Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выявление драйверов прироста стоимости




Формирование финансовой стратегии роста стоимости компании – одна из ключевых задач каждой компании, решение которой позволит существенно повысить уровень ее конкурентоспособности. Для того чтобы оценить, насколько результативна финансовая стратегия компании, необходимо понимать модели и методы оценки стоимости компании, уметь выявлять драйверы стоимости и находить такой вариант финансовой стратегии, который позволит максимизировать стоимость компании. Широкое распространение принципов стоимостно-ориентированного управления в зарубежной практике диктует необходимость внедрения новых инструментов оценки результативности финансовой деятельности компании. Стоимостно-ориентированное управление определяется как «формальный и систематический подход к управлению компанией, направленный на достижение цели, а именно максимизацию ценности для акционеров в долгосрочном плане». Т. Коупленд определяет ценностно-ориентированный менеджмент как «подход к управлению, при котором общие устремления компании, аналитические техники и управленческие процессы нацелены на то, чтобы помочь компании максимизировать ее ценность путем фокусирования принятия управленческих решений на ключевых факторах (драйверах) стоимости». Финансовая стратегия компании, ориентированная на рост стоимости – это система формирования целевых стратегических ориентиров, направленная на обеспечение конкурентного развития компании, выражающегося в росте стоимости компании.

Стоимостно-ориентированная стратегия характеризуется следующими признаками:

· ориентация на долгосрочный горизонт планирования: оценка не столько достигнутых результатов деятельности, сколько ориентация на планирование и прогнозирование будущих результатов финансовохозяйственной деятельности;

· изменение целевых ориентиров стратегии: от максимизации бухгалтерских показателей доходности к максимизации показателей, отражающих стоимость;

· изменение оценочных критериев: анализ альтернативных, транзакционных издержек, упущенной выгоды, расчет и оценка денежного потока, добавленной экономической стоимости;

· рост значимости фундаментальной и рыночной стоимости в оценке результативности финансовой стратегии;

· совершенствование методологического инструментария: оценка риска, вероятности, дисконтирование, сценарный анализ, моделирование финансово-хозяйственной деятельности, расчет мультипликативного эффекта и прочее.

В рамках стоимостно-ориентированной финансовой стратегии преследуется цель максимизации стоимости компании. Стоимость считается лучшей мерой деятельности компании, поскольку она учитывает все аспекты функционирования бизнеса. Максимизация стоимости для акционеров – главная цель компании – выгодна всем заинтересованным сторонам3.

Способы достижения целей определяются через постановку задач финансовой стратегии, а именно:

- разработать стоимостную идеологию;

- выявить ключевые драйверы создания стоимости;

- сформулировать критерии оценки достижения целевых ориентиров (в абсолютных, относительных, количественных, качественных показателях);

- сформулировать принципы (критерии) принятия решений по привлечению и использованию финансовых ресурсов для достижения установленных целей;

- обеспечить эффективное использование финансовых ресурсов для достижения максимальных возможностей роста;

- разработать бизнес-портфель компании на основе критерия максимизации стоимости;

- обеспечить оценку деятельности структурных подразделений на основе целевых нормативов создания стоимости (финансовых и нефинансовых);

- оценивать риски финансово-хозяйственной деятельности.

Таким образом, финансовая стратегия, ориентированная на рост стоимости бизнеса, представляет собой систему целеполагания, пронизывающую всю компанию, направленную на превращение создания стоимости в устойчивый процесс.

Процесс создания стоимости в рамках концепции стоимостноориентированного менеджмента представим на рис.

Рисунок. Формирование рыночной стоимости компании

 

В качестве ключевого показателя эффективности финансовой стратегии предлагается использовать показатель экономической добавленной стоимости - economic value added – EVA (формула 1; 2).

Использование показателя экономической добавленной стоимости в качестве ключевого стоимостного показателя вполне обосновано, так как стоимость компании может быть выражена как сумма дисконтированных экономических добавленных стоимостей прогнозного периода плюс продленная стоимость прогнозируемой экономической добавленной стоимости по завершении прогнозного периода и плюс инвестированный капитал на начало текущего периода (формула 3).

EVA-подход предусматривает два алгоритма расчета:

EVAt = NOPLATt adj - WACC × ICt-1adj (1)

EVAt = ICt-1adj × (ROIC – WACC) (2)

где NOPLATt adj – скорректированная чистая операционная прибыль текущего периода,

ICt-1 adj – скорректированный инвестированный капитал на начало текущего периода,

WACC – средневзвешенная стоимость капитала.

ROIC – рентабельность инвестированного капитала.

Разработку стоимостно-ориентированной финансовой стратегии строится согласно следующему алгоритму (рис. ):

 

Рисунок. Алгоритм формирования финансовой стратегии

 

В качестве критериев оценки результативности финансовой стратегии на основе ключевого интегрального показателя – экономической добавленной стоимости (EVA) - предлагается использовать следующую систему неравенств:

EVA > 0

EVA прогнозного года > EVA предыдущего года

EVA –> max

Использование показателя экономической добавленной стоимости позволяет также выделить основные драйверы роста стоимости, что, в свою очередь, позволяет разработать систему оценки качества прогноза и контроля его соответствия действительности на разных уровнях управления. Факторы стоимости нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. При формировании финансовой стратегии, которая подразумевает моделирование и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности компании, необходимо анализировать различные сценарии развития событий. Изменение сценарных условий помогает количественно оценить влияние изменения тех или иных драйвером на стоимость компании, что позволяет менеджерам увидеть взаимосвязь стратегии и стоимости.

Драйверы стоимости и сценарии придают управлению стоимостью реалистичность, поскольку связывают действия менеджеров и управленческие решения с их последствиями для стоимости компании. Все вместе эти элементы составляют стоимостное мышление, без которого невозможно подлинное управление стоимостью. Декомпозиция показателя EVA позволит выделить драйверов роста стоимости (табл. ).


 

Таблица – Драйверы роста стоимости на основе показателя EVA

 

Составляющие элементы показателя EVA, представленные в таблице, можно декомпозировать более детально, что, в свою очередь, позволяет определить критерии оценки результативности финансовой стратегии и определить структурные подразделения, ответственные за установленные значения (табл. ). Это позволит сформировать систему мотивации менеджеров разного звена и разработать систему KPI (key performance indicator) для оценки эффективности их деятельности. Моделирование факторов роста стоимости позволит определить нормативные значения в рамках реализации финансовой стратегии, что позволит оценить и обеспечить максимально возможные горизонта роста.

Таким образом, формирование финансовой стратегии роста стоимости компании – это сложный многоуровневый процесс, который включает в себя постановку целей и задач, определение ключевого интегрального показателя результативности финансово-хозяйственной деятельности, отражающего создание или разрушение стоимости компании, а также выявление драйверов роста стоимости на разных уровнях управления.

Формирование финансовой стратегии, ориентированной на рост стоимости позволяет повысить рациональность принимаемых управленческих решений как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе за счет возможности количественной оценки эффекта от реализации стратегии

 


 

Таблица – Критерии оценки результативности по факторам стоимости и уровням управления

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...