Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рисование с натуры человека




Программой предусматривается выполнение набросков с натуры фигуры одетого человека (учащегося) в разных позах, а так же длительных рисунков с натуры фигуры человека с передачей пропорций, объёма, светотени, движения (в карандаше и в цвете – акварель).

Форма головы человека яйцевидная, но пропорции её всегда различные: бывают головы почти круглые, продолговатые, приплюснутые и т.д. Различно и соотношение её частей: величина мозговой и лицевой части черепа, челюстей, скул, ширина и высота лобной кости, степень разности лобных бугров, надбровных дуг и т.д. Разнообразны глаза человека - они бывают большими и маленькие, голубые, тёмно – коричневые и т.д. Так же различны и губы – тонкие, толстые. По–разному посажены и имеют неодинаковую величину уши, отличаются по форме и пропорциям носы.

Следует кратко рассмотреть последовательность выполнения рисунков с указанных объектов, что является необходимым для успешного рисования самого важного из всех объектов - фигуры одетого человека.

При построении рисунка головы важная роль принадлежит вспомогательной, так называемой срединной линии, проведённой от затылочного бугра вверх по шву между теменными костями, посередине лобной кости между лобными буграми и надбровными дугами к основанию носа, далее посередине верхней и нижней челюстей. От этой срединой линии и располагаются на равном расстоянии симметричные парные детали (глаза, крылья носа, углы рта, брови, лобные бугры, скулы, углы челюстей, уши и т.д.).

Из поперечных линий особенно важна пересекающая под прямым углом средину в области корня носа (переносицы) или в месте внутреннего прикрепления глаза (слезницы). Эта линия делит голову на две части, чаще всего почти равные между собой по высоте. В сочетании со срединной линией она образует так называемую крестовину, определяющую пропорции ширины головы к высоте, мозговой части к лицевой и степень поворота или наклона головы. Таким образом, точка переносицы является тем пунктом, от которой и идёт последующее построение остальных деталей головы.

При построении рисунка головы необходимо провести 3 – 5 вспомогательных линий на уровне основания носа, разрезе рта, бровей, лобных бугров, которые могут, поставит на нужные места и остальные парные детали. При положении лица фас, когда левая половина его равна правой, срединная линия и поперечные будут прямыми. Голова в фасовом положении, опущенная вниз, имеет срединную линию прямую, а поперечные – в виде дуг, обращённых выпуклостью вниз. У головы, запрокинутой назад, срединная линия также прямая, а поперечные – изогнуты и обращены выпуклостью вверх.

Когда голова повёрнута в сторону без наклона вниз или вверх, срединная линия становится дугой, а поперечные – прямыми. Чем больше поворот головы в сторону, тем сильнее изогнута дуга срединной линии. В этом случае парные детали располагаются на поперечных линиях, но по-разному удалены от срединной линии. При этом поперечные линии, как всякие параллельные, направляются в точку схода. В профильном положении головы срединная линия занимает крайнее положение. При дальнейшем повороте головы срединная линия не видна. Если голова повернута в сторону и поднята или опущена, то срединная и поперечные линии будут дугами. Не следует путать срединную и профильную линии: профильная линия проходит по всем точкам середины лица, повторяя рельеф выступающих частей головы, срединная линия дугообразна и минует сильно выступающие формы, например кончик носа или выдвинутую губу. Срединная и профильные линии совпадают только при фасовом положении головы, а при всяком другом положении все выступающие формы (нос, выдвинутая губа), лежащие на профиле, отклоняются от срединной линии.

Костной основой головы является череп. В нем различают мозговой череп – верхнезаднюю часть, заключающую в себе головной мозг, и лицевой череп – передненижнюю часть, включающую в себя нос, глаза, рот. Череп состоит из костей, соединенных между собой неподвижно (при помощи швов), и нижней челюсти, которая соединяется с черепом при помощи двух суставов.

 Курс обучения рисованию головы начинается с рисования черепа. Затем рисуют гипсовые слепки частей лица – носа, губ, глаз, ушей. После выполнения ряда рисунков с гипсовых слепков частей лица переходят к рисованию с гипсовых слепков античных канонизированных голов, затем к изображению живой головы с натуры.

Построение каждого рисунка головы проходит три основные стадии. На первой стадии определяется композиционное расположение на листе бумаги и величина изображения – легкими, без нажима линиями очеркивается примерный овал головы, направление шеи, приблизительное положение крестовины.

На второй стадии строятся детали головы: лоб, нос, челюсти, губы, полушария глаз с направлением век, уши, скулы.

Третья стадия – это детальная проработка всех форм.

После рисования головы человека переходят к изучению пластической анатомии фигуры и затем к рисованию скелета руки, ноги, кисти руки, стопы, торса. Далее выполняются рисунки с гипсовых слепков и живой модели стопы и кисти руки. После этого рисуют гипсовую натуру человека, а затем переходят к рисованию живой фигуры, начиная с положения стоящей модели. Завершается обучение рисованию с натуры фигуры человека изображением надетой фигуры человека. В процессе рисования такой фигуры следует постоянно осмысленно представлять себе под одеждой особенности анатомического строения конкретного человека, что даёт возможность, правильно определит направление и расположение ткани одежды, её складок, изгибов, соответствующих расположению торса, рук, ног.

При выполнении длительного рисунка одетой фигуры человека необходимо добиваться передачи объёма, фактуры одежды, окружающих предметов интерьера, воздуха, пространства. Сказанное относится и к выполнению акварельных работ.

 Важную роль в изучении и правильном изображении фигуры человека наброски и зарисовки с натуры, по памяти и по представлению, выполненные разными материалами – пером, тушью, углём, сангиной, пастелью, акварелью и т.п.

Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками, черной тушью.

Школьник начальных классов должен овладеть следующими навыками по разделу рисования с натуры:

                        1 класс

Знать название цветов – красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, розовый, голубой, коричневый, черный, серый, белый, бледно-красный, темно-красный, бледно-синий и т.д;

-элементарные правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый – зеленый и т.д.);

-свойства рисовальных материалов (карандаш, краски и т.д.).

К концу учебного года учащиеся 1 класс должны уметь:

-правильно сидеть за партой (столом), правильно держать лист бумаги и карандаш;

-свободно без напряжения работать карандашом, проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

-правильно располагать лист бумаги (по вертикали или по горизонтали) в зависимости от характера и пространственного расположения изображаемого;

-правильно передавать в рисунке форму, пропорции, строение, пространственное положение, цвет предметов;

-работать с акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

-правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги и центр – изображение должно быть не слишком велико, не слишком мало, не сдвинуто к одному из краев листа бумаги.

                        2 класс

Во 2 классе к концу учебного года учащиеся должны знать:

-отличия рисунка с натуры от рисунка по памяти и по воображению и от декоративного рисунка;

-правила расположения рисунка на листе бумаги в связи с его размерами и необходимостью зрительного равновесия форм, цвета.

За это же время они должны научиться:

-сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;

-правильно определять формы изображаемых предметов, их пропорции, конструктивное строение, пространственное расположение, цвет;

-соблюдать последовательное выполнение рисунка – начинать рисунок с построения всего изображаемого предмета, затем переходить к прорисовке его частностей и заканчивать уточнением общих очертаний и форм;

                                  3 класс

В 3 классе знания и умения, полученные детьми на уроках рисования с натуры, находят свое дальнейшее развитие.

Так, к концу учебного года учащиеся 3 класса должны усвоить:

-начальные сведения о линии горизонта, перспективе, точках зрения, точках схода;

-начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс и т.п.), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения.

Учащиеся 3 класса к концу учебного года должны овладеть следующими навыками:

-изображать предмет в перспективе с передачей одной и двух точек схода;

-передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс;

-пользоваться различной штриховкой (косой, по форме) для выявления объема, формы изображаемых предметов;

-передавать объемную форму предмета цветом (применять разные приемы работы по сухой, по сырой бумаге, вливания одного цвета в другой), пользуясь смешением красок;

   -рисовать с натуры предметы комбинированной формы – бидон, ваза, чайник и т.п.;

-рисовать несложный натюрморт;

-анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом главное, закономерное – особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределение светотени на поверхности предмета;

-сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;

-выполнять наброски и зарисовки карандашом, акварелью, черной тушью;                            

                        4 класс

В 4 классе уроки рисования с натуры включают в себя: рисование с натуры отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) призматической, цилиндрической, шарообразной, комбинированной формы с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы располагаются сначала во фронтальной, затем в угловой перспективе) с проведением доступных учащимся объяснений к заданиям: 1) круг в перспективе (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта), 2) фронтальная перспектива и 3) угловая перспектива.

Рисование с натуры, по памяти и представлению фигуры человека, животных, птиц, рыб. Прочувствование и передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии.

Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение красотой окружающего мира.

Содержание уроков рисования в 1 классе составляет рисование с натуры, а также по памяти и по представлению простых по очертаниям и строению предметов прямоугольной и круглой формы, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.

 В качестве примерных заданий в 1 классе служит рисование с натуры, по памяти и по представлению:

а) рисование с натуры флажка, детского мяча, воздушных шариков, яблока, помидора, комнатного растения;

б) рисование с натуры простых по форме листьев деревьев (липа, тополь, береза, яблоня) и цветов (тюльпан, садовая ромашка и др.);

в) рисование с натуры игрушек на елку (шары, бусы, рыбки), детских игрушек (грузовик, троллейбус, автобус).

Во 2 классе дети рисуют с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птицы, цветы) с передачей общего цвета натуры. Развитие умений выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать в рисунках пропорции, очертания, общее пространственное расположение и цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.

Примерными заданиями по разделу рисования во 2 классе является:

1) рисование с натуры, а также по памяти и представлению (включая и наброски):

а) бабочек;

б) простых по форме листьев деревьев и кустарников (липа, яблоня, сирень), цветов (тюльпан, ромашка, фиалка и т.д.);

в) книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (помидор, огурец), фруктов (яблоко, груша);

г) игрушек на елку (шары, рыбки, хлопушки, гирлянды);

д.) игрушечных машин (грузовик, автобус, трактор и т.п.);

2) выполнение графических и живописных упражнений.

Содержанием занятий по рисованию с натуры в 3 классе является рисование с натуры различных объектов действительности, простых по очертаниям и строению Рисование домашних и диких животных, птиц, рыб, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очертания, общего пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «переход цвета в цвет» и «вливание цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.

Примерные задания по разделам в 3 классе:

1) Рисование с натуры, а также по памяти и по представлению (включая наброски):

а) листьев деревьев, кустарников с осенней окраской (осина, клен, дуб, калина);

б) веточек деревьев с почками (верба, тополь);

в) цветов (одуванчик, подорожник, мать – и – мачеха, первоцвет);

г) фруктов, овощей (огурец, помидор, сладкий перец, кабачок, зеленый лук, яблоко, груша, слива);

д.) насекомых (майский жук, стрекоза, кузнечик, шмель);

е) птиц (скворец, утка, снегирь, голубь);

ж) животных (заяц, кролик);

З.) предметов быта (лейка, глиняная расписная кружка, деревянная расписная миска, детское ведерко, детская лопатка);

и) игрушек (самосвал, пожарная машина, трактор с прицепом и т.д.);

к) народных игрушек (глиняные свистульки – Филимоново, Дымково, деревянные свистульки, грибки – Полхов-Майдан);

2)выполнение графических и живописных упражнений.

Примерные задания в 4 классе:

а) рисование с натуры и по памяти (в том числе наброски) отдельных предметов (коробка, бидон, шар, ваза, кувшин, чайник простой формы, барабан), цветка в вазе, двух-трех листьев на ветке дерева или кустарника, бабочки, стрекозы, жука (по коллекциям), овощей, фруктов;

б) рисование с натуры натюрмортов из овощей, фруктов, предметов быта (из двух предметов разной окраски);

в) рисование с натуры (в том числе и наброски) фигуры человека;

г) рисование с натуры и по памяти птиц и животных;

д.) рисование с натуры и по памяти грузовых и легковых машин;

е) выполнение графических и живописных упражнений.

Рисунки с натуры, как правило, предшествуют выполнению рисунков на темы и декоративным работам. Урокам рисования с натуры программа отводит в 1 классе 8 часов, во 2 классе – 8 часов, в 3 классе – 10 часов, в 4 классе – 12 часов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...