1. Вводное слово воспитателя. 2. Культура речи: заданный звук в начале, середине и конце слова. Динамическая пауза. 3. Рисование на тему «Дети танцуют на празднике в детском саду».
1. Вводное слово воспитателя. – Отгадайте загадку: Из танцзала короля Девочка домой бежала, Туфельку из хрусталя На ступеньках потеряла. Тыквой стала вновь карета… Как зовут девчушку эту? (Золушка. ) – Золушка хочет попасть на бал во дворец. Давайте поможем ей. 2. Культура речи: заданный звук в начале, середине и конце слова. – Отгадайте загадки: С неба падают зимою И кружатся над землею Белые … (снежинки). Верещунья, белобока, А зовут ее … (сорока). – С-с-снежинка, с-с-сорока – какой звук слышится в этих словах? Придумайте и назовите еще слова, в которых слышится звук С (передавая мяч по кругу, дети называют слова с условленным звуком). – Ребята, послушайте еще одну загадку: Что же это за девица, Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Сосна. ) – Чтобы узнать второй звук, отгадайте другие мои загадки: Сижу верхом Не ведаю на ком. (Шапка. ) Твой хвостик я в руке держал, Ты полетел – я побежал. (Воздушный шар. ) – А теперь, ребята, послушайте скороговорку: «Шашки на столе, шишки на сосне». – Давайте скажем ее медленно и тихо. – А теперь немного быстрее. – И совсем быстро. – А теперь спросим: «Шашки на столе, шишки на сосне? » – Ответим: «Шашки на столе, шишке на сосне». – Хорошо справились, молодцы. – Я буду начинать чистоговорку, а вы – придумывать к ней окончание, можно шуточное. Ша-ша-ша (шубка очень хороша). Ши-ши-ши (груши тоже хороши). Са-са-са (к нам летит оса). Са-са-са (вот бежит лиса). Су-су-су (встретил волк лису). Сы-сы-сы (у осы усы). Динамическая пауза.
– Каждую свободную минуту Золушка любила играть. Давайте поиграем в русскую народную игру «Бабушка Маланья». Все встаем в хоровод, а ведущий – в середине. У Маланьи, у старушки Жили в маленькой избушке Семь сыновей, Все без бровей, С такими ушами (руки в стороны), С такими глазами («Бинокль»), С такой бородой (руки вниз с наклоном), С такой головой (руки над головой полукруг), Ничего не ели, На нее глядели, Делали вот так (присаживаются на корточки, подпирают подбородок, ведущий в кругу показывает какое-нибудь движение, все повторяют). 3. Рисование на тему «Дети танцуют на празднике в детском саду». – Расскажите Золушке о плясках на празднике. Какие танцы готовятся к празднику? – Покажите движения рук и ног, которые можно передать в рисунке. – В какой последовательности вы будете рисовать? (Надо вначале нарисовать основное в фигуре простым карандашом, а затем раскрасить цветными. ) – Расскажите о возможности получения оттенков цвета при разном нажиме на карандаш. Дети самостоятельно рисуют на заданную тему. 4. Рефлексия. – Рассмотрите рисунки на выставке и выберите те работы, где самые веселые танцы, нарядные дети. – Наша Золушка попала на бал во дворец и встретила принца. АПРЕЛЬ 4 неделя. Занятие 1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОЛОКОЛОВ НА РУСИ И В ДРУГИХ СТРАНАХ. РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА «КАК МЫ ПОБЫВАЛИ НА ПОЧТЕ» Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора. Цели: сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси; познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания; воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине. Целевые ориентиры дошкольного образования: выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прочтении стихотворения Е. Шкловского и прослушивании музыкальных произведений Э. Грига, С. Чикобава, записи колокольного звона; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
Материалы и оборудование: «Колокольчик» (сл. Вс. Рождественского, муз. С. Чикобава); запись «Колокольные звоны»; репродукция картины К. Юона «Купола и ласточки». «Колокольные звоны» (муз. Э. Грига). Содержание организованной деятельности детей 1. Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента. – Послушайте музыкальное произведение и скажите, как можно его назвать? Слушание песни «Колокольчик» (cл. Вс. Рождественского, муз. С. Чикобава). Колокольчик! Колокольчик! На лугу со всех сторон Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий Будто слышится мне звон. Колокольчик! Колокольчик! Неужели это ты Так звенишь и так трепещешь Там, где травы и цветы. Может быть, звонишь ты тоже, Но твой звон не слышен нам И понятен только пчёлам Роще, травам и цветам. 2. Рассказ воспитателя об истории возникновения колоколов на Руси и в других странах. – Посмотрите на этот необычайно красивый цветок колокольчик. Легенда рассказывает, что когда-то давным-давно, ещё в конце IV века, епископу Ноланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Наше занятие посвящено этому поющему цветку. С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека. Звучат колокола. Колокол – это ударный музыкальный инструмент. А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси? – Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого смертного часа человек слышал колокольный звон. Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением. Обучались мастерству долго… Какие материалы нужны для отливки? Требуются красная и зелёная медь, олово, проволочное железо, серебро, гвозди, говяжье и свиное сало, вар, белая глина, лычные верёвки, вожжи, весы, подъёмные и кузнечные снасти.
Если колокол большой отливают, то человек сто. И все православные, добрые, душевные. Начинают с молитвой, чтобы всё удалось. В глубокой яме форма стоит, туда колокольную медь заливают. Настаёт момент, когда он рождается. Верёвки тугие мужики подбирают, колокол со всех сторон цепляют. С трудом поднимают, с молитвой, чтобы не сорвался, не разбился. Как дитя малое оберегают. Тихо звучит колокол… – Колокола льют сейчас так же, как в старину, по описаниям прадедов, дедов. Колокол словно живое существо. Как человек он имеет уши, плечи, язык, туловище, ему давали имена Сокол, Георгий, Гавриил, Неопалимая Купина, Медведь. Колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык. Когда колокол испугал коня Ивана Грозного, царь велел отрубить колоколу уши. Сохранившиеся древние колокола – это самые ценные исторические памятники Православия, письменности, декоративно-прикладного искусства, наконец, литейного мастерства. Скажите, какой самый большой колокол и где он находится? – Самый большой колокол – Царь-колокол. Он весит 200 тонн. Царь-колокол никогда не звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду – от перепада температуры он треснул и от него откололся кусок весом 11, 5 тонн. Стоит Царь-колокол сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России. – Как вы думаете, отчего зависит звук колокола? – Язык у колокола как смычок у скрипки. Звук зависит во многом от него. Из какого материала он сделан, его формы и веса. Только с годами к звонарю приходит мастерство и виртуозность, которые заставляют с волнением слушать колокольные звоны. Колокольный звон – это целая наука. Благовест – если мерные удары в большой колокол – это призывает к началу службы. Трезвон – несколько или все колокола вместе – после благовеста.
Перезвон – во все голоса, но по очереди – перед водосвятием. Красный звон – целый день на большие праздники. Слушание колокольных звонов. – Посмотрите на картину К. Юона «Купола и ласточки». Подумайте, отчего церковные колокола принято устанавливать на башнях? – Для того чтобы звуки были слышны далеко-далеко, строили высокие звонницы и колокольни. В те времена колокола были солистами и выступали с хором птиц, под аккомпанемент шелеста листвы, журчания ручьёв. Силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай: стать под колокол, дёрнуть за верёвку и, замерев, принять на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая обновления внутри себя. Уже стало традицией привозить из далёких путешествий сувениры – колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, которое вы посетили. Колокольчики полюбились в народе и стали составляющей частью национальной культуры. Школьный колокольчик зовёт детишек в школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает о важном рубеже выпускников – о вступлении во взрослую, серьёзную жизнь. Сегодня, ребята, вы были внимательны, вместе слушали. Определяли, рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть, восхищались прекрасным звучанием колокола – символа нашей Родины. Послушайте стихотворение:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|