Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление себестоимостью продукции




Затраты на производство и реализацию (ЗПР) продукции являются одним из самых значимых экономических показателей организации. Ими необходимо управлять – систематически выполнять работу по прогнозированию, нормированию, планированию, учету, анализу, контролю и регулированию затрат. Традиционно такая управленческая деятельность получила название «управление себестоимостью продукции». Однако следует учитывать, что себестоимость это только часть ЗПР продукции и более корректно говорить про управление затратами на производство и реализацию – УЗПР. В данном пункте под себестоимостью будем понимать затраты на производство и реализацию единицы продукции.

Цель УЗПР – обеспечить достижение запланированных финансовых результатов (прибыли от реализации продукции).

Для целей управления затраты подразделяются на три группы:

1) для расчета себестоимости и оценки запасов – отслеживают затраты на отдельные операции и виды продукции (прямые и косвенные, основные и накладные, производственные и внепроизводственные);

2) для планирования и принятия решения – устанавливают зависимость между величиной расходов и влияющими на них факторами (переменные и условно-постоянные, устранимые и неустранимые, приростные (инкрементные) и предельные (маржинальные);

3) для осуществления контроля и регулирования – устанавливают взаимосвязи расходов и доходов с действиями конкретных лиц, ответственных за расходование средств (группировка по центрам ответственности, регулируемые и нерегулируемые, контролируемые и неконтролируемые, эффективные и неэффективные).

Отечественные и зарубежные методы учета и управления затратами. На принципе «различной себестоимости для различных целей» основаны нормативный метод, методы стандарт-кост и директ-костинг, учет по центрам ответственности.

Учет по нормативным затратам – отдельные затраты учитываются по текущим нормам по нормативной калькуляции, обособленно фиксируются фактические отклонения от норм с указанием места возникновения, причин и виновников, учитываются изменения, вносимые в нормы затрат, в результате организационно-технических мероприятий и определяется их влияние на себестоимость. Фактическая себестоимость рассматривается как сумма затрат по текущим нормам, величин отклонения норм и изменения норм.

Методы стандарт-кост – себестоимость устанавливается как нормативная, а отклонения списываются на финансовый результат.

Учет неполной себестоимости – в себестоимость включаются только затраты, связанные с производством (только прямые, либо только производственные, либо только переменные), а остальные затраты общей суммой возмещаются из выручки.

Система учета и планирования себестоимости только в части переменных затрат, или система директ-костинг (верибл-костинг), возникла как альтернатива трудоемкого распределения косвенных и комплексных статей затрат, поскольку сложно выявить непосредственную связь между видом затрат и видом продукции. На системе директ-костинг основана система управления организацией – контроллинг. Себестоимость определяется по прямым затратам, которые непосредственно относятся на конкретные изделия, а остальные затратыпокрываются в общей сумме из выручки. Разница между выручкой и прямыми затратами называется «сумма покрытия», или «маржинальный доход».

Соотношение цены, полной и усеченной себестоимости представлено на рисунке 21.5.

Рисунок 21.5 – Система директ-костинг

 

Усеченная себестоимость используется и в концепции минимально допустимого уровня издержек, которая основана на понятиях: безубыточный объем производства, точка безубыточности, график безубыточности.

Выделенные в зависимости от динамики затрат с изменением объема производства условно-постоянные и переменные издержки в сумме дают общие издержки, которые отражаются на графике наклонной прямой.

Ситуация, когда общие издержки производства равны величине выручки от реализации продукции (порог рентабельности), графически представлена точкой пересечения линии выручки и линии общих затрат – точкой безубыточности (рисунок 21.6).

 

Рисунок 21.6 – График безубыточности

 

Координата точки безубыточности по оси ординат отражает объем реализации в натуральном выражении, при котором прибыль равна нулю.

Координата точки по оси абсцисс отражает пороговую выручку, размер которой позволяет достичь уровня порога рентабельности.

Выделяют зону прибыли и зону убытков.

Разница между фактической и пороговой выручкой позволяет определить запас финансовой прочности организации.

Математически расчет координат точки безубыточности описывается следующими уравнениями.

Введем обозначения: Ц – цена, ОР – объем реализации, ОРб – безубыточный объем реализации, Зпер – удельные переменные затраты, Зпост – совокупные постоянные затраты, Пр – прибыль.

Прибыль равна нулю, если выручка равна общим издержкам:

Пр= 0, Ц × ОРб = Зпост + Зпер × ОРб.

Тогда безубыточный объем реализации ОРб = Зпост / (Ц – Зпер), а пороговая выручка Вп = Ц × ОРб.

Следует отметить, что разница между ценой и удельными переменными затратами является маржинальным доходом (МД) на единицу продукции:

МД = ОР × (Ц – Зпер) = Зпост + Пр.

Таким образом, у организации появляется потенциальная возможность влиять на валовой доход и прибыль путем изменения структуры себестоимости и объемов производства и реализации. Такая возможность получила название производственный леверидж (рычаг).

Эффект производственного левериджа (ЭПЛ) отражает степень влияния постоянных затрат на прибыль при изменении объемов производства и рассчитывается отношением маржинального дохода к прибыли:

ЭПЛ = ОP × (Ц – Зпер) / Пр = (Пр + Зпост) / Пр = 1 + Зпост / Пр.

Высокое значение эффекта производственного левериджа означает потенциально высокий риск убытков.

Учет по центрам ответственности (ЦО) предполагает отнесение на каждый центр только тех затрат, на которые руководитель может повлиять.

В зависимости от специфики и структуры бизнеса и от функций, выполняемых подразделениями, выделяют следующие центры ответственности (таблица 21.2).

Таблица 21.2 – Классификация центров ответственности

Характеристики Виды центров ответственности
ЦнЗ ЦуЗ ЦД ЦП ЦИ
Показатели, контролируе мые руководством ЦО Производственные затраты на объем продукции (работ, услуг) Затраты Доход от продаж, маржинальная прибыль Прибыль Прибыль на вложенный капитал
Показатели, контролируе мые центральным аппаратом управления Объем и структура выпускаемой продукции Бюджет операционных расходов Ассортимент, бюджет операционных расходов Инвестиции и источники финансирования Крупные инвестиции и источники финансирования
Контрагенты Внутренние подразделения Внутренние подразделения, открытый рынок Открытый рынок
Пример подразделений Цеха основного и вспомогательного производства, отдел закупок Административные и функциональные службы Отдел сбыта, коммерческая дирекция Дочерняя компания, филиал, бизнес-единица Независимая компания, дочерняя компания, филиал

Центр нормативных затрат (ЦнЗ) – руководитель отвечает за соблюдение нормативов затрат на производство продукции, работ или услуг (производственные подразделения, отдел закупок).

Центр управленческих затрат (ЦуЗ) – руководитель подразделений, с деятельностью которых связаны косвенные затратыорганизации, ответственен за соблюдение уровня расходов, запланированного в бюджете (бухгалтерия, охрана).

Центр доходов (ЦД) – обычно руководители подразделений, реализующих продукцию, работы и услуги, несет ответственность за размер выручки компании.

Центр прибыли (ЦП) – руководители подразделений, реализующих один или несколько проектов, обладают полномочиями, позволяющими принимать управленческие решения, от которых зависит прибыль компании, контроль осуществляется над доходами и расходами.

Центр инвестиций (ЦИ) – в дополнение к полномочиям и ответственности руководителя ЦП руководитель ЦИ отвечает также за эффективность инвестиций.

Для расчета затрат по центрам ответственности используется матрица затрат, строки которой – центры ответственности, а столбцы – виды продукции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...