Управление себестоимостью продукции
Затраты на производство и реализацию (ЗПР) продукции являются одним из самых значимых экономических показателей организации. Ими необходимо управлять – систематически выполнять работу по прогнозированию, нормированию, планированию, учету, анализу, контролю и регулированию затрат. Традиционно такая управленческая деятельность получила название «управление себестоимостью продукции». Однако следует учитывать, что себестоимость это только часть ЗПР продукции и более корректно говорить про управление затратами на производство и реализацию – УЗПР. В данном пункте под себестоимостью будем понимать затраты на производство и реализацию единицы продукции. Цель УЗПР – обеспечить достижение запланированных финансовых результатов (прибыли от реализации продукции). Для целей управления затраты подразделяются на три группы: 1) для расчета себестоимости и оценки запасов – отслеживают затраты на отдельные операции и виды продукции (прямые и косвенные, основные и накладные, производственные и внепроизводственные); 2) для планирования и принятия решения – устанавливают зависимость между величиной расходов и влияющими на них факторами (переменные и условно-постоянные, устранимые и неустранимые, приростные (инкрементные) и предельные (маржинальные); 3) для осуществления контроля и регулирования – устанавливают взаимосвязи расходов и доходов с действиями конкретных лиц, ответственных за расходование средств (группировка по центрам ответственности, регулируемые и нерегулируемые, контролируемые и неконтролируемые, эффективные и неэффективные). Отечественные и зарубежные методы учета и управления затратами. На принципе «различной себестоимости для различных целей» основаны нормативный метод, методы стандарт-кост и директ-костинг, учет по центрам ответственности.
Учет по нормативным затратам – отдельные затраты учитываются по текущим нормам по нормативной калькуляции, обособленно фиксируются фактические отклонения от норм с указанием места возникновения, причин и виновников, учитываются изменения, вносимые в нормы затрат, в результате организационно-технических мероприятий и определяется их влияние на себестоимость. Фактическая себестоимость рассматривается как сумма затрат по текущим нормам, величин отклонения норм и изменения норм. Методы стандарт-кост – себестоимость устанавливается как нормативная, а отклонения списываются на финансовый результат. Учет неполной себестоимости – в себестоимость включаются только затраты, связанные с производством (только прямые, либо только производственные, либо только переменные), а остальные затраты общей суммой возмещаются из выручки. Система учета и планирования себестоимости только в части переменных затрат, или система директ-костинг (верибл-костинг), возникла как альтернатива трудоемкого распределения косвенных и комплексных статей затрат, поскольку сложно выявить непосредственную связь между видом затрат и видом продукции. На системе директ-костинг основана система управления организацией – контроллинг. Себестоимость определяется по прямым затратам, которые непосредственно относятся на конкретные изделия, а остальные затратыпокрываются в общей сумме из выручки. Разница между выручкой и прямыми затратами называется «сумма покрытия», или «маржинальный доход». Соотношение цены, полной и усеченной себестоимости представлено на рисунке 21.5. Рисунок 21.5 – Система директ-костинг
Усеченная себестоимость используется и в концепции минимально допустимого уровня издержек, которая основана на понятиях: безубыточный объем производства, точка безубыточности, график безубыточности.
Выделенные в зависимости от динамики затрат с изменением объема производства условно-постоянные и переменные издержки в сумме дают общие издержки, которые отражаются на графике наклонной прямой. Ситуация, когда общие издержки производства равны величине выручки от реализации продукции (порог рентабельности), графически представлена точкой пересечения линии выручки и линии общих затрат – точкой безубыточности (рисунок 21.6).
Рисунок 21.6 – График безубыточности
Координата точки безубыточности по оси ординат отражает объем реализации в натуральном выражении, при котором прибыль равна нулю. Координата точки по оси абсцисс отражает пороговую выручку, размер которой позволяет достичь уровня порога рентабельности. Выделяют зону прибыли и зону убытков. Разница между фактической и пороговой выручкой позволяет определить запас финансовой прочности организации. Математически расчет координат точки безубыточности описывается следующими уравнениями. Введем обозначения: Ц – цена, ОР – объем реализации, ОРб – безубыточный объем реализации, Зпер – удельные переменные затраты, Зпост – совокупные постоянные затраты, Пр – прибыль. Прибыль равна нулю, если выручка равна общим издержкам: Пр= 0, Ц × ОРб = Зпост + Зпер × ОРб. Тогда безубыточный объем реализации ОРб = Зпост / (Ц – Зпер), а пороговая выручка Вп = Ц × ОРб. Следует отметить, что разница между ценой и удельными переменными затратами является маржинальным доходом (МД) на единицу продукции: МД = ОР × (Ц – Зпер) = Зпост + Пр. Таким образом, у организации появляется потенциальная возможность влиять на валовой доход и прибыль путем изменения структуры себестоимости и объемов производства и реализации. Такая возможность получила название производственный леверидж (рычаг). Эффект производственного левериджа (ЭПЛ) отражает степень влияния постоянных затрат на прибыль при изменении объемов производства и рассчитывается отношением маржинального дохода к прибыли: ЭПЛ = ОP × (Ц – Зпер) / Пр = (Пр + Зпост) / Пр = 1 + Зпост / Пр. Высокое значение эффекта производственного левериджа означает потенциально высокий риск убытков.
Учет по центрам ответственности (ЦО) предполагает отнесение на каждый центр только тех затрат, на которые руководитель может повлиять. В зависимости от специфики и структуры бизнеса и от функций, выполняемых подразделениями, выделяют следующие центры ответственности (таблица 21.2). Таблица 21.2 – Классификация центров ответственности
Центр нормативных затрат (ЦнЗ) – руководитель отвечает за соблюдение нормативов затрат на производство продукции, работ или услуг (производственные подразделения, отдел закупок). Центр управленческих затрат (ЦуЗ) – руководитель подразделений, с деятельностью которых связаны косвенные затратыорганизации, ответственен за соблюдение уровня расходов, запланированного в бюджете (бухгалтерия, охрана). Центр доходов (ЦД) – обычно руководители подразделений, реализующих продукцию, работы и услуги, несет ответственность за размер выручки компании. Центр прибыли (ЦП) – руководители подразделений, реализующих один или несколько проектов, обладают полномочиями, позволяющими принимать управленческие решения, от которых зависит прибыль компании, контроль осуществляется над доходами и расходами. Центр инвестиций (ЦИ) – в дополнение к полномочиям и ответственности руководителя ЦП руководитель ЦИ отвечает также за эффективность инвестиций. Для расчета затрат по центрам ответственности используется матрица затрат, строки которой – центры ответственности, а столбцы – виды продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|