи которого входят поиск партнеров друг для друга (судна для груза и груза для судна) и содействие сторонам в заключении фрахтовой сделки. Брокер должен найти надежного первоклассного судовладельца и гарантировать правильность и законность оформления сделки (но не ее исполнение).

Деятельность брокера регламентируется КТМ (гл. XIV «Договор морского посредничества»). Договорные отношения между грузовладельцем и брокером складываются следующим образом: грузовладелец обращается к брокеру с фрахтовым ордером (2) – заявкой на поиск и фрахтование судна, который может рассматриваться как оферта к заключению договора морского посредничества. Принимая фрахтовый ордер к исполнению, брокер акцептует договор – таким образом, договор морского посредничества носит разовый характер.

Возможность фрахтования судна в трамповом судоходстве объективно обусловлена тем, что ежедневно во всех портах мира освобождается множество судов и судовладельцы постоянно обращаются к фрахтовым брокерам с предложением отфрахтовать тоннаж под перевозку грузов (фрахтовые ордера судовладельцев (2)). Договорные отношения судовладельца и брокера строятся аналогично: фрахтовый ордер как оферта и принятие его к исполнению как акцепт. Задачей брокера является наиболее приемлемое совмещение ордеров фрахтователя и судовладельца. Операция может осуществляться через одного, двух или цепочку брокеров.

Заключенная сделка оформляется договором фрахтования в форме чартер-партии (3). Чартер может быть заключен на один рейс или, если проданная партия товара превышает грузоподъемность судна, на несколько рейсов. Как указано выше, этот договор как отдельный юридический институт в российском законодательстве не рассматривается. Погрузка и выгрузка судов по условиям чартера в большинстве случаев осуществляется за счет грузоотправителя и грузополучателя. Массовые сырьевые товары в течение многих лет отгружаются через одни и те же порты, ближайшие к источникам сырья или сельскохозяйственного производства, и принимаются грузополучателями через определенные порты, ближайшие к перерабатывающим предприятиям. Для трампового судовладельца заход в любой порт носит случайный характер.

Поэтому грузоотправитель и грузополучатель заключают с операторами терминала (Т) стивидорные контракты (4), которые носят долгосрочный характер: на сезон вывоза сельскохозяйственной продукции или на несколько лет.

Обычно поставщики массовых грузов самостоятельно организуют сухопутную доставку груза до порта, продвижение через порт и отгрузку, а потребители – выгрузку и доставку груза до своих складов. Но в условиях транспортной системы Российской Федерации из-за большой дальности и сложности сухопутных перевозок, специфических особенностей продвижения груза через российские порты, даже при устойчивых грузопотоках массовых грузов необходимо содействие экспедитора (FA – Forwarding Agent).

Экспедитор – это представитель (агент) грузовладельца в отношениях с транспортными организациями. В его задачи входит организация транспортного процесса; осуществление вспомогательных, по отношению к транспортировке, операций; контроль за движением груза; заключение транспортных и сопутствующих договоров; осуществление платежей от имени и за счет грузовладельца. В процессе своей деятельности некоторые договоры и платежи экспедитор заключает и осуществляет от своего имени, а отдельные работы выполняет самостоятельно.

Деятельность экспедитора регламентируется в общем виде нормами ГК РФ (гл. 41). Грузоотправитель и грузополучатель заключают договоры транспортной экспедиции (5) для организации, документального оформления, выполнения таможенных формальностей при отправлении и приеме груза в портах и осуществления сухопутных перевозок.

Для обслуживания судна в порту необходимо содействие портового агента (РА). Агентирование заключается в представительстве судовладельца, защите его законных интересов и оказании ему содействия в вопросах морского судоходства в определенном порту.

В общем виде договор агентирования определен в ГК РФ (гл. 52). Договор морского агентирования регламентируется КТМ (гл. XIII).

В трамповом судоходстве, когда заход судна в порт является эпизодическим, агентское соглашение носит разовый характер – договор на обслуживание конкретного судна. Такой договор заключается путем обращения судовладельца к агентской компании (оферты) и принятия заявки к исполнению (акцепт). Договор заключается на стандартных условиях, предложенных агентской компанией (6).

Особенностью трампового судоходства является стремление фрахтователя назначать для обслуживания зафрахтованных судов желательного емуагента. Выбор и назначение определенного агента необходим фрахтователю для координации обработки судов многих судовладельцев, обслуживающих его грузопоток. Коммерческая сущность договорных отношений при этом не изменяется: договор с агентом заключает судовладелец и, в соответствии с условиями договора, агент является представителем и защитником интересов судовладельца.

Через агента судовладелец получает от всех фирм: бункеровочных, шипчандлерских, буксирных, ремонтных и прочих (7) услуги, необходимые для обслуживания судна.

Помимо непосредственных участников транспортного процесса определенное косвенное влияние на него оказывают:

– банки, через которые осуществляются все платежи и обычно кредитуются внешнеторговые контракты;

– страховые компании, страхующие имущественные риски, и клубы, страхующие ответственность;

– государственные контролирующие органы (таможня, портовые власти, морской регистр и т. д. ).

Платежи в трамповом судоходстве. Покупатель (В) оплачивает продавцу (S) цену товара. Следует отметить, что за исключением оплаты выгрузки и экспедиторских услуг по прибытию цена товара – единственный источник денежных поступлений для всей системы.

Фрахтователь оплачивает судовладельцу морской фрахт. Фрахт является классической формой договорной цены, свободного контракта.

Независимо от того, кто обращался к брокеру, судовладелец оплачивает ему комиссию в определенном проценте от своих доходов (2 – 3 %).

Грузоотправитель и грузополучатель оплачивают оператору терминала стоимость погрузки и выгрузки. Стивидорные тарифы устанавливаются стивидорной компанией, но для постоянного грузовладельца при больших объемах грузопотока возможны договорные скидки.

Услуги агента оплачиваются судовладельцем и устанавливаются за 1 судо-заход. Через агента оплачиваются услуги всех фирм, фактически оказывавших услуги судну.

Судовладелец платит портовые сборы, установленные государственными или муниципальными властями.

Договорные отношения и система платежей при плавании последовательными рейсами строится аналогично трамповому судоходству. Отличия состоят в следующем:

1) так как заключение долгосрочного контракта не связано с оперативной фрахтовкой судна, участие фрахтового брокера не обязательно. Грузовладелец и судовладелец могут заключить контракт путем личных переговоров;

2) долгосрочное соглашение оформляется договором, известным как Сontract of Affreightment. На каждый конкретный рейс оформляется стандартный для данного соглашения рейсовый чартер.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...