2.2. Функции агента
Конкретные функции агента можно подразделить на три группы: постоянные, функции по обслуживанию судна и эпизодически выполняемые. К первой группе относятся сбор, изучение и систематизация информации по вопросам морского судоходства в данном порту или регионе, а также развитие и поддержание деловых связей с фирмами, услуги которых необходимы для организации комплексного обслуживания судна. Информация и система связей составляют «капитал» хорошей агентской фирмы. Наибольший интерес для администрации судна представляет вторая группа функций – работы по обслуживанию судна. Эти работы агент выполняет в три этапа: – до прихода судна в порт; – в период стоянки судна в порту; – после отхода судна из порта. Предварительные операции агент выполняет на основании информации, полученной от капитана судна. Сроки подачи информации определяются агентским соглашением. Первая, наиболее полная информация подается, как правило, немедленно после отхода судна из предыдущего порта захода. В этой информации (нотисе) капитан должен сообщить агенту общие сведения о судне и рейсе, необходимые для выполнения агентом предварительных портовых формальностей, а также все первостепенные нужды судна: бункеровка, снабжение, наличные деньги и прочее. В дальнейшем капитан уточняет только время прихода судна и, если необходимо, потребности судна. Получив информацию капитана, агенту необходимо: – известить о судне портовые власти и фрахтователя; – выполнить возможные портовые формальности; – согласовать с грузоотправителем или грузополучателем порядок обработки судна; – заказать для судна лоцмана, буксиры, швартовщиков, обеспечить судну свободный и безопасный причал.
По прибытии судна в порт агент должен: – лично (или через своего служащего) встретить судно и проинформировать капитана обо всех условиях стоянки и обработки судна в порту; – выполнить все портовые формальности и обеспечить судну свободную практику, оплатить все причитающиеся судовые сборы. Операции по выполнению портовых формальностей называются кларированием судна; – в рейсах по чартеру немедленно передать фрахтователю нотис о готовности судна к погрузке (выгрузке); – организовать и систематически контролировать грузовые операции на судне. В этом аспекте функции агента зависят от условий договора морской перевозки: если перевозка осуществляется на условиях гросс термз, лайнер термз или во всех случаях обслуживания линейного судна, агент должен установить контракт со стивидорной компанией, организовать и контролировать грузовые работы, проверить и оплатить стивидорные расходы судна. Если договор морской перевозки не возлагает на перевозчика расходов по организации и проведению грузовых работ, обязанности агента сводятся в основном к контролю за проведением грузовых операций и учету стояночного времени судна с последующим оформлением таймшита и расчетом причитающихся диспача и демереджа; – постоянно поддерживать связь с капитаном и под его руководством решать все вопросы, связанные со стоянкой судна в порту; – по специальному поручению судовладельца контролировать поступление фрахта и инкассировать его на счет судовладельца; – к моменту окончания грузовых операций завершить все расчеты по судну, подготовить грузовые документы для обеспечения судну право свободного отхода и представить капитану на подпись предварительный дисбурсментский счет. Этот перечень операций не является исчерпывающим: агент должен выполнять все требования капитана и удовлетворять все потребности судна.
Агентирование предусматривает централизованное обслуживание и обработку судна, т. е. вся информация, претензии и расчеты осуществляются только через агента. После отхода судна агент должен: – известить судовладельца и агента следующего порта захода о судне; – разослать грузовые документы по адресам; – выполнить окончательные расчеты по судну; – оформить и отослать принципалу окончательный дисбурсментский счет (прил. 2). Следует иметь в виду, что на капитана возложен контроль за качеством агентского обслуживания судна. В системе взаимоотношений капитан-агент агент является представителем принципала перед третьими фирмами, а капитан – представителем принципала перед агентом. Во всех спорных случаях право окончательного решения принадлежит капитану, для агента инструкции капитана так же обязательны, как и инструкции принципала, однако, принимая окончательное решение, капитан должен учитывать опыт агента и его хорошее знание местных условий. Помимо вышеперечисленных функций, на агента возложена организация тех работ, которые могут понадобиться судовладельцу эпизодически: постановка судов в ремонт, сдача и возврат судов из тайм-чартера, госпитализация членов экипажа, участие в оформлении общей аварии, регулирование последствий столкновения судов и кораблекрушений и другие операции. Агент должен выполнять возложенные на него договором работы в кратчайшие сроки, с наивысшим качеством и по наиболее льготным для судовладельца тарифам и условиям, в противном случае, наём и оплата специального агента теряют для судовладельца смысл. При всей широте полномочий и функций агента требования судовладельца имеют четкие границы: судовладелец вправе требовать от агента услуги и выполнение работ только в рамках законов, правил и обычаев страны пребывания агента, в пределах порта или региона, оговоренного в договоре, и только в аспектах, касающихся морского судоходства. Агент должен действовать исключительно в интересах принципала. Вся информация, касающаяся правил, обычаев, тарифов и других вопросов, непосредственно относящихся к морскому судоходству в оговоренном в договоре порту или регионе, должна немедленно, без специального запроса предоставляться судовладельцу. Инструкции судовладельца агенту должны также исполняться сообразно интересам судовладельца. Это означает, что если, по мнению агента, инструкция судовладельца идет во вред интересам самого судовладельца, агент обязан аргументированно изложить свою точку зрения по данному вопросу, но если инструкция судовладельцем подтверждена, агент обязан ее выполнять безоговорочно.
Агент не имеет права извлекать из процесса агентирования каких-либо дополнительных прибылей в любом виде (комиссионные, представительские, наличные, отчисления от чужих прибылей и т. д. ), кроме агентского вознаграждения, выплачиваемого судовладельцем в соответствии с агентским соглашением. Всякие сторонние доходы агента рассматриваются как взятка. Все скидки, полученные агентом от фирм, участвующих в обслуживании судна, должны быть перечислены в пользу принципала. Агент не имеет права разглашать конфиденциальную информацию, полученную от судовладельца в процессе агентирования как во время действия, так и по окончании агентского соглашения; такая информация не может также прямо или косвенно использоваться во вред судовладельцу. Необходимо помнить, что судовладелец и агент являются самостоятельными фирмами и отвечают за вред и ущерб, нанесенные друг другу. На агента по договору возложена организация комплексного обслуживания судна в порту, однако агентская фирма не располагает для этого ни материальной базой, ни рабочей силой. Для выполнения взятых на себя по агентскому договору обязательств агент заключает систему договоров на обслуживание со стивидорными, тальманскими, буксирными, шипчандлерскими и другими фирмами, причем агент несет ответственность перед судовладельцем за выбор фирм и качество их работы. Оплата агентских услуг предусмотрена в агентском договоре в виде агентского вознаграждения, выплачиваемого за судо-заход. Величина агентского вознаграждения в настоящее время не является предметом переговоров между агентом и судовладельцем, так как шкала ставок агентского вознаграждения устанавливается Ассоциациями агентов порта или региона. Абсолютная величина агентского вознаграждения невелика. Ставки агентского вознаграждения дифференцируются по размерам обслуживаемых судов и по целям захода: некоммерческий заход (для бункеровки, получения воды и снабжения, сдачи больного и т. д. ) оплачивается по минимальным ставкам, заход для выгрузки с последующей погрузкой оплачивается по максимальным ставкам.
Все многочисленные расходы судна в данном порту в той или иной форме оплачиваются агентом и оформляются дисбурсментским счетом. Дисбурсментский счет представляет собой сводный счет расходов судна, оформленный по специальной форме, разработанной судовладельцем или агентской фирмой, с приложением всех оправдательных документов по конкретным расходам, так называемых ваучеров. Ваучеры не оформляются на судовые сборы, оплачиваемые по твердым ставкам, и на собственно агентское вознаграждение. Остальные расходы должны быть подтверждены капитаном своей подписью на ваучере. Подпись капитана на ваучере имеет исключительно большое значение – она является окончательным доказательством заказа работ судном, факта их выполнения и объема работ. В некоторых случаях капитан имеет право сопроводить свою подпись оговоркой «на усмотрение судовладельца» (Subject to Owner Арргоvаl). Такая оговорка имеет второстепенное значение, т. е. факт и объем работ подписью подтверждаются, но на усмотрение судовладельца остается отнесение расходов на свой счет или на счет своих контракторов (фрахтователя, стивидорной компании, грузовладельца и т. д. ). Капитан обязан тщательно проверять соответствие ваучеров и сводного счета фактическому объему услуг и работ, поскольку в этом отношении он является последней инстанцией, службы судовладельца могут проверять только правильность применения тарифов и правомерность их отнесения на перевозчика. Реальная практика морских перевозок не позволяет капитану подтвердить все предъявляемые судну счета, так как некоторые из них поступают к агенту после отхода судна. В связи с этим принято подразделять дисбурсментский счет на предварительный и окончательный. Предварительный счет подается капитану до отхода судна и содержит все поступившие к моменту отхода счета; окончательный счет включает все счета по судну, в том числе и поступившие после отхода, последние подтверждаются иным, чем капитан, представителем российской стороны в иностранном порту, вплоть до консула или консула страны, поддерживающей дипломатические отношения с Россией. Таким образом, окончательный дисбурсментский счет отличается от предварительного не точностью, а полнотой. Окончательный дисбурсментский счет отсылается принципалу, и после его проверки агентской фирме возмещаются правомерно понесенные в связи с обслуживанием судна расходы. Завышенные и неправомерно внесенные в счет суммы не возмещаются, по таким суммам агенту посылается рекламационное письмо.
Существенным является вопрос, из каких средств агент оплачивает расходы судна, составляющие значительные суммы. В практике известны четыре основных варианта оплаты дисбурсментских расходов судна: 1) кредитование агентом принципала; 2) оплата расходов из фрахта; 3) оплата с аккредитива; 4) авансирование расходов принципалом. Если агентом заключено долгосрочное соглашение, договором может быть предусмотрено кредитование агентом судовладельца, т. е. агент оплачивает расходы судна из своих оборотных средств, затем судовладелец возмещает понесенные агентом расходы. Этот вариант наиболее удобен для судовладельца, поскольку расходы возмещаются агенту только после проверки дисбурсментского счета самим судовладельцем и неправомерно включенные в счет суммы могут просто не возмещаться, однако при такой форме агент может требовать процент за кредит. В отдельных случаях судовладелец дает разрешение на оплату дисбурсментских расходов из сумм собранного агентом фрахта. Если из-за эпизодичности заходов судна в какой-либо порт долгосрочное соглашение с агентом не заключается, а обслуживание судна осуществляется по стандартным условиям на основе запроса судовладельца, агент не соглашается кредитовать судовладельца и либо требует открытия безотзывного аккредитива на сумму дисбурсментских расходов, либо банковского перевода аванса на эту сумму. В трех последних вариантах затруднено взыскание с агента неправомерно израсходованных сумм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|