Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме физической культуры детей дошкольного возраста
Для всех возрастных периодов характерна повышенная потребность детей в двигательной активности. Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма. Овладеть законами физического развития, использовать их для физического воспитания - важнейшая задача теории и практики физического воспитания [14]. В самом общем смысле физическим развитием человека называют процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств его организма в течении индивидуальной жизни. Физическая культура как метод неспецифической патогенетической терапии является важным компонентом системы восстановительного процесса. Занятия физической культурой, спортом, использование физиотерапии, трудовых процессов должны широко применяться в ДОУ, так как это способствует повышению физического развития детей дошкольного возраста. Оздоровительная физкультура в детском возрасте - это часть системы оздоровительного комплекса. В процессе занятий физической культурой и музыкальных занятий, в основу которых положен игровой метод и широкое использование имитационных движений, у детей формируются навыки и умения, воля и сознания. Это помогает поддерживать дисциплину, создает положительный эмоциональный фон. При проведении занятий с детьми дошкольного возраста физические упражнения следует подбирать с учетом возрастной физиологии и в соответствии с особенностями возрастного периода детства, характером ответных реакций. Для укрепления здоровья детей и предупреждения заболеваний необходимо не только повышать уровень их двигательной активности, но и систематически проводить активные закаливающие мероприятия. Они могут быть местными и общими, традиционными и нетрадиционными. [22]
В современных исследованиях В.К. Бальсевича, Л.И. Лубышевой, Н.Н. Визитея, А.А. Гужаловского отмечается, что проблема формирования физической культуры человека плодотворно решается только на основе идеи единства и взаимообусловленности категории социального и биологического. Физическая культура при этом, в отличие от других сфер культуры, соединяет сферой их гармонизации, областью ценностно-ориентированного разрешения постоянно воспроизводимых противоречий между ними. П.К. Дуркин, А.В. Запорожец, В.И. Столяров подчеркивают, что данный тезис подтверждается также взаимосвязью телесного и духовного в человеке, где главным является принцип их единения, целостности и гармонии. В этой связи, как считают В.К. Бальсевич, П.Ф. Лесгафт, В.А. Соколов, гармония физического (телесного) и духовного (социального) и является фундаментальной, основной методологической позицией в подходе к процессу освоения и совершенствования человеком ценностей физической культуры. В своих работах В.К. Бальсевич, Л.П. Матвеев, Г.Г. Наталов, утверждают, что главной целью функционирования системы физической культуры является человек, личность в ее целостности и многомерности как высшая ценность образования и культуры. Системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, является деятельность человека, направленная на его физическое совершенство [12]. В настоящее время широкое распространение получило понятие «ценности физической культуры». В философском и социологическом значениях в этом понятии воплощена значимость предметов и явлений социальной среды для человека и общества. По мнению Б.Г. Ананьева, В.М. Межуева, ценности являются социально-приоритетными элементами структуры личности, выступают как фиксированные, устойчивые представления о желаемом. Ценности существуют независимо от конкретной личности как элемент культуры и становятся элементами духовной культуры личности, важными регуляторами поведения в той мере, насколько осваиваются ценности данной культуры.
В.К. Бальсевич, В.И. Столяров отмечают, что говоря о ценностном потенциале физической культуры современного социума, необходимо иметь в виду два уровня ценностей - общественный и личностный. Изучая данную проблему В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева к общественным ценностям физической культуры относят: интеллектуальные ценности двигательного характера, технологические ценности, мобилизационные и интенционные ценности [31]. Фундамент интеллектуальных ценностей - знания о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, закаливания и здорового образа жизни. К ценностям двигательного характера относят лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания, личные достижения в двигательной подготовленности человека, его реальный физический потенциал. Технологические ценности формирования физической культуры - комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методик оздоровительной тренировки, то есть опыт, накопленный специалистами в плане обеспечения физической готовности человека. Сравнительно недавно в теории физической культуры было сформулировано понятие «интенционные ценности», отражающие сформированность общественного мнения, престижность физической культуры в обществе, ее популярность у различных категорий людей, а главное, желание и готовность человека к постоянному развитию и совершенствованию потенциала своей физической культуры. К этой же группе ценностей относятся и социально-психологические установки людей, определяемые характером, структурой и направленностью потребностей, мотиваций и ценностных ориентаций на занятия физическими упражнениями. И, наконец, большое значение для подготовки социально активного поколения имеет освоение детьми мобилизации ценностей физической культуры, позволяющие действовать с высокой степенью надежности в экстремальных жизненных ситуациях. Л.И. Лубышева установила, что личный уровень освоения ценностей физической культуры определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью.
В.К. Бальсевич, В.В. Костюков, Л.П. Матвеев, в своих работах доказывают, что физкультурная деятельность, являющаяся разновидностью общественной деятельности людей, связана с удовлетворением человеком многообразных потребностей в сфере физической культуры через сознательную, окультуренную двигательную деятельность, специфичную для различных ее форм, с учетом его наличных способностей, а также отношений, складывающихся в процессе ее реализации между людьми [12]. Соответственно они же выделяют следующие основные ее виды: - физкультурно-рекреационная; - физкультурно-образовательная; физкультурно-спортивная; физкультурно-реабилитационная. Дополняя данные положения, Ю.М. Николаев, уточняет, что только тогда, когда физкультурная деятельность рассматривается с позиций человеческой значимости и ценности, она становится фактором истинно культурного развития человека, гармонизации телесного и духовного, устойчивого приобщения его к культуре физической. В системе широко разрабатываемых в последнее время инновационных подходов к освоению ценностей физической культуры особое место занимает обоснованная Л.И. Лубышевой теория физкультурного воспитания, представляющая собой педагогический процесс формирования физической культуры личности. В.И. Столяров определил основные показатели физической культуры как свойства и характеристики отдельного человека: - забота человека о поддержании в норме своего физического состояния; - многообразие используемых для этого средств; одобряемые и реализуемые на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о физическом состоянии;
уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него; степень ориентации на заботу о своем физическом состоянии; готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличие для этого соответствующих знаний, умений и навыков. По мнению В.К. Бальсевича, Г.Г. Наталова, Ю.М. Николаева имеются следующие основания физкультурного воспитания: - философские, утверждающие целостный подход к сущности человека, а также осознание им и обществом культурной ценности физкультурно-спортивной деятельности; - теоретические, к которым относятся, прежде всего, педагогические принципы организации физкультурного образования: гуманизация, поливариантность и многообразие, гармонизация содержания физкультурно-спортивной деятельности; - технологические, в основе которых лежат деятельностный подход, приоритеты эмоционального аспекта физкультурно-спортивных занятий, эффект удовольствия, успеха. Принципиально важной для понимания феномена физкультурного воспитания является концепция трех направлений, составлявших основу его содержания, детально и глубоко разрабатываемая Л.И. Лубышевой [10]. Первое направление - социально-психологическое воспитание, сущность которого сводится к процессу формирования жизненной философии, убежденности, потребностно-деятельностного отношения к освоению ценностей физической культуры. Второе направление - интеллектуальное воспитание, предполагающее необходимость формирования у человека комплекса теоретических знаний, охватывающих широкий спектр философских, медицинских и других аспектов, тесно связанных физкультурным знанием. Третье направление - двигательное (телесное) воспитание, содержащее решение двигательных задач: формирование физических качеств, умений и навыков управления движениями, а также возможностей рационального использования физического потенциала. В последнее время многие ученые в ряду серьезных методологических проблем исследований в области физической культуры выделяют конверсию высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования системы физического воспитания. Причиной этому является понимание того, что многие исторически обусловленные события объективно сместили акценты в научном познании сущности и путей развития физической культуры в сторону высших достижений и, прежде всего, в сторону обоснования и научно-технологического обеспечения экстремумов проявлений физических, психических и духовных способностей человека.
За последнее время появился целый ряд научных исследований, в которых показана возможность стимулированного развития некоторых физических качеств детей дошкольного возраста. Только в работах В.Ю. Давыдова, В.А. Иванова, Л.П. Преснякова, Ю.К. Чернышенко, Р.И. Соленовой предприняты попытки реализации комплексного подхода к этой проблеме. Очень малочисленны публикации, авторы которых предпринимают усилия по выявлению возрастных закономерностей развития физической и двигательной сфер детей дошкольного возраста. К сожалению, можем отметить, что единичны исследования, в которых рассматриваются проблемы организации и планирования процессов развития физических качеств и формирования основных движений детей дошкольного возраста в возрастном аспекте. Тем не менее, можно выделить три основных варианта организации этой работы [15]. Т.И. Сулимцев, А.С. Чубуков предлагают комплексное развивающее воздействие на основные физические и двигательные качества на протяжении всего учебного года. В исследованиях О.Н. Кориной, Ю.К. Чернышенко, Р.И. Соленовой предлагается поэтапное, акцентированное развивающее воздействие физических и двигательных качеств, с продолжительностью этапа акцентированного воздействия до 1 месяца. Традиционный вариант, распространенный в большинстве детских дошкольных образовательных учреждений, основанный на преимущественном развитии основных движений ребенка подробно изученный А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаевой, Т.И. Осокиной, Л.И. Пензулаевой. Последовательно реализуя идею физкультурного воспитания, сформулированную в ряде исследований, мы можем отметить, что наблюдается чрезмерная фрагментность научных и методических работ, направленных на обоснование и внедрение в практику методологии решения интеллектуальных и социально-педагогических задач. К таким работам мы относим работы Е.В. Заики с соавторами, Г.А. Каданцевой, Т.А. Репиной. Таким образом, на основании проведенного нами анализа, можно сделать следующие выводы: в организации работы по физической культуре утвердились три актуальных направления: социально-психологического; интеллектуального; двигательного или телесного; широкое распространение и признание получает концепция ценностного потенциала физической культуры и спорта; внимание ученых и практических работников все больше привлекает проблема развития спортивных технологий для повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста; недостаточно исследований, раскрывающих методологию решения социально-психологических и интеллектуальных задач физкультурного воспитания; до настоящего времени недостаточно изучены вопросы возрастной методики развития физических качеств и формирования основных движений у детей дошкольного возраста; остается открытой проблема использования средств физкультурного воспитания для оптимизации условий формирования психических процессов ребенка.
1.2 Особенности организации физической культуры в ДОУ
Каждое занятие по физической культуре должно приносить радость ребенку, пробуждать у него интерес, стимулировать творческую активность, развивать потребность в разных видах упражнений и подвижных играх. С этой целью воспитателю необходимо широко использовать разные приемы и методы, выбор которых определяется конкретной педагогической задачей, особенностями программного содержания, подготовленностью детей и другими условиями. Эффективность по физической культуре в дошкольном учреждении во многом представляет собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Формы этой работы могут быть различными: ) физкультурные занятия; ) физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия); ) активный отдых (физкультурные досуга и праздники дня здоровья, каникулы); ) самостоятельная двигательная деятельность; ) домашние задания по физкультуре; ) индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии); ) секционно-кружковые занятия; ) профилактические и реабилитационные мероприятия (по плану врача) [6]. Каждая форма физического воспитания имеет свое специфическое назначение: обучающее (занятия по физкультуре), организационное (утренняя гимнастика), стимулирование умственной работоспособности (физкультминутки), активный отдых (досуг, дни здоровья, каникулы); коррекция физического и двигательного развития (индивидуальная и дифференцированная работа); создание условий для развития двигательных способностей детей на занятиях по интересам (секционно-кружковая работа); специальная лечебная профилактика.
Таблица 1 - Формы двигательной деятельности в режиме дня ДОУ
Таким образом, на основании представленной таблицы можно сделать вывод, что формы работы с детьми дошкольного возраста, используемые в ДОУ, разнообразные и зависят от задач, места проведения и возрастных особенностей детей. В процессе организации физической культуры в ДОУ предусматривается несколько этапов (рис. 1).
Рисунок 1 - Организация физической культуры в ДОУ Рассмотрим каждый этап более подробно. Основной формой обучения ребенка движениям и развития физических качеств являются физкультурные занятия, проводимые в детских садах 3 раза в неделю. В холодное время года и неблагоприятную погоду два из них организуются в помещении, одно - на воздухе, во время первой прогулки. В теплое время все три занятия проводятся на воздухе. Помимо физкультурных занятий два раза в неделю во время прогулки дети занимаются подвижными играми и физическими упражнениями. Эта форма работы включает меньше общеразвивающих упражнений, в остальном же подбор материала и методика их организации схожи с физкультурными занятиями. На прогулках, как правило, вначале организуются физические упражнения, а затем игра. Например, сначала прыжки в игровой форме «с кочки на кочку», а затем игра «Найди свой домик». При сочетании подвижных игр со спортивными упражнениями порядок их проведения может быть обратным - вначале игра, чтобы разогреть детей («Мы веселые ребята» и другие), а затем - ходьба на лыжах, катание на санках, езда на велосипеде» В содержание подвижной игры могут быть включены различные движения. Продолжительность утренней гимнастики 8-10 минут. Она включает ходьбу, бег, прыжки, 6 - 8 общеразвивающих упражнений без предметов или с предметами, которые повторяются 6 - 12 раз в зависимости от физической нагрузки, получаемой организмом. Сюда могут быть включены песня (в начале), игровые моменты, несложные подвижные игры, танцевальные шаги, разнообразные висы. В комплексе могут использоваться разученные накануне физические упражнения. Утренняя гимнастика по возможности круглогодично проводится на воздухе. Один и тот же комплекс утренней гимнастики проводится в течение 2 недель. На второй неделе заменяются некоторые упражнения или исходные положения их выполнения. Организм ребенка после сна требует постепенного «пробуждения» и подготовки к активной деятельности. Поэтому после подъема детей целесообразно под музыкальное сопровождение провести различные построения (по диагонали, противоходом, «змейкой», зигзагом и т.д.) с выполнением физических упражнений, способствующих формированию осанки, стопы, а также подвижные игры с элементами танцевальных шагов, импровизацией танцевальных движений. Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель - поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно 12-16-я минуты). Ребята выполняют физические упражнения, стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба) [41]. Физкультурный досуг продолжительностью 30-45 минут организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня. Он включает в свое содержание уже знакомые детям подвижные игры, эстафеты, разнообразные движения. Досуг может иметь тематическую направленность, например «Спортландия», «Доктор Айболит» и т.д. Иногда полезно его провести, объединив детей разного возраста. В этом случае одна разновозрастная группа занимается на площадке старшей группы с ее воспитателем, а вторая - на площадке младшей группы с воспитателем младшей. «Детям даются дифференцированные задания с учетом возрастных и индивидуальных возможностей. Например, в игре «Не оставайся на земле» старшие получают задание влезть на канаты, шесты, а младшие - на скамейки, пеньки. Физкультурные праздники, в которых участвуют несколько групп одного или разного возраста, проводятся не менее 3 раз в год. Они посвящаются различным сезонам года или могут носить тематический характер: «Мама, папа, я - дружная семья». Как правило, они проводятся на воздухе и имеют продолжительность 1-1,5 часа. Основной задачей коррекционно-педагогической работы являются воспитание физически и психически здоровой личности. Работа ведётся в трёх направлениях: ) Укрепление физического здоровья детей и воспитание физической культуре, с использованием нетрадиционных форм оздоровления: · закаливания носоглотки; · очищающий салат; · промывание носа холодной; · здоровое питание. ) Формирование положительных эмоций и чувств · оздоровительный бег (дозированный) - дать детям эмоциональный заряд бодрости и духовного равновесия; тренировать дыхание, укреплять мышцы, кости, суставы [5]. Оздоровительные пробежки целесообразно проводить не менее 2 раза в неделю в дни, когда нет физических занятий, во время утренней прогулки, а также в холодное время года в конце дневной прогулки. При проведении оздоровительного бега осуществляется индивидуально-дифференцированный подход. · дыхательная и звуковая гимнастика, цель которой заключается в том, чтобы научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей. · музыкотерапия - это лекарство, которое слушают, это воспитание оптимистического мироощущения. В конце прошлого века русский физиолог И.Р. Тарханов своими оригинальными исследованиями доказал, что мелодии доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект. Музыка применяют для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитание оптимистического мировоззрения ребенка, формирование основ полноценной гармоничной личности необходимо укрепление и развития тесной связи и взаимодействие детского сада и родителей. Таким образом, важнейшим условием повышения физической культуре, подготовленности является овладение детьми эффективными способами двигательных умений по освоению подвижных игр, самостоятельной двигательной деятельности и содержанием образования. Успешное владение умением учиться является одним из эффективных мотивирующих факторов развития физической культуре в личности ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|