Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирование затрат на производство и реализацию продукции




Государственное регулирование – целенаправленная деятельность законодательных, контролирующих, исполнительных органов по регламентации порядка осуществления предпринимательской деятельности с целью достижения определенных целей и задач в экономике страны.

Себестоимость продукции долгое время являлась объектом прямого государственного регулирования. Организации в обязательном порядке придерживались требований Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и Методических рекомендации по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в промышленных организациях Министерства промышленности РБ, а также других отраслевых методик.

Но в связи с реализацией государственной политики по либерализации экономики, переходом на Международные стандарты бухгалтерской отчетности и проводимой работы по дальнейшему сближению национального законодательства с Международными стандартами финансовой отчетности произошли существенные изменения в подходах к регулированию затрат на производство и реализацию. В частности, с 2010 г. указанные нормативные документы не действуют. Организации получили б о льшую самостоятельность в вопросах формирования себестоимости и затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) исходя из принятой учетной политики и отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости товаров (работ, услуг).

Однако сохраняются административные и экономические элементы прямого и косвенного государственного регулирования в области формирования затрат по производству и реализации продукции.

Регулирование административными способами основано на установленных в одностороннем порядке обязательных для исполнения предписаниях, отраженных в нормативно-правовых актах.

Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) формируются для целей налогообложения и регулируются посредством статей Налогового кодекса Республики Беларусь и Особенной части Налогового Кодекса (от 29.12.2009 № 71-З, с учетом последних изменений от 10.01.2011 № 241-З), а также декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, содержание вопросы налогообложения, постановлений правительства, регулирующих вопросы налогообложения, нормативно-правовых актов республиканских и местных органов власти, регулирующие вопросы налогообложения.

Поскольку з атраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) представляют собой стоимостную оценку расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете, то основными правовыми документами, регламентирующими их формирование являются нормативных акты бухгалтерского учета:

- Закон РБ от 18.10.1994 № 3321-ХII «О бухгалтерском учете и отчетности», с учетом последних изменений от 26.12.2007 № 302-З;

- Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 N 50 «Об установлении Типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения Типового плана счетов бухгалтерского учета»;

- Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. № 111 «Об установлении форм бухгалтерской отчетности, утверждении Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности»;

- Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102 «Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов»;

- Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 N 133 «Инструкция по бухгалтерскому учету запасов».

Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) формируются для целей ценообразования и регулируются посредством актов: Закон РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании», с учетом последних изменений от 31.12.2009 № 114-З; Указ Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь»; Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111 «Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов)».

Экономическими инструментами регулирования ЗПР продукции выступают нормирование и планирование. Организации обязаны нормировать ЗПР, а соответствующие органы в пределах своей компетенции должны осуществлять контроль за обоснованностью применяемых организациями норм и нормативов затрат на производство и реализацию продукции (Постановление Совета Министров РБ от 31.05.1999 № 806 «О совершенствовании организации нормирования затрат на производство и реализацию товаров (продукции, работ, услуг)»).

Косвенным образом посредством установления норм, лимитов, минимальных ставок регулируются размеры отдельных экономических элементов затрат по производству и реализации продукции (ЗПР). Рассмотрим основные из них.

Материальные затраты – определяются на основе установленных и доведенных до организации норм расхода материальных и топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и их стоимости.

Единая Инструкция по бухгалтерскому учету запасов (N 133) определяет порядок списания на ЗПР стоимости элементов материальных затрат – запасов (сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, горюче-смазочные материалы, запасные части, тара; инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка и приспособления, сменное оборудование, специальная (защитная), форменная и фирменная одежда и обувь). А также порядок расчета фактической себестоимости и транспортно-заготовительных затрат, связанных с приобретением и доставкой материалов в организацию.

Затраты на оплату расхода ТЭР сверх норм не относятся на ЗПР, учитываемые при налогобложении. Установлен единый методический подход к нормированию расходов ТЭР на производство (Положение о нормировании расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь, утвержденным постановлением Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь от 19.11.2002 №9). А соответствующие государственные органы (организации) обязаны утверждать и согласовывать нормы расхода топлива, электрической и тепловой энергии (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1998 №1582 «О порядке разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии»). Организациями с суммарным годовым потреблением ТЭР в объеме 100 тонн условного топлива и менее нормы расхода топлива, электрической и тепловой энергии не разрабатываются. Для указанных организаций за норму расхода ТЭР принимается фактический объем потребляемых энергоресурсов.

Затраты на оплату труда (ЗОТ) – регулируются многочисленными актами, устанавливающими минимальные размеры оплаты труда, тарифную систему, систему премирования, доплат и надбавок, социальных льгот, предусмотренных законодательством. Основным нормативными документами являются: Трудовой кодекс РБ, постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (в том числе от 21.10.2011 № 104 «Рекомендации по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях»).

Отчислениями на социальные нужды (ОСН) регулируются статьями Налогового кодекса Республики Беларусь и его Особенной части Налогового Кодекса, Законом РБ от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», Положением о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1297), а также ведомственными инструкциями.

Амортизационные отчисления от стоимости основных средств и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности – регулируются положениями Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 N 37/18/6 с учетом изменений от 30.09.2011 N 162/101/45. А также постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств».

Сохраняются и отраслевые инструкции, рекомендации и методики:

Инструкция по планированию, учету производственных затрат и калькулированию себестоимости отдельных жилищно-коммунальных услуг, утвержденная постановлением Минжилкомхоза РБ от 14.06.2011 № 14;

Методические рекомендации по планированию и учету затрат на производство строительно-монтажных работ, утвержденные приказом Минстройархитектуры РБ от 11.01.2000 № 3, с учетом изменений от 27.02.2008 № 58;

Методические рекомендации о порядке обоснования затрат на капитальный ремонт жилых домов, утвержденные постановлением Минстройархитектуры и Минжилкомхоза РБ от 24.08.2011 № 42/20;

Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятиях легкой промышленности, утвержденные президентом государственного концерна "Беллегпром" 28.10.2005, с учетом последних изменений от 07.10.2010;

Методические рекомендации по калькулированию себестоимости услуг в организациях культуры и учреждениях образования в сфере культуры, утвержденные министром культуры РБ 29.03.2010;

Постановление Минсельхозпрода РБ от 31.08.2009 № 65 "Об утверждении Методических рекомендаций по учету затрат и калькулированию себестоимости сельскохозяйственной продукции (работ, услуг)";

Инструкция об отраслевых особенностях по калькулированию себестоимости льняного волокна, утвержденная постановлением Минсельхозпрода, Минэкономики, Минфина РБ и Национальной академии наук Беларуси от 16.11.2007 № 80/199/391/2;

Инструкция по планированию, учету затрат и исчислению себестоимости продукции (работ, услуг) в организациях масло-жировой отрасли, утвержденная постановлением Минэкономики и Минфина РБ от 28.10.2005 № 183/131, с учетом изменений от 10.02.2009 № 23/11;

Методические рекомендации по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости туристических услуг, утвержденные постановлением Минспорта РБ от 23.01.2009 № 2;

Инструкция по планированию, учету затрат, калькулированию себестоимости пива, солода и безалкогольной продукции и формированию финансовых результатов в организациях, производящих указанную продукцию, утвержденная постановлением Минэкономики и Минфина РБ от 24.07.2006 № 122/87;

Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию затрат на содержание и функционирование детских оздоровительных лагерей, утвержденные постановлением Минэкономики РБ от 30.09.2008 № 194;

Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) лесоэксплуатации, утвержденные президентом концерна "Беллесбумпром" 28.11.1999.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...