Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок как основная форма организации обучения детей




Задачи

1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по

 теме исследования.

2.Рассмотреть виды, структуру и планирование уроков ИЗО в начальной

школе.

3. На основе изучения опыта отечественных педагогов – эстетов

составить методические рекомендации по обучению младших

школьников изобразительному искусству на уроке.

Урок как основная форма организации обучения детей

    Обучение – длительный процесс. Он складывается из отдельных уроков. В первоначальном смысле слово «урок», означало трудовое задание, которое следует выполнить за определённый промежуток времени.

Современный урок это тоже своеобразное трудовое (учебное) задание для группы учеников, рассчитанное на определённый срок. (47, с.122).

  Урок, как форма учебной работы, существует с 17 века, т.е. 300 лет. Эта форма работы оказалась настолько жизнеспособной, что в наши дни урок остаётся основной формой передачи детям знаний умений и навыков. Это значит, что большой процесс обучения складывается из малых звеньев - уроков, каждый из которых связан с предыдущими в единую цепь.

  На уроке складываются из отдельных кирпичиков не только знания, но и чувства, переживания, привычки, растёт умение думать, познавать, рассуждать. И воспитание чувств не менее важно, чем формирования знаний.

  Без систематического, целенаправленного формирования личности школьника в целом, а не только его знаний не мыслимо полноценное обучение, полноценный урок.

Урок – как форма обучения относится к классно урочной системе обучения. Ему присущи постоянный состав учащихся, определённые временные рамки обучения (45 мин), твёрдо установленное расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом.

  Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе той или иной темы.

  Каждый урок несёт в себе определённые цели. Их четыре: обучающая, закрепляющая ( основной смысл которой состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений и навыков и их использовании на практике ), развивающая ( характер которой предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы ) и воспитывающая. (важнейшим аспектом которой является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность)

(44, с. 189). Нередко учителя основное внимание уделяют усвоению нового материала и закрепление старого, не заботятся к побуждению детей к самостоятельной деятельности, что нередко тормозит развивающее значение урока. Этот недостаток зачастую присущ и воспитательной стороне урока. Так некоторые учителя не акцентируют внимание детей на раскрытии мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, заключённых в изучаемом материале, на использование дискуссионных форм работы, не глубоко связывают в этих целях обучения с практикой. (46, с.276).

Важной развивающей задачей является привитие ребенку желания учиться и настойчивости в овладении знаниями. Если эту работу не планировать, то при переходе из младшего звена в старшее, интерес к знаниям не только не увеличится, но и начнет падать, что пагубно скажется на успеваемости учащихся. Поэтому учитель должен применить на уроке массу педагогических методов и приемов: урок, экскурсия, практическое занятие, индивидуальная работа с учащимися, кружки, утренники, выставки КВН, дополнительное образование.

Хотя уроки это коллективная работа, но усвоение ЗУН сугубо индивидуальная психическая деятельность. И, чтобы как-то ее активизировать, приходится использовать особые методы.

Задача индивидуального подхода к учащимся решается более успешно, если на уроках широко используется самостоятельная работа. Самостоятельная работа учащихся позволяет учителю видеть те сложности, с которыми сталкивается ребенок в процессе выполнения самостоятельной работы. Более сильные ученики получают усложненные задания, позволяющие развиваться более интенсивно.

Индивидуальная работа с учащимися проявляется в процессе проверки и оценки знаний. Необходимо дифференцированно подходит к решению этого вопроса, сильные школьники должны отвечать на более сложные вопросы, для менее успевающих школьников ставятся вопросы попроще.

Решить выше перечисленные задачи можно только при наличии строгой структуры урока.

Стандартная структура урока заключается в расчленении времени урока на части: организационная часть, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление нового материала, домашнее задание, итог урока.

Плохо, если ученики знают, что через 5 минут кончится опрос, а через 15 минут закончат объяснять новый материал, что ничего особенного на уроке не произойдет. Плохо это сказывается не только на усвоении знаний, но и на формировании чувств.

Полная бесструктурность урока, отказ от определенного его расчленения тоже не ведут к успеху. Таким образом, отказ от шаблона и поддерживания структуры в разумных рамках приведет учителя к своему собственному способу ведения урока – педагогическому почерку.

С точки зрения Харламова И.Ф. можно, собрав воедино, все положительные стороны структуры и нетрадиционные формы проведения уроков предъявить следующие требования к уроку:

1.Отчетливая целенаправленность урока,

2.Достаточное организационное и материальное обеспечение урока,

3.Оптимальный психологический режим урока,

4.Оптимальный темп и ритм работы на уроке,

5.Систематическая потребность и преемственность учебных операций,

6.Завершенность операций,

7.Экономия времени на уроке,

8.Непрерывный контроль и самоконтроль,

9.Восстановление делового равновесия при его нарушении,

10.Закрепление отделка ЗУН,

11.Непрерывное совершенствование учебного процесса.

Использование всех этих требований сделает урок интересным и не позволит скучать на нем. (47,с. 274).

Современный урок изобразительного искусства, по мнению Кузина, должен отвечать следующим важнейшим требованиям:

1.Наличие целей и задач, намечаемых учителем в соответствии с общими целями и задачами школы, предмета, конкретной темы, содержанием урока,

2.Воспитательная направленность должна соответствовать теме урока,

3.Соблюдение дидактических принципов в обучении и выполнении целей и задач воспитания всесторонне развитой личности,

4.Постоянное обогащение школьников ЗУН по предмету и на этой

основе систематическое развитие учащихся,

5.Использование разнообразных методов работы, отвечающих  

особенностям учебного материала, содержанию урока и   активизирующих познавательно-творческие способности учащихся,

6.Дифференцированный подход к детям с учетом их возрастных способностей ( 19,с.298).

В зависимости от цели, темы, и содержания урока изобразительного искусства определяется его тип. С точки зрения Кузина, в начальной школе применяются следующие типы уроков:

1. Урок сообщения нового материала,

2.Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков,

3.Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся путем их

проверки и оценки этих знаний, умений и навыков.

4.Урок смешанного типа.

Вывод. Итак, мы показали, что каждый урок несет в себе определенные цели. Их четыре: обучающая, закрепляющая, развивающая и воспитывающая. Важной задачей является привитие ребенку желания учиться и настойчивости в овладении знаниями. Поэтому учитель должен применить на уроке массу педагогических методов и приемов. Один из них – индивидуальная работа с учащимися.

 Решить выше перечисленные задачи можно только при наличии строгой структуры урока.

Стандартная структура урока заключается в расчленении времени урока на части: организационная часть, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление нового материала, домашнее задание, итог урока.

Современный урок изобразительного искусства должен отвечать следующим важнейшим требованиям:

1.Наличие целей и задач, намечаемых учителем в соответствии с общими целями и задачами школы, предмета, конкретной темы, содержанием урока,

2.Воспитательная направленность должна соответствовать теме урока,

3.Соблюдение дидактических принципов в обучении и выполнении целей и задач воспитания всесторонне развитой личности,

4.Постоянное обогащение школьников ЗУН по предмету и на этой основе систематическое развитие учащихся,

5.Использование разнообразных методов работы, отвечающих особенностям учебного материала, содержанию урока и активизирующих познавательно-творческие способности учащихся,

6.Дифференцированный подход к детям с учетом их возрастных способностей.

В зависимости от цели, темы и содержания урока изобразительного искусства определяется его тип. Учеными выделены типы уроков изобразительного искусства:

1.Урок сообщения нового материала.

2.Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

3.Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся путем их

проверки и оценки этих знаний, умений и навыков.

4.Урок смешанного типа.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...